Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кирилло-мефодиевско e братство
Кирилло-Мефодиевское братство (декабрь 1845 – март 1847) – тайная политическая организация, назвавшая себя в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Имела ярко выраженную антикрепостническую направленность. Общество состояло из двух групп, которые имели разные политические взгляды: левой, революционно–демократической (Т. Шевченко, Н. Гулак, Н. Савич, О. Навроцкий, И. Посяда, Г. Андрузский.) и правой, буржуазно-либеральной (Н. Костомаров, П. Кулиш, В. Белозерский, О. Маркович, О. Тулуб, Д. Пыльчиков). Идейные разногласия в братстве не помешали членам Кирилло-мефодиевского общества оставить огромное историко-культурное и философское наследие, которое заслуживает отдельного внимания. Философия братства больше других связана с историей и культурой народа. Кирилло-Мефодиевцами были созданы два уставных проекта – «Закон Божий (Книга бытия украинского народа)» (Н. Костомаров) и «Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия» (В. М. Белозерский). Первый документ основан на таких идеологических концепциях: познание украинской души, миссия Украины, поиск исторического смысла страны. На формирование мировоззрения П. Кулиша заметно повлиял Григорий Сковорода. Это заметно по таким его взглядам: – в человеке происходит борьба двух начал (духовного и телесного); – основа познания – сердце; – украиноцентричность. Однако философская концепция П. Кулиша намного шире, чем у Г. Сковороды. Кулиш пытается осмыслить культуру и историю Украины в контексте взаимодействия прошлого и будущего, исконноукраинского и привнесенного и делает выбор в пользу Украины, защищая ее национальные ценности (культуру, язык, менталитет), что имеет оттенок националистического консерватизма и культурного изоляционизма. Тарас Григорьевич Шевченко (1814 – 1861) – известный украинский и русский поэт и прозаик, художник. Литературное наследие Шевченко считается основой украинской литературы и во многом современного литературного украинского языка. Знаковой фигура национального самосознания, влияние которой ощущается и по сей день. Взгляды Шевченко характеризуются материалистичной и атеистической направленностью, что отличает его от других философов Кирилло-Мефодиевского братства. Концепцию его поэтического слова можно описать как «философию трагедии» (В.С. Горский), что означает осознание человеком драматичности жизни. Как и соратники по Кирилло-мефодиевскому братству, Шевченко полагает причиной трагичности украинской истории конфликт («проклятие»), что неразрывно связан с историческим развитием. Однако спасением может стать политическое преображение страны путем революции.
Философская позиция Т. Шевченко крайне патриотична, нравственна и «кардиоцентрична», что объясняется характерными свойствами украинской ментальности. Отличительной чертой его жизни и творчества является осознание себя и мира посредством постоянной «работы» сердца и эмоций. Отсюда и образ сердца в его поэзии как живой самостоятельной единицы в человеке: Минають днi, минають ночi, Минає лiто. Шелестить Пожовкле листя, гаснуть очi, Заснули думи, серце спить, І все заснуло… Отголоски философских мыслей Кирилло-Мефодиевских «братьев» мы находим в творчестве мыслителей ХIХ - ХХ веков.
ФИЛОСОФИ Я В КУЛЬТУРЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В Х I Х-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Философия ХIХ - ХХ веков отражает концепции националистических и демократических изменений. В это время происходит формирование главных философских школ, тесно связанных с западной философией, центрами зарождения и развития которых стали кафедры киевского, харьковского, одесского университетов. Среди проблем, которые интересовали мыслителей того периода, главными были такие: человек как творец своего счастья и истории, представление нации как целостного этнического образования, плюрализм и право на собственное мировоззрение, идеал «гражданского человека», поиск национальной идеи. Также для ХIХ века характерно литературно-публицистическое выражение философских мыслей. К философам ХIХ - ХХ веков можно отнести ряд известных личностей – Н. Гоголь, И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка, А. Козлов, Г. Челпанов, А. Потебня, М. Драгоманов, В.Зеньковский, А.Гиляров и другие. Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – писатель, драматург, поэт, критик, публицист. В своих произведениях отразил исторические причины своеобразия украинской ментальности, а именно влияние европейской и азиатской культурной традиции. Тема дуалистичности человеческой души также сильно волновала автора. В своей бессмертной поэме «Мертвые души» Гоголь раскрывает этот вопрос как никто другой, высмеивая бездуховность и моральный упадок души человека крепостнической России. Именно философский реализм Гоголя стал тем новшеством в украинской культуре, которое породило иную концепцию взгляда на мир, в дальнейшем получившую свое развитие в творчестве его великих соотечественников.
Иван Франко (1856-1916) – украинский писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в Галиции (Австро-Венгерской Империи), один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии, действовавшей на территории Австрии. Творчество Франко отличается философским материализмом, а также переплетением разносторонних взглядов: философских, естественнонаучных, социально-политических, атеистических, эстетических. Писатель разделял такие взгляды и идеи: а) человек – венец творения природы, который, однако, не может освободиться от вечных проблем добра и зла, жизни и смерти; б) причина бедствий начала ХХ века, да и истории в целом находится в природном трагизме человеческого бытия; в) развитие (социально-политические реформы, самосовершенствование каждого человека в отдельности) – главный путь к благополучию (повесть «Борислав смеется»); г) нации должны быть равны и свободны от угнетения; д) цель литературы – реалистичное изображение жизни. Леся Украинка (1871-1913) – украинская писательница и поэтесса – разделяла взгляды И. Франко. Очень критично относилась к религии, так как идеалом современного человека для нее был человек действия – активный, смелый, целеустремленный, стойко переносящий все трудности и невзгоды. Собственно именно такой и была сама поэтесса. Леся Украинка имела обширные познания в европейской культуре с античности вплоть до современности, что активно использовала в своих произведениях, которые отличаются нетрадиционными для украинской литературы образами и мифологическими сюжетами. Искусство по мнению писательницы должно обладать такими свойствами: реализм, народность, идейность, назидательность. М. Драгоманов (1841 - 1895) – либерал, публицист, историк, фольклорист, общественный деятель, выдающийся украинский учёный и критик, дядя Леси Украинки. Основным вопросом его исследований был вопрос социальной философии и гуманитарного знания. Драгоманов связывал развитие человека и общества с этническими, экономическими и духовно-культурными факторами общественной жизни. Он полагал, что социальный прогресс является отражением объективного исторического процесса, а решение социальных и экономических проблем напрямую зависит от решения национального вопроса. А. Потебня (1835 - 1891) – украинский фольклорист и этнограф. Его занимала проблема соотношения языка и мышления. В процессе своих исследований Потебня доказал активную роль языка в формировании мысли и стал одним из основателей системно-структурного подхода к изучению языка. А. Козлов (1831 - 1901) разработал концепцию философского «панпсихизма» – признание бытия духовной субстанцией, в свете чего материальные предметы – это лишь символы проявления этой субстанции. Философия – связующее звено между духовным и материальным миром. И так, украинские литераторы ХIХ - начала ХХ века наполнили свои произведения философским смыслом и идеями. Это с одной стороны сблизило философию с народом, но с другой – усложнило осмысление чисто философского содержания их творчества. Академическая же философия более приближена к науке и становится культурно-нравственным обоснованием знания о мире и человеке.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.005 с.) |