Глава 1. Особенности межгрупповых конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Особенности межгрупповых конфликтов



Введение

 

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Однако, сказанное вовсе не означает, будто любое противоречие интересов и целей приводит к их конфликту между собой. Противоречие и конфликт - далеко не одно и то же, и не всегда развитие противоречия оборачивается конфликтом. Чтобы конфликт возник, необходимо, чтобы соперничающие за что-либо индивиды или их социальные группы, во-первых, осознали противоположность своих интересов и целей, а, во-вторых, начали активно противодействовать сопернику.

Только то противоречие, которое реализуется в активном противодействии друг другу двух или более личностей, групп, партий, стран и т.п., становится первоосновой и истоком социального конфликта.

Современные ученые, занимающиеся этой проблемой, это: немецкие ученые Зигерт В., Ланг Л. Работа «Рукрводитель без конфликтов» (М. 1990), где они рассмотрели предпосылки возникновения, условия и способы предупреждения конфликтов; английский ученый Скотт Дж.Г. работа «Конфликты. Пути их преодоления» (Киев 1991) выявил, что скрытые нужды и планы питают многие конфликты; ученые Фишер Р. и Эртель Д. работа «Подготовка к переговорам» (М. 1996) рассмотрели конфликты между руководителем и подчиненным, и разработали методы их урегулирования.

За рубежом издаются работы содержащие рекомендации методики, которые помогут предотвратить и успешно разрешить конфликты, например «Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менеджеров» (Р./ на Д., 1997г.)

В нашей стране не так много научных разработок по этим проблемам, что объясняется имевшей место идеологической установкой о бесконфликтности развития социализма. На современном этапе изучением конфликтов занимаются: В.И. Сперанский, Э.Э. Карпинский, Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, В.Р. Веснин и другие. Профессор В.И. Сперанский в своей статье «Конфликтогенные факторы социальной напряженности» (М.1990) рассмотрел причины конфликтов и социально-экономические, психолого-демографические факторы конфликтов. Кандидат психологических наук Э.Э. Карпинский в главе «Бесконфликтное общение» своей книги «Искусство делового общения» (М.2000) ответил на такие вопросы, как сформировать бесконфликтные отношения в коллективе, какой «техникой» преодоления возникающих разногласий должен владеть руководитель, в чем сущность и причины любого конфликта. Бородкин Ф.М., и Коряк Н.М. в работе «Внимание: конфликт!» (М.1998) раскрыли причины и виды конфликтов и разработали стратегию и тактику поведения в конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация означает такое социальное взаимодействие между двумя или большим числом сторон (отдельных личностей, их групп, корпораций, стран и т.п.), цели которых реально или предположительно существенно различны или даже несовместимы. Сам же конфликт предстает как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов субъектов социального взаимодействия.

Но какие бы обстоятельства не предшествовали возникновению конфликтной ситуации, чаще всего конфликт развертывается по диадической схеме противостояния двух враждебно настроенных субъектов - будь то индивиды, группы, коллективы, нации и т.п. А это означает, что в основе социального конфликта лежит противоречие между интересами, целями. Устремлениями, ожиданиями различных, по крайней мере двух, противостоящих друг другу субъектов.

Данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

 


Социальный конфликт

 

Итак, социальный конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиваться реализации его интересов.

Из данного определения вытекает, что социальный конфликт возникает и развивается в определенной социальной ситуации, характеризующейся тем, что между действующими в ней индивидами и (или) их общностями (этническими, демографическими, территориальными, профессиональными и др.) существуют противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок. Причем эти противоречия настолько существенны для действующих в данной ситуации субъектов, что они во многом определяют способы организации людьми своей повседневной практики в ее целостности динамике. Сложная мозаика таких объективно существующих противоречий, обусловленных различием социального положения, экономических и политических позиций соперничающих сторон, их ценностных ориентацией и составляет то, что обычно называют конфликтной ситуацией.

С точки зрения социальной напряженности различают конфликтную деятельность двух видов. Одним из них является конфликтная деятельность со строгим жестким соперничеством, когда ее участники преследуют диаметрально противоположные цели, победа одной стороны означает одновременное поражение другой, как это бывает в случае восстания, путча и т.п. Но существует и другой вид конфликтного действия с нестрогим соперничеством, когда с учетом целей и интересов сторон может быть найден компромисс или достигнуто единство. Так, например. Решение имущественного спора нередко достигается благодаря взаимным уступкам.

При возникновении конфронтации конфликтная деятельность независимо от того, как в дальнейшем разрешится конфликт с точки зрения деятельностного подхода, разворачивается по определенной психологической матрице. В ней используются такие специфичные действия, как дезинформация противника, его заманивание выжидание. Устрашение и т.д.

Важнейшей социальной характеристикой конфликтной деятельности является принятие решений соперничающими сторонами. Выработка решения часто сопровождается колебаниями сомнениями, связана с обсуждением и борьбой мотивов. Нерешительные люди иногда намеренно оттягивают принятие решения, ожидают, что изменение ситуации само может принести тот или иной выбор действий. Другие, напротив, активно ищут решение в самых сложных ситуациях, всегда готовы взять на себя ответственность и не перекладывают принятие решений на имеющиеся обстоятельства. В большинстве случаев в выигрыше оказывается та сторона, которая лучше учитывает особенности конфликтной ситуации, соотношение выгод и уязвленных мест соперника и своих собственных, принимает более обоснованные решения и неуклонно проводит их в жизнь, преодолевая сопротивление противоположной стороны.

 

Табл. 1

Тип поведения Результаты исследования Жен. Муж.
соперничество 4 респондента 4 0
приспособление 3 респондента 2 1
компромисс 2 респондента 0 2
избегание 3 респондента 3 0
сотрудничество 2 респондента 0 2

 

Распределение типов поведения в конфликтной ситуации у респондентов

 

 

В ходе обработке данных мы выяснили какие типы поведения ярче всего выражены у респондентов. В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения.

Среднее количество баллов у большинства респондентов приходится на тактику избегания, ухода от конфликта и тактику приспособления, по две тактике компромисса и сотрудничества. Наибольшее количество баллов набрала тактика соперничества (табл.1).

Также мы можем заметить что респонденты мужского пола в данном коллективе менее настроены на конфликт, так как они выбирают сотруднический стиль, и стиль компромисса.

В основе их взаимодействия с коллегами они предпочитают идти на взаимные уступки, и находить альтернативу, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон, каждый из партнеров несколько снижает свои требования, уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их хотя бы частично. В результате встречного движения каждая из сторон достигает частичного удовлетворения своего желания и частичного выполнения желания другой стороны. Такое движение осуществляется пошагово, путем постоянного взвешивания всех обстоятельств для разработки компромиссного решения, которое устраивало бы обоих. В основе стиля сотрудничество лежит полное принятие противоположной стороны как равноправного, равнозаинтересованного в разрешении проблемы партнера, оказание ему помощи и содействия при достижении желаемого результата таким образом, чтобы одновременно достичь аналогичного результата и для себя.

Для тактики избегание характерно является отказ от немедленного решения возникшего конфликта. Уклоняющийся человек не только не отстаивает своих прав, но и отказывается от взаимодействия с другими людьми в целях разрешения проблемы. Для уклонения от проблемы могут быть использованы самые разные приемы: вы можете незаметно для собеседника перевести разговор на менее щекотливую тему или открыто заявить, что не готовы или не хотите продолжать этот бессмысленный спор; можете отговориться тем, что вас ждут другие дела и уйти, а можете сказать, что на фоне мировых процессов глупо заниматься такими мелочами; можете пообещать сделать требуемое в недалеком будущем и тут же выбросить обещание из головы, а можете предложить заняться более интересной или выигрышной деятельностью.

Типичным для стиля приспособления является отказ от собственных интересов в пользу интересов другого человека (действия как бы обратные стилю конкуренции, альтернатива соперничеству). При этом могут быть разные варианты приспособления. Первый, благоприятный, связан с тем, что вы уступаете осознанно, добровольно, выбираете данный способ выхода из конфликта как наиболее целесообразный. К тому же вы не жалеете о содеянном и продолжаете чувствовать себя комфортно. Ваши собственные интересы, желания, стремления либо безболезненно подавляются, либо вы находите возможность их реализовать в другой ситуации, с другими людьми или в иной сфере деятельности. То, что другой человек добился лучших результатов фактически за ваш счет, не создает вам дополнительной проблемы, вы можете позволить себе быть щедрым.

Однако, зачастую ситуация требует от вас приспособления, к которому вы не готовы. То есть, обстоятельства заставляют вас уступать тогда, когда вы хотели бы добиться результатов в свою пользу или считаете, что другой человек начал злоупотреблять вашей добротой. Тогда вы будете чувствовать себя обиженным, будете испытывать острую неудовлетворенность от происходящего, недовольство собой за свою неспособность отстоять собственные права.

Ярко выраженное соперничество у 4ех испытуемых,проявляется в стремлении добиться удовлетворения своих интересов, не обращая внимания на интересы других сторон, в следствии чего может возникнуть конфликт, из-за несовпадения потребностей, целей, типов поведения, отношений к трудовой деятельности и установок. Они обычно способены к волевым решениям и немедленным действиям. Стремясь в первую очередь удовлетворить собственные интересы, добиться результата, который кажется ему наилучшим, он игнорирует интересы и мнения других людей.

Вовлечение партнеров в ситуацию имеет следующие особенности. Им не позволяют сопротивляться тому направлению или тем способам достижения результата, которые декларируются. Сопротивление подавляется. Поощряется и санкционируется то, что исходит от лидера (того, кто задает отношения конкуренции). Люди, следующие выбранной им стратегии, признаются союзниками, однако только до тех пор, пока не начинают возражать или сопротивляться. Правда, если сила их воли, оказываемое сопротивление или элементарное везение, удачливость достаточно сильны, то, в конечном счете, лидер будет готов признать их правоту, может перейти к ним в подчинение и принять другой стиль поведения и отношений при совместном решении последующих проблем.

Лица, не согласные с избранной стратегией, зачастую автоматически становятся противниками («кто не со мной, тот мой враг»), нередко снижается их общая личностная оценка, появляются недифференцированное негативное отношение, барьеры предубежденности и предвзятости.

Борьба за личное первенство может быть столь напряженной, что, потерпев поражение в локальной ситуации, человек, использующий стратегию конкуренции, испытывает такое ощущение, будто рухнули все жизненные устои.

Этот стиль эффективен тогда, когда вы обладаете определенной властью, убеждены, что ваше решение или подход в данной ситуации является наиболее правильным и вы имеете возможность настаивать на нем.

Однако это совсем не тот стиль, который целесообразно использовать в личных отношениях, например, если вы хотите сохранить с людьми добрые отношения. Если вы часто прибегаете к стилю конкуренции, даже исходя из самых добрых намерений, даже если партнеры действительно не могут выбрать правильное решение, как следует выполнить задание, все равно рано или поздно возникнет чувство отчуждения

Выводы: В данной работе был проведен анализ поведения трудового коллектива салона красоты «Lime»в конфликтных ситуациях.

Жизненная практика людей показывает, что межличностные отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях. Конфликт в организации - это открытая форма существования противоречий, интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка. Любой конфликт, как правило, имеет сильный деструктивный заряд. Стихийное развитие конфликта очень часто приводит к нарушению нормального функционирования организации. Он обычно сопровождается мощными негативными эмоциями, которые стороны испытывают по отношению друг к другу. Когда конфликт доходит до крайней стадии, с ним уже трудно справиться.

Тем не менее, конфликтами приходится заниматься, и они являются неотъемлемой частью жизни любой организации. Более того, во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что организация развивается.

Анализ причин, течения и результатов конфликтов убеждает в том, что многие из них не только допустимы но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить скрытые от глаз процессы, разнообразие позиций и прочее.

И зарубежные (К. Томас), и отечественные (Н.В. Гришина) психологи считают нужным сконцентрировать внимание на таких аспектах изучения конфликтов, как формы поведения в конфликтных ситуациях, а также факторах, влияющих на выбор той или иной формы поведения. Выделено пять основных стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Выбор той или иной стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов: личностные особенности, уровень нанесенного ущерба, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, особенности трудовой атмосферы в коллективе, специфика управления коллективом.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха в случаях конкуренции, приспособления и компромисса: либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; и только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Конфликт в организации практически всегда виден, т.к. имеет определенные и внешние появления: высокий уровень напряженности в коллективе, снижение работоспособности, ухудшение производственных и финансовых показателей,поэтому важно знать как упровлять конфликтами,и предупреждать их.

 


Заключение

 

В данной работе изложены наиболее распространенные способы управленческого воздействия на межгрупповые конфликты. Избежать конфликтов в нашей жизни невозможно, а может быть, и не нужно. Но следует знать, какими способами можно перевести их из деструктивной стычки противоположных интересов в конструктивное русло, как разрешить их с пользой для дела. Конечно, это вовсе не означает, что легко изменить свои взгляды, привычки или представления или побудить к этому соперничающую сторону в конфликте. Чтобы достичь результата, необходимо знать все способы разрешения конфликтов, и применяя каждый из них на своем месте и в нужное время, идти к успеху.

В настоящее время в общественных науках и практике социально-управленческой деятельности происходит активное формирование новой конфликтологической парадигмы. Которая базируется, с одной стороны, на признании неизбежности и вездесущности конфликта как специфического способа соперничающего взаимодействия двух и более конкурирующих субъектов деятельности, а с другой - на понимании позитивной роли конфликта в саморазвитии и совершенствовании социальных систем, возможности позитивного управленческого воздействия на конфликтное противоборство в самых сложных ситуациях. Арсенал способов и средств такого воздействия достаточно обширен и разнообразен, но в каждом конкретном случае он может быть направлен на минимизацию неизбежных потерь в процессе развертывания конфликта, на максимизацию возможных достижений, на более эффективную адаптацию соответствующих социальных систем к изменяющимся внутренним и внешним условиям их существования и развития.

Изложенный в представленной курсовой, материал поможет понять причины, особенности возникновения межгрупповых конфликтов, а также реальную их роль в жизни общества, его различных групп - как деструктивную, разрушительную, так и созидательную,позволяющую резко повысить приспособляемость соответствующей социальной системы к изменившимся условиям ее существования и функционирования.

В огромном многообразии источников и причин межгрупповых конфликтов наиболее важную роль играют три группы факторов. Первая из них включает в себя различные способы и формы идентификации личности, осознания ею своей принадлежности к той или иной социальной общности, что определяет ее социальный статус и ролевые функции, выполняемые в общественной и личной жизни. Порождаемые этими факторами конфликты особенно характерны для нестабильных обществ, находящихся в кризисных, переходных состояниях.

Одним из постоянно действующих источников конфликтогенности общественной жизни является ущемление или неадекватное удовлетворение важных потребностей, составляющих основу существования и развития личности. Удовлетворение базисных потребностей личности - в идентичности, творчестве, безопасности, благосостоянии, в овладении культурными ценностями, в этническом самоопределении и т.п. - не может быть предметом купли-продажи или торга с властными структурами. Поэтому любая форма неудовлетворенности личности в этом жизненно важном для ее социального развития ресурсе способна привести к возникновению межгрупповых конфликтов.

Весьма существенным источником и детерминатором конфликтов, особенно в кризисные периоды развития общества, являются расхождения групп в политических, экономических, культурных, религиозных, нравственных ценностях, целях, идеалах, в оценках исторических и современных событий, тенденций, общественно-экономических и политических изменений. Такие конфликты чаще всего возникают в тех обществах, где сталкиваются в противоборствах качественно различные представления о путях реформирования экономики, политики, культуры, предлагаются различные пути выхода из кризиса. Наконец, еще одним важным истоком повышенной конфликтности общества является нестабильность социально-экономического и политического развития, связанная с этим чрезмерно высокая имущественная и политическая дифференциация общества, определяющая своим совокупным действием глубокое расхождение социальных статусов и роле различных личностей и общностей, недостаточности ресурсов у многих из них, противостояние их политических интересов, предпочтений и т.п.

Уменьшить масштабы таких конфликтных диспозиций противоборствующих групп возможно только на путях поиска реального выхода из кризиса, консолидации различных политических сил, объединения их действий во имя нормализации и стабилизации социально-экономического развития, улучшения жизни народа.

Важнейшая позитивная роль социальных конфликтов в том и состоит, что они, сигнализируя обществу и властным структурам о существующих диспропорциях, разногласия, противоречиях, несовпадениях политических позиций различных групп и общностей, стимулируют активные действия, способные сгладить существующие в обществе противоречия, снизить масштабы и напряженность конфликтных противодействий. Тем самым они способны поставить обостренную в своих конфликтогенных проявлениях общественно-политическую ситуацию под общественный контроль.

 


Список использованной литературы:

 

1. Агеев Д.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М. 1990.

. Бабосов Е.М. Социология конфликтов. Курс лекций. Мн. 1991.

. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технология соперничества и противоборства. Белгород. 1993.

. Дарендор Р. Современный социальный конфликт.// Иностранная литература. 1993. №4

. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов.

. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1991.

. Коллинз Р. Теория конфликта в современной макроисторической социологии. // Философская и социологическая мысль. 1993.

. Конфликтология. /Под ред. А.С. Кармина. СПб. 1999.

. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. 1992.

. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. М., 1992

. Смелзер Н. Дж. Социология. М. 1994.

. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996

. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М. 1998.

. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М. 1990.

. Чумиков А.Н. Регулирование социально-политических конфликтов в постсоветской России. //Власть. 1996, №10

Введение

 

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Однако, сказанное вовсе не означает, будто любое противоречие интересов и целей приводит к их конфликту между собой. Противоречие и конфликт - далеко не одно и то же, и не всегда развитие противоречия оборачивается конфликтом. Чтобы конфликт возник, необходимо, чтобы соперничающие за что-либо индивиды или их социальные группы, во-первых, осознали противоположность своих интересов и целей, а, во-вторых, начали активно противодействовать сопернику.

Только то противоречие, которое реализуется в активном противодействии друг другу двух или более личностей, групп, партий, стран и т.п., становится первоосновой и истоком социального конфликта.

Современные ученые, занимающиеся этой проблемой, это: немецкие ученые Зигерт В., Ланг Л. Работа «Рукрводитель без конфликтов» (М. 1990), где они рассмотрели предпосылки возникновения, условия и способы предупреждения конфликтов; английский ученый Скотт Дж.Г. работа «Конфликты. Пути их преодоления» (Киев 1991) выявил, что скрытые нужды и планы питают многие конфликты; ученые Фишер Р. и Эртель Д. работа «Подготовка к переговорам» (М. 1996) рассмотрели конфликты между руководителем и подчиненным, и разработали методы их урегулирования.

За рубежом издаются работы содержащие рекомендации методики, которые помогут предотвратить и успешно разрешить конфликты, например «Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менеджеров» (Р./ на Д., 1997г.)

В нашей стране не так много научных разработок по этим проблемам, что объясняется имевшей место идеологической установкой о бесконфликтности развития социализма. На современном этапе изучением конфликтов занимаются: В.И. Сперанский, Э.Э. Карпинский, Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, В.Р. Веснин и другие. Профессор В.И. Сперанский в своей статье «Конфликтогенные факторы социальной напряженности» (М.1990) рассмотрел причины конфликтов и социально-экономические, психолого-демографические факторы конфликтов. Кандидат психологических наук Э.Э. Карпинский в главе «Бесконфликтное общение» своей книги «Искусство делового общения» (М.2000) ответил на такие вопросы, как сформировать бесконфликтные отношения в коллективе, какой «техникой» преодоления возникающих разногласий должен владеть руководитель, в чем сущность и причины любого конфликта. Бородкин Ф.М., и Коряк Н.М. в работе «Внимание: конфликт!» (М.1998) раскрыли причины и виды конфликтов и разработали стратегию и тактику поведения в конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация означает такое социальное взаимодействие между двумя или большим числом сторон (отдельных личностей, их групп, корпораций, стран и т.п.), цели которых реально или предположительно существенно различны или даже несовместимы. Сам же конфликт предстает как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов субъектов социального взаимодействия.

Но какие бы обстоятельства не предшествовали возникновению конфликтной ситуации, чаще всего конфликт развертывается по диадической схеме противостояния двух враждебно настроенных субъектов - будь то индивиды, группы, коллективы, нации и т.п. А это означает, что в основе социального конфликта лежит противоречие между интересами, целями. Устремлениями, ожиданиями различных, по крайней мере двух, противостоящих друг другу субъектов.

Данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

 


Глава 1. Особенности межгрупповых конфликтов

Социальный конфликт

 

Итак, социальный конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиваться реализации его интересов.

Из данного определения вытекает, что социальный конфликт возникает и развивается в определенной социальной ситуации, характеризующейся тем, что между действующими в ней индивидами и (или) их общностями (этническими, демографическими, территориальными, профессиональными и др.) существуют противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок. Причем эти противоречия настолько существенны для действующих в данной ситуации субъектов, что они во многом определяют способы организации людьми своей повседневной практики в ее целостности динамике. Сложная мозаика таких объективно существующих противоречий, обусловленных различием социального положения, экономических и политических позиций соперничающих сторон, их ценностных ориентацией и составляет то, что обычно называют конфликтной ситуацией.

С точки зрения социальной напряженности различают конфликтную деятельность двух видов. Одним из них является конфликтная деятельность со строгим жестким соперничеством, когда ее участники преследуют диаметрально противоположные цели, победа одной стороны означает одновременное поражение другой, как это бывает в случае восстания, путча и т.п. Но существует и другой вид конфликтного действия с нестрогим соперничеством, когда с учетом целей и интересов сторон может быть найден компромисс или достигнуто единство. Так, например. Решение имущественного спора нередко достигается благодаря взаимным уступкам.

При возникновении конфронтации конфликтная деятельность независимо от того, как в дальнейшем разрешится конфликт с точки зрения деятельностного подхода, разворачивается по определенной психологической матрице. В ней используются такие специфичные действия, как дезинформация противника, его заманивание выжидание. Устрашение и т.д.

Важнейшей социальной характеристикой конфликтной деятельности является принятие решений соперничающими сторонами. Выработка решения часто сопровождается колебаниями сомнениями, связана с обсуждением и борьбой мотивов. Нерешительные люди иногда намеренно оттягивают принятие решения, ожидают, что изменение ситуации само может принести тот или иной выбор действий. Другие, напротив, активно ищут решение в самых сложных ситуациях, всегда готовы взять на себя ответственность и не перекладывают принятие решений на имеющиеся обстоятельства. В большинстве случаев в выигрыше оказывается та сторона, которая лучше учитывает особенности конфликтной ситуации, соотношение выгод и уязвленных мест соперника и своих собственных, принимает более обоснованные решения и неуклонно проводит их в жизнь, преодолевая сопротивление противоположной стороны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.046 с.)