Художественный фильм как средство мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественный фильм как средство мотивации



Применение медиасредств в преподавании иностранного языка оправдано и несомненно улучшает результаты, так как делает урок более привлекательным для учащихся. В настоящее время люди, а дети в особенности, увлечены современными инновациями, и этот интерес можно и нужно использовать.

Мотивация - это один из аспектов, который играет главную роль в процессе обучения. Современные психологи и педагоги едины во мнении, что качество выполнения какой-либо деятельности на иностранном языке зависит, прежде всего, от побуждений и потребностей ученика, его мотивов. Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, которая определяет выбор средств и приёмов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Общий смысл развития учебной мотивации состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к иностранному языку к зрелым формам положительного отношения к учению действенному, осознанному, ответственному.

Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, который управляет поведением человека, определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотивация основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная, его также можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский писал: "Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах".

В обучении действует множество интересов. "Весь вопрос в том, - писал Выготский, - насколько интерес направлен по линии самого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес". Интересы учащихся варьируются в зависимости от уровня и качества их знаний, возраста.

Выделяют внешнюю мотивацию, обусловленную внешними обстоятельствами, и внутреннюю, непосредственно связанную с предметом и процессом его изучения. В ходе экспериментов психологи сравнили два вида мотивации и установили, что при внутренней мотивации происходит более успешное освоение школьной программы, более высокий уровень освоения теоретического материала; более эффективное понятийное научение; наблюдается значимое улучшение мнемических процессов.

При обучении иностранному языку требуется, в первую очередь, развивать внутреннюю мотивацию. Для этого необходимо создать такие условия, при которых у обучаемых возникнет личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Коммуникативная разновидность внутренней мотивации является основной, т.к. овладение умением общаться - это первая и естественная потребность изучающих язык. Однако именно этот тип мотивации труднее всего сохранить, так как при овладении английским языком в атмосфере родного языка первый предстает как искусственное средство общения. И так называемые "естественные ситуации", используемые в речевых упражнениях, носят, по сути, искусственный характер. Художественные фильмы, используемые в обучении английскому языку, помогают создать языковую среду в учебных условиях и предлагают множество реальных ситуаций для общения.

Возможны два пути формирования внутренней мотивации: опосредованный, т.е. через её коммуникативную разновидность, и непосредственный, путем стимулирования поисковой деятельности обучаемых в языковом материале. Чтобы сохранить интерес учащихся к изучению языка, нужно, во-первых, свести к минимуму временной разрыв в работе над английским языком таким образом, чтобы учащиеся видели речевую перспективу его применения. Во-вторых, языковой материал, изучаемый в ходе урока, нужно ориентировать на одну тематическую область. Большую роль в этом отношении играет развитие языковой догадки. С этой целью следует придать работе над языком характер поисковой, исследовательской деятельности. Фильм стимулирует учащихся к общению на иностранном языке, учебно-поисковой и творческой деятельности.

Использование кинофильмов на уроках английского языка способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности учащихся. При этом развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается через осознание учеником того, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение, придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

Одним из главных достоинств художественного фильма является обилие в нём лингвострановедческого материала, который сам по себе также является эффективным средством мотивации. Лингвострановедческий подход к обучению иностранному языку во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения. Его основной задачей является изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих особенности культуры англоязычного народа и среды его существования. Расширение применения лингвострановедческого материала позволяет эффективно решать задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного образования в целом, расширению фоновых знаний, повышению мотивации в обучении. Педагогическая практика показывает, что учащиеся с интересом относятся к истории, культуре, искусству, нравам, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников.

Мотивация имеет также решающее значение для активизации всех психологических процессов мышления, восприятия, понимания и усвоения материала. Повышение мотивации учащихся способствует развитию у них познания и интеллектуальной деятельности и в итоге повышает эффективность процесса обучения. Важными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации обучения, являются задачи урока, его содержание и организация занятий. Так, постановка учебной задачи перед учащимися - необходимое условие для возникновения мотивации. Формулировка задания должна носить коммуникативный характер и приглашать учеников к общению.

Основным достоинством фильма является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся, что позволяет более ярко и объёмно передать информацию, а также служить средством повышения мотивации учеников. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование у обучаемых личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно, во-первых, при систематическом показе фильмов, во-вторых, при методически организованной демонстрации, в-третьих, содержание материала должно быть интересным. Личностно значимый фильм сам по себе способствует запоминанию содержащегося в нём языкового материала.

Одна из основных задач фильма - вызвать определённые эмоции у зрителя, а также поддерживать его интерес на протяжении всего просмотра. Для этого используются разнообразные художественные средства: музыка, звуки, освещение, мизансцены, костюмы, движение камеры, выражение лиц актёров, их движения, диалоги, повествование.

Большое влияние фильмов на учеников объясняется также действием психологических механизмов заражения, внушения и подражания.

Заражение - это процесс передачи эмоций от одного индивида к другому. Фильм погружает учащегося в особое эмоциональное состояние, даёт возможность эмоционально контактировать с персонажами.

Механизм внушения заключается в воздействии на зрителя вербальными и невербальными средствами, которые создают определённые состояния, ощущения, формируют представления. Образность и яркость фильма усиливает внушение, благодаря которому у детей формируются стереотипы поведения и разрешения ситуаций.

Подражание - следование примеру, образцу. Этот механизм прежде всего эффективен при работе с дошкольниками и младшими школьниками, так как подражание сильно развито в этом возрасте и ответственно за развитие навыков поведения. Дети подражают героям фильмов, поступки которых воспринимаются ими как правильные и естественные. Данный механизм можно использовать, чтобы мотивировать учащихся к изучению английского языка.

Эстетическое удовольствие, получаемое при просмотре фильма, также мотивирует учеников к обучению.

Таким образом, фильм благодаря наглядности, содержанию страноведческого материала, демонстрации реальных ситуаций общения, эмоциональному эффекту и эстетической функции служит важным средством мотивации учеников. Художественный фильм стимулирует учащихся к коммуникативной деятельности в классе, изучению английского языка и образованию вообще.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.01 с.)