Методика гидрореабилитации при ДЦП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика гидрореабилитации при ДЦП



 

Одним из эффективных способов развития двигательных навыков у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП) являются занятия в воде. Упражнения в воде нередко сочетаются с подводным массажем (струя воды под водой, направляемая на тело медицинской сестрой по специальной системе).

Занятия в бассейне помогают людям с двигательными нарушениями выполнять движения нижними и верхними конечностями с большей амплитудой, быстрее осваивать то или иное упражнение и сокращать сроки реабилитации.

Физические упражнения в воде решают несколько задач:

- Развитие двигательных навыков при свободном движении конечностями и туловищем;

-  Обучение плаванию;

-  Обучение ходьбе.

Упражнения для суставов верхних и нижних конечностей можно производить в воде в различных положениях: как в горизонтальном, так и вертикальном.

При погружении тела в воду сопротивление воды оказывает постоянное и многомерное противодействие каждому движению. Это сопротивление в 12 раз превосходит сопротивление воздуха и требует от тела усилий в 3 раза больше, чем при занятиях на суше. В таком случае при каждом движении затрачивается больше мышечных усилий и энергии для преодоления сопротивления, так как сопротивление воды приводит к снижению скорости передвижения. Но снижение скорости зависит также от уровня погружения тела в воду и амплитуды движения. Максимальное использование рычагов тела в воду и амплитуды движения увеличивает площадь соприкосновения с водой при перемещении, что добавляет сопротивление.

Но если движения выполняются слишком медленно и с большей амплитудой, то они могут быть лишены эффекта, потому что движению тела будут помогать сила выталкивания и плавучесть. Соответственно, если движения слишком быстрые и выполняются с очень небольшой амплитудой, они будут тоже неэффективны, поскольку не прилагается достаточных мышечных усилий, необходимых для увеличения площади соприкосновения тела с водой. Сочетание таких упражнений, как медленный шаг с полной амплитудой движения и несколько ускоренный шаг с уменьшенной амплитудой, представляет собой эффективные способы двигательной реабилитации.

При выполнении различных упражнений под водой тело испытывает сопротивление. Если выполнять упражнения несколькими частями тела, то сопротивление движениям тела возрастает, затрудняя процесс передвижения и сохранения равновесия. Инвалиду потребуется сильно напрягать брюшные мышцы и совершать энергичные движения, чтобы сохранить равновесие и продвигаться дальше.

Эффективно используемая сила сопротивления воды помогает увеличить мышечную силу и выносливость, а также общее физическое развитие ребенка с ДЦП.

Движения головой при плавании и нырянии способствуют тренировке функций вестибулярного аппарата.

Своевременность и важность разработки проблемы обучения плаванию детей-инвалидов дошкольного и школьного возрастов обоснована, с одной стороны, многолетней практикой педагогов в процессе формирования и совершенствования двигательных действий в условиях водной среды и на этой основе повышения эффективности развития физических, интеллектуальных и психических качеств ребенка; с другой стороны, результатами научных разработок специалистов в которых отмечается ухудшение состояния здоровья детей, увеличение детской инвалидности, особенно с неврологическими заболеваниями, в том числе детским церебральным параличом; возникших различных синдромов, ухудшающих функцию клеток мозга, соматических и вегетативных систем.

Применяемые на практике методики обучения плаванию ребенка-инвалида разрешают, прежде всего, проблемы лечебной физической культуры. Однако они не учитывают: комплексного проявления в условиях водной среды тяжести и характера последствий заболеваний; возможности утраты освоенного умения плавать больным ребенком; жизненной необходимости оперативного, подчас мгновенного, планирования, формирования и контроля двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды; возможностей оперативного творческого создания системы условий формирования и оперативной разработки адекватных моделей эффективного индивидуального обучения плаванию детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича; ранее, подчас с рождения, не известных ребенку, а потому и не усвоенных двигательных действий, либо утраченных в отличии от нормального развития; приобретенных» в силу особенностей формы и синдромов заболевания; непроизвольно выполняемых двигательных действий ученика; особенностей индивидуального обучения с учетом условий воспитания «домашнего ребенка», или при совместном пребывании в разных возрастных группах детского сада здоровых детей и детей с последствиями заболеваний.

Особая важность решения проблемы обучения плаванию тяжело больных детей обусловлена оздоровительным, экологически чистым, не медикаментозным воздействием водной среды на развивающийся организм, активизирующим способности ребенка.

Методика индивидуального обучения плаванию детей с тяжелой формой церебрального паралича позволяет научить ребенка-инвалида плавать, предупреждает развитие опасных и особо опасных критических ситуаций для жизни и здоровья, открывает возможности достижения учеником качественно нового уровня двигательной и общественной активности.

Обучение плаванию ребенка с детским церебральным параличом включает: опознание тренером спонтанно выполненного движения ученика в условиях водной среды, как аналогичного какому-либо элементу системы движений пловца; оперативную разработку модели обучения; ее реализацию, обусловленную повторением этого движения с помощью тренера, а затем самостоятельного выполнения с образованием собственной манеры проявления целенаправленных двигательных действий.

Способность человека, это его умение целенаправленно проявлять, с учетом общественной необходимости и потребности, свои духовные, физические, интеллектуальные и психические свойства, определяющие уровень развития культуры общества. Решение проблемы способности характеризуется, прежде всего, умением общества создать необходимые условия для реализации генетической возможности человека, путем соответствующего обучения, воспитания и развития. В случаях отклонений в состоянии здоровья человека проявление способностей затрудняется.

Для восстановления утраченных или отстающих от нормативных возрастных умений используют средства и методы адаптивной физической культуры, для больных лиц - лечебную физическую культуру, физическую реабилитацию, гидрореабилитацию, спортивную тренировку.

В специальной литературе проблемы способности изучались как общие и специальные, педагогические, гидропедагогические, специальные - плавание; биологические; психологические; генетические.

Способность, согласно определению Большой советской энциклопедии, есть «психические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способности не являются врожденными. Врожденными являются лишь так называемые задатки - природные анатомо-физиологические особенности организма, прежде всего мозга и органа чувств. Они имеют большое значение для развития тех или иных способностей».

Т.е. «способность» - это психическое свойство личности. Эта сторона способности получила дальнейшее развитие в психологии.

Изучение многообразия форм двигательных действий ребенка с заболеванием церебральным параличом позволило специалистам классифицировать поражения по соответствующим признакам, разработать подходы и методы лечения.

Известно, что двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. Снижение двигательной активности у детей приводит к нарушению костно-мышечного аппарата, приводящее к изменениям вегето-сосудистой и дыхательной систем, нарушению обменных процессов, снижению работоспособности, изменению психики, что негативно влияет на их жизнедеятельность. Коррекция таких нарушений может осуществляться различными средствами, но наиболее доступными и эффективными является применение специальных физических упражнений.

Отсутствие или недостаточная физическая реабилитация, как правило, приводит к усугублению порочных установок, возникновению контрактур и деформаций, и, как следствие, к ограничению объёма движений и опорной функции в конечностях и возможностей позвоночника. Длительная акинезия в итоге затрудняет социальную адаптацию больного с ДЦП.

Обеспечение уровня начального практического приобщения к физической культуре детей дошкольного возраста, освоение навыков «школа движений», являются важнейшими задачами, стоящими перед воспитателями и организаторами физического воспитания. В современных условиях работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по единой, жёстко регламентированной программе воспитания и обучения в детском саду. Это неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания, существенно ограничивает возможность педагогического творчества, ориентирует на унифицирование стандарта в оценке двигательной подготовленности ребенка, игнорируя индивидуальные особенности его развития.

С биомеханических позиций двигательный навык - очень сложная структура, в нем всегда имеются ведущий и фоновый уровни, ведущие и вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перепшфровки разных рангов и т. д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурой сложностью и процесс его формирования. Истолкования образования двигательного навыка как создание условных связей принесло ощутительный вред главным образом тем, что оно оправдывало монотонное, пассивное заучивание, «зазубривание», в котором основное ударение делалось на количестве выполненных повторений. Крайне низкий полезный эффект такого метода вскоре заставил критически отнестись к нему и подвергнуть его решительной переоценке.

Дальнейшее развитие понятия «двигательный навык» получило в работах Д.Ф.Мосунова (1996). Автор, впервые изучая с дидактических позиций, двигательный навык как отражение субъективным проявлением конкретного двигательного опыта, показывает, что данная форма проявления носит соответствующий адекватный характер. Выполненное двигательное действие соответствует по своим характерным параметрам известному двигательному опыту. Напротив, умение, - означает отстающий характер проявления взаимоотношений двигательного действия двигательному опыту. С учетом, выше приведенного педагогического восприятия становится понятным, что любое двигательное действие инвалида не может соответствовать двигательному опыту здорового человека. Поскольку действия инвалида, например, с поражением опорно-двигательного аппарата из-за ампутации, не могут соответствовать двигательному опыту здорового человека - ампутированная конечность не сможет вырасти вновь. Действие взрослого человека, например, с ампутацией кисти, соответствует по определенным характеристикам двигательному действию другого взрослого человека с подобной ампутацией, но не соответствует движениям ребенка в силу отставания последнего от взрослого по физическому развитию.

По убеждению Т.П. Шамарина и П.И. Беловой (1999), больные церебральным параличом имеют огромные потенциальные возможности для развития важнейших для человека функциональных способностей и, прежде всего моторики при условии их формирования на базе схемы движения, в процессе мотивированного движения и сознательного его усвоения.

Развитие способности человека невозможно без процесса обучения и совершенствования, без индивидуума который обучается и человека - учителя или родителя, самого ученика при самообучении.

Проблема способности формирования и совершенствования двигательных действий человека является ведущей в процессе обучения и физического воспитания подрастающего поколения.

Формирование, согласно определению С.И.Ожегова, определяется как процесс «слагаться, приобретать законченность; физически развиваться, приобретая, зрелось форм».

Анализ предложенного определения с дидактических позиций передачи и усвоения знаний и опыта, в том числе двигательного, позволяет выявить, прежде всего, процесс само формирования, саморазвития организма человека и отнести его к «внутреннему» процессу учения. Активная деятельность ученика приобретает законченность и зрелость форм проявления в процессе нормального развития.

Процесс «учения» функционирует в результате активной деятельности ученика в процессе овладения, усвоения и присвоения его результатов учеником и последующего их выполнения как один из компонентов педагогического процесса совершенствования.

Чтобы осуществить правильный акт дыхания человеку необходимо сначала выполнить вдох, после чего задержать дыхание, опустить голову в воду, сделать выдох, поднять голову из воды и вновь сделать вдох. Если обычному ребенку достаточно несколько раз показать, и он уже имеет представление о выполнении данного упражнения, то для инвалидов процесс дыхания не только огромный фактор трудности, но и порой неимоверный фактор страха, который не так-то просто преодолеть. На освоение каждой фазы может уйти по нескольку месяцев. А изучение всего дыхательного цикла иногда растягивается на 2-3 года.

Упражнения, которые представлены далее, носят в основном игровой характер. Их можно выполнять с занимающимся еще до прихода его в бассейн, а также в процессе занятий. Они помогают ребенку получить образное представление о дыхании и более сознательно подойти к этому вопросу, способствуют формированию лексикона. Инвалид обучается по определенной команде выполнять конкретное действие. Освоение упражнений подготовительного этапа значительно облегчает дальнейшее изучение правильного дыхания. Кроме этого, целью этапа является адаптация психики инвалида к деятельности в новой среде.

Упражнение 1.

Просим сделать вдох, задержать дыхание и надуть щеки. Можно сопроводить это комментарием: «Надуй щечки, как у хомячка!». Сначала сами показываем ребенку, выразительно выполняем вдох, раздуваем щеки и звучно выдыхаем. Побуждаем ребенка выполнить действие фразой «А ты так можешь?» Если у ребенка получается, то обязательно подкрепить успех похвалой.

Упражнение 2.

Это упражнение выполняется в тесной взаимосвязи между педагогом и учеником. Ребенок выполняет вдох, надувает щеки, а преподаватель или родитель нажимает на щечки ребенка. Неожиданный выход воздуха доставляет ребенку массу приятных ощущений и создает представление о форсированном выдохе.

Упражнение 3.

В этом упражнении ребенок должен надуть воздушный шарик. Замечательно, если шарик будет со свистком. Тогда ребенок оценит плоды своего труда не только визуально, но и сможет услышать их. Как вариант, можно отверстие шарика, через которое входит и выходит воздух опустить в таз с водой или в воду бассейна. Обильные пузыри непременно привлекают внимание занимающегося, и он также получит дополнительное представление, что происходит со струей воздуха попавшей в толщу воды. Очень полезен будет комментарий на тему «выдоха» воздушного шарика в воду. В дальнейшем этот опыт можно будет использовать непосредственно в момент обучения ребенка выдоху в воду в виде фраз «Делай как шарик!» или «Шарик сделал «выдох», а теперь и ты попробуй!».

Упражнение 4.

Осторожно закрываем ребенку нос двумя пальцами, он рефлекторно начинает дышать через рот. Открываем нос, ребенок переходит вновь на носовое дыхание. Чередуем несколько раз и доводим дыхание через рот до одной минуты.

Упражнение 5.

Ребенку необходимо сделать вдох ртом и выдох в воду через пластмассовую трубку. Пузыри будут сигнализировать о правильном выполнении упражнения. Постепенно укорачиваем трубку, приближая тем самым лицо ребенка к воде. Кульминацией является опущенное лицо в толщу воды. Можно не обрезать трубку, а ставить на ней метки. Ребенок опускает голову, трубка погружается, и ребенок по метке, которая совпадает с кромкой воды, ориентируется, насколько близка конечная цель.

Упражнение 6.

Выполнение вдоха и выдоха ртом перед зеркалом. По команде «Вдох» ребенок набирает воздух ртом в легкие, по команде «Выдох» выпускает воздух через рот и нос. С позиций обучения обычного ребенка, выполнение упражнения перед зеркалом облегчает обучение. Ребенок видит выполняемые действия и сразу же может внести коррекцию Порой зеркало может не только ускорять освоение упражнения, но и являться усложняющим фактором, что также можно использовать в педагогическом процессе. Все зависит от восприятия ребенком свого отражения. Некоторые инвалиды боятся смотреть на себя в зеркало. В редких случаях ребенок не видит себя в зеркале вовсе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.023 с.)