Правовая основа, цели, функции и виды государственной гражданской службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа, цели, функции и виды государственной гражданской службы



Содержание

 

Введение

.   Правовая основа, цели, функции и виды государственной гражданской службы

.   Понятие, правовой статус государственного гражданского служащего

Права и обязанности государственного гражданского служащего

Ограничения и запреты на государственной гражданской службе

Ответственность государственных гражданских служащих

.   Должности гражданской службы, их категории и группы

.   Прохождение государственной гражданской службы

Порядок поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации

Перемещение по государственной гражданской службе Российской Федерации

Увольнение с государственной гражданской службы Российской Федерации

.   Пути преодоления негативных явлений в системе государственной службы

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

Актуальность темы заключается в том, что в любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат - это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления. В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы является создание эффективного законодательства.

Объектом являются общественные отношения, возникающие в сфере государственной гражданской службы.

Предмет работы - нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, взгляды ученых относительно порядка осуществления государственной гражданской службы Российской Федерации, а также порядок прохождения государственной гражданской службы и пути преодоления негативных явлений в системе государственной службы. Целью курсовой работы является комплексное правовое исследование института государственной гражданской службы Российской Федерации как способа осуществления государственного управления.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

раскрыть понятие государственной гражданской службы, ее правовую основу, цели, функции и виды;

раскрыть понятие государственного гражданского служащего и его правовой статус;

показать порядок поступления и перемещения по государственной гражданской службе Российской Федерации;

рассмотреть особенности увольнения с государственной гражданской службы России.

рассмотреть негативные явления в системе государственной службы и возможные пути их преодоления.

Правовой основой исследования явились: Конституция Российской Федерации 1993 года; Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и обширного массива нормативных правовых актов различной юридической силы.

Структура. Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, шести параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и литературы.

 


 

Заключение

 

Государственная гражданская служба в Российской Федерации является неотъемлемым атрибутом российской государственности. Всё это требует точного соблюдения законодательства в данной сфере отношений, как по порядку поступления на государственную гражданскую службу, так и её прохождение и увольнение. Но одним из важнейших направлений повышения эффективности государственной службы являются разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

В связи с этим можно сформулировать следующие выводы:

Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства. Государственная служба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: международного, конституционного, муниципального, трудового, финансового, гражданского, уголовного. К сожалению, нормативно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной службы на федеральном, а следовательно и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки. Важный этап в реформировании государственной службы России ознаменован принятием федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)".

Продвижение по службе должно определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы.

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности. Считаю, что данное определение полностью исчерпывает предмет исследования и его характерные признаки. В данной работе были изложены традиционные взгляды на государственную гражданскую службу, даны представления о структуре и содержании понятия, а также рассмотрены цели, функции и порядок прохождения государственной гражданской службы.

Завершая свою работу, считаю нужным подчеркнуть актуальность и важность рассмотрения данной темы для деятельности будущих юристов независимо от той отрасли права, в которой им придется работать.

 


 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993(принята на всенародном референдуме)-В ред. От 30.12.2008 № 6-ФКЗ//Российская газета №7.2009.21 января.

.   Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г.№79-ФЗ(ред.12.01.2013)//СЗ РФ.2004.№31.Ст.3215

.   Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г.№58-ФЗ(ред.20.01.2012)//СЗ РФ.2003. №22. Ст.2063

.   Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.№273-ФЗ(ред.12.01.2013)//СЗ РФ.2008. №52(ч1). Ст.6228

.   Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.03.2013)// КонсультантПлюс, 1992-2013г.

.   Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 20.09.2013) (с изм. и доп.,)// -М.:Эксмо,2013.-304с.-(Актуальное законодательство).

.   Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (ред.20.01.2012 г.)// СЗ РФ.2005. №6. Ст.437

.   Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (20.01.2012 г.)

.   Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации о оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" (20.01.2012 г.)

.   Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (20.01.2012 г.)

.   Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" (23.03.2012 г.)

.   Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы" (20.01.2012 г.)

.   Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения"

.   Закон Хмао-Югры «О государственной гражданской службе ХМАО-Югры» от 31.12.2004 г.№ 97-ОЗ (ред. от 24.10.2013) http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW926;n=93874

.   Административное право России: учебник/ Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред.Л.Л. Попова.-2-е изд., испр.и доп.-М.:Издательство Юрайт, 2010.-444с.-(Основы наук).

.   Административное право России: учебник/ Н.М. Конин.-2-е изд., перераб.и доп.-М.:Проспект, 2011.-448с.

Содержание

 

Введение

.   Правовая основа, цели, функции и виды государственной гражданской службы

.   Понятие, правовой статус государственного гражданского служащего

Права и обязанности государственного гражданского служащего

Ограничения и запреты на государственной гражданской службе

Ответственность государственных гражданских служащих

.   Должности гражданской службы, их категории и группы

.   Прохождение государственной гражданской службы

Порядок поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации

Перемещение по государственной гражданской службе Российской Федерации

Увольнение с государственной гражданской службы Российской Федерации

.   Пути преодоления негативных явлений в системе государственной службы

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

Актуальность темы заключается в том, что в любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат - это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления. В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы является создание эффективного законодательства.

Объектом являются общественные отношения, возникающие в сфере государственной гражданской службы.

Предмет работы - нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты уполномоченных органов и должностных лиц, теории, концепции, взгляды ученых относительно порядка осуществления государственной гражданской службы Российской Федерации, а также порядок прохождения государственной гражданской службы и пути преодоления негативных явлений в системе государственной службы. Целью курсовой работы является комплексное правовое исследование института государственной гражданской службы Российской Федерации как способа осуществления государственного управления.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

раскрыть понятие государственной гражданской службы, ее правовую основу, цели, функции и виды;

раскрыть понятие государственного гражданского служащего и его правовой статус;

показать порядок поступления и перемещения по государственной гражданской службе Российской Федерации;

рассмотреть особенности увольнения с государственной гражданской службы России.

рассмотреть негативные явления в системе государственной службы и возможные пути их преодоления.

Правовой основой исследования явились: Конституция Российской Федерации 1993 года; Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и обширного массива нормативных правовых актов различной юридической силы.

Структура. Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, шести параграфов, заключения, списка нормативных правовых актов и литературы.

 


 

Правовая основа, цели, функции и виды государственной гражданской службы

 

Правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

ü Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу.

ü Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. (ред. от 12.01.2013 г). Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

ü Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 20.01.2012 г). Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. Преобразования, происходящие в системе российского права, во многом связаны с осуществляемыми в нашей стране судебной, правовой и административной реформами. Ученые продолжают обсуждать вопросы взаимосвязи государственной службы и гражданского общества, а также общие вопросы реформирования государственно-служебного законодательства.

Следующим шагом в развитии института государственной службы стало принятие Государственной Думой Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Этот Закон называют "трудовым кодексом" для чиновника или ГОСТом службы.

Кроме указанных нормативных актов, правовую основу государственной службы Российской Федерации также составляет ряд подзаконных нормативных актов:

·   Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 года N 609.

·   Указ Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005 года N 159. (ред.20.01.2012г.).

·   Указ Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 110. (ред.20.01.2012г.).

·   Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 112. (ред.20.01.2012г.).

Вначале необходимо дать ответ на вопрос, что же такое Государственная служба. Общепринятого определения понятия "государственная гражданская служба" в научной литературе нет. Чаще всего встречаются определения государственной гражданской службы, представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Определения понятия "государственная гражданская служба"

 

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ" под государственной службой понимается "профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации".

Следует заметить, что в определении понятия "государственная гражданская служба" в качестве ведущего признака выделяется прилагательное "государственная" - сущность и значение государственной службы определяются сущностью государства. Государственная гражданская служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства. Следующий существенный признак понятия государственной гражданская службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Государственная гражданская служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Государственная гражданская служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах, только государственные органы наделены правом иметь государственных служащих. Государственная гражданская служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции, и отнесенных актами законодательства РФ и ее субъектов к государственной службе.

Цели государственной гражданской службы следует рассматривать как форму осознания и закрепления государственными органами в соответствующих нормативных правовых актах социально значимых актуальных проблем. Классификация целей государственной гражданской службы представлена на рисунке 2.

 


 

Рисунок 2 - Классификация целей государственной гражданской службы

 

При выяснении задач государственной гражданской службы, необходимо учитывать, что государственные гражданские служащие активно участвуют в разработке проектов законов, программ, выражающих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложений об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти.

Поэтому среди основных задач государственной гражданской службы выделяются следующие:

·   обеспечение конституционного строя;

·   выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны;

·   подбор кадров способных реализовать стратегию развития страны;

·   создание организационных структур государственной власти;

·   принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

·   защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности;

·   создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.

Каждый вид государственной гражданской службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи.

Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Исследователями выделяются следующие функции государственной гражданской службы, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 - Функции государственной гражданской службы

Функция Трактовка
Правоприменительная реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства
Правотворческая разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ
Правозащитная обеспечение прав и свобод граждан
Регулирующая разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении
Организационная обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе

 

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы, представленные на рисунке 3 Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе. Все принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами. Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

 

Рисунок 3 - Принципы государственной гражданской службы

 

Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п. Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:

ü быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;

ü хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;

ü знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;

ü владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;

ü иметь общую и профессиональную подготовку;

ü знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

Можно выделить еще принцип защиты государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Под видом государственной гражданской службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них. Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ. Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих. Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций. Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д.

Соответственно к специальным видам государственной гражданской службы относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная, дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственных органах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратах избирательных комиссий и др. Можно отметить, что наряду с общими признаками специальных видов службы каждый подвид имеет свои специфические признаки. Например, военная служба имеет существенные отличия такие, как специфика организационной структуры, вооруженность личного состава, непрерывность несения службы, принятия воинской присяги.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.055 с.)