Глава I. Особенности формирования практических умений у младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Особенности формирования практических умений у младших школьников



Введение

 

 На современном этапе развития российского общества в условиях существенных социально-экономических преобразований сформировались новые требования к системе образования в целом и к начальной школе в частности.

  В частности в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года проблема формирования практических умений у учащихся выделяется в качестве одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы.

  Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся. Формирование у детей практических умений предполагает решение двух проблем: первая заключается в том, чтобы научить младших школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - чтобы научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Однако, как показывает массовая практика, педагоги уделяют основное внимание главным образом формированию у учащихся умения действовать в знакомой и несколько измененной ситуации. Данные проведенных исследований свидетельствуют о слабом владении младшими школьниками умениями планировать, организовывать, контролировать учебную деятельность, что является одной из существенных причин их неуспеваемости.

  Практические умения становились объектом внимания педагогов, проводивших как фундаментальные, так и прикладные исследования в области методологии педагогики и дидактики. Проблема их формирования рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.), активизации познавательной деятельности учащихся (А.П. Аристова, И.Ф. Харламов, Т.Н. Шамова и др.), мотивации учения школьников (А.К. Маркова, Н.П. Морозова, Г.И. Щукина и др.).

  Анализ философской, социологической и педагогической литературы, реального функционирования учебно-воспитательного процесса в современной школе свидетельствует о том, что сложились объективные условия, позволяющие сформулировать новые теоретико-методические позиции в решении проблемы формирования у младших школьников практических умений. В частности установлено, что системное представление об этом процессе реализовано не во всех своих возможностях. Уделялось основное внимание компонентам системы формирования практических умений, но вне поля зрения оставались связи между ее элементами, специфическим образом воздействующие на развитие личности учащегося. Недостаточно эффективно применяются различные средства, позволяющие активизировать учебную деятельность школьников. Многолетняя массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у школьников умений и навыков обладают экскурсии на уроках естествознания.

  В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики. Возможности экскурсий в совершенствовании педагогического процесса были изучены Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым [19], З.А. Клепининой [5], Г.А. Морозовой, P.P. Мунировым, А.А. Плешаковым [14], Н.Л. Панченко, В.М. Пакуловой [13], И.Т. Суравегиной [2]. Ими установлено, что использование экскурсий дает существенные результаты в процессе обучения, способствуя овладению учащимися навыками познавательной, исследовательской; формированию у них интереса к науке, учению, общественной деятельности. Вместе с тем, в исследованиях ученых, занимающихся проблемой школьных экскурсий, малоизученной остается проблема использования средств экскурсий в формировании у учащихся практических умений.

  Вышесказанное позволяет утверждать, что экскурсионная деятельность в силу ряда причин не заняла того места в педагогическом процессе, которое могла и должна была занять.

  Таким образом, анализ педагогической литературы и исследований по данной проблеме позволил констатировать наличие противоречия между необходимостью привлечения всех возможных средств, и в первую очередь экскурсий, для повышения эффективности формирования практических умений у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной задачи.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования.

Цель исследования: определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования практических умений младших школьников.

  Предмет исследования: влияние экскурсий на выработку практических умений младших школьников

 

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу.

2. Определить сущность формирования практических умений младших школьников.

3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности практических умений младших школьников.

4. Проследить влияние экскурсий на формирование практических умений младших школьников.

Методы исследования:

· анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

· анализ практики работы педагогов в данном направлении.

 

 

Заключение

 

  Актуальность проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников. В школах формирование практических умений подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически.  Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.

  В ходе исследования выдвинута цель: определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.

  Объектом исследования определен процесс формирования практических умений младших школьников.

    В ходе исследования были проанализированы психолого-педагогическая и научно-методическая литература; определена сущность формирования практических умений младших школьников: выявлено влияние экскурсий на формирование практических умений младших школьников.

  С целью выявления сформированности практических умений на уроках естествознания у младших школьников, были разработаны  критерии, показатели, определены уровни сформированности практических умений младших школьников.

   Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.

 

Список литературы

 

1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

2. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984.

3. Информационно-методическое письмо об обновлении курса преподавания природоведения в программе естественнонаучного образования «Природа и люди». //Начальная школа, 1998, №8.

4. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

5. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.

6. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6.

7. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.

8. Лисицын М.В. Формирование практических умений и навыков. КГПИ, 1984.

9. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 1998, №3.

10.  Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов /под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.

11.  Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся. // Педагогика № 2, 1997. с. 33-39.

12.  Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

13.  Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990.

14.  Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1995.

15.  Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.: Просвещение, 1998.

16.  Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.: Просвещение, 1998.

17.  Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. М.: Вита -Пресс, 1999.

18.  Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.

19.  Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа. М.: Дрофа, 1999.

20.  Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.

21.  Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 288 с.

22.  Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

 

Приложения

Приложение 1.

 

«Природные наблюдения зимой» (экскурсия)

Задачи:

а) образовательные: установить рассеивание семян зимой; пронаблюдать за живым миром (птицы, мыши и т.д.) и изучить их следы и повадки зимой; изучить внешний вид деревьев в зимнее время года; изучить и исследовать шурф; изучить температурные изменения в природе; сформировать умение наблюдать за природой и работать в группах; формировать умение работать с оборудованием.

б) воспитательные: формировать отзывчивость ко всему живому в природе; физическое воспитание: укрепление здоровья детей в процессе проведения наблюдений природы. Эстетическое воспитание: воспитывать эстетическое видение природы через показ красоты строения, формы и цвета.

в) развивающие: развивать наглядно-образное мышление; формировать умение сравнивать деревья, животных по внешнему виду; развивать наблюдательность школьников в процессе проведения наблюдений за природой.

Оборудование: блокнот, карандаши, мешок для сбора, термометр уличный, лопата, снегомерная рейка 1м, дневники наблюдений природы.

Ход урока.

I. Организация класса

- Ребята, послушаем тишину

II. Фенологическая минутка

Дежурный фиксирует погоду на доске, устанавливает причины изменения погоды; обобщает сезонные изменения в природе за неделю.

III. Объяснение новой темы

– Ребята, экологи прислали вам письмо (зачитывает)

 

Ребята! Нам понадобилась ваша помощь, мы не успеваем провести природные наблюдения г.Новокузнецка зимой, так как находимся в Африке. Сегодня на уроке естествознания вам нужно провести наблюдение за природой своего города. Для этого вам нужно поделиться на 5 групп, и выполнить следующие наблюдения:

- пронаблюдать за внешним видом деревьев и зарисовать их

- найти следы зверей на снегу и зарисовать их

- изучить слои снега и зарисовать их

- найти и собрать растения с осени

- измерить температуру у почвы и на поверхности снега

Мы на вас надеемся, заранее благодарны.

Экологи

(дети делятся на группы, выбирают ответственного за оборудование, получают карточки, инструкции, получают необх.оборудование)

IV. Самостоятельная работа учащихся

Ребята самостоят-но выполняют работу, учитель при необходимости помогает им

V. Физкультминутка

Ручки вверх, ручки вниз, на носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок

А затем поприседаем, никогда не замерзаем.

VII. Подведение итогов

Оценивается работа детей, выставление отметок в дневник, журнал

Коллективный обед (дети заранее приносят чай, печенье, конфеты)

 

Приложение 2.

Введение

 

 На современном этапе развития российского общества в условиях существенных социально-экономических преобразований сформировались новые требования к системе образования в целом и к начальной школе в частности.

  В частности в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года проблема формирования практических умений у учащихся выделяется в качестве одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы.

  Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся. Формирование у детей практических умений предполагает решение двух проблем: первая заключается в том, чтобы научить младших школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - чтобы научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Однако, как показывает массовая практика, педагоги уделяют основное внимание главным образом формированию у учащихся умения действовать в знакомой и несколько измененной ситуации. Данные проведенных исследований свидетельствуют о слабом владении младшими школьниками умениями планировать, организовывать, контролировать учебную деятельность, что является одной из существенных причин их неуспеваемости.

  Практические умения становились объектом внимания педагогов, проводивших как фундаментальные, так и прикладные исследования в области методологии педагогики и дидактики. Проблема их формирования рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.), активизации познавательной деятельности учащихся (А.П. Аристова, И.Ф. Харламов, Т.Н. Шамова и др.), мотивации учения школьников (А.К. Маркова, Н.П. Морозова, Г.И. Щукина и др.).

  Анализ философской, социологической и педагогической литературы, реального функционирования учебно-воспитательного процесса в современной школе свидетельствует о том, что сложились объективные условия, позволяющие сформулировать новые теоретико-методические позиции в решении проблемы формирования у младших школьников практических умений. В частности установлено, что системное представление об этом процессе реализовано не во всех своих возможностях. Уделялось основное внимание компонентам системы формирования практических умений, но вне поля зрения оставались связи между ее элементами, специфическим образом воздействующие на развитие личности учащегося. Недостаточно эффективно применяются различные средства, позволяющие активизировать учебную деятельность школьников. Многолетняя массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у школьников умений и навыков обладают экскурсии на уроках естествознания.

  В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как одно из перспективных направлений педагогической практики. Возможности экскурсий в совершенствовании педагогического процесса были изучены Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым [19], З.А. Клепининой [5], Г.А. Морозовой, P.P. Мунировым, А.А. Плешаковым [14], Н.Л. Панченко, В.М. Пакуловой [13], И.Т. Суравегиной [2]. Ими установлено, что использование экскурсий дает существенные результаты в процессе обучения, способствуя овладению учащимися навыками познавательной, исследовательской; формированию у них интереса к науке, учению, общественной деятельности. Вместе с тем, в исследованиях ученых, занимающихся проблемой школьных экскурсий, малоизученной остается проблема использования средств экскурсий в формировании у учащихся практических умений.

  Вышесказанное позволяет утверждать, что экскурсионная деятельность в силу ряда причин не заняла того места в педагогическом процессе, которое могла и должна была занять.

  Таким образом, анализ педагогической литературы и исследований по данной проблеме позволил констатировать наличие противоречия между необходимостью привлечения всех возможных средств, и в первую очередь экскурсий, для повышения эффективности формирования практических умений у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной задачи.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования.

Цель исследования: определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования практических умений младших школьников.

  Предмет исследования: влияние экскурсий на выработку практических умений младших школьников

 

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу.

2. Определить сущность формирования практических умений младших школьников.

3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности практических умений младших школьников.

4. Проследить влияние экскурсий на формирование практических умений младших школьников.

Методы исследования:

· анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

· анализ практики работы педагогов в данном направлении.

 

 

Глава I. Особенности формирования практических умений у младших школьников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.039 с.)