Изменение отношения к технической деятельности в эпоху Ренессанса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение отношения к технической деятельности в эпоху Ренессанса.



Антропологический поворот, утвердивший самоценность индивида, человека, созидающего самого себя, свободного мастера, господина над всей природой, создает новые предпосылки в развитии техники. Через новое осмысление своего места в мире, у человека появляется высокая самооценка, вера в свои безграничные преобразовательные способности. В силу заданных принципов к инженеру складывается отношение не просто как к ремесленнику, но творцу, подобно Богу, создающему само бытие. Пытливый интерес к изучению природы – это попытка не просто описать ее законы, но овладеть инструментом, позволяющий человеку раскрыть тайны мироздания, сконструировать по ее чертежам и лекалам свою, быть может, в чем – то искусственную реальность.

Наука в данный период раскрывается в тесной связи с опытным естествознанием, пионером в данной области которым по праву является Леонардо да Винчи. Трудно обозреть круг его технологических изобретений и проектов – в области военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (включая идею парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Все они обгоняли технические возможности своей эпохи и по достоинству были оценены только в XIX – XX вв. Механика как одна из главных наук, трактовалась в эпоху Возрождения как чисто прикладное искусство конструирования различных машин и инструментов, в котором прославились многие деятели науки.

Неслучайно, данный период именуется во многих литературных источниках как эпоха изобретений и открытий. Среди технических достижений данного времени можно перечислить следующие. Усовершенствование техники мореплавания с помощью компаса привело к великим географическим открытиям Колумба, Васко да Гама. Изобретение Гутенбергом книгопечатного станка с наборными литерами позволяло в невиданном ранее количестве и небывалой скоростью распространять идеи по всему свету и т.д.

Таким образом, переход от канонической к проектной культуре происходит в культуре и философии эпохи Возрождения, когда стали выявляться в науке законы природы и их практическое осуществление. В эпоху Возрождения механика была впервые признана наукой, а природа стала исследоваться в условиях эксперимента с помощью технических средств. Инженерная деятельность как профессия впервые появляется в эпоху Возрождения с появлением мануфактурного производства. Первые инженеры этой эпохи были одновременно консультантами-инженерами, художниками - архитекторами по различным видам военного и гражданского строительства. Для инженеров Возрождения характерно стремление не канонизировать недосягаемые образцы, а улучшать их и делать их всеобщим достоянием под своим именем, чтобы прославить изобретателя.

Значение изменений в восприятии и роли техники для формирования новой исследовательской культуры, получило свое окончательное оформление в Новое время.

 

 

Библиографический список

1. Аль-Мани, Н.М. Философия техники: Очерки истории и теории: учеб. Пос. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.

2. Гуковский, М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.-Л., 1947.

3. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007.

4. Котенко, В. П. История и философия технической реальности [Teкст]: уч. пос. для вузов / В. П. Котенко. – М.: Ак. проект, 2009.

5. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. Сретенск, 2000.

6. Мезенцев, С.Д. Философия науки и техники: учебное пособие /М-во науки Росс. Федерации, ФГБОУВПО «Моск. Гос. Строит. Ун-т». М.: МГАСУ, 2011.

7. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков. М., 2003

 

Практикум

Контрольные вопросы

1. Какие периоды становления техники в древних культурах можете перечислить?

2. В чем заключалась специфика статуса техники в античной культуре?

3. Каковы технические достижения античной культуры?

4. Как в античной культуре соотносились техника и теоретическое знание?

5. Плутарх писал об Архимеде: «Сам Архимед считал сооружение машин занятием, незаслуживающим ни трудов, ни внимания; большинство их появилось на свет как бы попутно, в виде забав геометрии…. Архимед, считая сооружение машин и вообще всякое искусство сопричастным повседневным нуждам, низменным и грубым, все своё рвение обратил на такие занятия, в которых красота и совершенство пребывают не смешанными с потребностями жизни…”. Каков был статус технического знания и практической деятельности в античной культуре? В чем причины такого отношения?

6. Какие изменения произошли в институализации и статусе технической деятельности в средневековье?

7. Каковы основные технические достижения Средневековья?

8. Как в Средневековье соотносились техника и теоретическое знание?

9. Гуковский М.А. в работе «Механика Леонардо да Винчи» писал об эпохе Возрождения: «Техника доходит до состояния, в котором дальнейшее продвижение оказывается невозможным без насыщения её наукой. Повсеместно начинает ощущаться потребность в создании новой технической теории, в кодификации технических знаний и в подведении под них некоего общего теоретического базиса. Техника требует привлечения науки». В чем автор прав, какие новые стимулы для развития научно - технического знания возникают в эпоху Возрождения? Какие факты истории технических наук, развития техники противоречат мнению автора? Как изменился статус техники в эпоху Возрождения?

10. Чем можно объяснить начавшееся в эпоху возрождение сближение теоретического знания и техники?

11. Каковы основные технические достижения эпохи Возрождения?

 

Темы рефератов и самостоятельных работ

 

1. Место техники в системе воспроизводства человеческой культуры.

2. Взаимосвязь науки и техники в трудах Архимеда.

3. Значение Александрийской школы античных философов в развитии техники

4. Роль религиозных практик в развитии техники.

5. Монастырь как колыбель технических знаний в Средневековье.

6. Особенности воспроизводства технических знаний в цеховой системе позднего Средневековья.

7.  Формирование проектной культуры на рубеже Ренессанса и Нового времени.

8. Значение технических изобретений в культуре Возрождения.

9. Значение опыта в инженерном творчестве Леонардо да Винчи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.008 с.)