Стратегическая концепция нато 1999 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегическая концепция нато 1999 года



 

С 23 по 25 апреля 1999 в Вашингтоне состоялась юбилейная встреча лидеров и правительств стран блока. Они отмечали 50-летний юбилей альянса. Главным результатом встречи в Вашингтоне стало официальное провозглашение, оформленное соответствующим документом, "циничного права НАТО творить суд и расправу над любым ослушником, в какой бы точке земного шара он ни находился"[3]. Этот документ - "Стратегическая доктрина блока" - был одобрен всеми главами стран НАТО. В нём было провозглашено право Организации на проведение военных операций за пределами территорий её стран-членов, которое вытекало из закреплённого в этом документе нового видения роли НАТО как блюстителя международного порядка и безопасности. Работа над этим документом шла в течение года, и, следует заметить, что многие европейские государства противились давлению США, настаивавшим на придании блоку статуса международного полицейского. В это время страны Европы ещё пытались опираться на Организацию Объединённых Наций, как единственный оплот противостояния НАТО. Однако это не остановило США, которые продемонстрировали своё истинное отношение к ООН, когда НАТО совершила военное вторжение в Югославию, не получив на это разрешение Организации Объединённых Наций. Случай с Югославией стал первым примером осуществления на практике новой стратегической концепции блока, принятие которой состоялось спустя месяц после вторжения, и которая должна была "узаконить задним числом агрессивные действия НАТО"[4]. Сами американцы называли подобные действия "тактикой упредительного удара"[5], утверждая, что в таких случаях, когда американская безопасность подвергается лишь косвенной угрозе, использование силы вполне оправдано, потому как она применяется для защиты ценностей, лежащих в основе всего миропорядка.

В концепции признаётся, что "в настоящее время возможность полномасштабной агрессии против НАТО является весьма маловероятной"[6], но в то же время существуют и другие опасности как военного, так и невоенного характера, которые могут стать причиной дестабилизации обстановки или же вызвать напряжённость за пределами стран-членов НАТО. Соответственно, это может привести к вооружённым конфликтам, которые, в свою очередь, могут затронуть безопасность непосредственно участников альянса.

Среди опасностей за пределами евроатлантического региона, способных привести к кризисным ситуациям, в концепции выделяются следующие: этнические и религиозные конфликты, территориальные споры, серьёзные экономические и политические трудности, нарушение прав и свобод человека и национальных меньшинств, распад государств. Отдельно упоминается проблема, связанная с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки, которое может угрожать непосредственно странам НАТО. Однако же здесь встаёт другой вопрос: как определить степень опасности? Что можно считать реальной угрозой? Как сохранить баланс сил и безопасность, если равновесие всё более и более слабеет с приобретением ядерного оружия новыми государствами? Разумеется, в такой ситуации сложно прийти к компромиссу, когда приходится учитывать позиции сразу многих государств-кандидатов в сверхдержавы.

Соединённые Штаты яро пропагандируют отказ от ОМУ и заявляют, что готовы использовать силу, дабы остановить распространение ядерного оружия. Однако и здесь мы находим некоторые расхождения с пацифистскими лозунгами и реальным действиями Соединённых Штатов. Америка была категорически против распространения оружия массового уничтожения в Иран и Северную Корею, и в то же время она дала своё согласие на приобретение ядерного статуса таким странам как Индия, Пакистан и Израиль. Это объясняется тем, что цели и задачи этих трёх стран совпадали с целями и задачами США "в долгосрочной перспективе"[7]. Следовательно, США выражают своё беспокойство не столько потому, что опасаются самого факта распространения ОМУ, сколько характером режима, то есть в чьи руки это оружие попадёт (Иран и Северная Корея, которые встретили противодействие со стороны США, представляют собой оплот автократических, враждебных США режимов). Таким образом, мы в очередной раз сталкиваемся с политикой НАТО, продиктованной ей США в соответствии с их интересами.

Также в стратегической доктрине блока отдельными пунктами выделены такие опасности как "распространение технологии двойного назначения, взлом и причинение ущерба информационным системам НАТО"[8], саботаж и организованная преступность, а также неконтролируемое передвижение больших масс людей, в особенности, если это явилось результатом вооружённых конфликтов.

Таким образом, любое событие в мире может быть истолковано как несущее угрозу интересам НАТО и стать причиной вмешательства блока. Кроме того, натовская доктрина даёт подробное описание вооружённым силам и военным средствам, которые блок будет содержать для обеспечения реализации своих политических целей в мире. Это и "хорошо подготовленные и прекрасно экипированные части, постоянно находящиеся в состоянии высокой боевой готовности"[9], тыловые структуры, различные системы управления и т.д. Следует особо подчеркнуть, что для проведения военных операций достаточно получить разрешение Совета НАТО, в то время как разрешение Совета Безопасности ООН не является обязательным.

Принятие странами-членами НАТО стратегической концепции 1999 года явилось ничем иным, как попыткой провести в одностороннем порядке ревизию существовавшей на тот момент системы европейской и международной безопасности. Более того, вступление в силу данной стратегической концепции привело к изменению ряда основополагающих норм международного права, которые были закреплены в Уставе ООН, документах ОБСЕ и даже в самом Североатлантическом договоре (в ранних документах). Таким образом, НАТО в 1999 году уверенно заявила о своём стремлении приравнять свой статус к статусу ООН и ОБСЕ, что, собственно, и было сделано. Включённый в концепцию список опасностей настолько широк, что при желании он может быть использован как предлог для интервенции против любой страны мира, в том числе и России (например, оправданием проведения военных операций на территории Российской Федерации может стать стремление НАТО "оказать помощь" в демократических преобразованиях или же это может оказаться борьба с организованной преступностью). Кроме того, присвоение самим себе права альянса проводить военные операции за пределами евроатлантического региона по собственному усмотрению противоречит Уставу ООН, в котором провозглашается мирное урегулирование споров и неприменение силы в международных отношениях. Помимо прочего, в Уставе Организации Объединённых Наций региональные организации по типу НАТО не имеют права использовать силу иначе, как для самообороны. Таким образом, НАТО недвусмысленно выразила своё отношение к ООН, поправ все основополагающие принципы деятельности организации.

Отношение к ОБСЕ со стороны НАТО оказалось ещё более бескомпромиссным. Посредством натовской концепции ОБСЕ была фактически отстранена от решения вопросов безопасности в Европе. НАТО проигнорировала созданные ранее в рамках ОБСЕ специальные механизмы, целью которых стояло урегулирование международных споров и конфликтов. Из этого следует, что НАТО самолично присвоила себе роль блюстителя порядка на европейском континенте, презрев существовавшие до этого правила и порядок, показав ранее главенствующим организациям их место в новом мироустройстве.

Разумеется, подобное поведение НАТО не могло не вызвать беспокойства как у стран, противостоящих блоку, так и у европейских стран-членов Организации. Как уже упоминалось выше, не все европейские государства безоговорочно принимали новую политику НАТО, навязанную США. Ещё при обсуждении проекта новой концепции Франция и Германия выразили сомнения как по поводу ведения военных операций за пределами национальных границ, так и по поводу их проведения без санкции Совета Безопасности ООН. Они настаивали на том, "чтобы во всех случаях, кроме самообороны, НАТО при проведении военных операций за пределами своей территории предварительно заручалась согласием Совета Безопасности ООН"[10].

Сомнения по поводу правильности натовского курса резко усилились в связи с конфликтом в Югославии. Дерзкое поведение США, сфабрикованные ими же сведение против югославской армии, их самоличное проведение международной политики, осуществление расправы и наказания по собственному усмотрению - всё это вызвало резкую реакцию со стороны других государств, в частности России, Китая, Индии, а также ряда некоторых западных стран. Косовский конфликт стал точкой отсчёта для европейских государств, которые в полной мере осознали, что их власть в европейском регионе сошла на нет. Осознание этого положило начало противостоянию Соединённым Штатам и стремлению увеличить свою роль в обеспечении безопасности региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.005 с.)