Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер.

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.

Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.

Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

Очень часто при постановке задачи перед учениками учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу не давая готовых знаний сразу.

Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения продуктивных творческих приемов обучения инедостаточной не разработанностью методики их использования в начальной школе.

Все сказанное обусловило выбор темы исследования «использование проблемной ситуации как средства активизации познавательной деятельности младших школьников (на уроках русского языка)».

Предмет исследования - Создание проблемной ситуации на уроке русского языка.

Объект исследования - Процесс обучения младших школьников.

Цель исследования - Определить степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и механизм проблемной ситуации;

2. Выявить методику использования проблемной ситуации на уроке русского языка;

3. Разработать приемы работы по использованию проблемной ситуации при изучении «Имени существительного».

Методы исследования:

1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Наблюдение;

3. Беседа;

4. Анкетирование.

Методологической основой послужили:

а) теории деятельностного подхода, разработанные в трудах и его учеников;

б) теория развивающего обучения Л.С.Выгодского,

База исследования:

Работа проводилась на базе 2 «А» (экспериментального) класса, средней школы №, г. Алматы. Количество учащихся – 26 человек. 2 «Б» - контрольный класс (26 учащихся).

Структура дипломной работы:

Дипломная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.

Во Введении обосновывается актуальность исследования, разработан научный аппарат.

В I главе раскрыты теоретические основы использования проблемной ситуации как средства активизации познавательной деятельности младших классов.

Во II главе определены пути активизации познавательной активности младших школьников на основе использования проблемной ситуации при изучении имени существительного во 2 классе.

В Заключении сделаны выводы по итогам исследования.

В Списке использованной литературы насчитывается 90 источников.

 

 

Прочитайте пословицы.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Ученье-лучшее богатство.

Старанье и труд свое возьмут.

Лес и вода - брат и сестра.

Растение - берегам спасение.

2. Как узнать род имен существительных?

Вывод: Чтобы узнать род имен существительного во множественном числе нужно это существительное поставить в единственное число.

3. Выпишите существительные ж. р., м. р., ср. р.

Б. На уроках закрепления. Использовались следующие виды заданий.

Задание 1.

A) Выпишите в один столбик слова с окончанием  (какого они рода?), а в другой с окончанием о,е (какого они рода?).

Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.

Б) Подберите по два существительных и женского и мужского рода. В каждом укажите

B) по рядам придумайте по два предложения, в которых было бы имя существительное ж. р., которое обозначает время года, явление природы, состояние.

Задание 2. Определите род имен существительных.

Ягоды, тракторы, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, леса, школы, песни, волокна.

Вопрос учителя: Можно ли сразу определить род существительных? Почему?

Задание 3. Определите род существительных.

Седой туман поднимался над рекой, недалеко от нас есть озеро. Наступила ранняя весна.

Задание 4. Выпишите имена существительные, определить род.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко желтая листва.

Стала ель в лесу заметней-

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Задание 5. Составить предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определить род и задашь вопрос.

Стал, разгуливать, болоту, по, журавль.

Кукушк а, бору, куковала, в.

Пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.

Парил, высоко, в, коршун, воздухе.

В. На этапе проверки применялись такие виды работ:

Задание 1. Как узнать является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?

Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бегун.

Задание 2. Выпишите одушевленные имена существительные и определите род.

Из трубы шел дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб - хищная птица. Белый медведь живет только на севере. На деревьях много птичьих гнезд. Крот - полезное животное. В ясную ночь на небе увидишь много звезд.

Задание 3. Составить рассказ из 3-5 предложений по картине (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Ганс -Чурбан»)

 

Вопросы:

1. Кто изображен на картине? (Ганс - Чурбан, козел);

2. Где они едут? (около, дорога, по, замок);

3. Что находится рядом? (Цветы, луга, трава);

4. Что он держит в руке? (Башмак).

Задание 4. Что такое имя существительное. Приведите примеры.

Почему слово пишется с большой буквы? Казахстан.

Как определить род имени существительного?

Определите род имен существительных: носки, столы, журналы, письма, коньки.

По какому принципу я разделила эти слова:

Конь                 машина

Собака            кровать

кошка              осина

медведь       дерево

девочка             бревно

Задание 5.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните существительные, которые отвечают на вопрос кто? У остальных существительных определить род.

Скоро растает сне... проснутся дерев...я набухнут почки побегут руч...и прилетят гр...чи и скворцы Саша и Ол...га повесят скворечники.

2. Из каждой группы слов составьте по два предложения.

А) Ярко. Чирикают. Солнце. Громче. Светит. Воробьи.

Б) Днем. Замерзают. Лед. Ночью. Тает. Лужи.

Задание б. Подчеркните существительные, напишите одушевленность и род.

Храбрый человек; пушистый кот;

Злая собака, дождливая осень.

Задание 7. Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?

(кто?)......... познается в беде.

(кто?)......... сильна крыльями, а (кто?)......... дружбой.

(что?)......... с гор потекла - весну принесла. Волга

всем рекам......... (кто?).

Весенний (что?)......... целый год кормит.

Земля кормит людей,, как (кто?)......... детей.

Задание 8. Списав, обозначьте начало и конец предложения. Подчеркните по 3 слова, отвечающие на вопросы кто?что?

Стало темнеть сгустились тучи грянул гром полил теплый дождь рыбаки поставили сети солнце село орали на пруду лягушки рыбаки вынули сеть там были караси.

Для доказательства эффективности проделанной работы был проведен констатирующий срез на знание грамматических признаков имени существительного. Этапы проведения эксперимента были те же, что и в начале года: писался диктант с последующим выполнением грамматического задания.

Гроза

Тучи закрыли все небо. Сверкает молния. Гремит гром. Сильный ветер качает деревья. Льет дождь. Вода залила дорогу. Но вот гроза утихла. Стало светло. Дождь перестал. Опять засияло солнце. Дети бегут в сад.

Грамматическое задание: подчеркните одной чертой существительные одушевленные, а двумя чертами неодушевленные. У всех существительных определите род.

Таблица 2. Знания грамматических категорий после систематического изучения.

Класс

 

Кол-во учащихся правильно назвавших

 

Опред. одушевленных   Опред. рода  
Эксперимент. 26 человек   22 (92%)   21 (87%)  
Контрольный 26 человек   18(75%)   18(75%)  

В экспериментальном классе из 26 человек, писавших работу, правильно определили одушевленность 22 человека, род имен существительных - 21 человек. Неправильность ответа в определении одушевленности во многом объясняется неумением правильно задавать вопрос, но главное - непонимание принципа одушевленности и неодушевленности. Неправильность ответа в определении рода объясняется, во-первых, невнимательностью. Во-вторых, абстракцией категории рода: для слов, не обусловленных значением половой принадлежности, род определяется по окончанию. С понятием окончания дети еще не знакомы. В-третьих, учащиеся вводят в заблуждение слова с мягким знаком на конце (конь, соль ).

В контрольном классе из 26 человек правильно определили одушевленность 18 человек, род - 18 человек.

При обучении по традиционной форме (контрольный класс) усвоение материала основывалось на репродуктивном методе.

При репродуктивном методе основной упор делается на запоминание. Память в этом возрасте у детей кратковременная, неустойчивая. Дети не могут удержать в памяти большой объем информации. Внимание в этом возрасте неустойчивое, непроизвольное, что так же влияет на запоминание.

В классе, где обучение имело проблемную направленность (экспериментальный класс), обучение основывалось на осмыслении программного материала. В связи с этим уровень качества знаний выше.

При творческом подходе основное внимание уделяется осмыслению изучаемого материала. При оптимальном подборе материала, опоре на наглядные средства обучение, нагрузка на память не столь велика, интерес удерживает более длительное время внимание. Все это способствует созданию более прочных связей в коре головного мозга, а следовательно лучшему усвоению языковых фактов. Последовательность в изложении материала, попытки детей обнаружить причинно - следственные связи между разрозненными явлениями позволяет интегрировать разроз фактов в систему. Тем самым достигается аналитико-синтетический метод усвоения знаний. Элементы сопоставления классификаций не только дают представления об изучаемом предмете, но и развивают мышление. Проблемная ситуация таким образом наиболее полно соответствует этапу трансформации конкретно-образного мышления в словесно-логическое.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Идея активизации обучения имеет большую историю, начиная с учений античности и кончая современными психолого-педагогическими исследованиями. Разработка данной педагогической проблемы нашла глубокое всестороннее освещение в теории педагогики и психологии. Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться психологами в связи с задачами активизации познавательно-мыслительной деятельности учащихся.

Психологами доказано, что «проблемная ситуация» являете я главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников.

Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.

Человечество постоянно развиваете я, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. При этом второстепенные не столь значимые факты служат либо общим фоном развития данной научной области, либо вовсе не принимается во внимание. Тем самым осуществляется координация наиболее значимых понятий, их систематизация, позволяющая видеть не отдельные факты, целостную картину явления Апора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя традиционные формы, не оптимально. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку - М., 1978.

2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах /под ред. Н. С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - М, 1977.

3. Баранов С. П. Сущность процесса обучения - М., 1981.

4. Баранов С. П Сластенин В. А. Педагогика - М., 1986.

5. Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения - М., 1968.

6. Бабанекий Ю. К. Проблемное обучение как средство по­вышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону., 1970.

7. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемного обучения. - М., 1963.

8. Бийков Ф. Я. Воспитание у школьников интереса к последовательной работе // Советская педагогика. 1965, №7.

9. Вахтеров В. П. На первой ступени - М., 1990.

10. Ю.Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку - М., 1983.

11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследова­ния - М., 1956.

12. Вяткин Л. Методика проблемного обучения - Саратов; 1971.

13. Вильков Л. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения,- М., 1966.

14. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.

15. Гоноболин Ф. Н. Психология младшего школьника - М., 1973.

16. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.

17. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986.

18. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте - М., 1993.

19. Данилов М. А. Процесс обучения в начальной школе - М., 1960.

20. Добрынина Л. Н. Опыт работы по русскому языку в начальных классах - М., 1987.

21. Дорно И. В. Проблемное обучение в школе - М., 1972.

22. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения - М., 1963.

23. Жинкин Н. И. Психологические основы мышления и речи //Русский язык в школе: - 1965, № 3.

24. Жинкин Н. И. Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку.- М., 1969.

25. Золотова Г. А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка // Русский язык в школе 1968, № 8.

26. Загвязинский В. И. Проблемность в школьном обучении - Тюмень; 1971.

27. Заботин В. В. О познавательной роли вопросов в обучении //Советская педагогика - 19б7, №9.

28. Занков Л. В. О начальном обучении - М., 1963.

29. Ильина Т. А. Педагогика - М., 1984.

30. Ильницкая И. А. Проблемная ситуация как средство активизации учащихся на уроке. Автореферат кан. диссертации - М., 1972.

31. Ильницкая И. А. Проблемная ситуация и пути создания на уроке – М., 1965.

32. Каган М. С. Человеческая деятельность - М., 1974.

33. Казанский Н. И. Назарова Т. С; Дидактика - М.,1983.

34. Коменекий Я. А. Избранные педагогические сочинения -М., 1955.

35. Коротеев Б. Н. Ученье - процесс творческий - М., Просвещение, 1960.

36. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.

37. Кадян Г. Б. Проблемные ситуации в обучении - М., 1963.

38. Кудрявцев Г. В. Исследования и опыт проблемного обучения //Высшая школа, 1969,№5.

39. Кудрявцев Г. В. О проблемном обучении как основе умственного развития - М., 1966.

40. Лернер И. Я. Учебный предмет, тема, урок - М., 1988.

41. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения, - М.19б1.

42. Лернер И. Я. Проблемное обучение - М., 1974.

43. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики - М., 1972.

44. Лошкарев Н. А. Формирование умений и навыков. Сов. Под., 1980.

45. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться - М., 1965.

46. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность, - М., 1977.

47. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе - М., 1977.

48. Методика грамматики и орфографии в начальных классах /Под. ред. Н. С. Рождественского. - М., 1979.

49. Методика преподавания русского языка: руководство к самостоятельной работе над курсом /Под. ред. М. С. Соловейчик - М., 1968.

50. Максимов В. Н. Проблемное построение содержания учебного материала как условия развития познавательных интересов // Уч. зап. ПГПИ., 1968.

51. Мечинская Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении - М., 1973.

52. Махмутов М. И. Проблемное обучение - М., 1975г.

53. Матюхина М. В. Учебная деятельность и ее структура - М.

54. Махмутов М. И. Современный урок. - М., 1977.

55. Напольникова Т. В. Познавательные задачи в обучении русскому языку - М., Просвещение, 1968.

56. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –М., 1972.

57. Обучение и развитие / Под. ред. Л. В. Занкова - М., 1975.

58. Основы методики начального обучения русского языка /Под. ред. Н. С. Рождественекого - М., 1965.

59. Педагогический поиск /Совт. И. Н. Баженова - М.,1988.

60. Потапова Е. Н. Радость познания - М., 1990.

61. Полякова А. В. Русский язык в первом классе [1-4] -М., 1992.

62. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы -1 -4 - М., 1988.

63. Психологическое развитие младших школьников - М., 1990.

64. Педагогика //Под. ред. Ю. К. Бабанского - М., 1968.

65. Поливанов Е. Д. Опыт частной методики преподавания русского языка - Ташкент, 1968.

66. Проблемы активизации учебной деятельности школьников при усвоении русского языка. /Под ред. Иванова М., 1973.

67. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М ., 1980.

68. Поисковые познавательные задачи в обучении русскому языку - М., 1969.

69. Парламанчук В. Ф. Школа учит мыслить - М., 1987.

70. Русская грамматика - М., 1980.

71. Рябцева С. Л. Диалог за партой - М., 1989.

72. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения - М., 1993.

73. Психологическое развитие младших школьников - М., 1964.

74. Современный русский язык /Под. ред. В. А. Белошапко-вой) - М., 1979

75. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах М., 1994г.

76. Соловейчик М. С. Русский язык. Теория и практика начального обучения. – М., 1995.

77. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников - М., 1988.

78. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе - М., 1980.

79. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. в 2т - М., 1974.

80. Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку -М., 1984.

81. Фомичева Г. А; Величук Л. П. Советская методика русского языка //Начальная школа. 1967. - №11

82. Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990

83. Харламов И. Ф. Активизация учения школьников - М., 1970.

84. Шамова Т. И. Активизация учения школьников.

85. Щукина Р. И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения - М., 1984.

86. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в пе­дагогике. - М., 1984.

87. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов - М., 1984.

88. Чуприкова Н. И. Умственное развитие в обучении - М., 1995.

89. Эльконин Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников - М., 1962.

90. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды /Под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко - М., 1989.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер.

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.

Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.

Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

Очень часто при постановке задачи перед учениками учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу не давая готовых знаний сразу.

Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения продуктивных творческих приемов обучения инедостаточной не разработанностью методики их использования в начальной школе.

Все сказанное обусловило выбор темы исследования «использование проблемной ситуации как средства активизации познавательной деятельности младших школьников (на уроках русского языка)».

Предмет исследования - Создание проблемной ситуации на уроке русского языка.

Объект исследования - Процесс обучения младших школьников.

Цель исследования - Определить степень влияния проблемной ситуации на активизацию познавательной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и механизм проблемной ситуации;

2. Выявить методику использования проблемной ситуации на уроке русского языка;

3. Разработать приемы работы по использованию проблемной ситуации при изучении «Имени существительного».

Методы исследования:

1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Наблюдение;

3. Беседа;

4. Анкетирование.

Методологической основой послужили:

а) теории деятельностного подхода, разработанные в трудах и его учеников;

б) теория развивающего обучения Л.С.Выгодского,

База исследования:

Работа проводилась на базе 2 «А» (экспериментального) класса, средней школы №, г. Алматы. Количество учащихся – 26 человек. 2 «Б» - контрольный класс (26 учащихся).

Структура дипломной работы:

Дипломная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.

Во Введении обосновывается актуальность исследования, разработан научный аппарат.

В I главе раскрыты теоретические основы использования проблемной ситуации как средства активизации познавательной деятельности младших классов.

Во II главе определены пути активизации познавательной активности младших школьников на основе использования проблемной ситуации при изучении имени существительного во 2 классе.

В Заключении сделаны выводы по итогам исследования.

В Списке использованной литературы насчитывается 90 источников.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.179 с.)