Аналитический обзор состояния производства пивной продукции в России и за рубежом за 2000-2011 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитический обзор состояния производства пивной продукции в России и за рубежом за 2000-2011 гг.



 

Союз российских пивоваров совместно с исследовательской компанией «Бизнес-Аналитика» выпустил отчет о состоянии пивного рынка в третьем квартале 2004 г. Согласно исследованию, рост производства пива в отрасли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 11,8%. Лидерами по производственным показателям последнего периода стали компании Sun Interbrew, «Балтика», «Вена», «Пивоварня Heineken». Рост объемов разливаемого этими компаниями пива за указанный период оказался порядка 20% и выше. Эксперты утверждают, что в указанный период на пивоваренном рынке наблюдались три основные тенденции - стремление компаний к укрупнению и объединению, изменение потребительских предпочтений со среднеценового пива на пиво экономкласса и класса премиум, а также создание пивоварами пивных баров и ресторанов под собственными брендами. Наличие трех основных тенденций аналитики подтверждают следующими фактами. В качестве примера стремления компаний к объединению эксперты приводят слияние челябинского завода «Золотой Урал» и санкт-петербургской «Вены», а также активную деятельность в России корпорации Heineken N.V. Недавно руководство компании заявило, что из-за ежегодного роста объема продаж на 15-20% мощности ООО «Пивоварня Heineken» в Санкт-Петербурге достигнут своего предела к 2005 г., поэтому компании требуется приобретение дополнительных производственных площадок. В августе компания Heineken N.V. приобрела заводы «Шихан» и «Волга», 1 октября объявила о подписании соглашения по покупке ООО «Собол Бир» в Новосибирске. В течение трех лет она планирует инвестировать около 120 млн евро в свои российские пивоваренные заводы и в результате захватить 7,5% пивного рынка России.

Вторая тенденция, замеченная экспертами Союза российских пивоваров и «Бизнес-Аналитики», проявляется в том, что среднеценовое пиво в третьем квартале этого года продолжило терять свои позиции из-за роста популярности дешевых марок и в меньшей степени - за счет премиального пива. Доля дешевых сортов в июле-августе текущего года в сравнении со вторым кварталом выросла на 1 процентный пункт и составила 13,8% от общего объема рынка.

Также производители в этом квартале сделали ставку на производство премиального пива. «Очаково» приступило к производству нового пива - «Очаково Премиум».Interbrew увеличила за первое полугодие 2004 г. продажи «Сибирской короны» на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. Красноярская компания «Пикра» в сегменте «премиум» также вывела на рынок новый бренд - пиво «Легенда Красное».

За последние два года рыночная доля среднеценового пива по объему продаж сократилась на 10,2%, в то время как у премиальных и дешевых сортов этот показатель увеличился соответственно на 6,5% и 3,7%.

Третья тенденция развития пивного рынка, описанная в отчете, - особый интерес пивоваренных компаний к развитию ресторанного бизнеса и сегмента разливного пива. Ресторанный бизнес намерены начинать или продолжать развивать «Очаково», «Балтика», Sun Interbrew, «Ярпиво». В частности, «Очаково» недавно открыло в Белгороде первый бар на 80 посадочных мест. Подобные бары компания планирует открыть во всех городах России с численностью населения более 800 тыс. человек. SUN Interbrew совместно с ресторанной сетью «Ростик Групп» развивает сеть пивных ресторанов «Сибирская корона». Сейчас работает семь таких ресторанов: четыре в Омске, два в Новосибирске и один в Барнауле.

Группа компаний «Ярпиво» в рамках реализации программы популяризации потребления разливного пива также планирует в 2004-2005 гг. существенно увеличить количество фирменного оборудования для розлива пива, расширить количество стационарных летних павильонов. За семь месяцев 2004 г. продажи «Ярпива» в розлив на территории России составили 3,7 млн дал, что на 31% превышает аналогичный показатель прошлого года. Задача компании на 2004 год - достижение 20%-ной доли рынка разливного пива в России.

Аналитики называют описанные в отчете тенденции закономерными. «То, что компании акцентировали внимание на дисконтных и премиальных марках, вовсе не означает, что потребитель перестал пить среднеценовое пиво, - сказал заместитель руководителя исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Александр Троицкий. - Просто производить премиальные марки выгоднее из-за более высокой маржинальной составляющей, а постоянно растущее благосостояние населения позволяет прогнозировать растущий спрос на премиальные марки. Увеличение же производства дешевого пива вызвано активизацией деятельности пивоваренных компаний в регионах». По мнению аналитика «Альфа-Банка» Александра Свинова, эта тенденция будет продолжаться еще два-три года, пока региональный рынок не будет полностью поделен.

В компании «Балтика» подтвердили рост производства пива экономичного и премиального сегмента, однако снижения производства среднеценового пива там не заметили. «Как пример можно привести рост производства среднеценового пива «Балтика №3», - говорит представитель пресс-службы «Балтики». - В сентябре он составил 58% по отношению к сентябрю 2003 г. Производство пива экономичного сегмента действительно растет, это касается в основном региональных марок. По сравнению с августом 2003 г. рост производства пива экономичных марок выглядит следующим образом: объем производства пива «ДВ» вырос на 189%, «Самары» - на 145%. Кстати, выпущенная в апреле 2003 г. марка «ДВ» уже заняла первое место по объему продаж на Дальнем Востоке. В сегменте премиум мы также наблюдали рост производства. Опять же в сравнении с августом сентябрьские продажи пива «Парнас» выросли на 420%, «Балтики №7» - на 23%». Процесс объединения пивоваренных компаний аналитики оценивают как активный, но предрекают его скорое окончание. «Объединение и укрупнение пивоваренных компаний будет происходить еще недолго, - сказала аналитик ИК «Тройка Диалог» Виктория Гранкина. - Слишком мало осталось предприятий для будущего слияния. В частности, компания Sun Interbrew уже задумывается о строительстве, а не о приобретении новых заводов». «Пивоваренные компании, действительно, стремятся к укрупнению, так легче выживать на рынке, развивать дистрибуцию в регионах, - уверены в «Балтике». - Однако «Балтика» пока не намерена расширяться, у нас достаточно производственных мощностей - продукция пяти наших заводов охватывает все регионы России».

Александр Свинов полагает, что укрупнение компаний - общемировая тенденция. «Структура нашей пивоваренной отрасли приближается к французской модели, где 87% всего выпускаемого пива контролируется тремя компаниями», - заявил Александр Свинов. По поводу открытия зонтичных ресторанов мнения аналитиков сошлись: от наличия подобных сетей в ближайшем будущем будет зависеть судьба пивоваренных компаний. «Если в ближайшее время будет принят закон о запрете распития пива на улицах, в выигрыше будут владельцы пивных ресторанов, - говорит г-жа Гранкина. - У остальных пивоварен возникнут большие проблемы с продажами, и в конечном итоге они могут оказаться вытесненными с рынка». Назвать эти компании г-жа Гранкина не смогла, но, по мнению аналитиков рынка, в наиболее выигрышном положении в этом смысле находятся компании «Балтика», «Эфес» и Sun Interbrew. «Компания «Балтика» рассматривает открытие ресторанов под собственной маркой как очень важный фактор развития бизнеса, - соглашаются в пресс-службе «Балтики». - У нас в бюджете развитие сегмента разливного пива даже стоит отдельной строкой. Кстати, в этом сегменте компания «Балтика» занимает первое место среди игроков российского рынка. Если в ближайшее время закон, запрещающий распивать пиво на улице, будет принят, наличие сети собственных кафе станет одним из основных условий выживания на рынке». Ольга Горелик.

В Россию импортируется более 300 млн. литров пива, которые формируют рынок размером более $1 млрд. и приносят производителям более $180 млн. выручки. Также рынок импортного пива - это более 200 предприятий, которые представлены 400 брендами. Импорт пива включает в себя два крупных и не похожих друг на друга сегмента. Пиво из ближнего зарубежья, в основном, «Оболонь» и «Криница» придает вес натуральным объемам, а множество брендов из дальнего зарубежья вносят основной вклад в деньгах. Сегодня структура продаж меняется в пользу дорогого пива из Европы, его ассортимент активно расширяется, а бренды с небольшими объемами продаж быстро набирают вес. При этом, в отличие от российского рынка в целом, примерно 40% пива из дальнего зарубежья реализуется в HoReCa и только 60% - представлено традиционными лагерями.

Объединение европейских пивных ассоциаций The Brewers of Europe опубликовало результаты функционирования пивного рынка в Европе в 2010 году - 27 странах Евросоюза, Швейцарии, Норвегии и Турции.

Ключевыми факторами влияющими на рынок пива, продолжают оставаться снижение потребления пива в Европе и уменьшение количества рабочих мест в пивной индустрии. По сравнению с 2008 годом (374 миллиона гектолитров), в 2010 - потребление пива упало до 343 миллионов гектолитров пива за год.

Несмотря на отрицательную динамику, Европа продолжает оставаться одним из ведущих производителей пива в мире. Так, в 2010 году в Европе было произведено 403 миллиона гектолитров пива, в России - 101 млн Гл пива, в Бразилии - 122 млн Гл пива, в США - 207 млн Гл пива, в Китае - 466 млн Гл пива.

Оставаться в лидерах единой Европе помогает непрекращающийся рост количества пивоварен. За два года их количество увеличилось с 3071 (в 2008 г.) до 3638 (в 2010 г.).

При этом, в разрезе отдельных стран (приводятся государства с количеством пивоварен более 100), в Европе функционирует такое количество пивоварен:

Германия - 1325 пивоварен;

Соединенное Королевство - 824 пивоварни;

Франция - 386 пивоварен;

Италия - 353 пивоварни;

Австрия - 172 пивоварни;

Чехия - 145 пивоварен;

Бельгия - 135 пивоварен;

Дания - 120 пивоварен;

Польша - 103 пивоварни.

По данным FAO UN за 2010 год, Россия является седьмой страной среди потребителей импортного пива. Безусловное лидерство сохраняют за собой США, которые ввозят из-за рубежа на порядок выше пива, чем Россия (более половины мирового импорта). Примерно втрое больше пива чем Россия, импортирует Великобритания. Также Россию заметно опережают Германия, Италия, Франция и Канада. При оценке объема импорта в денежном выражении Россия находится на 9 месте, пропуская вперед, кроме перечисленных стран, Ирландию и Австралию. [20]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.012 с.)