Анализ существующей системы управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ существующей системы управления



 

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.

Организационная структура управления определяется так же, как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

К структуре управления предъявляется множество требований, которые учитываются в принципах формирования организационных структур. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи предприятия, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями.

Организационная структура управления должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления. Эти полномочия определяются процедурами, правилами и должностными инструкциями и, как правило, расширяются в направлении более высоких уровней управления.

Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде предприятия, и при ее построении необходимо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. На практике это означает, что попытки слепо копировать организационные структуры управления, успешно действующие на других предприятиях, обречены на провал, если условия работы различны.

Рассмотрим систему управления предприятием ООО «ПениБлек» в виде схемы (Приложение 1).

Итак, как видно из схемы ООО «ПениБлек» используется смешанная (линейно-функциональная) структура управления.

Диверсификация производства и специализация управления привели к появлению комбинированных структур, наиболее распространенной из которых стала линейно-функциональная. Она сочетает основные достоинства как линейной, так и функциональной системы, обеспечивает развитие специализации управленческой деятельности, сохраняя в то же время авторитет линейных руководителей, отвечающих за результаты производства.

Данная структура удобна тем, что во главе каждого структурного подразделения имеется свой руководитель, наделенный соответствующими полномочиями. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем. Оперативность принятия и реализация управленческих решений, простота в управлении, четко выраженная ответственность в этой структуре помогает равномерно и четко проходить производственному процессу.

Благодаря своим преимуществам линейно-функциональная структура управления получила широкое распространение, оказавшись практически единственным вариантом организации предприятий в нашей стране. Она вполне соответствовала командно-административным принципам и методам управления. Ее преимущества реализуются в условиях стабильной технологии, массового и крупносерийного производства.

В условиях макроэкономической нестабильности, быстро меняющихся предпочтений и ценностей потребителей, конкуренции, при преобладании экономических методов управления преимущества линейно-функциональной структуры не столь очевидны, а недостатки становятся более ощутимыми. К ним относятся:

медленное движение информации и соответственно принятие решений;

конфликт интересов линейных и функциональных руководителей, что влияет не только на скорость, но и на качество принимаемых решений;

узкая специализация руководителей среднего звена, ограничивающая их кругозор и отторгающая нововведения;

стремление руководителей снизить риск и не брать на себя большую ответственность при принятии управленческих решений.

Функциональная структура не подходит для предприятий с широкой или часто меняющейся номенклатурой продукции, а также для предприятий, осуществляющих свою деятельность в широких международных масштабах, одновременно на нескольких рынках в странах с различными социально-экономическими системами и законодательством.

Деятельность любого предприятия направлена на улучшение своего финансового состояния, на его развитие. Поэтому существует необходимость держать под контролем изменения во внешней среде фирмы и оперативно реагировать на эти изменения.

Любое действие предприятия возможно только в том случае, если внешняя среда допускает его осуществление.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде организации, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Большинство угроз и одновременно возможностей для организации находится во внешней среде. Являясь открытой системой, организация реализует и свою миссию, и стратегию во внешнем окружении, стремясь быть для него максимально полезной, чтобы осуществить свои планы в долгосрочной перспективе.

Анализ внешней среды ООО «ПениБлек» представлен в табл. 1.

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих предприятие различным сырьём, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами, от которых зависит эффективность работы предприятия, себестоимость и качество производимого организацией продукции.

Анализ среды непосредственного окружения ООО «ПениБлек» представлен в табл. 2.

Таблица 1 - Анализ внешней среды

Факторы внешней среды

Сигналы о возможных изменениях состояния среды

Агрегированные Детализированные Возможности Угрозы
1. Параметры спроса Величина спроса Рост спроса как на старые, так и на новые товары фирмы Выпуск нужной рынку продукции  
  Стабильность спроса Стабилизация спроса и прибылей от продажи товаров фирмы  
  Требования покупателей к качеству   Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты качества
  Эластичность спроса Снижение эластичности спроса на товары фирмы  
  Экономический потенциал покупателей   Снижение покупательной способности населения вследствие экономического кризиса и инфляции
  Личностные характеристики целевой аудитории Товары предприятия удовлетворяют не только личностные, но и профессиональные потребности целевой аудитории  

Продолжение таблицы 1.

Факторы внешней среды

Сигналы о возможных изменениях состояния среды

Агрегированные Детализированные Возможности Угрозы
2. Параметры факторов производства Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов Рост предложения сырьевых и материальных ресурсов Снижение цен на сырье и материалы  
  Конъюнктура рынков трудовых ресурсов Мощный трудовой потенциал предприятия Снижение уровня занятости, избыточное предложение на рынках труда Рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией
  Конъюнктура рынков финансовых ресурсов   Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков
  Конъюнктура рынков средств производства Рост предложения средств производства Снижение цен на средства производства Законченный цикл производства  

Продолжение таблицы 1.

Факторы внешней среды

Сигналы о возможных изменениях состояния среды

Агрегированные Детализированные Возможности Угрозы
3. Параметры конкурентной среды Угроза со стороны товаров-заменителей Покупатели трудно переходят на товар-заменитель из-за связанных с этим дополнительных затрат  
  Угроза появления новых конкурентов   Фирмы, функционирующие на рынке, проявляют лояльность к новым конкурентам
  Экономические возможности и торговые способности поставщиков Поставщики - субъекты рынка монополистической конкуренции Экономический потенциал поставщиков высок ввиду существенной доли затрат на их продукцию в издержках покупателя
  Экономические возможности и торговые способности покупателей Основная масса покупателей - субъекты рынка совершенной конкуренции  

Продолжение таблицы 1.

Факторы внешней среды

Сигналы о возможных изменениях состояния среды

Агрегированные Детализированные Возможности Угрозы
4. Деятельность государственных властных структур Налоговая политика Снижение налоговых ставок  
  Кредитно-денежная политика государства   Повышение учётной ставки ЦБ РФ Неблагоприятное изменение валютного курса рубля Жесткая политика финансовой стабилизации в связи с кризисом
  Политика цен и доходов Введены свободные цены на товары и услуги Введено налогообложение, стимулирующее рост дохода в зависимости от динамики цен  

 

Таблица 2 - Анализ среды непосредственного окружения

Группа факторов Фактор Проявление Влияние на предприятие Возможная реакция со стороны предприятия
1. Потребители Рынок продукции потребительской отрасли Повышение спроса на изделия предприятия Увеличение объемов выпуска изделий и их реализации Увеличение доходов, снижение затрат
2. Поставщики Поставщики материалов Удорожание поставляемых материалов более высокими темпами, чем тарифов Увеличение себестоимости продукции Смена поставщиков и поиск новых форм сотрудничества
  Поставщики финансовых ресурсов Тесные связи с потребителями продукции Своевременное поступление денег на расчетный счет Своевременное погашение кредиторской задолженности перед поставщиками и бюджетом
3. Конкуренты Рынок монополистической конкуренции Предприятие является одним из многих по изготовлению строительных изделий Существует большое число производителей, предлагающих идентичные изделия. Ценовые методы конкуренции, препятствия к проникновению на рынок новых конкурентов

Таким образом, по продаже основной продукции ООО «ПениБлек» - конкурентов имеется много, как внутри города, так и за ее пределами.

Предприятие как открытая система строит свое функционирование в существенной (хотя и не однозначной) связи с внешней средой. Отсюда одной из центральных задач управления предприятием является задача позиционирования во внешней среде, в частности отыскание оптимального положения в сети ресурсных потоков. Это связано с тем, что часть параметров бизнес-процессов (например, такие экзогенные величины как объем реализации продукции, ставки налогов, тарифы на энергоносители, рыночные цены, курсы валют и др.) формируется во внешней среде предприятия, что может быть интерпретировано как проявление возмущающих или ограничивающих факторов.

Внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации.

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация.

Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурента и борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять.

Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое делает все возможное, чтобы избавиться от них.

Внутренняя среда охватывает такие срезы, как: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый и финансовый (табл. 3).

 

Таблица 3 - Анализ внутренней среды предприятия

Показатель Характеристика
1. Кадры По характеру выполняемых работниками основных функций различают следующие три основные группы: управленческий аппарат, работники. Положительными сторонами является постоянное повышение квалификации работников, работа по улучшению условий труда, обновление кадров Отрицательными - высокая опасность несчастных случаев и травматизма
2. Организация Особенностями организационной структуры является четкое разделение труда, иерархичность управления. К недостаткам организации относится значительная численность управленческого аппарата, сложность организационной структуры, непродуманная система связи между подразделениями.
3. Маркетинг Служба маркетинга создана сравнительно недавно, поэтому реализует далеко не все функции маркетинга. Управление маркетинговой политикой предприятия ведется недостаточно эффективно, каналы распространения и продвижения исследуются не полностью.
4. Финансы На предприятии существует нехватка оборотных средств, случаются периодические задержки с выплатой заработной платы, неэффективно используются денежные средства в организации. Ограниченные инвестиционные возможности приводят к тому, что должный уровень ликвидности не поддерживается и, как следствие, - низкий уровень рентабельности.

 

Внутренняя среда оказывает постоянное воздействие на функционирование организации и ее состояние в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает данное предприятие.

Для эффективного позиционирования требуется соблюдение следующих условий:

должно существовать ясное представление о целевом сегменте;

выгоды, на которых основывается позиционирование, должны быть важны для целевых покупателей;

позиционирование должно базироваться на действительно сильных сторонах предприятия;

позиция предприятия должна преподноситься покупателям доступно и просто, посредством интересной имиджевой рекламы или других средств коммуникаций.

После того, как собраны достаточные данные о внешней и внутренней среде организации, целесообразно применить метод SWOT (аббревиатура из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы), с помощью которого можно установить взаимосвязи между данными элементами внутренней среды организации и ее внешним окружением.

Это позволяет в дальнейшем более четко сформулировать стратегию на основе анализа поля возможностей и угроз, что способно уменьшить риск деятельности предприятия.

Для нашего предприятия составим матрицу SWOT (табл. 4).

 

Таблица 4 - Матрица SWOT-анализа

Возможности Возможность расширения производственных площадей Наращивание объемов и увеличение ассортимента продукции Возможность выхода на внешний рынок Сильные стороны Отсутствие текучести кадров Высокая квалификация работников Расширение производственных мощностей Качество продукции Четкое разделение труда
Угрозы Угроза неплатежей Высокие налоги Угроза высоких темпов инфляции Быстро стареющие производственные мощности Угрозы несчастных случаев при работе Слабые стороны Невысокий уровень маркетинговых исследований Несовершенная система управления Износ большей части ОФ Большая энергоемкость и материалоемкость производства

 

С помощью таблицы представляется возможным выявить проблемы, стоящие перед предприятием. К их числу можно отнести: невысокий уровень маркетинговых исследований, несовершенную систему управления, проблемы с производственным оборудованием, большую энергоемкость и материалоемкость производства.

Поэтому предприятию требуется принять срочные меры по усилению слабых позиций, что также скажется на результатах сбыта продукции, а, следовательно, и на результатах деятельности предприятия.

Доступный для предприятия рынок, высокое качество продукции, сервис, хорошая позиция предприятия на рынке среди конкурентов - все это должно способствовать успешному сбыту продукции.

Оценить, насколько эффективно фирма использует свой потенциал, поможет исследование ее конкурентоспособности, которое мы начнем с анализа конкурентоспособности предприятия.

Проведем балльную оценку деятельности предприятия в сферах окружения, определяя сложившуюся ситуацию в баллах от 0 до 9 (табл. 5).

 

Таблица 5 - Балльная оценка деятельности предприятия

Сфера окружения Характеристики

Балльная шкала

   

Зона слабых сторон

Зона стабильности

Сильные стороны

    1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Политическая производство           о      
  финансы       о          
  кадры         о        
  руководство           о      
  ноу-хау     о            
  маркетинг     о            
2. Экономиическая производство             о    
  финансы         о        
  кадры         о        
  руководство           о      
  ноу-хау     о            
  маркетинг       о          
3. Технологическая производство           о      
  финансы         о        
  кадры           о      
  руководство             о    
  ноу-хау       о          
  маркетинг         о        

Продолжение таблицы 5

Сфера окружения Характеристики

Балльная шкала

   

Зона слабых сторон

Зона стабильности

Сильные стороны

    1 2 3 4 5 6 7 8 9
4. Социально-демократическая производство         о        
  финансы     о            
  кадры       о          
  руководство         о        
  ноу-хау     о            
  маркетинг     о            
5. Экологическая производство         о        
  финансы     о            
  кадры       о          
  руководство         о        
  ноу-хау     о            
  маркетинг       о          

 

Как видим, сильными сторонами фирмы являются производство (т. е. собственно выпуск продукции), финансы, кадры и руководство. Слабыми - маркетинг и ноу-хау. По этим направлениям и следует развивать деятельность фирмы в дальнейшем.

Рассчитаем средние значения показателей оценки деятельности предприятия для каждой сферы окружения, используя формулу простой средней арифметической:

политическая: 27/6 = 4,5

экономическая: 30/6 = 5,0

технологическая: 33/6 = 5,5

социально-демографическая: 23/6 = 3,8

экологическая: 24/6 = 4,0

Как видим, большинство оценок находятся в зоне стабильности (от 4 до 6). Производство организовано на базе современной технологии; кадры на предприятии используются достаточно полно; новое руководство предприятия обеспечивает стабильность работы - это сильные стороны деятельности предприятия.

По социально-демографической сфере предприятие находится в зоне слабых сторон: уровень заработной платы в среднем не очень высок, мало внимания уделяется мотивации работников, созданию условий для большей их заинтересованности в работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.248 (0.04 с.)