Особенности организации и деятельности в области российской наркополитики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации и деятельности в области российской наркополитики



 

В настоящее время Россия ведет репрессивную политику в отношении запрещённых наркотических средств, в соответствии с базовыми рекомендациями и (понимаемыми таким образом) требованиями соглашений ООН.

РФ присоединилась ко всем трём конвенциям ООН по наркотикам, и все они играют важную роль в определении политики России в отношении наркотиков. В соответствии с Конституцией страны, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Запретительный и карательный подход, предусматриваемый конвенциями ООН по наркотикам, нашёл отражение в законодательстве России, причем в некоторых случаях в объёме, превышающем необходимый согласно требованиям конвенций.

Российское законодательство, планы, стратегии и политические заявления в области наркотиков, ссылаются на конвенции ООН по наркотикам в качестве руководящих принципов разработки и принятия национального законодательства, и цитируют их как основу твердой приверженности России запретительному и карательному подходу на национальном уровне. Например, преамбула федерального Закона о наркотических средствах и психотропных веществах, открывается ссылкой на конвенции ООН о наркотических средствах.

Несмотря на то, что, как было упомянуто выше, даже конвенции ООН не идут так далеко, Россия на сегодняшний день следует политике «нулевой терпимости» в отношении наркотиков, согласно которой правительство стремится к «миру без наркотиков», в основном делая упор на деятельность правоохранительных органов, призванную обуздать как потребление, так и незаконный оборот. При этом государственные должностные лица утверждают, что Россия избрала такой подход для того, чтобы добиться цели искоренения наркотиков, поставленной конвенциями ООН.

Антинаркотическая деятельность в России - это деятельность органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, муниципальных образований, антинаркотических комиссий в субъектах РФ, общественных организаций и религиозных объединений по реализации государственной антинаркотической политики.

Руководство антинаркотической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.

Субъектами антинаркотической деятельности являются:

. Государственный антинаркотический комитет - осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации по реализации государственной антинаркотической политики;

2. Антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях - обеспечивают координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках своих полномочий;

.   Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - осуществляет функции по реализации государственной антинаркотической политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

.   Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, учета и лечения больных наркоманией;

.   Другие федеральные органы исполнительной власти - осуществляют функции противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в пределах предоставленных им Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации полномочий;

.   Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации - осуществляют в рамках своих полномочий руководство антинаркотической деятельностью на территории субъектов Российской Федерации;

.   Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - осуществляют реализацию государственной антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации;

.   Общественные организации и религиозные объединения традиционных для территории Российской Федерации религиозных конфессий - осуществляют профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и реабилитацию наркозависимых лиц в пределах своих полномочий.

.   Генеральная прокуратура Российской Федерации - осуществляет надзор исполнения законодательства в сфере антинаркотической деятельности.

Объектами антинаркотической деятельности органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, общественных организаций и религиозных объединений, средств массовой информации являются население, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы повышенного риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков, а также лица, злоупотребляющие наркотиками без признаков зависимости, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; лица, чья профессиональная и другая деятельность связана с оборотом наркотиков; лица, вовлеченные в незаконный оборот наркотиков; организации и учреждения, участвующие в обороте наркотиков.

Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации - официально принятая система основополагающих взглядов, определяющих меры и организацию практической деятельности государства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также по противодействию их незаконному обороту.

Проблема распространения наркомании в Российской Федерации рассматривается как угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности, включая национальную безопасность, жизнь и здоровье граждан, морально-нравственные устои общества.

В Концепции сформулированы основные цели и направления государственной антинаркотической политики.

Концепция является основополагающим документом по разработке, совершенствованию и корректировке государственной антинаркотической политики и направлена на координацию деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

Основные положения Концепции развивают положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Теоретическое осмысление феномена антинаркотической политики как единственного надежного и экономически выгодного инструмента хотя бы сохранения баланса в конфликте государства с глобальным наркорынком представляется необходимым для формирования новой парадигмы деятельности российского государства в сфере сокращения численности наркоманов и уменьшения наркопреступности. Очевидно, что нельзя добиться от органов государственной власти и местного самоуправления проведения продуманной и эффективной государственно-правовой политики противодействия наркотизации населения, если на уровне теории отсутствует четкое понимание ее отличий от уголовной политики, реализуемой силовыми структурами в отношении участников незаконного оборота наркотиков и от социальной политики, состоящей из политики в сфере образования и здравоохранения. Политика противодействия потреблению наркотиков в сфере образования реализуется учреждениями образования в отношении учащихся, незаконно потребляющих наркотики, а политика в сфере здравоохранения реализуется учреждениями здравоохранения в отношении наркоманов, обращающихся за помощью в связи с ухудшением самочувствия и вследствие сильного возрастания разовой дозы потребляемого наркотического средства. Решение этой задачи потребует в дальнейшем принятия двух допущений:

Во-первых, поскольку официальная государственная политика Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков направлена на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, то есть на сокращение наркопреступности, может показаться, что уголовная политика, в той части, в которой она реализует борьбу с наркопреступностью, является неотъемлемым элементом государственной антинаркотической политики.

Однако, это не совсем так. Действительно, то, как в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» №3 - 1998 года, установившим правовые основы государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков, закреплена цель государства в этой сфере, создает впечатление, что это именно та цель, на которую должна быть направлена государственная антинаркотическая политика. Но даже если это верно, то совпадение целей антинаркотической политики с целями уголовной политики в области борьбы с наркопреступностью не означает, что субъекты, реализующие антинаркотическую политику, не могут достичь этих целей такими методами, которые не присущи органам, реализующим уголовную политику. Это, например, формирование антинаркотического общественного мнения, антинаркотическое воспитание молодежи, контролирующая профилактика наркомании, упреждающее административное предупреждение наркопреступности и другие.

На практике правоохранительные органы, реализующие уголовную политику борьбы с наркопреступностью, традиционно оценивали и будут оценивать успехи своей деятельности не по сокращению количества наркопреступлений, а по увеличению количества зарегистрированных наркопреступлений по сравнению с предыдущим периодом. Поэтому ФСКН РФ, на которую Президентом РФ возложена задача разработки и реализации антинаркотической политики, справедливо воспринимается в обществе не как высшая структура антинаркотического политического менеджмента, а как сугубо правоохранительный орган. Исходя из этих рассуждений, следует уяснить, что сущность антинаркотической политики невозможно понять, если рассматривать ее содержание как комплекс уголовной политики, социальной политики и еще чего-то зыбкого, непонятного, не сводимого к уголовной и социальной политике.

Сущность новой антинаркотической политики - это такая форма и содержание политического контроля над отдельным индивидом и обществом в целом, которая не содержит в себе системы мероприятий, присущих социальной политике и уголовной политике государства. Сущность антинаркотической политики следует выявлять в деятельности государства против наркотизма, то есть самого широкого определения наркореальности.

Наркополитику следует познавать не столько в наркотизме, сколько в антагонистическом ассиметричном конфликте правового государства и сетевого наркорынка, объектом которого является социализирующаяся молодежь, подросток.

Сущность эффективной антинаркотической политики следует искать в жестком соблюдении главного принципа антинаркотической деятельности: обеспечение приоритета специальной профилактики наркомании перед ее лечением и приоритета административного предупреждения наркопреступности перед ее уголовно-правовым пресечением.

На политическом уровне уголовно-правовая деятельность в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков (борьба с наркопреступностью) не имеет существенных или принципиальных отличий от деятельности в сфере противодействия преступности в целом, особенно в экономической сфере.

Во-вторых, поскольку официальная государственная политика Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков направлена на постепенное сокращение числа больных наркоманией, можно утверждать, что социальная политика, в той части, в которой она реализует задачу лечения и реабилитации наркоманов, является неотъемлемым элементом государственной антинаркотической политики. Социальная работа с наркоманами, как с больными людьми, нуждающимися в медицинской помощи, принципиально не отличается от социальной работы с другими слоями населения, если их сравнивать на политическом уровне. А работа социального работника с больным туберкулезом или страдающим от наркомании вообще неразличима.

Исходя из этого, можно дать следующее определение антинаркотической политики - это управление наркоситуацией посредством формирования негативно-дифференцированного отношения населения к участникам незаконного оборота наркотиков, установления правового запрета рекламы, пропаганды наркотических средств, (психотропных веществ) и их немедицинского потребления, реализации контроля соблюдения этого запрета физическими и юридическими лицами и применения к нарушителям административных санкций, жесткость и интенсивность которых должна быть достаточной для постепенного уменьшения экспозиционного давления наркосреды.

Весной 2011 года президент Дмитрий Медведев изложил основные направления государственной стратегии по борьбе с наркоманией: разработка системы принудительного лечения, введение уголовной ответственности за употребление наркотиков и обязательное тестирование учащихся..

Стоит рассмотреть каждое из направлений по отдельности.

. Принудительное лечение.

Помимо этической и медицинской сторон вопроса, которые в данной работе затронуты не будут, стоит обратить внимание на юридическую. Согласно Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы) от 22 июля 1993 года (последняя редакция от 30 декабря 2008 года), в которых указано, что медицинское наблюдение может осуществляться только добровольно, с согласия пациента. Согласно статье 34 Основ, недобровольное оказание медицинской помощи допускается в отношении:

• лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,

• лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами,

• лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Наркологическая патология не отвечает ни одному из названных условий.

Во-первых, ни одна из форм наркомании не входит в исчерпывающий перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715.

Во-вторых, немедицинское употребление наркотиков также нельзя отнести к общественно опасным деяниям (в юридическом смысле, конечно). Таковыми считаются преступления (ст. 14 УК РФ), а не административные правонарушения. Ответственность за потребление запрещенных веществ предусмотрена не УК, а статьей 6.9 КоАП. Также не является преступлением приобретение, хранение, изготовление наркотиков в размере, не являющимся крупным, то есть, по смыслу закона - для личного употребления (статья 6.8 КоАП). Правонарушения признаются «противоправными, виновными действиями» (статья 2.1 КоАП), а не общественно опасными деяниями.

В-третьих, наркомания в целом не может быть причислена к тяжелым психическим расстройствам, то есть не подпадает под действие соответствующих норм Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 22 июля 1993 года (последняя редакция - от 22 августа 2004 года) как в части, относящейся к недобровольному освидетельствованию и принудительному лечению, так и применительно к основаниям диспансерного наблюдения без согласия гражданина (ст. 26 и 27).

Тяжелым психическим расстройством Закон о психиатрии признает хроническое и затяжное расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Несомненно, в отдельных случаях на больных наркоманией могут распространяться указанные в Законе о психиатрии критерии. Но считать каждого наркопотребителя страдающим тяжелым психическим расстройством абсурдно.

Недобровольная госпитализация это экстренная помощь, когда надо оттащить человека от «края», просто выиграть время и постараться привлечь к терапевтическому сотрудничеству. При неформальном сочувственном отношении к больному и деятельном участии врача иногда это дает результат. Используя принудительную госпитализацию, этого добиться трудно.

. Уголовная ответственность за систематическое употребление наркотических средств.

Пакет поправок, который предлагает ФСКН, вводит новую терминологию. К существующему сейчас медицинскому термину наркозависимого добавится юридический - «систематически потребляющий наркотики». При этом, согласно законопроекту, де-юре достаточно два раза попасться на потреблении в течение года, чтобы быть причисленным к наркоманам. В качестве санкций - два года ограничения свободы или принудительное лечение. ФСКН предлагает также дать возможность избежать уголовного наказания тем наркоманам, которые попадутся не на новой статье, а за совершение других нетяжких преступлений (типа кражи или растраты). Но человек в таких случаях должен употреблять наркотики систематически. Таким образом, эпизодические, ситуационные, случайные потребители запрещенных веществ, у которых нет зависимости, будут лишены возможности направления на лечение.

Проектная статья 230.1, следуя провозглашенной Президентом гуманизации УК, не предусматривает лишения свободы. Употребление наркотиков наказывается по ней либо ограничением свободы на два года (по сути это административный надзор) или же принудительными работами на тот же срок. Последние уже введены в законодательство и начнут применяться с января 2012 года. К тому времени, согласно Уголовно-исполнительному кодексу, осужденных к принудительным работам будут ждать исправительные центры.. По условиям содержания эти центры - те же колонии-поселения, тем более что создаваться они могут и как отдельные учреждения, и как изолированные участки колоний. Считается, что это наказание не связано с лишением свободы, «лечение вместо наказания». В закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» вводится понятие «побуждение к лечению от наркомании». Угроза уголовного преследования рассматривается там как стимул к обращению за наркологической помощью и «интеграции в общество».

Но тут возникают вопросы: а у нас есть реабилитационные центры? Бесплатные к тому же? И чем занимается отечественная наркология? Сколько у нас внутри наркологии есть реабилитационных мощностей? Где и как лечиться и, главное, вылечиться?

По оценкам официальных наркологов продолжительная ремиссия (более года воздержания от наркотиков) наблюдается не более чем у 8% прошедших курс стационарного лечения. По закону о наркотиках лечение наркомании допускается только в государственных и муниципальных учреждениях.

У современной отечественной наркологии нет очевидной цели - создания реабилитационного ресурса, к которому человек мог бы обратиться, когда ему плохо. Научная наркология в этом смысле отсутствует. В России Центр наркологии занимался преимущественно генетическими исследованиями, то есть выяснял, не является наркомания генетическим заболеванием. Но генетикой должны заниматься профильные институты. А Институт наркологии должен заниматься прежде всего прикладными формами наркологической помощи, научно обосновывать ее эффективные механизмы, которые должны подталкивать людей к выздоровлению. Но люди придут лечиться только в одну наркологию. В ту, которая стоит на трех принципах: анонимно, бесплатно, доступно.

Попытки решения подобных проблем в развитых странах методами устрашения и социального прессинга привели лишь к увеличению числа лиц, оказавшихся в тюрьме и увеличению смертности, никак не повлияв на распространенность злоупотребления. Практика стигматизации наркопотребителей не привела к ожидаемым результатам и была отвергнута.

Когда в советское время был введен диспансерный учет наркологических больных, а на учет ставили всех, кто обращался в государственные наркологические учреждения, эти люди сразу теряли в своих правах. Они не получали разрешения на вождение автомобиля, на ношение оружия, у них сразу же возникал целый ряд ограничений на профессии. И это правило действует до сих пор. Если больной обращается анонимно, то тогда он этого ущемления в правах не получает. И вот какая ситуация складывается в настоящее время. Больной, который обратился платно в негосударственное учреждение, лечится анонимно и он в правах не теряет. Больной, который обратился платно в государственную наркологическую клинику тоже лечится конфиденциально и анонимно и в правах не поражается. А больной, который обратился бесплатно, потому что у него нет денег оплатить лечение, ставится на учет со всеми вытекающими ограничениями. То есть получается, что больной платит при анонимном лечении не за лечение, а за сохранение прав. Подобная практика заставляет наркопотребителей уходить в подполье, что затрудняет работу по профилактике передачи ВИЧ - больные не идут лечиться, небезосновательно полагая, что это слишком большой риск.

В соответствии с российским законодательством наркологический учет является добровольным, ни при каких обстоятельствах человек не может быть поставлен на учет без его информированного согласия. Однако вопреки закону в Российской Федерации повсеместно сохраняется система недобровольного учета, основанная на юридически ничтожных или устаревших ведомственных актах. Постановка на так называемый «профилактический учет» в наркодиспансере происходит не только без согласия, но зачастую и без информирования подучетных.

Кроме того, ответственность за потребление наркотиков противоречит Конституции. В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР (предшественник Конституционного Суда РФ) признал все виды наказания за употребление алкоголя и наркотиков, включая принудительное лечение в лечебно-трудовых профилакториях, не соответствующими тогдашней Конституции. Ибо Конституция не обязывает человека заботиться о своем здоровье. Конституционный Суд РФ неоднократно подтверждал, что заключения Комитета конституционного надзора сохраняют силу во всех случаях, когда действующая Конституция не вступает в противоречие с союзной. Конституция России быть здоровым также не требует.

Исходя из этого можно сделать вывод, что в итоге может возрасти количество не реабилитированных, а осужденных. Новая статья в УК позволит приговаривать наркоманов к реальным срокам, хотя сама по себе она не предполагает подобной санкции, но в совокупности с другими может серьезно утяжелить вину подсудимого. Указанная правовая норма призвана выполнять определенную превентивную роль в сдерживании наркотизации населения, особенно на ранней стадии приобщения к наркотикам. При этом речь не должна идти о широком применении репрессивных мер против потребителей наркотиков. Основное предназначение предлагаемых норм - выразить отрицательное отношение государства к этому явлению.

. Обязательное тестирование студентов и школьников.

Декларируется, что основной целью обязательного тестирования является улучшение выявляемости наркомании, оценка распространенности потребления и/или «профилактика наркомании». Предполагается, что, обязав школьника или студента пройти тестирование на наличие признаков употребления наркотиков, удастся получить достоверные данные не только о частоте употребления молодежью наркотических веществ, но и, сформировав «группы риска» по наркозависимости, проводить эффективное профилактическое наблюдение за подростком в течение года в условиях наркологического учреждения, и достичь снижения первичной заболеваемости. Выбранный алгоритм с отказом от добровольности рассматривается в этом ракурсе как целесообразный и единственно верный вариант профилактической работы.

Известно, что наркопрофилактика имеет несколько составляющих: социальную, медицинскую, психологическую, этическую, правовую и экономическую. Внедрение обязательного тестирования ориентировано лишь на один - социальный. Основным обоснованием необходимости внедрения данной процедуры называется стремлением снизить общественную опасность наркопотребления. Иные аспекты наркопрофилактики адептами данной инициативы учитываются не в полной мере. Основное ожидание от внедрения обязательного тестирования - выявление факта употребления подростком наркотиков позволит оградить его самого, его родственников и социум от дальнейшей наркотизации и развития наркомании. Кроме того, предполагается, что с помощью тестирования можно будет получить информацию о реальной ситуации с употреблением наркотических веществ среди молодежи.

Весь процесс тестирования подростков на предмет употребления ими наркотических веществ разбивается на следующие этапы и включает следующие процедуры:

. Сплошное массовое безвыборочное обязательное обследование (экспертизу) - индивидуальное и добровольное тестирование не рассматривается разработчиками как адекватные профилактические мероприятия;

2. Постановку лиц, у которых выявлены признаки употребления наркотиков, на профилактический учет (диспансерное наблюдение) - считается, что учет способен дисциплинировать подростка, создать для него ситуацию потенциальной опасности в связи с возможным поражением в правах и тем самым снизить риск вовлечения в наркотизацию;

.   Последующую прицельную профилактику - подразумевается, что участие подростка в регулярных психопрофилактических мероприятиях способно изменить его психологические установки, ценностные ориентации.

Учитывая медицинский характер предлагаемых мероприятий, ответственность за их проведение приписывается наркологическим службам (врачам). Следовательно, процедура тестирования обретает экспертно-медицинский характер с вытекающими из этого этико-правовыми последствиями, что диктует необходимость оценки ее обоснованности, целесообразности и эффективности не только с позиции общественной полезности, но и с позиции медицинской этики, деонтологии и права.

Основными этико-правовыми проблемами тестирования при этом становятся: недобровольный характер, возможность нарушения конфиденциальности, а также недостижимость декларируемых целей.

С точки зрения права, недобровольное тестирование может явиться нарушением неотъемлемых прав личности на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), на неприкосновенность частной жизни, личную тайну (ст. 23 Конституции РФ). При этом известно, что ограничения прав и свобод возможны, в соответствии со ст. 55 Конституции, только на основании федерального закона (но не закона субъекта Российской Федерации).

Действующее федеральное законодательство не допускает принудительного освидетельствования несовершеннолетних. Согласно ст. 24 Основ, несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение, но не обременены обязанностью проходить диспансеризацию. Лица в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство (каковым и является тестирование, то есть экспертиза) или на отказ от него. До 15 лет правом согласиться на тестирование ребенка или отказаться от него обладают родители (при этом сведения о результатах экспертизы могут быть сообщены исключительно им). По закону любой школьник или студент старше 15 лет вправе отказаться от прохождения тестирования на наркотики.

Ст. 34 Основ устанавливает случаи, когда проведение медицинского освидетельствования возможно без согласия граждан или их законных представителей: в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; лиц, совершивших общественно опасные деяния. В сфере психического здоровья подобные процедуры регламентирует «Закон РФ о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992), действие которого распространяется и на процедуры оказания наркологической помощи. К показаниям для недобровольного освидетельствования (в соответствии с этим Законом, ст. 23) относятся «имеющиеся данные о том, что обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать у него наличие тяжелого психического расстройства, которые обусловливают: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи». Комментарии к Закону не позволяют относить наркологические заболевания без наличия признаков психотических расстройств к подпадающим под действие ст. 23.

Следовательно, предположение о том, что «подросток склонен к употреблению наркотических веществ» не может являться основанием для его недобровольного освидетельствования (тестирования) на предмет употребления наркотиков. Кроме того, неправомерно считать, что употребление наркотиков с правовой точки зрения является «действием, обусловливающим непосредственную опасность для себя или окружающих, или его беспомощность, или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния». Перечисленные критерии распространяются исключительно на тяжелые психопатологические состояния, к которым в психиатрии относят такие синдромы как бредовый, галлюцинаторный, расстройств сознания, деменции и некоторые другие.

В случае внедрения недобровольного тестирования, полученные экспертами данные не подлежат огласке, поскольку на них распространяется действие понятия «конфиденциальности и врачебной тайны» (ст. 9 «Закона о психиатрической помощи»). Ст. 8 того же Закона гарантирует обследуемому (подэкспертному) врачебную тайну. Таким образом, получается, что обязательное тестирование на употребление наркотиков не способно достичь поставленных целей. Никто кроме самого подростка в случае проведения подобного тестирования и выявления факта употребления не имеет права на получение информации о результатах обследования.

С 1 января 2012 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ключевое для больных наркоманией в новом законе - соотношение добровольности и обязательности лечения; ключевое для наркологии - консервация медико-полицейской диспансерно-учетной системы.

Принцип добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство в законе сохранен (статья 20). Основания такого вмешательства без согласия гражданина по существу идентичны перечисленным в прежних Основах.

В то же время в новом законе появилась статья 46 «Медицинские осмотры, диспансеризация». На основании этой статьи в отношении отдельных групп населения и категорий граждан (то есть сколь угодно широкого круга людей) могут быть введены обязательные осмотры, диспансеризация, диспансерное наблюдение.

Согласно части 6 статьи 46 «в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.». Внимание стоит обратить на то, что эти обязанности устанавливаются не федеральным законом, а законодательством РФ. Последнее означает, что случаи обязательности вышеназванных вмешательств (в том числе тестирование на наркотики и наркоучет) могут быть установлены Президентом РФ и Правительством РФ. Понятие «законодательство РФ» в самом законодательстве РФ не раскрывается, но практика, в том числе судебная, относит к нему не только федеральные законы, но и подзаконные акты. В отличие от законов, нормативные акты Президента и Правительства принимаются без какого-либо открытого обсуждения, их проекты нигде не публикуются, гражданского контроля за этим нет.

Как следует из части 7 статьи 46 закона «порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти», то есть Минздравсоцразвития. Таким образом, закон предоставляет определять все содержательные вопросы, относящиеся к освидетельствованию на наркотики, Правительству и Минздраву (кого освидетельствовать, с какой периодичностью, по каким основаниям). Практически то же самое происходит и по прежним Основам. Разница лишь в том, что вступивший в силу закон впервые установил обязательность осмотров и диспансеризаций, а так же диспансерного учета для неопределенных (пока) групп населения.

Если исходить понимания антинаркотической политики, данного в настоящей работе, то удержание наркоманов в устойчивой ремиссии, что сегодня делает здравоохранение - задача медицинской и социальной работы, фрагмент социальной политики, который не образует собственного содержания в сущности антинаркотической политики. Следовательно, если исходить из такого понимания антинаркотической политики, то пресечение наркопреступлений и арест наркоторговцев - задача правоохранительных структур, сфера уголовной политики, которая не образует собственного содержания в сущности антинаркотической политики. Если новая антинаркотическая политика будет принята политической властью и начнет приоритетно реализовываться как самостоятельное направление государственной политики, то объем применения социальных и, особенно, уголовных мер борьбы с наркоугрозой резко сократится до необходимого и достаточного уровня. Одновременно это будет означать, что государственные органы стали меньше бороться с последствиями, а стали заниматься устранением причин и профилактикой. Это незамедлительно скажется на эффективности всей антинаркотической работы.

Следует выделять на практике три модели организации антинаркотической работы, а именно:

·   модель контроля незаконного спроса и незаконного предложения наркотиков;

·         модель контроля приоритета профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности;

·         модель контроля соотношения сил сторон «за и против» наркотиков.

Характеристика основных дефиниций, на которых основываются данные модели организации антинаркотической работы на практике, кратко приведены ниже.

. Модель контроля незаконного спроса и незаконного предложения наркотиков (экономическая):

·   принцип равной активности в борьбе с предложением и в борьбе со спросом. спрос порождает предложение, а предложение порождает спрос в равной мере;

·         принцип совпадения мероприятий снижающих спрос и предложение по времени и по территории;

·         контроль над снижением предложения достигается анализом роста средних цен на основные наркотики;

·         контроль над снижением спроса оценивается по возрастанию числа лиц в устойчивой ремиссии (из числа поставленных на учет наркоманов или эпизодически потребляющих наркотики).

2. Модель контроля приоритета профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности (юридическая):

·   юридическое определение профилактики наркомании в ст.1 ФЗ №3 должно быть дополнено определением профилактики через её цели;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.073 с.)