Глава І. Становление А. И. Куприна как писателя:   7 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава І. Становление А. И. Куприна как писателя:   7



Задание на курсовую работу                             2

Реферат                                                4

Введение                                               5

Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя:         7

Киевские знакомства Куприна

1.2 Сотрудничество в периодических изданиях

Русское богатство»

Киевское слово»

Киевлянин»

Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях         _

Рассказы киевского периода                        

Киевские типы»                                   

Миниатюры»                                       

Выводы                                                 _

список использованной литературы                        _


Реферат

Текст курсовой работы ___ с.,      ___ источников

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в данной работе является киевский период жизни и творчества А.И. Куприна (работа в периодических изданиях)

ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ является рассмотрение периода становления А.И. Куприна как писателя, работа в газетах и журналах г. Киева. В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть связь жизни и раннего периода творчества А.И. Куприна

- изучить темы творчества Александра Ивановича Куприна в Киеве и работу его в периодических изданиях древнего города;

- рассмотреть формирование Куприна как мастера короткого рассказа

- проанализировать сборники «Киевские типы» и «Миниатюры»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – метод системного анализа и описательный.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА данной работы состоит в попытке описать период формирования творчества Александра Ивановича Куприна, проанализировать его работу в газетах и журналах как журналиста и как начинающего писателя.

ОБЛАСТЬ ПРЕМЕНЕНИЯ - школьное преподавание русской литературы, подготовка к семинарам.

КАЗЕННЫЙ МАЛЬЧИК, АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ, КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, РУССКОЕ БОГАТСТВО, КИЕВЛЯНИН, ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО, РАССКАЗЫ КИЕВСКИЕ ТИПЫ, ОЧЕРКИ МИНИАТЮРЫ, ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ, МАЛЕНЬКАЯ ХРОНИКА, КУСТ СИРЕНИ, ЖИЗНЬ ВСЕХ СЛОЕВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА


Введение

Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем.

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца своего будущий писатель не помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любви Алексеевны Куприной.

ч ерез два с лишним года после смерти мужа вдова с тремя детьми переезжает в Москву, где устраивает дочерей в закрытые учебные заведения, а сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем доме. В нем, описанном много лет спустя в рассказе "Святая ложь", Куприн прожил до шестилетнего возраста. Летом 1876 года он был отдан в Разумовский сиротский пансион, в котором пробыл четыре года.

По окончании пансиона Куприн в августе 1880 года был принят во Вторую Московскую военную гимназию, которая через два года после этого реорганизовалась в кадетский корпус. Здесь будущий писатель провел ровно восемь лет - до августа 1888 года а, о том, что представляло собой это учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной повести "На переломе" ("Кадеты").

Осенью 1888 года Куприн поступает в 3-е Военное Александровское училище, готовившее пехотных офицеров, и кончает его в чине подпоручика в августе 1890 года.

В это время Куприн впервые печатается. Это небольшой рассказ "Последний дебют" в журнале "Русский сатирический листок" от 3 декабря 1899, № 48, который автор считал не удавшимся.

Окончив юнкерское училище, Куприн в августе 1890 года был направлен на службу в 46-й пехотный Днепровский полк.

В годы военной службы Александр Иванович не оставлял занятия литературой. Было написано много стихотворений и, кроме того, несколько произведений в прозе.

Единственным возможным, хотя и трудно достижимым средством вырваться в те годы из захолустной армейской среды было для офицера поступление в Академию генерального штаба. Куприн решил использовать этот путь, и в конце лета 1893 года он едет в Петербург сдавать экзамены в Академию. Экзамены шли успешно, но перед самым окончанием их молодой офицер по распоряжению командующего войсками Киевского военного округа генерала Драгомирова был неожиданно отозван обратно в полк, распростившись с надеждой попасть в Академию. Вернувшись в полк Куприн еще в течение года «тянет» служебную лямку и только осенью 1894 года он принимает решение выйти в отставку, покидает Проскуров и переезжает в Киев.

Я всегда восхищалась умением Александра Ивановича Куприна так красочно и реалистично описывать своих героев, вкладывать глубокий смысл в краткие рассказы, поэтому я очень рада, что мне представилась возможность глубже изучить его жизнь. И, не смотря на то, что широкая известность и слава придут к нему намного позже темой своей работы я выбрала именно Киевский (ранний) период его творчества, так как, по-моему, как раз тогда и формировался тот Куприн, которым позже будут восхищаться, память о котором пронесут сквозь века.

Свои рассказы Куприн писал легко, не задумываясь, брал талантом, но прекрасно понимал, что на одном таланте без большого жизненного материала долго не продержишься. В одном из своих писем он писал о том, что, когда он вышел из полка, «самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний - ни научных, ни житейских. С ненасытной и до сей поры жадностью я накинулся на жизнь и на книги». [15,9]

Живя в Киеве, так как специальности Александр Иванович не имел, занимается журналистской деятельностью, пробует себя в роли начинающего писателя, иногда приходится работать на заводе, грузчиком, зубным врачом, землемером, актером, рыбаком, управляющим имением и т.д. Благодаря этому Александр Иванович Куприн получил огромный и интереснейший материал, основываясь на который написал, и после переезда из Киева, множество замечательных рассказов.

Куприн изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он изучил эту страну и знал ее во всех ее качествах, любил жить одной жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык, их говор.

Обосновавшись в Киеве, Куприн много путешествовал по Украине, ездил по украинским селам и местечкам, подолгу жил в Одессе, Екатеринославе, Житомире, Севастополе, бродил по югу Украины с передвижными цирками. [16,148 ]

И так постепенно, из года в год, Куприн стал таким же бывалым человеком, как Горький, с которым он потом подружился, как Лесков, - стал знатоком своего народа и его описателем. Поэтому он никогда не чувствовал недостатка материала. Все занимало его, и обо всем он 'рассказывал живо, со вкусом, ни на минуту не сомневаясь в том, что это интересно и всем окружающим.


Из всего напечатанного в киевских газетах: фельетоны, рецензии, судебные отчеты, передовые статьи – на данный момент наиболее рассмотрены и, по словам В. Афанасьева, «представляют наибольший интерес» его рассказы.

В ранних произведениях 1893-1896 г. еще много ученического, подражательного, но вместе с тем в них видны реалистическое дарование молодого писателя, неуклонный рост мастерства. Многие картины и зарисовки имеют совершенно ясную острую социальную направленность, проникнут глубокой симпатией к простому человеку. Это видно в рассказах армейской тематики («Дознание», «Прапорщик армейский»), рассказах обличающих чиновников-взяточников и пройдох («Негласная ревизия», «Просительница»). В раннем периоде творчества обнаруживается склонность Куприна к психологическому анализу («Страшная минута», «Ночлег»).

В серии фельетонов и очерков Куприн дает зарисовки обитателей большого города. Источником вдохновения, для написания этих произведений, служит изображение реальной, окружающей автора жизни с стремлением преодолеть журналистскую, газетную фотографичность. Меткость рисунка, сочность красок отличают серию «Киевские типы», в которую объединены эти фельетоны и очерки. В них появилась большая зоркость и наблюдательность Куприна. Содержание очерков значительно шире объединяющего их заглавия. Некоторые критики отмечали это как недостаток, может им хотелось, чтобы Куприн ограничивался забавными этюдами.

Редакция газеты «Киевское слово» в предисловии к очерку «Вор» оправдывалась, что новая серия «Киевских типов» не будет выходить за рамки Киева, но очерки Куприна действительно имели всероссийских характер и в этом и была их сила. Наиболее значительными оказались «Студент - драгун», «Лжесвидетель», «Босяк», «Вор», «Художник», «Доктор», «Хайжушка».

Киевский период был плодотворным в жизни и творчестве А.И. Куприна. Не смотря на ряд не совсем приятных моментов, пребывание в Киеве и работа в газетах дали Александру Ивановичу возможность познакомится ближе с жизнью различных слоев городского населения, сделать ценные наблюдения, которые в дальнейшем отразятся в произведениях, а так же лягут в основу ряда коротких рассказов, объединенных под заголовком «Киевские типы».

В Киеве А.И. Куприн тесно общается с местными литературными силами. Это М.Н. Киселев (Чалдон), Е. Кибаленко, И.М. Левинский, К.В. Назарьева, Ю.В. Ревякин и другие. Писатель очень быстро привыкает к повседневному труду за письменным столом, оттачивает свое перо «быстрописателя», приобретает необходимый писательский навык, которым будет пользоваться постоянно.

Дружба с Киселевым оказала благотворное влияние на Куприна, человека неуравновешенного и порывистого. По совету Киселева Куприн много читал, познакомился с произведениями Г.И. Успенского, чье творчество потом очень ценил. Благодаря наставлениям Киселева, ездил в Донбасс, изучал жизнь рабочих и как результат этой поездки стала повесть «Молох».

Позднее Куприн напишет о М.Н. Киселеве как о «лучшем, преданнейшем друге, лучше и ближе которого, кажется, не было за всю жизнь». [ 8,21 ]

Куприна-журналиста интересовало буквально все. Он с увлеченностью работал репортером, считая, что репортерская работа – разновидность литературной деятельности. Репортер должен все видеть, все знать и все уметь рассказать.

Профессия журналиста благотворно сказалась на художественном творчестве Куприна. Сотрудничество Куприна с киевскими газетами и журналами совпало с широким распространением и популярностью в те годы в русской литературе очерков «городского типа». Как раз в «Русском богатстве» этому жанру уделялось заметное место еще в конце 1880-х годов и до второй половины 1890-х годов.


Стремясь нарисовать типические фигуры представителей той или иной социальной категории, той или иной профессии, Куприн дает обобщенные образы, а героев часто называет не по именам, а по принадлежности к той или иной группе – певчий, пожарный, квартирная хозяйка, художник и так далее.

Первая книга рассказов Куприна была издана в Киеве при непосредственной помощи жены старшего брата Карышева, Сергея Алексеевича, популярного в Киеве нотариуса. В доме Карышевых устраивались вечера, к ним приезжал из Петербурга известный баритон Мариинского театра Л.Г. Яковлев, приходившийся родным братом жене Сергея Алексеевича Анне Григорьевне.

С.А. Карышев позже вспоминал, что в свое время именно он предложил Куприну написать что-то для одной из киевских газет и, после того как Карышев написал редактору рекомендательное письмо, молодого писателя. [16,150 ]

Куприн задавался целью изобразить «собирательные черты тех групп индивидуумов, на которые известная профессия и местные условия имели то или иное влияние». [ 3,23 ]

Тематически «Киевские типы» можно разделить на две группы зарисовок: одна из них – портреты, в которой без всякого шаржа и утрировки, по сатирически остро показаны черты обывателей и мещанства; другая группа – портреты босяков и деклассированных людей, промышляющих кто чем может.

Очерк «Студент - драгун» имел значительный успех, объяснявшийся исключительной меткостью образной характеристики. В студентах-белоподкладочниках, сынках богатых родителей, было воплощено все духовное убожество паразитической среды. Щегольски затянутые в новенькие мундиры, рисуясь военной выправкой, эти представители золотой молодежи бездельничали, развратничали, играли целыми днями на бильярде. Их чванливость была равна их невежеству.

Один из самых ярких очерков серии «Киевские типы» - «Художник» имеет отчетливо выраженную сатирическую направленность. В очерке рассказывается о декадентствующем живописце, который презрительно отвергает реалистическое искусство, как классическое, так и современное.

Куприн и сам испытал влияние декадентства, хотя оно и было кратковременным и лишь в самом начале творчества. Автор высмеивает подобных деятелей, претендующих на роль новаторов, но в большинстве своем посредственных, а то и просто бездарных. Такие люди губят подлинные таланты, и только немногим удается вырваться из этой «инертной и бездарной» среды. К этой же теме можно отнести и другие очерки об «имущих» - «Доктор», «Квартирная хозяйка», «Заяц». Проходит вереница людей, все мелочное существование которых подчинено одной задаче – выколачивать деньги; людей у которых нет ни тени любви к своему делу.

Все эти очерки интересны еще и тем, что они, как я уже говорила, являются своеобразными набросками, эскизами к более поздним произведениям писателя. Например, квартирная хозяйка в одноименном очерке, по мнению многих исследователей, прообраз содержательницы меблированных комнат Анны Фридриховну в рассказе «Река жизни». Вообще роль киевских впечатлений во всем последующем творчестве писателя чрезвычайно велика.

Как уже отмечалось, ранние рассказы Куприна пестры, разнообразны и не равноценны. Но какими бы пестрыми ни казались эти купринские произведения, в них все же при более внимательном взгляде проявляются главная, ведущая линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту человека - труженика, человека из народа, показать неприглядный облик «хозяев жизни». Эти характерные особенности раннего творчества Куприна найдут отчетливое воплощение в его первом крупном произведении – повести «Молох», который был посвящен Варваре Дмитриевне Карышевой, жене приятеля Куприна Михаила Алексеевича Карышева, инженера, служившего на Юго-западной железной дороге, а позднее переведенного на Донбасс, куда позднее вместе с семьей своих приятелей переезжал также и Куприн.


Выводы

Первые рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще художественно несовершенны, привлекают тематическим разнообразием, вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных достоинств – самоуважения, находчивости, гордости. Куприн принадлежит к тем писателям, которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой. Но под час у него внимание к маленькому человеку оборачивается сентиментальностью, а динамичность повествования – внешней занимательностью.

В киевских газетах Куприным было напечатано свыше сорока рассказов. Наряду с реалистическими произведениями, какими являются «Дознание» и «Ночлег», психологически тонкими рассказами, как «Негласная ревизия» и «К славе», чудесной полной большой человечности миниатюре «Allez», которой восхищался Л.Н. Толстой, в творчестве раннего Куприна встречаются слабые, мелодраматические произведения: «Странный случай», «Каприз», типичные для журналов и газет тех времен.

О «Миниатюрах» Куприн позднее говорил, что без стыда не может вспомнить, столько в этой книге было плохих рассказов. «Она, слава богу, не привлекла внимания даже безработных провинциальных критиков… Разошлась она быстро благодаря пошлейшей обложке…» [12,29], но для читателя и исследователя она очень ценна.

Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье. В поисках он шел по разным путям, часто заблуждался, но в конце концов пришел к единственно правильному решению, что только величайший гений социализма приведет к расцвету человечности в этом измученном противоречиями мире.

Он пришел к этому решению поздно, после трудной и сложной жизни, после дружбы и разрыва с Горьким, после своего противоречивого и не всегда ясного отношения к революционным событиям, после некоторой склонности к анархическому индивидуализму, - пришел уже в старости, больной и утомленный своим непрерывным писательским трудом Тогда он вернулся из эмиграции на родину, в Россию, в Советский Союз, и этим поставил точку под всеми своими исканиями и раздумьями.

Военная служба молодого выпускника Александровского пехотного училища протекала в Украине – в Проскурове и Волочиске. «Поединок» - наиболее значительное из произведений Куприна, в которых нашли свое воплощение впечатления тех лет. На украинском материале написаны рассказы из крестьянской жизни, к которым впоследствии присоединились и такие вещи, как «Олеся», «Конокрады», «Лесная глушь», «Серебряный волк», «На глухарей».

Мы должны быть благодарны Куприну за все за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом.


Список использованной литературы

Лилин В. А.И. Куприн.-Л.,1975

Задание на курсовую работу                             2

Реферат                                                4

Введение                                               5

Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя:         7

Киевские знакомства Куприна

1.2 Сотрудничество в периодических изданиях

Русское богатство»

Киевское слово»

Киевлянин»

Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях         _



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.025 с.)