Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии, показатели и средства диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников.
В педагогическом процессе существует необходимость в исследовании достигнутого учащимися уровня сформированности. С этой целью используется диагностика, которая представляет общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. По словарю С.И. Ожегова [13] критерий определяется как мерило оценки, суждения. Показатель – то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Уровень – степень величины развития, значимости чего-нибудь. Н.С. Пряжников [17] считает, что ведущими критериями является когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический. По его мнению проявлениями критериев сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников являются: · когнитивный – наличие знаний учащихся о мире труда и профессий, представление о собственных качествах и возможностях, умение производить самооценку на определенном уровне; · мотивационно-потребностный – наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности, отношение к труду людей и профессиям, желание овладеть какой-либо профессией; · деятельностно-практический – проявление трудолюбия на уроках, дисциплинированности, активности, добросовестности, ответственности в учебном труде. Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий осуществляется посредством использования методик диагностики. В данном исследовании использовались критерии, показатели и методики диагностики, представленные в таблице 1. Таблица 1. Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников
С.В. Яковлева [39] выделяет следующие средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников:
· Тестирование Тест «Знаешь ли ты профессии?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, из которых учащиеся выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний балл позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 1). · Беседа Проводится индивидуально. Учащемуся предлагается рассказать о том, какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности. · Методика неоконченных предложений Учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности (Приложение 2). · Анализ продуктов деятельности Анализ продуктов деятельности осуществляется на уроках трудового обучения, в общественно полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей: - аккуратность выполнения работы; - соответствие продукта деятельности предложенному образцу; - наличие элементов творчества в продукте деятельности; - проявление трудолюбия в процессе работы. · Наблюдение Наблюдение осуществляется на уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда. Обращается внимание на активность участия младших школьников в общественно полезном труде, работе на уроках трудового обучения. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе. В процессе исследования нами были определены три уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников: высокий, средний, низкий.
Характеристика уровней сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников 1. Высокий уровень. У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей. Учащиеся знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках. Дети активны, ответственны, помогают одноклассникам в процессе труда. 2. Средний уровень. Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей. Учащиеся называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, но их интересы к учебной и профессиональной деятельности неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества. 3. Низкий уровень. Учащиеся имеют незначительные представления о трудовой деятельности людей. Учащиеся не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к учебной и профессиональной деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности. Констатирующий эксперимент Цель: выявить уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников. Экспериментальная база исследования: средняя школа № 102 города Новокузнецка. Эксперимент проводился в 3 «Б» классе. В классе обучаются 26 человек. Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1. Результаты эксперимента представлены в таблице 2. Таблица 2 Уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий
Как показывают результаты констатирующего эксперимента, более половины учащихся обладает средним уровнем сформированности представлений о мире труда и профессий. Наиболее высокие результаты выявлены по мотивационно-потребностному критерию, наиболее низкие результаты - по деятельностно-практическому критерию, что позволяет сделать вывод, что у учащихся более всего развит интерес к трудовой и профессиональной деятельности, положительное отношение к ней, но недостаточно сформированы трудовые навыки, недостаточно развитое трудолюбие.
Выводы по первой главе В ходе теоретического анализа литературы были сделаны следующие выводы: 1. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения. Формирование представлений о мире труда и профессий у детей осуществляется путем познания учащимися о трудовой жизни людей, о разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность. Возрастные особенности младшего школьника, которые состоят в эмоциональности, любознательности, особой восприимчивости, способствуют формированию представлений о мире труда и профессий. 2. Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в воспитательно-образовательном процессе, показывает богатые возможности различных учебных предметов в данном направлении. В работе педагогов начальной школы широко используются проблемные ситуации, игровые формы обучения, развивающие задания и другие. 3. С целью выявления уровня сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий используется диагностика, которая представляет общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Диагностика осуществлялась по определенным критериям: по когнитивному, мотивационно-потребностному и деятельностно-практическому. Определены средства измерения сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий – тестирование, методика неоконченных предложений, наблюдение, анализ продуктов деятельности. Определены уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий – высокий, средний, низкий - и составлены их характеристики. На базе 3 «Б» класса средней школы №102 был проведен констатирующий эксперимент, который показал преобладание у учащихся среднего уровня сформированности представлений о мире труда и профессий.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.014 с.) |