Директивная и недирективная арт-терапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Директивная и недирективная арт-терапия



Материалы 1 модуля.

 

Маленькая девочка находит коробку с мелками, поражающими волшебным разнообразием цветов. Высыпав мелки, она начинает рисовать сначала одним цветом, постепенно с восторгом обнаруживая как красиво соединяются и сочетаются цвета. Вот синяя гора, собака, небо, да мало ли какое еще чудо можно изобразить синим цветом.

Девочка подрастает, вот она уже школьница и слышит строгое указание: "Сегодня мы рисуем бабочек". Ребенок вдохновенно творит свою бабочку. "Бабочку рисуют не так. Надо вот так". А то и вовсе ей дают заранее распечатанное контурное изображение бабочки.

"Раскрась, не выходя за линию, - говорят ребенку, - будет совсем как настоящая бабочка".

Но краски у девочки все время выходят за контур. "Так не годится, - напоминают ей, - закрась только то, что внутри линии".

 А теперь представьте учительницу, которая дает бумагу и краски и просто говорит: "Рисуй как тебе хочется. Пусть тебя ведет твоя рука, а я только подскажу, если надо".

 

Миллс Дж. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка"

 

 

Индейцы Наскапи, живущие в лесах полуострова Лабрадор, не имеют племенных обычаев или религиозных учителей, которые бы указали им путь к вере. С точки зрения Наскапи, наша душа - просто внутренний спутник ("друг"). Наскапи строго следует указаниям, полученным в своих снах, а затем придает их содержанию постоянную форму при помощи живописи. Ложь и неискренность отпугивают внутреннего спутника, в то время как щедрость и любовь по отношению к своим соседям и животным притягивают его и дают ему жизнь.

М.Л. фон Франц. Отрывок из книги "Человек и его символы", под ред. К.Г. Юнга

 

 

История

1938 год. Английский художник Андриан Хилл лечился от туберкулеза в санатории и, скучая, начал рисовать на бумаге, что, к удивлению врачей, способствовало его скорому выздоровлению. Хилл стал работать арт-педагогом с больными в госпиталях и убедился в эффективности творчества.

1950 год. В США организованы первые занятия арт-терапией. Сегодня арт-терапия - часть многих программ. Ее цель - раскрыть творческий потенциал человека, найти источник его жизненной силы.

 

       Основная цель арт-терапии - гармонизация состояния человека через развитие способностей самовыражения и самопознания.

 

 

Две базовых психологические способности человека:

1. символическая функция мышления и воображения

2. творческий процесс самовыражения, направленный на поиск новых путей выражения проблемы.

 

Арт-терапия: рисуночная терапия, музыкотерапия, психодрама, танцевальная терапия, сказкотерапия, библиотерапия, кинотерапия, ассоциативные (метафорические) карты.

 

Директивная и недирективная арт-терапия

 

Директивная: задачи ставятся в прямом виде в качестве заданной темы, формы рисования; наличие интерпретации рисунка.

 

Недирективная: тема и форма не задаются. Главное - эмоциональная поддержка. Отсутствует интерпретация рисунка. В первую очередь интерпретации задаются самим автором рисунка.

 

Главное на арт-терапевтических сессиях: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка, создание атмосферы безопасности и психологического комфорта.

Аксиомы недирективной арт-терапии

 

  1. Не бывает не творческих людей
  2. Клиент компетентен в решении своей проблемы
  3. Состояние клиента и арт-терапевта вступают в резонанс. Арт-терапевт должен быть наблюдательным и хорошо осознавать себя.
  4. Любые методы и методики второстепенны по сравнению с качеством терапевтических отношений.
  5. Любое чувство у конкретного человека имеет индивидуальное выражение, уникальные цвета и формы.

6. Любой продукт творчества (рисунок, коллаж, скульптура и т.п. – не конечный результат, а область для исследования или контейнирования).

 

Функции эмоций

Приспособительная

Сигнальная

Оценочная

Регуляторная

Коммуникационная

 

Эмоции, чувства – это формы выражения потребностей человека.

 

 

«Грамматика» чувств

 

• Часто не понимаем причину возникновения того или иного чувства

• Чувства нельзя измерить

• Воздействие чувств многосторонне и многомерно (тело, поведение, мышление).

• Не прожитые чувства остаются в теле человека.

• Чувства амбивалентны и парадоксальны

 

 

«Краны» эмоций

 

Базовые чувства: радость, страх, печаль (грусть), злость (гнев).

 

Когда какой-то кран «перекрыт» (запрещено выражать это чувство) – то он найдет себе выход через другой «кран». Например, подавленная злость будет маскироваться под грусть и печаль или радость.

 

 

Упражнение «Звезда чувств»

 

1. Как один из вариантов начала упражнения – письменно описать свои чувства.

Можно поговорить о том, чем чувства отличаются от догадок, предположений.

 

2. Составить несколько пар чувств (желательно 10).

Инструкция клиенту: «Возьми какое-то одно чувство и поищи ему противоположное, при этом противоположное именно для тебя. Для кого-то противоположностью отчаяния будет защищенность, для кого-то – свобода или любовь. Нет правильного или неправильного, есть только личные, собственные противоположности».

3. Предложить нарисовать большой круг и разделить как торт на сектора. По краям секторов написать важное для тебя чувство. На противоположном крае напиши чувство, которое считаешь противоположным. Сначала заполнить этот круг.

 

4. Теперь нужно раскрасить каждое поле. Попробовать сначала выразить чувство одним цветом; можно смешать краски, чтобы получить тот оттенок, который нужен. Речь идет о лично вами выраженном цвете.

В секторах можно рисовать и символы (если клиент не хочет заполнять все только цветом).

 

Обсуждение рисунка и варианты работы с ним

Какие чувства противоположны, какие рядом друг с другом? Когда смотришь на «звезду чувств», что в первую очередь привлекает внимание?

 

Рядом изображенные чувства обычно либо ресурсные, либо подавляемые.

Какое чувство отсутствует на звезде чувств?

 

Можно «озвучить» этот рисунок или одной его части (чувства) в истории, рассказе о ней. Можно к каждому чувству написать небольшой рассказ либо письмо (и тогда получается серия писем).

Можно подключить тело – например, положить ладонь на какое-либо чувство, с которым хотим работать.

 

Можно задать вопрос «Какое пространство будет комфортным для твоей звезды?» и нарисовать это пространство для нее на большом листе бумаги.

 

Материалы 1 модуля.

 

Маленькая девочка находит коробку с мелками, поражающими волшебным разнообразием цветов. Высыпав мелки, она начинает рисовать сначала одним цветом, постепенно с восторгом обнаруживая как красиво соединяются и сочетаются цвета. Вот синяя гора, собака, небо, да мало ли какое еще чудо можно изобразить синим цветом.

Девочка подрастает, вот она уже школьница и слышит строгое указание: "Сегодня мы рисуем бабочек". Ребенок вдохновенно творит свою бабочку. "Бабочку рисуют не так. Надо вот так". А то и вовсе ей дают заранее распечатанное контурное изображение бабочки.

"Раскрась, не выходя за линию, - говорят ребенку, - будет совсем как настоящая бабочка".

Но краски у девочки все время выходят за контур. "Так не годится, - напоминают ей, - закрась только то, что внутри линии".

 А теперь представьте учительницу, которая дает бумагу и краски и просто говорит: "Рисуй как тебе хочется. Пусть тебя ведет твоя рука, а я только подскажу, если надо".

 

Миллс Дж. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка"

 

 

Индейцы Наскапи, живущие в лесах полуострова Лабрадор, не имеют племенных обычаев или религиозных учителей, которые бы указали им путь к вере. С точки зрения Наскапи, наша душа - просто внутренний спутник ("друг"). Наскапи строго следует указаниям, полученным в своих снах, а затем придает их содержанию постоянную форму при помощи живописи. Ложь и неискренность отпугивают внутреннего спутника, в то время как щедрость и любовь по отношению к своим соседям и животным притягивают его и дают ему жизнь.

М.Л. фон Франц. Отрывок из книги "Человек и его символы", под ред. К.Г. Юнга

 

 

История

1938 год. Английский художник Андриан Хилл лечился от туберкулеза в санатории и, скучая, начал рисовать на бумаге, что, к удивлению врачей, способствовало его скорому выздоровлению. Хилл стал работать арт-педагогом с больными в госпиталях и убедился в эффективности творчества.

1950 год. В США организованы первые занятия арт-терапией. Сегодня арт-терапия - часть многих программ. Ее цель - раскрыть творческий потенциал человека, найти источник его жизненной силы.

 

       Основная цель арт-терапии - гармонизация состояния человека через развитие способностей самовыражения и самопознания.

 

 

Две базовых психологические способности человека:

1. символическая функция мышления и воображения

2. творческий процесс самовыражения, направленный на поиск новых путей выражения проблемы.

 

Арт-терапия: рисуночная терапия, музыкотерапия, психодрама, танцевальная терапия, сказкотерапия, библиотерапия, кинотерапия, ассоциативные (метафорические) карты.

 

Директивная и недирективная арт-терапия

 

Директивная: задачи ставятся в прямом виде в качестве заданной темы, формы рисования; наличие интерпретации рисунка.

 

Недирективная: тема и форма не задаются. Главное - эмоциональная поддержка. Отсутствует интерпретация рисунка. В первую очередь интерпретации задаются самим автором рисунка.

 

Главное на арт-терапевтических сессиях: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка, создание атмосферы безопасности и психологического комфорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.023 с.)