Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные особенности памяти дошкольников, их развитие в процессе обучения

Игра - основной вид деятельности дошкольников

Организация дидактических игр для развития словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование

Организация экспериментального исследования

Развивающая программа

Вывод по главе 2

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В настоящее время данная проблема является актуальной, так как не утратила своего значения. На сегодняшний день существует объективная необходимость развития словесной памяти у младших школьников посредством игры. Это будет способствовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логической памяти.

При обучении в школе возникают большие проблемы с запоминанием школьного материала, что отражается на успеваемости. Государственные образовательные стандарты Дошкольного образования ставят перед воспитателями важную задачу - развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Поэтому, одной из важных задач подготовки детей к школе является формирование хорошо развитой памяти.

О развитии памяти говорят многие отечественные исследователи. Это Смирнов А.А., Зинченко В.П., которые раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка, а также Мухина В., Овчарова Р.В., Битянова Р., Астаханова Р. и др.

Наиболее подробно вопросы памяти человека разработаны в трудах ученых прошлого и современности: А. Бине, Г. Эббингауз, К. Бюлер, Т. Рибо, З. Фрейд, П. Жане, Л.С. Выготский и т.д.

Целью данной работы является изучение возможностей игры как средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Провести обзор исследования в научной литературе по проблеме развития словесно-логической памяти дошкольников.

.   Подобрать диагностические методики и дидактические игры для развития словесно-логической памяти старших дошкольников.

.   Подтвердить на практике положение о влиянии дидактических игр на развитие словесно-логической памяти младших дошкольников.

Методы исследования: методика изучения словесно-логической памяти Леонтьева А.Н., методика «Запомни пару».

Гипотеза: Мы предполагаем, что развитие словесно-логической памяти старших дошкольников будет проходить успешно при использовании дидактических игр в повседневной жизни и при непосредственном руководстве со стороны воспитателя.

Практическая значимость работы: реализовать программные задачи по развитию словесно-логической памяти детей старшей группы и составить советы для воспитателя.

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: дидактическая игра, как метод развития словесно-логической памяти младших дошкольников.

База исследования: МКДОУ № 230 г. Кирова «Ёлочка», старшая группа.

 


Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе 1

 

Таким образом, исходя из теоретической основы развития памяти в дошкольном возрасте посредством дидактических игр, можно сделать следующий вывод.

Развитие памяти детей дошкольного возраста имеет большое значение. В первую очередь, чтобы успешно учиться в школе, осваивать школьную программу. Поэтому развитие детской памяти через дидактические игры у детей дошкольного возраста должно быть изучено не столько в отношении изменений, происходящих внутри самой памяти, сколько в отношении места памяти в ряду других функций.

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Благодаря дидактическим играм, применяемых на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить уровень словесно-логической памяти.


Развивающая программа

игра дошкольник память словесный логический

Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста.

Проверка знаний у детей старшей группы по уровню развития словесно-логической памяти проводилась в феврале месяце 2012 года.

В констатирующем эксперименте я использовала методику изучения словесно-логической памяти, разработанную А.Н. Леонтьевым. Предлагается 5 слов и 16 карточек. Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш. (Приложение 1)

Я с участием ребенка разложила на столе карточки, уточнила, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дала инструкцию: «Сейчас ты будешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из этих карточек, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».

Первым предъявляется слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работу, возможно не понимая инструкцию, карточка со словом предъявляется повторно, в уточненном варианте: «Тебе надо запомнить слово “пожар''. Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про пожар».

Если в течение 30 секунд ребенок не сможет сделать выбора, то ему дается урок на примере слова «пожар» - берется карточка с изображением заводских труб и поясняется: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. Этот дым и напомнит тебе потом про слово “пожар”, потому что при пожаре всегда бывает дым».

Затем последовательно предъявляются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор карточки отводится время до 1 минуты. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается, возможна лишь организующая помощь: «Подумай, какая карточка сможет напомнить тебе слово…?». После выбора каждой каточки необходимо спрашивать ребенка объяснения связи «Как тебе эта карточка напоминает про слово…?». Обязательно фиксируется время каждого выбора.

Критерии оценки, используемые нами по методике А.Н. Леонтьева:

Высокий уровень: ставится тогда, когда ребенок понимает инструкцию, находит опосредующие символы, способен объяснить свой выбор, запоминает и воспроизводит все 5слов.

Средний уровень: ставится тогда, когда ребенок при помощи взрослого находит опосредующие символы, может объяснить их выбор и воспроизводит 4-5 слов.

Низкий уровень: ставится тогда, когда ребенок с трудом справляется с заданием и не может справиться без помощи взрослого.

Методика "Запомни пару"

Цель исследования: выявление уровня развития словесно-логической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов; в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд:

кукла - играть,

курица - яйцо,

ножницы - резать,

лошадь - сани,

книга - читать,

бабочка - муха,

щетка - зубы,

барабан - палочки,

снег-зима,

корова - молоко.

Второй ряд:

жук - кресло,

компас - клей,

колокольчик - стрела,

синица - сестра,

лейка - трамвай,

ботинки - самовар,

спичка - стакан,

шляпа - пчела,

рыба - пожар,

пила - яичница

Я читала испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). Через 10 секунд. Испытуемый, говорил запомнившиеся слова правой половины ряда. Обработка и интерпретация данных: Результаты опыта записывала в таблицу.

Критерии оценки, используемые нами по методике «Запомни пару»:

От 7-10 слов - высокий уровень,

От 4-6 слов - средний уровень,

Ниже 3 слов - низкий уровень.

Уровень развития словесно-логической памяти у детей экспериментальной группы (констатирующее исследование)

 

Таблица № 1

И.Ф. детей «пожар» «дождь» «труд» «ошибка» «горе» Пара слов Уровень развития словесно-логической памяти
Ксюша Б. - - - + + 3 Низкий
Вика Л. + - - + + 6 Средний
Даша Д. - + - - + 2 Низкий
Денис Ш. - + - - - 2 Низкий
Дима М. - - - + + 3 Низкий
Егор В. - - - + + 3 Низкий
Ксюша Ж. - + - - - 2 Низкий
Саша Л. - + - - + 3 Низкий
Серёжа Б. - + + - - 1 Низкий

 

Условные обозначения:

«+» - Хорошо;

«-» - Удовлетворительно.

В экспериментальной группе видно, что 88% детей имеют низкий уровень, так как в их ответах содержаться два и менее «+» и 12% детей имеют средний уровень, в ответах которых имеется три «+».

Уровень развития словесно-логической памяти у детей контрольной группы (констатирующее исследование)

 

Таблица № 2

И.Ф. детей «пожар» «дождь» «труд» «ошибка» «горе» Пара слов Уровень развития словесно-логической памяти
Алина К. + + + + + 9 Высокий
Арина А. - + - + + 8 Средний
Витя Л. + - + + + 10 Высокий
Диана Ф. - + - + + 7 Средний
Ксюша С. + + + + + 10 Высокий
Олег Г. - + - + + 7 Средний
Серёжа Т. - + - + + 8 Средний
Соня Г. + - + + + 9 Высокий
Таня М. + + + + + 8 Высокий

 

Условные обозначения:

«+» - Хорошо;

«-» - Удовлетворительно.

В контрольной группе 45% детей имеют средний уровень (т. е. дети, имеющие три правильных ответа) и 55% детей имеют высокий уровень (4 -5 правильных ответа).

 


Полученные результаты мы отразили в диаграмме.

 

Диаграмма №1 Уровень развития знаний детей. Констатирующий эксперимент.

 

В экспериментальной группе низкий уровень составил 88%, средний 12%. В контрольной группе средний уровень составил 55%, а высокий 45%.

Сравнив результаты экспериментальной группы и контрольной группы, мы пришли к выводу, что уровень развития словесно-логической памяти находятся на разных уровнях. Поэтому мы считаем, что дидактические игры могут сыграть особую роль в развитии словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий эксперимент.

Проанализировав полученные результаты, мы спланировали работу формирующего эксперимента, которая проводилась с февраля по апрель месяц 2012 года.

Цель формирующего эксперимента: развитие словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста, используя дидактические игры.

Запомни картинки

Для этой игры надо заранее заготовить 10-12 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или посоревноваться самому с ребёнком, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Можно называть по очереди по одной картинке. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими.

Что исчезло?»

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки или мелкие предметы

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Работа с родителями.

·   Оформление тематического стенда «Развитие памяти детей 5-6-лет».

·   Совместная группа консультирования на тему «Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста».

·   Домашнее задание родителям: выдача на дом литературы по развитию памяти.

Контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента: выявить уровень накопленных навыков словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В контрольном эксперименте я провела повторную диагностику по методике А.Н. Леонтьева.

Проверка уровня у детей старшей группы по развитию словесно-логической памяти проводилась в апреле месяце 2012 года.

В контрольном эксперименте мы использовали методику изучения словесно-логической памяти, разработанную А.Н. Леонтьевым. Предлагается 5 слов и 16 карточек. Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш. (Приложение 1)

Проведение исследования предполагает, что психолог с участием ребенка разложит на столе карточки, уточнит, знакомы ли ему наиболее трудные из них. Затем дается инструкция: «Сейчас ты будешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из этих карточек, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».

Первым предъявляется слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работу, возможно не понимая инструкцию, карточка со словом предъявляется повторно, в уточненном варианте: «Тебе надо запомнить слово “пожар''. Посмотри внимательно, какая карточка сможет напомнить тебе про пожар».

Если в течение 30 секунд ребенок не сможет сделать выбора, то ему дается урок на примере слова «пожар» - берется карточка с изображением заводских труб и поясняется: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. Этот дым и напомнит тебе потом про слово “пожар”, потому что при пожаре всегда бывает дым».

Затем последовательно предъявляются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор карточки отводится время до 1 минуты. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается, возможна лишь организующая помощь: «Подумай, какая карточка сможет напомнить тебе слово…?». После выбора каждой каточки необходимо спрашивать ребенка объяснения связи «Как тебе эта карточка напоминает про слово…?». Обязательно фиксируется время каждого выбора.

Критерии оценки, используемые нами по методике А.Н. Леонтьева:

Высокий уровень: ставится тогда, когда ребенок понимает инструкцию, находит опосредующие символы, способен объяснить свой выбор, запоминает и воспроизводит все 5слов.

Средний уровень: ставится тогда, когда ребенок при помощи взрослого находит опосредующие символы, может объяснить их выбор и воспроизводит 4-5 слов.

Низкий уровень: ставится тогда, когда ребенок с трудом справляется с заданием и не может справиться без помощи взрослого.

Методика "Запомни пару"

Цель исследования: выявление уровня развития словесно-логической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов; в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд:

кукла - играть,

курица - яйцо,

ножницы - резать,

лошадь - сани,

книга - читать,

бабочка - муха,

щетка - зубы,

барабан - палочки,

снег-зима,

корова - молоко.

Второй ряд:

жук - кресло,

компас - клей,

колокольчик - стрела,

синица - сестра,

лейка - трамвай,

ботинки - самовар,

спичка - стакан,

шляпа - пчела,

рыба - пожар,

пила - яичница

Описание методики: экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). Через 10 секунд. Испытуемый, говорит запомнившиеся слова правой половины ряда. Обработка и интерпретация данных: Результаты опыта записываются в таблицу.

Критерии оценки, используемые нами по методике «Запомни пару»:

От 7-10 слов - высокий уровень,

От 4-6 слов - средний уровень,

Ниже 3 слов - низкий уровень.

Уровень приобретённых знаний у детей экспериментальной группы (контрольный эксперимент)

 

И.Ф. детей «пожар» «дождь» «труд» «ошибка» «горе» Пара слов Уровень развития словесно-логической памяти
Алина В. - + - + + 6 Средний
Вика Л. + - - + + 6 Средний
Даша Д. - + - + + 7 Средний
Денис Ш. + + + - - 4 Средний
Дима М. + - - + + 5 Средний
Егор В. + - - + + 8 Средний
Ксюша Ж. - + + + - 7 Средний
Саша Л. - + - - + 9 Низкий
Серёжа Б. + + + - + 6 Средний

 

Уровень обозначения:

«+» - Хорошо;

«-» - Удовлетворительно.

В таблице видно, что уровень приобретённых знаний у детей экспериментальной группы вырос. 88% детей имеют средний уровень и 12% (т. е. 1 ребёнок) остался на низком уровне, по причине болезни.

 


Уровень приобретённых знаний у детей контрольной группы (контрольный эксперимент)

 

 И.Ф. детей «пожар» «дождь» «труд» «ошибка» «горе» Пара слов Уровень развития словесно-логической памяти
Алина К. + + + + + 9 Высокий
Арина А. - + - + + 6 Средний
Витя Л. + - + + + 9 Высокий
Диана Ф. - + + + + 8 Высокий
Ксюша С. + + + + + 9 Высокий
Олег Г. + + - + + 10 Высокий
Серёжа Т. + + - + + 7 Средний
Соня Г. + - + + + 10 Высокий
Таня М. + + + + - 10 Высокий

 

Условные обозначения:

«+» - Хорошо;

«-» - Удовлетворительно.

В контрольном эксперименте видно, что уровень приобретённых знаний у детей контрольной группы со средним уровнем составляет 22%, с высоким 78%.

Высчитав в процентном отношении, мы получили результаты, которые отобразили в диаграмме.

 


Уровень приобретённых знаний у детей старшего дошкольного возраста (контрольная группа)

 

 

Контрольный эксперимент показал, что дети экспериментальной группы повысили результаты. 82% детей имеют средний уровень. 12% (т. е. 1 ребёнок) остался на низком уровне по причине болезни.

В контрольной группе 22% детей имеют средний уровень и 78% высокий уровень.

Сравнив результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы получили следующие данные в процентном отношении: у экспериментальной группы уровень развития словесно-логической памяти в контрольном эксперименте вырос до 78%, а у контрольной группы на 23%.

 

Вывод по главе 2

 

В результате проведенных методик, делаем вывод о том, что словесно-логическая память детей старшего дошкольного возраста, является достаточно развитой. Следует сделать вывод о том, что характеристики памяти у детей дошкольников значительно зависят от индивидуальных особенностей.

На основании проведенного исследования, можно прийти к выводу, что у детей пяти - шестилетнего возраста, словесно-логическая память является формирующим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.

Таким образом, экспериментальная работа, проведённая на базе детского сада «Ёлочка» у детей старшего дошкольного возраста удалась, учитывая то, что по результатам формирующего эксперимента, дети значительно повысили свои результаты в контрольном эксперименте. У экспериментальной группы уровень развития словесно-логической памяти в контрольном эксперименте вырос до 78%, а у контрольной группы на 23%.

 


Заключение

 

В феврале 2012 года на базе старшей группы МДОУ Детский сад N230 «Ёлочка» г. Кирова, был проведен констатирующий эксперимент, в котором принимало участие восемнадцать детей пяти - шестилетнего возраста.

В соответствии с поставленными задачами было проведено исследование по определению уровня развития словесно-логической памяти.

Исследование состояло из двух методик:методика изучения словесно-логической памяти, разработанная А.Н. Леонтьевым и методика «Запомни пару», с целью определения уровня развития словесно-логической памяти у дошкольников.

В эксперименте принимало участие 18 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов.

На основании проведенных экспериментов сформирован вывод, что у детей пяти - шестилетнего возраста словесно-логическая память является формирующим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.

 


Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]: учебное пособие / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Просвещение, 2001. - 316с.

2. Блонский П.П. Память и мышление [Текст]: учебное пособие / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 1964. - 304с.

.   Возрастные особенности психического развития детей [Текст]: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1982. - 365с.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1982. - 84с.

.   Венгер Л.А.Психология [Текст]: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1999. - 347с.

.   Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Просвещение, 1988. - 156с.

.   Зинц Р. Обучение и память [Текст]: учебное пособие / Р. Зинц. - М.: 1989. - 437с.

.   Истомина З.М. Развитие памяти [Текст]: учебное пособие / З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 1978. - 435с.

.   Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников [Текст]: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 1981. - 536с.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

11. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст]: учебное пособие / А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 1994. - 215с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебное пособие / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр Академия, 1997. - 305с.

.   Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 608с.

.   Никитин Б. Развивающие игры [Текст]: учебное пособие / Б. Никитина. - М.: Просвещение, 1994. - 342с.

.   Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 1992. - 215с.

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: Пресс, 2001. - 314с.

.   Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти [Текст]: учебное пособие / А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1966. - 415с.

.   Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192с.

.   Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст]: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 383с.

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные особенности памяти дошкольников, их развитие в процессе обучения

Игра - основной вид деятельности дошкольников

Организация дидактических игр для развития словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе 1

Глава 2. Экспериментальное исследование

Организация экспериментального исследования

Развивающая программа

Вывод по главе 2

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В настоящее время данная проблема является актуальной, так как не утратила своего значения. На сегодняшний день существует объективная необходимость развития словесной памяти у младших школьников посредством игры. Это будет способствовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логической памяти.

При обучении в школе возникают большие проблемы с запоминанием школьного материала, что отражается на успеваемости. Государственные образовательные стандарты Дошкольного образования ставят перед воспитателями важную задачу - развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Поэтому, одной из важных задач подготовки детей к школе является формирование хорошо развитой памяти.

О развитии памяти говорят многие отечественные исследователи. Это Смирнов А.А., Зинченко В.П., которые раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка, а также Мухина В., Овчарова Р.В., Битянова Р., Астаханова Р. и др.

Наиболее подробно вопросы памяти человека разработаны в трудах ученых прошлого и современности: А. Бине, Г. Эббингауз, К. Бюлер, Т. Рибо, З. Фрейд, П. Жане, Л.С. Выготский и т.д.

Целью данной работы является изучение возможностей игры как средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Провести обзор исследования в научной литературе по проблеме развития словесно-логической памяти дошкольников.

.   Подобрать диагностические методики и дидактические игры для развития словесно-логической памяти старших дошкольников.

.   Подтвердить на практике положение о влиянии дидактических игр на развитие словесно-логической памяти младших дошкольников.

Методы исследования: методика изучения словесно-логической памяти Леонтьева А.Н., методика «Запомни пару».

Гипотеза: Мы предполагаем, что развитие словесно-логической памяти старших дошкольников будет проходить успешно при использовании дидактических игр в повседневной жизни и при непосредственном руководстве со стороны воспитателя.

Практическая значимость работы: реализовать программные задачи по развитию словесно-логической памяти детей старшей группы и составить советы для воспитателя.

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: дидактическая игра, как метод развития словесно-логической памяти младших дошкольников.

База исследования: МКДОУ № 230 г. Кирова «Ёлочка», старшая группа.

 


Глава 1. Теоретические основы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.147 с.)