Глава I. Теоретическое обоснование формирования связной речи у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретическое обоснование формирования связной речи у детей



Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование формирования связной речи у детей

I.1. Лингводидактический аспект формирования связной речи у детей

I.2. Особенности формирования связной речи у детей с нормальным речевым развитием

I.3. Характеристика умственной отсталости

I.4. Особенности формирования связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости

Выводы по I главе

II. Экспериментальное исследование

II.1. Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями, в том числе и детей с умственной отсталостью, большинство которых являются контингентом специальных коррекционных школ VIII вида.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто. Устная речь детей с легкой степенью умственной отсталости примитивна и бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Поэтому логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития отсталого ребенка.

Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школе.

связная речь умственная отсталость

Таким образом, в настоящее время проблема развития связной речи у учеников 2-ых классов с легкой степенью умственной отсталости является актуальной, так как развитая связная устная речь у детей с нарушением интеллекта является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе.

Цель исследования: охарактеризовать особенности связной речи, составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости.

Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:

Задачи исследования:

. Анализ методической литературы по проблеме исследования;

. Охарактеризовать нарушения связной речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости;

. Составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Объект исследования: связная речь у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: особенности нарушения связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.


Выводы по I главе

 

Таким образом, связная речь - это наиболее сложная форма речевой деятельности. От ее развития зависит полнота познания окружающего мира, успешность обучения в школе, становление сознания и развитие личности в целом. Связная речь неотделима от мыслей, то есть связная речь - это связность мыслей. В ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логичной речи. Развивается связная речь постепенно, вместе с развитием мышления и деятельности, проходит определенный ряд этапов, на которых постепенно усложняется и совершенствуется. Если в течение первого года жизни ребенка закладываются основы будущей связной речи, то далее связная речь активно формируется и совершенствуется, изменяясь как по качественным, так и по количественным характеристикам от этапа к этапу.

Что касается детей, имеющих умственную отсталость, то необходимо сказать, что умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это недоразвитие, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Таким образом, дети с умственной отсталостью из-за недоразвития интеллектуальной деятельности испытывают трудности при овладении связной речью, их речь развивается аномально, запаздывает в своем развитии и имеет ряд особенностей. При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания. Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню, носят системный характер, так как нарушенными оказываются все компоненты речи, такие как звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй и связная речь. Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Страдают как более легкие ее формы, такие как диалог, а вследствие этого и более сложные, такие как монологическая речь.

Дети, имеющие легкую степень умственной отсталости, как правило, овладевают речью самостоятельно в дошкольном возрасте и поступают в школу говорящими. Они общаются со сверстниками, учителями, родителями с помощью устной речи, но нередко прибегают и к жестовой речи. Но, не смотря на то, что речь детей имеющих интеллектуальную недостаточность характеризуется общими особенностями, умственно отсталые дети отличаются по уровню речевого развития друг от друга. Дети, с которыми коррекционная работа проводилась до поступления в школу значительно опережают в развитии своих сверстников с которыми не проводилась подобная работа, но у которых так же имеется умственная отсталость.

Умственно отсталые школьники испытывают особые трудности при обучении. Коррекция нарушений речи у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.


Выводы по II главе

 

Нарушение всех компонентов языка у умственно отсталых учащихся затрудняет формирование у них связной речи. Эти трудности усугубляются рядом других недостатков: слабостью осмысления материала, недопониманием логики событий, нарушением временных связей, соскальзыванием с темы, ведущим к образованию побочных ассоциаций, быстрой истощаемостью мотивов к речи. Поэтому необходимо проводить коррекционную работу, направленную на развитие связной речи, одним из приемов развития связной речи является обучение пересказу.

Таким образом, работа над формированием связной речи осуществляется в три этапа:

. Подготовительный;

. Основной;

. Заключительный.

Все этапы осуществляются на каждом занятии, необходимо добиваться качественного выполнения заданий на каждом этапе и в каждом упражнении. На каждом этапе необходимо учитывать цели и задачи. Добиваться, что бы дети понимали логику определенного вида пересказа и умели применить этот навык в нужной ситуации. При самом пересказе обращать внимание на правильность грамматических и лексических категорий, правильное согласование и употребление определенных конструкций.

Развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования. Каждая из операций порождения связного высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях, постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текст.


Заключение

 

Анализ литературных источников показал, что нарушение речи у умственно отсталых детей являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой деятельности. Речевое развитие детей со стойко выраженным снижением познавательной деятельности, возникшем на основе органического поражения центральной нервной системы, т.е. с умственной отсталостью, осуществляется своеобразно и с большим опозданием.

В младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью отмечается недоразвитие всех сторон речи: смысловой, грамматической, звуковой, а также бедностью словаря. Таким образом, нарушение речи у детей с легкой степенью умственной отсталости носит системный характер, то есть нарушенными оказываются все компоненты речи, такие как фонематический слух, звукопроизношение, лексико-грамматический строй и связная речь.

А так как связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности, которая отличается особыми признаками, носит характер систематического последовательного изложения какой-либо информации, представляет собой развернутое высказывание, то она формируется с отличительными особенностями. Недостатки ее формирования обусловлены непониманием логики событий, нарушением временных связей, соскальзыванием с темы, быстрой истощаемостью мотивов к речи. Развитие связной речи у данной категории детей, как и развитие других компонентов речи, осуществляется замедленными темпами и отличается характерными качественными особенностями. Недостатки и отставание становления устной речи детей с умственной отсталостью приводят к трудностям овладения всей школьной программой, затрудняет коммуникацию детей и отрицательно влияет на личностные качества, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по формированию связной речи.

Формирование и развитие связной речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Структура дефекта учащихся с легкой степенью умственной отсталости определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи. Основная задача занятий по развитию связной речи учащихся состоит в том, что бы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли.

Проведенный теоретический анализ позволил разработать методические рекомендации по развитию связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости, приемом развития связной речи был выбран пересказ. Подобранные задания позволяют формировать и совершенствовать связную устную речь учащихся с легкой степенью умственной отсталости.


Список литературы

 

1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

. Ахутина, Т.В. Порождение речи [Текст] - М.: Академия. 1998. - 230с.

. Бине, А., Симон, Т. Ненормальные дети. [Текст: Пер. с фр. / Издание подгот. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков. - СПб., 1999. - 418 с.

. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред.А.М. Матюшкина [Текст] - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] А.Н. Гвоздев/ - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471с.

. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов [Текст] - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.

. Глухов, В.П., Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] - М.: Изд-во: АСТ, 2007. - 318 с.

. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 608 с.

. Ефименкова, Л.Н., Садовникова, И.Н. Формирование связной речи у детей - олигофренов [Текст] - М.: Просвещение, 1970. - 205 с.

. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] - Советская педагогика, 1954 - № 6, 22с.

. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1988. - 94 с.

. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] - 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с.

. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] - Москва - Воронеж, 2001. - 320с.

. Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи [Текст]: монография / Д.И. Изаренков. - М.: Русский язык, 1981. - 136 с.

. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

. Кузнецова, Г.В. Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников [Текст] // Дефектология, 1976. - №3.

. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление [Текст]; Белорус. гос. ун-т. - Минск, 1983. - 190 с.

. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: Методическое пособие для учителя-логопеда. - М.: Владос, 2001. - 224 с.

. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей [Текст]: Учеб. Пособие: МГУ, 1985 г. - 137 с.

. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия [Текст] - М., "Просвещение", 1967. - 95 с.

. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] - М.: Просвещение, 1969. - 214с.

. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] - Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Аккад. пед. наук. СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 144с.

. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / Под редакцией Е.Д. Хомской - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.

. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред.В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.

. Олешков, М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект [Текст]: учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит. / авт. - сост.М.Ю. Олешков: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. - Нижний Тагил, 2006. - 146 с.

. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 480 с.

. Основы теории и практики логопедии / Под ред.Р.Е. Левиной [Текст] - М.: Просвещение, 1967, - 172 с.

. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.

. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст]: Пособие для логопеда / Каше, Г.А. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 171 с.

. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте [Текст] - М.: Изд-во АН СССР. 1948. - 199с.

. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] - СПб.: Питер, 2001. - 433с.

. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст]: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.

. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний [Текст]: Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 18 с.

. Ушакова, Т. Н Речь: истоки и принципы развития [Текст] - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.

. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст]: уч. для пед. институтов. - М, 1937, - 298с.

. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 112 с.

. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку [Текст] - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1957. - 188 с.

. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] - М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 335 с.


Приложение

 

Тексты для пересказа:

. Окунь.

Окунь живет в пресной воде. У окуня есть острые шипы. Шипами он может сильно уколоть. Главная добыча окуня - маленькая рыбка. Враги окуня - это щука, сом, птицы.

. Цветок или волчья пасть?

Шли из школы домой Сережа и Коля. Сережа был веселый, потому что он получил "пятерку". А Коля был грустный и задумчивый. Он не выучил урок, и учительница поставила ему "двойку".

Был теплый весенний день. Сияло солнце. В голубом небе плыло белое облачко.

Сережа загляделся на облако и сказал: "Смотри, Коля, какое красивое облако! Оно похоже на белую розу. У нее нежные, тоненькие лепестки".

Коля долго смотрел на облако, потом тихо сказал: "Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на страшного волка. Он хочет на кого-то броситься".

Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел свое.

. Суслик и хомяк.

На полянке у ручья жили два друга - суслик и хомяк. Суслик был сильный и храбрый. Хомяк - соня и лентяй.

Однажды случилась беда. Во время сильного дождя залило норки друзей. Ленивый хомяк побарахтался немного и утонул. А сильный суслик долго работал лапками, пытаясь спастись.

Вдруг он увидел просвет. Это зверек своими лапками прорыл выход.

Так суслик выбрался наружу.

. Запасы на зиму.

Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на нее гриб. Грибы на ветках высохнут.

А когда придет зима.

. Алеша и уточка.

. Крылышко подживало.

Всю зиму прожила дикая уточка у Алеши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алеша выпустил ее на волю.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование формирования связной речи у детей

I.1. Лингводидактический аспект формирования связной речи у детей

I.2. Особенности формирования связной речи у детей с нормальным речевым развитием

I.3. Характеристика умственной отсталости

I.4. Особенности формирования связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости

Выводы по I главе

II. Экспериментальное исследование

II.1. Методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями, в том числе и детей с умственной отсталостью, большинство которых являются контингентом специальных коррекционных школ VIII вида.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто. Устная речь детей с легкой степенью умственной отсталости примитивна и бедна как по содержанию, так и по своему внешнему выражению. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Поэтому логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития отсталого ребенка.

Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школе.

связная речь умственная отсталость

Таким образом, в настоящее время проблема развития связной речи у учеников 2-ых классов с легкой степенью умственной отсталости является актуальной, так как развитая связная устная речь у детей с нарушением интеллекта является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе.

Цель исследования: охарактеризовать особенности связной речи, составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся второго класса с лёгкой степенью умственной отсталости.

Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:

Задачи исследования:

. Анализ методической литературы по проблеме исследования;

. Охарактеризовать нарушения связной речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости;

. Составить методические рекомендации по формированию связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости

Объект исследования: связная речь у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: особенности нарушения связной речи у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.


Глава I. Теоретическое обоснование формирования связной речи у детей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.085 с.)