Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о процессе восприятия и его основных закономерностяхСтр 1 из 7Следующая ⇒
Введение
На протяжении длительного времени заявленной проблеме не уделялось должное внимание, и только во второй половине ХХ века, она попала в поле зрения специальной психологии и педагогики, в связи с увеличением числа детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата. Механизм нарушения развития психики у этих детей сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Поражение ещё незрелого мозга, приводит к неравномерному развитию психики и является одним из важнейших условий нарушения познавательной деятельности и дальнейшей социальной дезадаптации. Сложный патогенез двигательных нарушений у детей замедляет и искажает ход познания себя физического и накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Вследствие нарушения двигательного анализатора ребенок не в состоянии полноценно ощупывать предметы окружающего мира. Это препятствует развитию зрительного восприятия, задерживает формирование зрительно-моторной координации и искажает развитие пространственного восприятия. Таким образом, двигательные и сенсорные нарушения на раннем этапе онтогенеза создают неблагоприятные условия для развития ребенка: вынужденное положение тела, ограниченность произвольных движений, нарушение хватательной и манипулятивной функции руки, на наш взгляд, не могут не повлиять на его развитие. Имеется ограниченное количество исследований посвящённых данной проблеме, к ним относятся работы Ананьева Б.Г., Запорожец А.В., Зотова А.И., Леонтьева А.Н. и др., раскрывающие закономерности развития психических функций. Также необходимо отметить работы Даниловой Л.А., Калижнюк Э.С., Левченко И.Ю., Мастюковой Е.М, Приходько О.Г., Финкель Н.В., отражающие особенности развития детей с ДЦП и пути их социально-психологической адаптации; Таким образом, отмеченные нами противоречия легли в основу и позволили сформировать тему курсовой работы: «Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом». Цель исследования: Выявить и описать особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом. Объект исследования: Восприятие дошкольников с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия дошкольников с ДЦП Гипотеза исследования состоит в предположении, что зрительное восприятие детей дошкольного возраста с ДЦП будет иметь специфические особенности (вследствие дефицитарного типа развития) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Сформулированная цель и гипотеза исследования определили задачи: 1. Проанализировать теоретические подходы к данной проблеме в психолого-педагогической, медицинской литературе. 2. Сформировать пакет диагностических методик. 3. Выявить особенности зрительного восприятия у дошкольников с ДЦП. 4. Дать сравнительную характеристику особенностей восприятия детей с ДЦП в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Для реализации сформулированных целей и проверки выдвинутой нами гипотезы подобран специальный комплекс методов исследования. методы теоретического анализа (анализ психолого-педагогической, социологической и медицинской литературы); неэкспериментальные диагностические методы (метод наблюдения, метод беседы); - пакет методик М.Г. Борисенко, Н.А. Лукиной: «Диагностика развития ребёнка» для диагностики восприятия (зашумленные, недорисованные, нелепицы, наложенные изображения и др.).
Понятие о процессе восприятия и его основных закономерностях
Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ДЦП
Заключение
Подводя итоги нашей исследовательской работы по проблемеособенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом, мы пришли к некоторым выводам. Восприятие сложно по своей структуре и формируется постепенно. Двигательные нарушения (ограниченность произвольных движений, нарушение моторики руки) замедляют и искажают ход формирования этой психической функции, вызывая многочисленные трудности во взаимодействии с предметами окружающего мира. Что в свою очередь приводит к различным нарушениям в познавательной сфере. При отсутствии коррекции это затрудняет обучение в школе.
Из всего вышесказанного, очевидна актуальность выбора темы нашей курсовой работы: «Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ДЦП», т.к. именно рассматриваемый психический процесс является одной из важнейших предпосылок для нормального психического развития ребёнка. Вследствие дефицитарного типа развития, дети с нарушением ОДА имеют особенности развития восприятия. Кроме того, патология функции ОДА является очень распространённой на сегодняшний день и имеет тенденцию к росту. По данным Госкомитета РФ, число детей-инвалидов, состоящих на учёте, за последние 8 лет увеличилось почти на 60 тыс. человек. Каждый десятый ребёнок-инвалид имеет инвалидность по причине заболеваний ОДА. У большинства таких детей причиной патологии является именно ДЦП. Количество исследований по этой проблеме ограничено. Они принадлежат Даниловой, Э.С. Калижнюк И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицыной и др. Нас удивило, то, как немного трудов посвящено данному вопросу и интересен был практический результат исследования. Всё вышеперечисленное повлияло на выбор темы нашей курсовой работы, в которой мы предположили, что зрительное восприятие детей дошкольного возраста с ДЦП будет иметь специфические особенности (вследствие дефицитарного типа развития), в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Для подтверждения или опровержения заявленной гипотезы мы проанализировали психолого-педагогическую литературу, отражающую особенности развития детей с ДЦП, раскрыли зависимость формирования процесса восприятия от наличия или отсутствия двигательной патологии, подобрали методики по изучению зрительного восприятия и адаптировали их, исходя из реалий. Исследование проводилось на базе МДОУ №49 г. Хабаровска, в специализированной группе для детей, имеющих нарушение функции ОДА. Мы сравнили показатели испытуемых экспериментальной и контрольной групп. Анализ полученных результатов позволил нам увидеть существенные различия между зрительным восприятием у испытуемых двух групп: в процентном соотношении у испытуемых контрольной группы все показатели значительно выше результатов продемонстрированных испытуемыми экспериментальной группы (см. гистограмму 3). Что свидетельствует о наличии ярко выраженных особенностей зрительного восприятия у детей с ДЦП. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что полноценное формирование зрительного восприятия ребёнка во многом определяется особенностями моторного развития. Познание окружающего мира, возможно только через непосредственное взаимодействие с ним. В полной мере это осуществляется лишь при возможности самостоятельного движения, что крайне затруднительно или невозможно при патологии опорно-двигательного аппарата. Список литературы восприятие дошкольный двигательный патология 1. Абрамович-Лехтман, Р.Я. Об особенностях нервно-психического развития детей./ Р.Я. Абрамович-Лехтман - Л., 1965. 2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания./ Б.Г. Ананьев - М., 1960. . Бадалян, Л.О. и др. Детские церебральные параличи./ Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина - Киев, 1988.
. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович - М.,: Просвещение, 1961. . Запорожец, А.В. Восприятие и действие./ А.В..Запорожец - М.,: Просвещение, 1967. . Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». М., 2002. . Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом./ Л.И. Данилова - Л.,: Медицина, 1977. . Калижнюк, С.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах./ С.С. Калижнюк - М., 1990. . Ковалёв, А.Г. Психологические особенности человека./ А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев В.Н, Т.1. Л., 1957. . Кольцова, М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребёнка./ М.М. Кольцова - М., 1958. . Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько - М.,: Академия, 2001. . Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики./ А.Н. Леонтьев - М.,: Мысль, 1965. . Люблинская, А.А. Детская психология./ А.А. Люблинская - М., 1971. . Маклаков, А.Г. Общая психология./ А.Г. Маклаков - СПб.,: Питер, 2001. 15. Мастюкова, Е.М. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: Хрестоматия./ Е.М. Мастюкова - СПб., 2001. . Немов, Р.С. Психология. Т.2./ Р.С. Немов - М., 1998. . Зарудная, А.А. Психология: Учебн. Пособие для студентов педагогических институтов/ А.А. Зарудная - Минск,: Вышэйш. школа, 1970. . Шипицына, Л.М. и др. Психолого-медико-педагогическая консультация: Пособие для учителя - дефектолога/ Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова - СПб., 1999. . Семёнова, К.А., и др. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей./ К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова - М., 1972. . Столяренко, Л.Д. Основы психологии./ Л.Д. Столяренко - Ростов н|Д.,:Феникс, 2005. . Фигурин, И.Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года./ И.Л. Фигурин, М.Б Денисова. М. - Л., 1949. . Финкель, Н.В. Социально-психологические особенности личности больных ДЦП./ Н.В. Финкель - М., 1991. . Шипицына, Л.М. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата./ Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук И.И. - М.,:Владос, 2004. . Эльконин, Д.Б. Детская психология./Д.Б. Эльконин - М., 1960. Введение
На протяжении длительного времени заявленной проблеме не уделялось должное внимание, и только во второй половине ХХ века, она попала в поле зрения специальной психологии и педагогики, в связи с увеличением числа детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата. Механизм нарушения развития психики у этих детей сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Поражение ещё незрелого мозга, приводит к неравномерному развитию психики и является одним из важнейших условий нарушения познавательной деятельности и дальнейшей социальной дезадаптации. Сложный патогенез двигательных нарушений у детей замедляет и искажает ход познания себя физического и накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Вследствие нарушения двигательного анализатора ребенок не в состоянии полноценно ощупывать предметы окружающего мира. Это препятствует развитию зрительного восприятия, задерживает формирование зрительно-моторной координации и искажает развитие пространственного восприятия. Таким образом, двигательные и сенсорные нарушения на раннем этапе онтогенеза создают неблагоприятные условия для развития ребенка: вынужденное положение тела, ограниченность произвольных движений, нарушение хватательной и манипулятивной функции руки, на наш взгляд, не могут не повлиять на его развитие.
Имеется ограниченное количество исследований посвящённых данной проблеме, к ним относятся работы Ананьева Б.Г., Запорожец А.В., Зотова А.И., Леонтьева А.Н. и др., раскрывающие закономерности развития психических функций. Также необходимо отметить работы Даниловой Л.А., Калижнюк Э.С., Левченко И.Ю., Мастюковой Е.М, Приходько О.Г., Финкель Н.В., отражающие особенности развития детей с ДЦП и пути их социально-психологической адаптации; Таким образом, отмеченные нами противоречия легли в основу и позволили сформировать тему курсовой работы: «Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом». Цель исследования: Выявить и описать особенности зрительного восприятия дошкольников с детским церебральным параличом. Объект исследования: Восприятие дошкольников с детским церебральным параличом. Предмет исследования: особенности зрительного восприятия дошкольников с ДЦП Гипотеза исследования состоит в предположении, что зрительное восприятие детей дошкольного возраста с ДЦП будет иметь специфические особенности (вследствие дефицитарного типа развития) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Сформулированная цель и гипотеза исследования определили задачи: 1. Проанализировать теоретические подходы к данной проблеме в психолого-педагогической, медицинской литературе. 2. Сформировать пакет диагностических методик. 3. Выявить особенности зрительного восприятия у дошкольников с ДЦП. 4. Дать сравнительную характеристику особенностей восприятия детей с ДЦП в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Для реализации сформулированных целей и проверки выдвинутой нами гипотезы подобран специальный комплекс методов исследования. методы теоретического анализа (анализ психолого-педагогической, социологической и медицинской литературы); неэкспериментальные диагностические методы (метод наблюдения, метод беседы); - пакет методик М.Г. Борисенко, Н.А. Лукиной: «Диагностика развития ребёнка» для диагностики восприятия (зашумленные, недорисованные, нелепицы, наложенные изображения и др.).
Понятие о процессе восприятия и его основных закономерностях
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.025 с.) |