Таможенная политика Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенная политика Республики Беларусь



 

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Под таможенной политикой понимается система политико-правовых, экономических, организационных и иных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутренней и внешней политики в целях осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования в Республике Беларусь рыночных отношений [9, стр. 13]. Наиболее лаконичным и емким определением является следующее: «Таможенная политика - это система мер, определяющая приоритеты, способы и средства достижения государственных целей в сфере регулирования трансграничного перемещения товаров»[10, стр. 10].

Целями таможенной политики Республики Беларусь являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь, иные цели, определяемые Президентом, Парламентом и Правительством Республики Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь. [11, ст.1]

Республика Беларусь стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Республике Беларусь развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются:

установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;

осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;

участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

В таможенной политике сфокусированы важнейшие задачи государственной политики в целом. Таможенный механизм, включающий таможенный контроль, применение мер тарифного и нетарифного регулирования товарообмена на таможенной территории и внешнеэкономической деятельности, борьбу с контрабандой и т.п., призван защищать белорусский рынок от внутренних и внешних угроз и экономических ущербов,

Таким образом, именно таможенная политика определяет основные цели, задачи и функции таможенного дела в Республике Беларусь. Естественно, что таможенная политика направлена на обеспечение соблюдения собственных интересов государства. В то же время, вступая в международные экономические отношения, государство должно стремиться к балансу интересов, когда каждая сторона этих отношений получала бы максимум выгод, не задевая при этом национальные интересы других стран. Именно поэтому одним из основных средств реализации таможенной политики Республики Беларусь является ее участие в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

В таможенном деле присутствует довольно сложное переплетение экономической, правовой, организационной и нравственно-психологической деятельности. Соответственно этому и таможенная политика характеризуется правовыми, экономическими, организационными и психологическими составляющими (мерами).

Правовую составляющую можно трактовать как комплекс мер или пра-

вил регулирования внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) посредством законодательной базы и властных полномочий.

Организационная составляющая означает то, что таможенная политика формируется через государственные организации и институты, в которых она разрабатывается, определяется и реализуется. Это, прежде всего, законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие разрешительные или ограничительно-запретные системы по перемещению товаров через таможенную границу и организующие их контроль. В Республике Беларусь таможенное дело относится к ведению Президента, Парламента и Правительства.

Экономические аспекты таможенной политики связаны с проведением в жизнь внутренней и внешней политики страны, основанной на протекционизме, свободной торговле или на сочетании этих двух направлений.

Таким образом, таможенная политика является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержания баланса интересов стран мирового сообщества.

Осуществляя международное сотрудничество в области таможенного дела и решая внешнеэкономические задачи, таможенные органы, как проводники таможенной политики, стоят на страже национальных интересов страны, заботятся о повышении ее престижа на международной арене. 16 декабря 1993 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества и стала полноправным членом Всемирной таможенной организации (ВТО). Участие в работе ВТО помогает усваивать опыт мирового сообщества в осуществлении таможенного дела.

Ведется подготовительная работа, рассчитанная на ряд лет и сопряженная с необходимостью принятия экономических и торгово-политических обязательств по вступлению Республики Беларусь в международные межправительственные экономические организации - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) и Всемирную торговую организацию (ВТО), которые накопили ценный опыт сотрудничества государств в сфере внешней торговли и по различным аспектам таможенного дела.

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные, основанные на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.

В соответствии со ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности [12], таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.

В законе прямо установлено, что основным методом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4> регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование.

Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу РБ, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ.

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская фискальная функция, связанная с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета.

Кроме вышеназванных функций таможенный тариф до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта товаров за рубеж. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь экспортных цен, а также в целях повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Основные цели таможенного тарифа Республики Беларусь:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в РБ;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Беларуси; -защита экономики РБ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РБ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Советом Министров РБ. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РБ тарифных льгот (тарифных преференций).

В целях защиты экономических интересов РБ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные, компенсационные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РБ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наноси тили угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РБ.

Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РБ в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь со стороны других государств или их союзов.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РБ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РБ.

Таможенные сборы взимаются до или в момент принятия таможенной декларации к оформлению. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных сборов за таможенное оформление и оказание таможенных услуг не предоставляется.

Таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим, либо сведения, необходимые для иных целей, установленных законодательными актами. [6, ст.8]. Таким образом, таможенная декларация - оформленный в соответствии с требованиями национального законодательства документ, содержащий необходимую информацию о перемещении через границу груза, включая экспортные и импортные товары, пассажирский багаж, ручную кладь, ценности, валюту.

На сегодняшний день в зависимости от заявленных процедур и лиц, перемещающих товары, выделяются 4 вида таможенной декларации: на товары; транзитная; пассажирская; на транспортное средство.

Все таможенные декларации применяются для формирования статистики, исчисления и взимания специальных платежей, а также непосредственного применения законодательства Таможенного Союза и иных государств.

Факт представления декларации и других необходимых документов в таможенные органы регистрируется в день их получения. С этого момента она становится документом, обладающим юридическим значением.

Общие положения о правилах декларирования товаров также четко прописаны в Таможенном кодексе РБ [6, гл.10]. Нарушение правил ввоза/вывоза товаров через границу Республики Беларусь, игнорирование заполнения таможенной декларации является административным правонарушением и облагается санкциями.

Другая категория методов регулирования внешнеэкономической деятельности - это нетарифные меры. Их значимость в современном мире существенно возрастает. Дело в том, что большинство стран мира являются членами Всемирной торговой организации, основным принципом которой является свободная торговля. Поэтому страны-участницы ВТО вынуждены снижать тарифы. Однако защита отечественных производителей остаётся актуальной, и поэтому выходом из этой ситуации является применение именно нетарифных мер. Лидерами по их использованию являются США, Европейский союз и Япония.

Нетарифное регулирование <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5> - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования.[12]

Нетарифное регулирование предусматривает как меры стимулирующего, так и меры защитного (ограничительного) характера.

На основании анализа национального законодательства Е.А. Реуцкая выделяет следующие меры нетарифного регулирования: установление количественных ограничений (квотирование и лицензирование экспорта и импорта отдельных товаров); регистрация контрактов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80> на экспорт и импорт отдельных видов товаров; установление отдельных форм контроля (экспортного контроля, контроля качества ввозимых товаров); установление исключительного (монопольного) права на осуществление внешней торговли товарами; меры по защите экономических интересов в отношении импорта товаров; установление особого режима осуществления внешней торговли товарами. [13]

В Республике Беларусь меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь путем введения количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера.[12]

Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности подразумевает в первую очередь лицензирование экспорта и импорта т.е. выдачу уполномоченными республиканскими органами государственного управления разрешений (лицензий) на ввоз или вывоз определенных видов товаров, работ, услуг.

Экспорт отдельных товаров осуществляется по лицензиям Министерства торговли, выдаваемым по согласованию с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в зависимости от вида и происхождения товара.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, а также резиденты свободных экономических зон Республики Беларусь экспортируют продукцию собственного производства без лицензий на экспорт.

Разновидностью нетарифного регулирования ВЭД является квотирование - временное количественное ограничение экспорта (импорта) отдельных видов товаров, работ, услуг, устанавливаемое уполномоченными государственными органами.

Импортные квоты устанавливаются на рыбу и морепродукты, продукты их переработки, алкогольные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, табачные изделия, сахар-сырец, экспортные - на минеральные удобрения, отходы и лом черных и цветных металлов, текстильные изделия.

Распределение квот, как правило, осуществляется путем проведения конкурса (аукциона), участники которого направляют в комиссию по организации проведения конкурса свои предложения по применению тех или иных выделяемых квот. По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые способны реализовать квоту на наиболее выгодных для государства экономических условиях.

Победителю аукционной продажи квот выдается сертификат, дающий право получить лицензию на экспорт или импорт квотируемых товаров.

Таким образом, Таможенный кодекс РБ и проводимая на его основе таможенная политика - мощный инструмент в руках государства, призванный для обеспечения национальной экономической безопасности и успешного международного экономического сотрудничества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.017 с.)