Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения фанатизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения фанатизма



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы обусловлена характером социальных процессов, происходящих в современном мире. Глобализация, ведущая к размыванию границ, формированию единого информационного пространства, а, следовательно, интенсивному столкновению полярных идей и идеологий; интеграция, немыслимая без взаимовлияния разных социальных систем и культур, которое часто осуществляется как противостояние, формируют объективные условия для развития спортивного фанатизма, хотя, как социальный феномен, он возникает на начальном этапе цивилизационного развития общества. Особенности современного социального функционирования спортивного фанатизма проявляются в том, что интересы власти, могущества, богатства, контроля, приводят к сознательной «ставке на фанатизм».

Еще одним важным фактором, способствующим формированию фанатичного сознания, является духовный вакуум, создающийся в результате крушения стабильных социальных систем, устойчивых принципов, приоритетов и ценностей, моральных ориентиров, которые характерны для традиционных обществ.

Фанатизм как социальный феномен вызывает множество проблем в обществе: с одной стороны, фанаты - это организованная группа активных болельщиков той или иной команды, активно поддерживающих ее на домашних и выездных матчах, а с другой стороны - это массовые драки между членами фанатских группировок, хулиганские действия, разгромленные трибуны стадионов, рост преступности, рост негативного отношения не только со стороны работников правоохранительных органов, но и рядовых членов общества. В результате подобных действий обычные люди перестают ходить на матчи, а любые массовые драки, в которых участвуют подростки, начинают называть фанатскими разборками. Отсюда следует, что существование данной субкультуры может вести к социальной дезорганизации. И такие явления, как спортивный фанатизм, необходимо изучать для того, чтобы избежать дезорганизации общества, нарушения общественного порядка, гибели людей, а также для того, чтобы помочь молодежи в выборе жизненных позиций.

Объект исследования - фанатизм как социальное явление.

Предметом исследования является спортивный фанатизм.

Цель - исследование спортивного фанатизма (на примере населения г. Тюмени).

Согласно цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

. Раскрыть понятие и сущность фанатизма;

. Рассмотреть виды и причины фанатизма;

. Раскрыть понятие и сущность спортивного фанатизма;

. Выявить в каких видах спорта фанатизм выражен наиболее ярко;

При написании данной работы были использованы труды таких исследователей как: Н. Бердяев, Д. Запольская, Д. Ольшанский, С. Фролов, А. Швецов, Ф. Вольтер, Э. Дюркгейм, Й. Хейзинг. Кроме того, был проанализирован опыт исследователей таких авторов, как Т. Латышева, Ю. Зубок, В. Чупров, А.П. Бутенко.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассмотрена проблема фанатизма в молодежной среде. Дана характеристика понятию «фанатизм», рассмотрены виды и причины фанатизма. Во второй главе рассмотрены подходы к изучению спортивного фанатизма, а также разработана программа исследования и приводятся результаты исследования спортивного фанатизма в молодежной среде города Тюмени.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАНАТИЗМА

Виды и причины фанатизма

 

В настоящее время существуют различные виды фанатизма, но наиболее распространенными являются такие виды фанатизма как: религиозный, спортивный, музыкальный, политический, идейный, научный фанатизм. Рассмотрим подробно некоторые из них.

Музыкальный фанатизм. +Многие поклонники, особенно в юном возрасте, проходят стадию фанатизма по отношению к любимому исполнителю. Обычно целью музыкальных фанатов является физическая близость к своему кумиру: дружба, общение, любовь [5].

Музыкальный фанатизм начинается со стирания границ между творчеством исполнителя и его личностью. Легко отличить поклонников, просто с удовольствием слушающих новую музыку и тех, что расписывает стены дома известного человека, караулит каждый его выход из подъезда.

Музыкальных фанатов можно разделить на четыре категории по углублённости в процесс, эмоциональной окраске и отношению к кумиру.

Первый тип - это фанат-романтик. Фанат-романтик в первую очередь ориентирован на сценический образ кумира. Он чаще всего испытывает к кумиру чувство влюблённости и духовно-эмоционального расположения. Для него кумир - это идеал поведения, внешности, музыкальной экспрессии и человека.

Второй тип - сексуально-ориентированный фанат. Для этого типа характерно отношение к кумиру как к носителю мужской (чаще всего) сексуальности. Кумир воспринимается как идеальный сексуальный партнёр, большое внимание фанат такого типа уделяет его внешности, физическим чертам, личной жизни, в меньшей - музыке как таковой.

Третий тип фаната - фанат-рационалист. Такой тип позиционирует себя в первую очередь как любитель музыкального творчества кумира. Он в меньшей степени сосредоточен на сценическом образе и сексуальности кумира, однако чаще всего за расположенностью к музыке скрывается всё тот же фанат-романтик.

Самый крайний тип фаната - это фанат-сталкер. Обычно сталкеры преследуют кумира, ищут с ним встречи, посылают письма с угрозами, просьбами, признаниями в любви. Данный тип фаната чаще всего представлен одинокими, несостоявшимися личностями, для которых кумир становится частью смысла жизни. [5]

Явление фанатизма не ограничивается влиянием только лишь на музыкальную сферу. Очень часто фанат одной группы является фанатом другого музыкального коллектива или фанатом киноактёра, спортсмена. Как таковой фанатизм в обыденном понимании этого явления наносит вред только самому фанату, ограничивая его кругозор, сужая рамки сознания, поглощая полезную духовную энергию и настраивая агрессивно по отношению к иной части аудитории.

Религиозный фанатизм - это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников.

Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его психологическая основа - вера. В основу понимания веры теологи обычно кладут слова, приписываемые еще апостолу Павлу: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть, по сути, религиозный фанатизм - групповой фанатизм.

Фанатизм и религия тесно связаны между собой. Справедливо писал

Э. Дюркгейм: «Когда более или менее сильное возбуждение разделяется группой людей, оно неизбежно принимает религиозный характер» [5]. Однако Э. Дюркгейм не сводил религию или даже «религиозное возбуждение», экстаз исключительно к вере в Бога. «И современное общество, по Дюркгейму, религиозно, даже если интеллектуальные функции религии отступают на задний план в пользу моральной интеграции, которая находит свое выражение в национальных и политических символах» [5]. Э. Дюркгейм считал совершенно однотипными собрания христиан, ритуально отмечающих главные события из жизни Христа, или иудеев, празднующих исход из Египта, провозглашение десяти заповедей, с собраниями и митингами граждан в память какого-нибудь национального события. Основной функцией религии Э. Дюркгейм считал не столько объяснение мира, сколько возбуждение эмоций и чувств радости и экзальтации, связанного с фанатизмом побуждения к действию. Он считал, что именно религия отвечает устойчивым «коллективным потребностям», имеющимся в каждом обществе.

Фанатизм, замешанный на вековой безграмотности и отсталости, подкрепленный средневековым фанатизмом духовенства, оторванного даже от исламских реформаторских идей и течений, приверженного тактике и методам раннего ислама тысячелетней давности, - опасная вещь... Один из лозунгов моджахедов звучит весьма однозначно: «Ни Запад, ни Восток, а канонический ислам!» [5].

Религию надо рассматривать не только как фанатизм, но и как истинную веру.

Политический фанатизм отстаивает исключительность своих политических целей и взглядов, определенной политической системы, режима, власти и требует жертв ради них (например, во имя «Великой Германии» или во имя советской власти, ради «торжества демократии»). Можно привести многочисленные примеры политического фанатизма и связанного с ним терроризма как в борьбе за власть, так и, напротив, в отстаивании своего права на сохранение власти. Борьба за власть, если она становится ожесточенной, всегда в той или иной степени носит признаки фанатизма. От Цезаря до Брута, от В. И. Ленина до Б. Ельцина фанатическая тяга к власти и приверженность идеям террора и осуществления отдельных террористических актов пронизывает всю историю борьбы за власть. Практически не имело особого значения, какой именно строй намеревались установить те или иные люди или, напротив, с каким строем они боролись, - при наличии определенной степени фанатизма, такая борьба неизбежно включала, в той или иной степени, акты террора [1].

В психологических истоках политического фанатизма всегда скрывается жажда власти, стремление к подчинению людей практически любой ценой. Поэтому наиболее яркие фанатичные политики так или иначе всегда обращались к террористическим методам и, в конце концов, очень часто сами становились жертвами террора [1]. Однако существует и другая точка зрения, что не жажда власти сама по себе как таковая является основой политического фанатизма. А фанатичная борьба за власть, которая, становясь хронической, ведет к своеобразной утрате цели. Как писал А. Леонтьев, происходит «сдвиг мотива на цель».

Причины фанатизма могут быть следующими:

. Неудовлетворительная личная или социальная ситуация.

.Уход от неприятной реальности, посредством вызывания идеалистического воодушевления, сочетающегося с реализацией стремления к «праведной» цели. Аддиктивное поведение также сопровождается уходом человека от неустраивающей его реальности посредством изменения своего психического состояния. Фанатический уход от реальности отличается от аддиктивного возникновением в сознании и подсознании человека воодушевления и идеалистической восторженности.

. Снятие запретов superego или его замена. Происходящее при этом формирование системы, основанной на алгоритме «приказ-послушание», срабатывает как анормальный импульс к действию [11]

Так же причины фанатизма могут быть: политические (как помощь в управлении государством или народом), психологические (как средство ухода от реального мира или поиск своего «я»), религиозные (как норма некоторых религий или излишняя требовательность к верующим в связи с неправильным пониманием заповедей).

Итак, основными признаками фанатизма являются:

наличие определенной атрибутики, отражающей приверженность какому-либо клубу, музыкальному направлению или вере: одежды и аксессуаров,

особый сленг (гимны и «кричалки» на стадионе, песнопения в храме и т.д.)

проявление агрессии,

объединение в фан-клубы,

«зацикленность» на одних взглядах и убеждениях, их догматичность, навязывание образцов поведения окружающим,

наличие определенной субкультуры, т.е. особый образ жизни, во имя общей деятельности (например, сбор и обсуждением фактов личной жизни Бритни Спирз).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев, в данной курсовой работе, основные подходы к определению понятия «фанатизм», причины и виды фанатизма мы выяснили, что под фанатизмом первоначально понимали введенное в действие суеверие или плод незнания, примитивной души, иррационального или, вернее, предрационального сознания. В настоящее время под фанатизмом понимают - социально-психологический феномен, характеризующий личностную позицию и систему отношений этой личности с референтными группами и группами членства в логике неприятия даже обоснованной, но противоречащей жестким установкам фаната информации, отражающий некритичный подход индивида к любой информации, которая в той или иной степени подкрепляет его позицию, установки, представления и убеждения, готовность к жертвенному поведению во имя последних вне зависимости от того, является подобная активность нравственной или аморальной [6].

Проанализировав опыт проводимых исследований посвященных спортивному фанатизму, можно отметить тот факт, что участники опроса рассуждают о спортивном фанатизме преимущественно в категориях личностных качеств. Большинство опрошенных молодых людей относятся положительно к спортивному фанатизму.

Для изучения спортивного фанатизма могут быть использованы такие социологические методы, как: анкетный опрос, контент-анализ, метод наблюдения. При этом наиболее подходящими методами являются анкетный опрос и метод наблюдения.

Проведенный в городе Тюмени анкетный опрос показал, что большая часть опрошенных молодых людей относит себя к фанатам и спортивным болельщикам. Чаще всего это молодые люди до 26 лет со средним образованием, хорошим состоянием здоровья, проживающие в городе. Наиболее предпочитаемыми видами спорта для них являются такие виды, как: футбол, хоккей, биатлон. Для поддержки чаще всего используют речевки, песни, транспаранты. Так же выявлено, что большая часть из спортивных болельщиков и фанатов вступают в противостояния с другими объединениями и чаще всего это выражается в драках и взаимных нападках в средствах массовой информации.

Подводя окончательный итог следует подчеркнуть, что спортивный фанатизм - это масштабное социальное явление. Оно имеет свою историю, свои варианты развития. Это явление глубокое и многогранное. В курсовой работе показаны лишь основные его аспекты, поднята небольшая часть проблем, но многие его стороны остаются не изученными.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апшерони А. Фанатики. http:// www.nets.kz/alihajj.nets.kz/anti1.htm <http://www.nets.kz/alihajj.nets.kz/anti1.htm>

. Асмолов А. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека <http://www.modernlib.ru/books/a_g_asmolov/psihologiya_lichnosti_kulturno-istoricheskoe_ponimanie_razvitiya_cheloveka/read_1/>

. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине <http://www.vehi.net/berdyaev/fanatizm.html>

. Делейр М. Психология религиозного фанатизма. <http://www.lib.mn/blog/geogrij_chistyakov/178032.html>

. Дрозд Н. Музыкальный фанатизм как модель межличностного общения. <http://www.proza.ru/2009/05/19/831>

. Дудченко А. Фанатизм. <http://slovari.yandex.ru/~книги/Азбука%20психолога/Фанатизм/>

. Запольская Д. Спортивный фанатизм. <http://popal.by/news/sportivnyj_fanatizm/2009-12-16-239>

. Зарудный П. Один в поле. http//www.rg.ru <http://www.rg.ru>

. Зубок Ю.А., Чупров В.И., Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю.А. Зубок., В.И. Чупров // СОЦИС, 2008. - №5. - С. 119-124.

. Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультры: сущность, типы // СОЦИС, 2010. - №3. - С. 93-101.

. Норина М. Поклонники и фанаты: где граница? <http://www.isovet.ru/obshhestvo/psixologiya/poklonniki-i-fanaty.html>

. Психология религиозного фанатизма http://lib.rus.ec/b/277746/read

. Шевцов А.М. Спортивный фанатизм: культура боления или психологическая разгрузка? <http://kazan.bezformata.ru/listnews/sportivnij-fanatizm-kultura-boleniya/717163/>


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

 

Здравствуйте!

Тюменский Государственный Университет проводит социологическое исследование, целью которого является изучение отношения молодежи Тюменской области к спортивному фанатизму. Мы полностью гарантируем тайну Вашего ответа. Результаты данного исследования будут использованы только в обобщённом виде. Заранее благодарим Вас за участие!

. Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время? (укажите не более 3 ответов)

1) Смотрю телевизор 2) Общаюсь с родными 3) Общаюсь с друзьями 4) Занимаюсь спортом 5) Читаю книги, журналы, газеты 6) Занимаюсь творчеством (пою, танцую, рисую и т.д.) 7) Слушаю музыку 8) Хожу на дискотеки, в клубы 9) Хожу в кино, театр 10) Играю в компьютерные игры, сижу в интернете 11) Другое (указать)____________

2. Занимаетесь ли Вы спортом? (при выборе варианта ответа 1 переход к вопросу №4)

1) Не занимаюсь спортом вообще 2) Занимаюсь время от времени дома 3) Занимаюсь дома постоянно 4) Занимаюсь в спортивном клубе, секции, время от времени 5) Занимаюсь в спортивном клубе, секции, регулярно для себя 6) Занимаюсь в спортивном клубе, секции, регулярно для результата

3.Каким видом спорта Вы занимаетесь?

1) Баскетбол 2) Биатлон 3) Бокс 4) Борьба 5) Велоспорт 6) Волейбол 7) Горнолыжный спорт 8) Гонки 9) Сноубординг 10) Теннис 11) Фигурное катание 12) Фристайл 13) Футбол 14) Хоккей 15) Другое (указать)________

4. Смотрите ли Вы телевизионные передачи посвященные спорту? (при выборе варианта ответа 6 переход к вопросу №6)

1) Каждый день 2) 4-5 раз в неделю 3) 2-3 раза в неделю 4) Несколько раз в месяц 5) Несколько раз в год 6) Вообще не смотрю

5. Какому виду спорта просвещенны данные передачи? (указать не более 5 ответов)

1) Баскетболу 2) Биатлону 3) Боксу 4) Борьбе 5) Велоспорту 6) Волейболу 7) Горнолыжному спорту 8) Гонкам 9) Сноубордингу 10) Теннису 11) Фигурному катанию 12) Фристайлу 13) Футболу 14) Хоккею 15) Другое (указать)________

6. Как Вы считаете, представители каких видов спорта более всего нуждаются в поддержке? (укажите не более 5ответов)

1) Баскетбол 2) Биатлон 3) Бокс 4) Борьба 5) Велоспорт 6) Волейбол 7) Горнолыжный спорт 8) Гонки 9) Сноубординг 10) Теннис 11) Фигурное катание 12) Фристайл 13) Футбол 14) Хоккей 15) Другое (указать)________

7. Посещаете ли Вы спортивные соревнования?

(при выборе варианта ответа 2 переход к вопросу №13)

1) Да 2) Нет

8. По каким видам спорта Вы посещаете спортивные соревнования?

1) Баскетбол 2) Биатлон 3) Бокс 4) Борьба 5) Велоспорт 6) Волейбол 7) Горнолыжный спорт 8) Гонки 9) Сноубординг 10) Теннис 11) Фигурное катание 12) Фристайл 13) Футбол 14) Хоккей 15) Другое(указать)________

9. Как часто, Вы посещаете спортивные соревнования?

1) Не пропускаю ни одной игры 2) Посещаю наиболее значительные игры 3) Посещаю, но редко 4) Никогда не посещаю

10. На соревнованиях Вы:

1) Пассивный зритель 3) Моя позиция меняется в зависимости от вида соревнования 2) Активный болельщик

11. Можно ли утверждать, что на стадионе во время спортивных соревнований Вы выплескиваете значительное количество своей энергии в том числе и отрицательной?

) Да, всегда

) Иногда да, иногда нет

) Нет, никогда

. Какие средства используете для поддержки спортсменов?

) Одежда с символикой команды или спортсмена

) Транспаранты

) Песни, речевки

) Флажки с символикой команды или спортсмена

) Другое (указать)__________

. Есть ли у Вас «кумир(ы)» среди любимой команды/спортсменов?

(при выборе варианта ответа 2 переход к вопросу №16)

) Да

) Нет

. Хотели бы Вы встретиться с ним (с ними) лично, пообщаться?

) Да, очень

) Нет мне это не нужно

. Пытались ли Вы пойти на контакт с кумиром (с кумирами)?

) Да, и неоднократно

) Да, 1-2 раза

) Нет


 

16. Можете ли Вы назвать себя спортивным болельщиком?

) Да

) Нет

. Относите ли Вы себя к спортивным фанатам?

) Да

) Нет

. Входите ли Вы в спортивное объединение? (при выборе варианта ответа 2 переход к вопросу №29)

) Да

) Нет

. В какое спортивное объединение Вы входите?

) Тусовки

) Легальные

) Полулегальные

) Закрытые

) Фан-клубы

. Ваше объединение имеет название?

. Да (указать какое) ________

. Нет

. Сколько Вы сами посещаете данное объединение?

) До 1 месяца

) 1-2 месяца

) 2-3 месяца

) 3-4 месяца

) 5 и более

. Почему Вы вступили в данное спортивное объединение?

) С целью найти друзей, единомышленников

) Возник интерес к субкультуре, много слышал о ней

) Привели друзья

) Для разнообразия жизни

) С целью самореализации, самосовершенствования

. Как Вы относитесь к фанатам других клубов (объединений) в целом?

1) Положительно 2) Скорее положительно, чем отрицательно 3) Спокойно, нейтрально 4) Равнодушно 5) Негативно

24. Вступают ли представители Вашего объединения в противостояния?

) Да

) Нет

. С какими именно объединениями вступаете в противостояния?________________

. С какими объединениями ровные, дружеские отношения?_______________

. Что выступает источником противостояний?

) Поражение команды/спортсмена

) Националистические мотивы

) Давнее соперничество между командами/спортсменом

) Личная неприязнь к представителям других фан-клубов

) Другое (указать)____________

. В чем проявляются эти противостояния?

) Драки

) Потасовки

) Взаимные оскорбления при встречи

) Взаимные нападки в СМИ

) Другое (указать) ___________

Информации о Вас!

. Ваш пол?

) Мужской

) Женский


 

30. Ваш возраст?

) 14-20

) 21-25

) 26-30

. Где Вы проживаете?

) Город - областной центр

) Город

) Село - районный центр

) Село

. Ваше образование?

) Общее среднее (9 кл)

) Полное среднее (11 кл)

) Начальное профессиональное

) Среднее профессиональное

) Высшее профессиональное

) Ученая степень

. Как Вы оцениваете, свое состояние здоровья?

) Абсолютно здоров

) В целом здоров, но иногда болею

) Имею значительные хронические патологии

) Имею значительные хронические заболевания

) Инвалид

. Как Вы оцениваете экономическое положение Вашей семьи?

) Нам не хватает денег даже на питание

) На питание денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения

) Денег хватает на питание, одежду и мелкую бытовую технику, но купить сейчас телевизор, холодильник или стиральную машину было бы трудно

) Денег хватает на крупную бытовую технику, но мы не могли бы купить новую машину

) Денег хватает на все, кроме покупки недвижимости

) Материальных затруднений не испытываем. При необходимости могли бы приобрести дачу, квартиру

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Теоретическая интерпретация

 

Фанат - человек, который имеет преувеличенное влечение к определённому предмету. Предмет влечения может представлять собой человека или группу людей, спортивные клубы, предметы искусства, идеи. Они организовывают встречи, во время которых обсуждают последние новости в жизни их кумира. Довольно часто странное и необычное поведение кумира порождает антифанатов.

Фанатизм - непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении.

Классификация фанатизма:

в зависимости от содержания религиозный фанатизм, политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый фанатизм; фанатизм среди спортивных болельщиков в зависимости от степени овладения идеей - жесткий - проявляется в форме драк, мягкий фанатизм - проявляется в форме взаимного оскорбления, нападок в интернете;

в зависимости от степени вовлеченности - массовый и

индивидуальный

по характеру мотиваций;

по личностной позиции.

Фан-клуб - сообщество людей, объединенных общими интересами, в особенности одним из них. Целью фан-клуба является, в том числе, сбор информации о центральном объекте интереса, которым может быть музыкальная группа, спортивный клуб и т. п., а также отдельные музыканты, спортсмены и другие знаменитости, предметы коллекционирования. В СССР и России такие клубы ещё называют «клубы по интересам».


 

Классификация фан-клубов.

Легальные - официально оформленные объединения.

Полулегальные - численность не превышает 20-30 человек, нет строгой иерархии в распределении власти.

Нелегальные - организации, в которых ограничен вход.

Структурная интерпретация.

 

Вид спорта -Баскетбол -Биатлон -Бокс -Борьба -Велоспорт -Волейбол -Горнолыжный спорт -Гонки -Сноубординг -Теннис -Фигурное катание -Фристайл -Футбол -Хоккей - другое
Формы объединения спортивных болельщиков -Тусовки -Легальные -Полулегальные -Закрытые -Фан-клуб
Факторы, повышающие интерес к спортивному фанатизму -Стремление к самовыражению -Стремление иметь кумира -Занятия спортом -Дух соперничества -Коллективизм
Средства для поддержки спортсменов -Одежда с символикой команды или спортсмена -Транспаранты -Песни, речевки -Флажки с символом команды или спортсмена
Формы проявления -драки -потасовки -взаимные оскорбления при встрече -взаимные нападки в СМИ

 

Факторная интерпретация.

спортивный фанатизм тюмень молодежь

Пол -м -ж
Возраст -14-20 -21-25 -26-30
Вид спорта -Баскетбол -Биатлон -Бокс -Борьба -Велоспорт -Волейбол -Горнолыжный спорт -Гонки -Сноубординг -Теннис -Фигурное катание -Фристайл -Футбол -Хоккей -другое
Уровень образования - общее среднее (9 кл.) -полное среднее (11 кл.) - начальное профессиональное - среднее профессиональное - высшее профессиональное - ученая степень
Уровень материального обеспечения - денег не хватает даже на еду - денег хватает на еду, но покупка одежды вызывает трудности - денег хватает на еду и одежду, но покупка мелкой бытовой техники затрудняется - можем позволить себе покупку товаров длительного пользования, но покупка машины затруднительна - можем позволить себе все, кроме покупки квартиры или дома - можем позволить себе все - затрудняюсь ответить
Место жительства -город - областной центр -город -село - районный центр -село
Личностные особенности молодых людей - желание быть как все - стремление выделиться - коллективизм
Спортивная активность - не занимаюсь спортом вообще - занимаюсь время от времени дома - занимаюсь дома постоянно - занимаюсь в спортивном клубе, секции время от времени - занимаюсь в спортивном клубе, секции регулярно для себя - занимаюсь в спортивном клубе, секции регулярно для результата
Состояние здоровья - абсолютно здоров - в целом здоров, но иногда болею - имею значительные хронические патологии - имею значительные хронические заболевания - инвалид

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы обусловлена характером социальных процессов, происходящих в современном мире. Глобализация, ведущая к размыванию границ, формированию единого информационного пространства, а, следовательно, интенсивному столкновению полярных идей и идеологий; интеграция, немыслимая без взаимовлияния разных социальных систем и культур, которое часто осуществляется как противостояние, формируют объективные условия для развития спортивного фанатизма, хотя, как социальный феномен, он возникает на начальном этапе цивилизационного развития общества. Особенности современного социального функционирования спортивного фанатизма проявляются в том, что интересы власти, могущества, богатства, контроля, приводят к сознательной «ставке на фанатизм».

Еще одним важным фактором, способствующим формированию фанатичного сознания, является духовный вакуум, создающийся в результате крушения стабильных социальных систем, устойчивых принципов, приоритетов и ценностей, моральных ориентиров, которые характерны для традиционных обществ.

Фанатизм как социальный феномен вызывает множество проблем в обществе: с одной стороны, фанаты - это организованная группа активных болельщиков той или иной команды, активно поддерживающих ее на домашних и выездных матчах, а с другой стороны - это массовые драки между членами фанатских группировок, хулиганские действия, разгромленные трибуны стадионов, рост преступности, рост негативного отношения не только со стороны работников правоохранительных органов, но и рядовых членов общества. В результате подобных действий обычные люди перестают ходить на матчи, а любые массовые драки, в которых участвуют подростки, начинают называть фанатскими разборками. Отсюда следует, что существование данной субкультуры может вести к социальной дезорганизации. И такие явления, как спортивный фанатизм, необходимо изучать для того, чтобы избежать дезорганизации общества, нарушения общественного порядка, гибели людей, а также для того, чтобы помочь молодежи в выборе жизненных позиций.

Объект исследования - фанатизм как социальное явление.

Предметом исследования является спортивный фанатизм.

Цель - исследование спортивного фанатизма (на примере населения г. Тюмени).

Согласно цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

. Раскрыть понятие и сущность фанатизма;

. Рассмотреть виды и причины фанатизма;

. Раскрыть понятие и сущность спортивного фанатизма;

. Выявить в каких видах спорта фанатизм выражен наиболее ярко;

При написании данной работы были использованы труды таких исследователей как: Н. Бердяев, Д. Запольская, Д. Ольшанский, С. Фролов, А. Швецов, Ф. Вольтер, Э. Дюркгейм, Й. Хейзинг. Кроме того, был проанализирован опыт исследователей таких авторов, как Т. Латышева, Ю. Зубок, В. Чупров, А.П. Бутенко.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассмотрена проблема фанатизма в молодежной среде. Дана характеристика понятию «фанатизм», рассмотрены виды и причины фанатизма. Во второй главе рассмотрены подходы к изучению спортивного фанатизма, а также разработана программа исследования и приводятся результаты исследования спортивного фанатизма в молодежной среде города Тюмени.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАНАТИЗМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.133 с.)