Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста



 

Диагностика нервно-психического развития проводилась на базе МДОУ Детский сад II категории №368, в общеразвивающей группе «Солнышко» (группа детей в возрасте 2 лет). Для диагностики нервно-психического развития детей использовалась схема экспертной оценки, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной.

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки). На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания. На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения [28].

Проводилось исследование с помощью метода наблюдения.

Анализировались следующие показатели развития:

.   речь;

.   сенсорное развитие;

.   моторные навыки;

.   игра и действия с предметами;

.   конструктивные умения;

.   изобразительные умения;

.   навыки самообслуживания.

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни представлена в Приложении.

При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.

Итоговые оценки:

-15 баллов - зона полного развития;

-9 баллов - зона неполного (недостаточного) развития;

-5 баллов - зона недоразвития.

Результаты диагностики детей раннего возраста показали: у большинства детей (63,6%) по нескольким линиям уровень развития отмечался ниже возрастной нормы. Так, у 27,3% из них (имеющих II группу НПР) было выявлено отставание в нервно-психическом развитии на 1 эпикризный срок по нескольким ведущим линиям. У остальных - дисгармоничное развитие (III НПР), проявлявшееся в неравномерно выраженной задержке по основным линиям от одного до двух эпикризных сроков. У небольшого числа детей (27,3%) уровень основных линий развития соответствовал возрастной норме, у 9,1% обследованных малышей был выявлен уровень, опережающий нормальное нервно-психическое развитие по одной из ведущих линий.

Отставание чаще всего отмечалось в речевом развитии: почти у половины детей была выявлена задержка легкой степени и примерно у такого же числа малышей - отставание на 2 эпикризных срока, что могло свидетельствовать о более серьезных нарушениях в развитии речи и требовало дальнейшего углубленного психолого-педагогического обследования.

В развитии сенсорной сферы, навыков самообслуживания и игровой деятельности для большинства детей было характерно отставание на 1-2 эпикризных срока, что могло говорить о недостатках в семейном воспитании и также нуждалось в углубленном психолого-педагогическом обследовании.

Выводы по третьей главе

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

К основным методам обучения дидактическим играм детей раннего возраста относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. Их использование диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода, а также целями и задачами конкретных занятий.

Диагностика нервно-психического развития проводилась на базе МДОУ Детский сад II категории №368, в общеразвивающей группе «Солнышко» (II младшая группа). Для диагностики нервно-психического развития детей использовалась схема экспертной оценки, разработанной Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, для детей 3 лет.

Результаты диагностики показали, что отставание чаще всего отмечалось в речевом развитии: почти у половины детей была выявлена задержка легкой степени и примерно у такого же числа малышей - отставание на 2 эпикризных срока, что могло свидетельствовать о более серьезных нарушениях в развитии речи и требовало дальнейшего углубленного психолого-педагогического обследования. В развитии сенсорной сферы, навыков самообслуживания и игровой деятельности для большинства детей было характерно отставание на 1-2 эпикризных срока, что могло говорить о недостатках в семейном воспитании и также нуждалось в углубленном психолого-педагогическом обследовании.


Заключение

дошкольный педагогика дидактическая игра

Задачи, поставленные в начале исследования, выполнены.

Во-первых, проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме обучения детей раннего возраста. Определено, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Во-вторых, разработан перспективный план обучения детей раннего возраста с использованием дидактических игр, описание которых представлено в Приложении.

В-третьих, проведена диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. Для диагностики нервно-психического развития детей использовалась схема экспертной оценки, разработанной Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной.

Результаты диагностики показали, что отставание чаще всего отмечалось в речевом развитии. В развитии сенсорной сферы, навыков самообслуживания и игровой деятельности для большинства детей также было характерно отставание, что могло говорить о недостатках в семейном воспитании и также нуждалось в углубленном психолого-педагогическом обследовании.

На основе полученных результатов даны рекомендации воспитателю по организации процесса обучения детей раннего возраста с помощью дидактических игр.


Список литературы

 

1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

.   Болотна Л.Р., КомароваТ.С., Баранов С.П. Дошкольное педагогика: учебное пособие. - М., 1997.

.   Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга" / Сост. Т.Н. Доронова. - М., 2005.

.   Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет. - М., 2005.

.   Галигузова Л,Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.: Владос, 2007.

7. Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. - <http://www.childpsy.ru/index.php/view/person/item/1><http://www.childpsy.ru/index.php/view/person/item/1><http://www.childpsy.ru/index.php/view/person/item/1> М.: Просвещение, 2007. - 159 с.

.   Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. - <http://www.childpsy.ru/index.php/view/person/item/1><http://www.childpsy.ru/index.php/view/person/item/1><http://www.childpsy.ru/index.php/view/person/item/1> М.: Просвещение, 2007. - 143 с.

.   Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

.   Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424 с.

.   Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И.Логиновой, И.Г.Саморуковой. - М., 1986.

.   Клименов Л.Н. Мониторинг нервно-психического развития детей раннего возраста: Пособие для студентов, интернов и клин. ординаторов / Л.Н. Клименов, В.В. Гордеев; Алт. гос. мед. ун-т. - Барнаул, 2005 (РА «Параграф»). - 56 с.

.   Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.

.   Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в условиях семьи. Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и др. - М., 2005.

.   Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н/Д, 2004.

.   Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.

.   Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - СПб.: Речь, 2002. - 192 с.

.   Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.

.   Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.

.   Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.

.   Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2008.

.   Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.

.   Программа «Истоки». Базис развития ребенка-дошкольник / Алиева Т. И., Антонова Т. Н., Арнаутова Е. П. - М., 2002.

.   Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 2007.

.   Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - М., 2006.

.   Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

.   Смирнова Е.О, Мещерякова С.Ю. Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. - М., 2004.

.   Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - М.: МГППУ, 2003. - 128 с.

.   Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития. - М.: Компания «Петит» 1994. - 32 с.

.   Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1994.

.   Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М: Учпедгиз, 2006. - 456 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.016 с.)