Исследование развития речи детей раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование развития речи детей раннего возраста



 

Исследование проводилось в г. Челябинске, на базе дошкольного образовательного учреждения № 121 г. Челябинска.

Строя модель эксперимента, мы исходили из положения А.Н. Леонтьева о том, что при изучении той или иной ведущей деятельности, и в том числе игры, задача исследователя состоит не только в объяснении этой деятельности из уже сложившихся психических особенностей ребенка, но также и в том, чтобы из возникновения и развития самой игры понять те психические особенности, которые проявляются и формируются у ребенка на протяжении периода ведущей роли данной деятельности.

С каждым ребенком проводилась серия исследований, в ходе которых регистрировался наличный уровень игры и изменения, происходившие в ней под воздействием взрослого и развития активности самого ребенка.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Для выявления уровня развития речи детей в раннем возрасте, мы использовали следующие методики.

Методика 1. "Изучение понимания речи"

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком

. Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

. Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

. Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

. Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

. Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

. Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

. Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировка задания повторяется несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяется количеством набранных ребенком баллов:

раз - 2 балла

раза - 1 балл

баллов - задание не выполнил

Выводы об уровне понимания речи

от 11 - до 14 баллов - высокий уровень понимания речи.

от 7 до 10 баллов - средний уровень понятия речи,

от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.

Методика 2. "Найди игрушку"

Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность.

-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимания речи.

-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

Выводы об уровне развития речи.

баллов - высокий уровень.

-4 - средний уровень.

-2 - низкий уровень.

Методика 3. "Кто это"

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров можно взять приблизительные картинки из категорий: одежда, овощи, животные, игрушки, птицы.

Обработка данных.

балл - наличие правильного ответа.

баллов - неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

баллов - высокий уровень объема словаря,

-9 баллов - средний уровень,

-4 балла - низкий уровень.

Методика 4. "Назови, что ты видишь"

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова.

Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

Обработка данных.

Фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и юнце слова, также отмечаются сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.

Оценка результатов.

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.

-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформированного в его произношении: "р".

-9 баллов - не произносит звуки "р" смычные, щелевые.

-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.

Выводы об уровне развития.

-10 баллов - высокий уровень.

-9 баллов - средний уровень.

-4 балла - низкий уровень.

Методика 5. "Расскажи по картинке"

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:

. "Мальчик вскапывает землю".

. "Мальчик сеет".

. "Мальчик поливает цветы".

. "Мальчик собирает цветы".

Если ребенок отвлекался и не может понять, что изображено на картинке, то необходимо разъяснить ему и обратить его внимание на это.

После того, как рассмотрены картинки, ребенку предлагается рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.

Обработка данных:

Фиксируется наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.

Оценка результатов.

баллов - в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи.

-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.

-7 баллов - 6-7 фрагментов речи.

-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.

-3 балла - 2-3 фрагмента речи.

-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

-8 баллов - высокий уровень,

-7 баллов - средний уровень.

-3 балла - низкий уровень.

Методика 6. "Опиши картинку"

Цель: выявить состояние контекстной речи.

Материал: сюжетные картинки.

Процедура, проведения: исследование проводится индивидуально для каждого ребенка. Ребенку предлагаются сюжетные картинки: "дети играют в жмурки", " мама и папа учат Иру кататься на лыжах", " Миша и Саша бегают на перегонки", "врач лечит Олю", "дядя Миша ухаживает за розами".

Инструкция: " посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению".

Параметры качественной оценки.

. у существительных категории единственного и множественного числа.

. у глаголов категории единственного и множественного числа.

. - категории совершенного и несовершенного вида.

. - предлоги.

. - наличие местоимений.

. - связная речь.

Оценка результатов.

. баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,

-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,

-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

баллов - высокий уровень.

-3 балла - средний уровень,

-2 балла - низкий уровень,

Методика 7. "Опиши картинку"

Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.

Материал: сюжетные - картинки.

Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.

Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.

фразы: короткие - 1 балл

элементарные - 2 балла,

развернутые - 3 балла,

свободные - 4 балла.

. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях - 2 балла.

. употребление предлогов - 2 балла.

Выводы об уровне развития грамматического строя.

-8 баллов - высокий уровень,

-7 баллов - средний уровень,

-2 баллов - низкий уровень.

Выводы об общем уровне развития речи

высокий уровень - 66-51

средний уровень - 50-30

низкий уровень - 30-23

Используя для диагностики на практике представленные методики, нами были получены следующие результаты (таблица 1).

 

Таблица 1

Результаты диагностики

№ п/п Фамилия, имя ребенка

Методики

Общий балл Уровень
    1 2 3 4 5 6 7    
1 Захаров 3. 11 5 9 9 3 0 3 40 с
2 Демидкин И. 12 5 4 4 2 1 3 28 н
3 Рябов.С. 11 5 5 8 3 5 3 40 с
4 Касьянова Т. 8 3 3 7 3 2 0 29 н
5 Писмак М. 14 2 1 6 2 0 0 25 н
6 Джаглаева М. 17 5 10 10 7 2 4 57 в
7 Сыщенко Н. 10 3 1 3 2 1 0 23 н
8 Васильев 0. 9 3 2 7 3 1 2 27 н
9 Мовесян С. 13 5 10 10 8 6 4 56 в

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.017 с.)