Художественно-технологические приемы выполнения авторского проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественно-технологические приемы выполнения авторского проекта



 

Творческий процесс создания художественного произведения включает целесообразный труд, определенную систему сознательных, так или иначе планируемых художником действий.

При создании декоративных панно нами была выбрана растительная тема. Поскольку, цветы из века в век будоражили воображение художника, мы решили раскрыть тему нашей работы, руководствуясь следующими факторами:

–  композиция рисунка должны быть сложная, многоуровневая;

–  композиция рисунка должна быть решена через времена года;

–  цветы и растительные элементы композиции должны быть характерными для каждого из времени года;

–  цветовая гамма эскизов должна соответствовать характерным представлениям о каждом из времен года;

–  изображать архитектурные объекты необходимо декоративно, учитывая тщательные изображение интересных деталей и орнаментов при выполнении работ в материале.

Декоративное панно представляет собой композицию со сложной структурой, в которой есть главное, что определяет композиционную схему.

Начинать работу над любой композицией следует с обдумывания и построения композиционной схемы. Каждая линия, каждый ритмический элемент, их пластическая убедительность, их компоновка на плоскости принципиально важны и ответственны. Четко решенная композиционная схема, выполненная максимально ограниченными средствами, есть залог успешного решения всей композиции.

Весь творческий процесс создания композиции можно представить в виде следующих этапов:

изучение функционального назначения изделия в предметной среде;

возникновение композиционного замысла и его обоснование в эскизе;

разработка композиционной схемы рисунка, в которой решаются такие вопросы, как членение плоскости на части, принципиальное размещение основных ритмических элементов, организация доминанты;

разработка общего цвета и колористических отношений, при этом определяются ритмический разброс пятен цвета, локальный цвет;

сбор дополнительного материала по теме, в виде зарисовок мотивов природы, форм различных мотивов;

построение завершенного эскиза композиции на основе композиционной схемы, колористических отношений и собранного конкретного материала;

выполнение эскиза композиции в материале.

Последний этап всего творческого процесса предполагает роспись декоративного панно. Чтобы приступить к росписи, необходимо увеличить рисунок в натуральную величину.

1. Подготовка к работе. Разработка эскиза.

Композиция - основа росписи, и от того, насколько она будет продумана, зависит конечный результат. Важно найти грань между реализмом и текстильной стилистикой при изображении пейзажа, натюрморта, жанровых сцен и т.д.

Независимо от того, что будет изображено, будь то цветочный мотив для шали, абстрактная композиция для вечернего платья или многофигурная, с элементами архитектуры и пейзажа, станковая композиция, все строится по законам текстильной графики:

плоскостное решение

отсутствие планов

сочетание орнамента и декоративной живописи

сочетание графического пятна и линии.

Контур рисунка наносятся на ткань графитным карандашом, желательно не слишком мягким, чтобы на ткани не было карандашного рисунка; но и не слишком твёрдым, чтобы не порвать ткань.

Рисунок можно наносить так: ткань кладется на стеклянный стол, на который снизу высвечивается образец. Контуры рисунка обводятся карандашом.

Традиционный батик отображает орнаменты, передававшиеся из поколения в поколение. Хорошо слаженная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Следует начинать с наброска композиционной схемы в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия, так как впоследствии образуются некрасивые стыки отдельных частей.

Очень важна красивая и четкая прорисовка деталей, общего силуэта и применение живописных или графических разработок, обогащающих рисунок.

Равновесие композиции в этом случае достигается цветовым решением.

Надо иметь в виду материал, для которого подготавливается рисунок, плотная или легкая, гладкая прозрачная ткань с росписью, рельефная хлопчатобумажная, шерстяная ткань или ворсистый мягкий ковер. В каждом отдельном случае характер рисунка будет меняться.

Сначала выполняются небольшие эскизы, при помощи карандаша, на листе плотной бумаги (на ватмане формата А5, А4 или А3).

Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность.

Выбирая из выполненных рисунков серию эскизов, мы руководствовались следующими факторами:

–  композиция рисунка должны быть сложная, многоуровневая;

–  композиция рисунка должна быть решена через времена года;

–  цветы и растительные элементы композиции должны быть характерными для каждого из времени года;

–  цветовая гамма эскизов должна соответствовать характерным представлениям о каждом из времен года;

–  изображать архитектурные объекты необходимо декоративно, учитывая тщательные изображение интересных деталей и орнаментов при выполнении работ в материале.

В итоге, мы отобрали пять эскизов:

.   Дом купца Селиванова;

.   Белгородский Художественный музей;

.   Белгородский Государственный Университет;

.   Белгородский Драматический Театр;

.   Преображенский собор.

«Дом купца Селиванова» - памятник архитектуры федерального значения. Это двухэтажный каменный дом с мезонином и цокольным этажом. Он является одним из самых старинных зданий в городе - построен в 1782 году. П-образный в плане дом с декоративными украшениями на главном фасаде и четырехколонным портиком в его центре. В архитектурном декоре колонн здания применены два ордера: конический и коринфский. Главный фасад богато украшен лепным декором растительного характера. Является ярким образцом строгого классицизма. Он построен по образцовому проекту дворянских и купеческих домов усадебного типа, разработанному к генеральному плану застройки города 1776 года. Одним, из первых владельцев, а возможно, строителей дома был Василий Селиванов.

«Белгородский государственный художественный музей». До ноября 2007 года художественный музей размещался в старинном трехэтажном здании, построенном в 1910 году для первого городского кинотеатра "Орион".

В 2006-2007 гг. было возведено новое трехэтажное здание музея, расположенное в самом центре города, по проекту архитекторов В.В. Перцева и В.А. Турченко в стиле "русский модерн". Крыша здания выполнена с применением асимметричных решений в группировке объемов; особый акцент делается на небольшой башенке, решенной в стилистике средневековых рыцарских замков. Отдельным частям здания и декоративным элементам приданы обтекаемые формы. Основной идеей росписи фасада является тема единства человека и природы, которое берет начало в культуре древних славян: солнце, вода, растения, ветер, птицы, рыбы… Учитывая стилистическую направленность модерна, в росписи фасада здания использовались античные и растительные мотивы, а в качестве декора - барельефы.

«Белгородский академический театр имени М.С. Щепкина». Первые упоминания о театре, сохранившиеся в архивах, датируются августом 1936 года. В 1956 году театру было присвоено имя М. С. Щепкина. В 1962 году театр переехал в специально для него построенное здание на Соборной площади г. Белгорода. В 1993 году получил статус государственного. В 1998 году театру было присвоено звание «академический».

«Белгородский государственный университет». История университета тесно связана с историей педагогического образования в России. Реформы 60-х годов XIX века способствовали ускорению развития экономики, торговли, военного дела и повлекли за собой увеличение количества образовательных учреждений. В сентябре 1876 года в уездном городе Белгороде по распоряжению Министерства народного просвещения Российской империи был открыт учительский институт - девятый в России.

В послевоенные годы институт успешно развивает свою деятельность. В 1954 году Министерство просвещения РСФСР преобразовало Старооскольский учительский институт в педагогический. В 1957 году вуз возвращается в Белгород и размешается в здании по ул. Коммунистической.

В начале 2000-х годов университетский комплекс стал интенсивно расти и расширяться за счет новых, оснащенных современным оборудованием корпусов. Университет состоит из нескольких учебно-социальных комплексов. Центральный включает в себя восемь учебных корпусов, научная библиотека, издательство, музей истории БелГУ, редакция университетской газеты, центр содействия трудоустройству выпускников, Молодёжный культурный центр, студенческое общежитие, жилой дом для преподавателей, храм Архангела Гавриила и административно-хозяйственный блок.

«Преображенский кафедральный собор» был построен в 1813 году по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева на деньги прихожан на месте обветшавшего деревянного храма. Первые двадцать лет храм назывался «Преображенско-Илъинско-Александра Невского церковь», так как в нем имелось три предела. Впоследствии, его стали называть по названию третьего предела, который носил название Александра Невского. А для других названий были созданы отдельные два предела. В 1923 году, после закрытия старинного Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. В 1962 году Преображенский собор был закрыт, и здание его было передано краеведческому музею. Но музей в этом здании был открыт только в 1973 году после окончания ремонта и перепланировки.

II. Прежде чем приступить к выполнению работы в материале, мы отрисовали «картон» - шаблон, рисунок с которого перевели на натянутую, слегка простиранную и хорошо выглаженную ткань.

Рисунок переводим на ткань карандашом, который почти не заметен на готовом панно. Теперь непосредственно переходим к росписи панно. Для исполнения панно нами была выбрана техника горячего батика. Особенность горячего батика в соблюдении строгой последовательности в работе. Роспись ведем от самых светлых участков, к темным.

Мы выполняли работу способом сложного батика, поочерёдно наносили краску и резерв, шаг за шагом, пока не образовалась плёнка из воска. Чтобы краска быстрее сохла, пользовались феном (резервирующий состав пропитывает только сухую ткань).

Закрепляли контуры и отдельные участки рисунка воском, но разными способами:

–  «заливкой»;

–  крупными каплями, поверх которых тоже нанесли воск, чтобы потом получились кракелюры.

Роспись ведём поэтапно, выполняя каждую работу по-отдельности.

1. Дом купца Селиванова. Тема работы «Зима», поэтому она решена в холодной гамме, а ее основные цвета голубой и синий. В центре композиции сам дом (теперь уже литературный музей), Белгородэнерго и костёл, окруженные декоративными заснеженными деревьями. Плоскости и линии, которые используются для создания определенной цветовой сложности композиции, вписывают здания в круг, акцентируют на них внимание, выводя на передний план. В левом верхнем углу изображена часть городского пейзажа. Этот элемент композиции выполнен светлыми цветами и практически списан с фоном.

.   Художественный музей. Тема работы «Лето», поэтому цветовая гамма работы тёплая и яркая. В композиции по диагонали изображен букет с характерными для лета цветами - маками, ромашками и различными другими полевыми цветами. Букет разделяет рисунок на условные две части: слева изображён Белгородский государственный художественный музей, а справа диорама «Огненная дуга». В верхней части композиции, так же как и на первой работе часть городского пейзажа, которая так же разделена на две части: в левой здания выражены более четко, выполнены светлыми тонами. В правой части здания показаны как небо - через облака, выполнены в лёгких голубых и фиолетовых тонах.

.   Белгородский Государственный Университет. Тема работы «Весна», цветовая гамма лёгкая, немного холодная, светлая, словно солнечные лучи. Главный элемент - храм архангела Гавриила. Условно работа разделена на 4 части: сам храм, фонтан возле спортивного комплекса и общежитие, здание главного корпуса и элементы городского пейзажа. Архитектурные объекты опоясывает гирлянда из первоцветов в виде зеркальной латинской буквы «S». В левом верхнем углу так же так же часть пейзажа, как и предыдущих работах, списанная с фоном.

.   Белгородский драматический театр. Тема работы «осень», цветовая гамма тёплая, осенняя. Композиция из листьев образует круг, в который вписан театр вместе с деревьями и зданием городского ЗАГСа. В правом нижнем углу изображен фонтан, а в верхнем левом, как и на ранее рассмотренных работах, часть городского пейзажа.

.   Преображенский собор. Работа задумывалась нами как центральная часть всей серии. Выбранная нами цветовая гамма - теплая, преобладают зелёные тона. В центре композиции - собор, позади которого немногим отличаются от фона здания. Архитектуру окружает букет из розовых и голубых пионов. Вверху снова часть городского пейзажа.

Объединяющими элементами для всей серии стали полукруглые плоскости, разбивающие изображения по светлые и тёмные тона.

Работа над темой позволила нам расширить представления о мировой художественной культуре, обогатила понимание настоящего через прошлое. Оказалось, что огромное количество людей занимаются росписью ткани, они делятся между собой опытом на страницах интернета, создавая целые группы единомышленников. Это показывает, что батик как искусство совсем не устарел и до сих пор пользуется популярностью. С его помощью украшают интерьер, одежду, создают аксессуары и многое другое.

Нам представилась возможность выполнить творческую работу в технике, которая и сейчас вдохновляет огромное количество людей на творческую деятельность. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы над проектом, помогут в дальнейшей работе с этой техникой. Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, можно полагать, что их изучение позволит сделать более содержательной нашу дальнейшую творческую деятельность.

Создание произведения искусства требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания разработанной нами серии панно, мы использовали самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой и рисунком. Наши работы находятся в строгой взаимоподчиненности с человеком, эпохой, окружающей средой - интерьером или экстерьером.

На основе исторически сложившихся и современных материалов нами были разработана и выполнена серия работ в технике горячего батика. Создавая панно, мы старались сохранить традиции исполнения рисунка, выполняя их разнообразными современными материалами и инструментами. Главной достигнутой целью при проектировании авторской работы: создать высокохудожественные изделия, которые смогли бы не только найти своё место в интерьере, но и стать самостоятельными работами.

 


Заключение

 

Создание произведения искусства требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания разработанной нами серии панно, мы использовали самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой и рисунком. Наши работы находятся в строгой взаимоподчиненности с человеком, эпохой, окружающей средой - интерьером или экстерьером.

Целью нашего исследования, было изучение исторического опыта художественной росписи ткани для дальнейшего его использования в процессе создания авторского проекта.

Изучив особенности росписи текстиля в современном ее применении, разработали и выполнили в материале пять панно в технике горячего батика под девизом «Белгород - зелёная столица».

В первом разделе дипломной работы была изучена историко-культурологическая, специальная литература и исследования ведущих мастеров техники батика. Рассматриваются исторические особенности становления и развития искусства росписи ткани в разных странах, Рассмотрев традиционные корни художественной росписи тканей, мы можем сказать, что многие страны внесли свой вклад в развитие художественной росписи тканей. На основании многих способов и техник росписи тканей, появившихся в разных странах, и выработались современные способы художественной росписи тканей. Уточнялись проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.

Во втором разделе дипломной работы были изучены технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани, включающие в себя: подготовку ткани, выбор материала, организацию рабочего места, необходимые инструменты, красители, основные виды росписи ткани. Мы выяснили, что изобразительные средства - один из основных компонентов технологии работы художника, связывающий его творческий метод с используемыми материалами и приемами их обработки.

Так же нами были созданы эскизы к панно, из которых выбраны отдельные объекты для дальнейшей разработки. В технологической части мы выполнили «картон» с подробной разработкой рисунка в карандаше, который впоследствии перенесли на ткань. А так же мы обосновали выбор материалов, технологических методов обработки и оборудования применяемого в проекте. При изготовлении панно в технике горячего батика богатейшим источником вдохновения для нас выступили технология выполнения и стилевые особенности работ ведущих мастеров.

На этом этапе были изготовлены изделия.

Нами так же были проведены экономические расчеты приведенные в приложении.

В нашем дипломном проекте выполнены следующие задачи:

. Проанализирована историческая искусствоведческая литература проблеме исследования.

. Изучена техника и технология выполнения аналогов работ в технике горячего батика.

. Рассмотрены виды и особенности росписи ткани.

. Обратили внимание на современное развитие росписи ткани.

. Применили полученные знания для создания авторской работы.

. Выполнили в материале серию работ в технике горячего батика.

Поставленная цель: определить роль художественной росписи ткани в современном искусстве достигнута.

Данное исследование не является исчерпывающим, но может служить основой для продолжения изысканий по теме сохранение традиционных приёмов художественной росписи ткани в современном оформлении художественного текстиля.

 


Список литературы

 

1. Алпатова И.А. Узорные ткани. Русское декоративное искусство / И.А. Алпатова. - М., 1993. - 3 Т. - 312 с.

.   Алферов Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. / Л.Г. Алферов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 352 с.

.   Арманд T. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани / Под ред. Н.Н. Соболева. - М., 1998. - 197 с.

.   Бирюкова Н. Западноевропейские ткани XVI -XVIII вв. / Н. Бирюкова - М., 1998

.   Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Изобразительное искусство, 1997. - 240 с.

.   Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Изобразительное искусство, 1997. - 216 с.

.   Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.А. Гильман. - М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2008. - 159 с.

.   Гурьева T.C. Опыты Л.В. Маяковской в оформлении тканей // B сб. трудов НИИХП: вып. 6. - М., 1999. - 267 с.

.   Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия / С.Г. Давыдов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 184 с.

.   Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга, 2000

.   Дуглас Ш. Русский текстиль 1928-1932 / Ш. Дуглас // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. -М., 1993.

.   Жоголъ Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий / Л.Е. Жоголь. - Киев, 1992. - 349 с.

.   Жолобчук А. Я. Подарки из батика / Жолобчук А. Я.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 78,[2] с.: ил. - (Подарок своими руками).

.   Загребаева Л.В. Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров / Авт.-сост. Л.В. Загребаева. - Мн.: Миринда, 2002. - 224 с.: ил. - (Ваш досуг).

.   Искусство батика. Энциклопедия художника. - М.: Внешсигма, 2001. - 111 с.

.   Кабанова О. Путешествие в технику горячего батика / О. Кабанова // Декоративное искусство СССР. - 1987. - № 1. - с.31-45.

.   Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы: Учеб. пособие для сред. проф. - техн. учеб. заведений. - М.: Высш. школа, 1980. - 176 с., ил. - (Проф-техобразование. Декоративно-прикладное искусство).

.   Каптерова Т.П. Искусство Средневекового Востока / Т.П.Каптерова, Н.А. Виноградова. - М., 1989.

.   Кузнецова С.С. У истоков индонезийской культуры. М.: 1989г.

.   Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров / под общ. ред. Л.В.Загребаева. - Мн.: Миринда, 2002. - 224 с.

.   Львова Е. П., Фомина Н. Н., Некрасова Л. М., Кабкова Е. П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории). - СПб.: Питер, 2008. - 416 с.: ил.

.   Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.

.   Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. Делаем сами. - М.: Эксмо, 2006. - 64 с.

.   Менди Саутен. Роспись по шелку / Руководство для начинающих. - Ростов: Феникс, 2005.

.   Миладинов П. Полезные советы и рецепты для всех / П. Миладинов. - М., 1988. - 213 с.

.   Миллер Д. Интерьер. Цвет и стиль / Д. Миллер. - М.: Ниола XXI век, 2001. - 240 с.

.   Пипер А. Роспись по ткани / А. Пипер. - М.: АРТ-РОДНИК, 2007. - 47 с.

.   Разина Т.М. Искусство художественных промыслов на современном этапе: Сб. науч.трудов НИИЗП/ Отв.ред. Т.М.Разина. - М., 1982. - 173 с.

.   Робинсон Р. Искусство батика: техники и образцы / Р. Робинсон. - М.: Ниола-Пресс, 2007. - 96 с.

.   Роспись по шелку // Валентина. - 1995. - № 1.

.   Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей / Н. Г. Рудин. - М., 1995. - 175 с.

.   Рукоделие / под общ. ред. М.С. Левиной. - М.: Рольф, 2000. - 384 с.

.   Сараева Ю.С. Роспись по ткани / Ю.С. Сараева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 234 с.

.   Синеглазова, М.О. Батик / М.О.Синеглазова. - М.: Издательский дом МСП, 2004. - 267 с.

.   Синеглазова М.О. Распишем ткань cами / М.О. Синеглазова. - М.: Профиздат, 2000. - 312 с.

.   Смирнов Ф., Волков Р. Солнце в доме. Батик своими руками // Идеи вашего дома.- 1997.- №6.

.   Соболев K.H. Набойка в России / К.Н. Соболев. - М., 1997. - 293 с.

.   Соболев К. Н. Очерки по истории украшения тканей / К.Н. Соболев. - М., 1996. - 294 с.

.   Стоку С. Батик / Практическое руководство. - М: Ниола 21 век.

.   Тангус О.В. Технология росписи тканей / О.В. Тангус. - М., 1999. - 412 с.

.   Трубникова Л.А. Красотa ремесла и творчества / Л.А Трубникова. - Ростов н/Д., 2000. - 212 с.

.   Чурилова В.И. Техника художественной росписи тканей / авт.-сост. В.И. Чурилова. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 171, [5] c: ил., 32 л. ил. - (Секреты мастерства).

.   Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI-ХVП вв / Л.И. Якунина. - М., 1998. - 156 с.


Глоссарий

 

Ахроматический ряд - ряд светлотного диапазона от белого к черному, состоящий из девяти светлот. Каждый светлотный тон настолько темнее предыдущего, насколько светлее последующего.

Аэрограф - прибор для равномерного разбрызгивания краски. Может быть заменен пульверизатором или автомобильными аэрозолями.

Багет - рейка со сложным профилем для изготовления рам.

Бандан - название техники крашения ткани.

Батик - способ украшения ткани с помощью расплавленного воска. Родиной его считается Индонезия. В настоящее время словом батик обозначают практически все виды ручной росписи ткани.

Батик-штифт - или электрический карандаш, заправляется восковой массой, которая разогревается скрытой в стержне спиралью и вытекает через узкое отверстие выхода. Дает тонкие и точные линии узора. Имеет тот недостаток, что количество одноразово заправляемого воска очень мало и требует частого дополнения.

Водяная баня - устройство из двух подходящих по размеру емкостей, где в большую наливается вода, а во вставляемую в нее меньшую кладется нужное вещество (которое нужно поддерживать при постоянной температуре, не доводя до кипения). Используется для приготовления резерва и поддержания в горячем состоянии восковой массы для горячего батика.

Воронка - металлическая воронка на теплоизолирующей ручке и с узким отверстием внизу конуса. Применяется в горячем батике как аналог древнего прибора «чантинг».

Воск, восковая масса - специальный резервирующий состав для горячего батика, в который пчелиный или искусственный воск входит в качестве одного из компонентов.

Главные цвета - желтый, синий, красный и зеленый главными

называются потому, что все остальные цвета цветового круга являются их

производными.

Грунтовка - покрытие ткани специальным составом для меньшего впитывания красителя. Применяется чаще всего при свободной росписи.

Декоративная композиция - способ расположения на плоскости декоративных элементов, их взаимосвязь.

Загустки - специальные прозрачные пасты, к которым добавляют краситель и тем самым приготовляют пасты для печатания.

Запаривание - процесс закрепления красителей на ткани с помощью пара.

Зарисовка - стилизованное изображение природной или иной формы в целях дальнейшего использования в создании композиции.

Контрастные цвета - цвета, расположенные на противоположных концах диаметров цветового круга.

Кракле - сетка трещин, возникающая на ткани при работе в технике горячего батика. Иногда создается специально и используется как отдельный эффект.

Кубовая набойка - получила свое название от куба - чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом (печать) узором.

Мотив - основной элемент построения орнамента или декоративной композиции. В последней, часто является композиционным и эмоциональным центром.

Мочевина - химическое вещество, удобрение. В росписи ткани используется для создания специального эффекта.

Набойка - способ украшения ткани. Название свое получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.

Палантин - широкий шарф, накидка из ткани или меха.

Панно - декоративная композиция, часто заключенная в раму. Служит

эмоциональным и композиционным центром интерьера.

Подрамник - рама под холст или ткань. Основной особенностью является то, что все планки рамы имеют с внутренней стороны скос в направлении сверху-снаружи-вниз-внутрь. Это позволяет натянутой ткани практически не соприкасаться с деревом рамы.

Подсветка - прием, позволяющий проверить замкнутость контура в холодном батике, а также способ перевода рисунка на ткань.

Присыпка сухими красителями - один из дополнительных эффектов в росписи ткани.

Промывка участка росписи - удаление красителя с неправильно расписанного участка ткани с помощью большого количества воды или с использованием спирта.

Пяльца - круглая рамка для вышивания, состоящая из двух частей. В росписи используется в качестве рамки для небольших работ круглой формы. Ткань расписывают в пяльцах, тонируют наружную часть пялец и готовое панно вешают на стену.

Раппорт - минимальная площадь повторяющегося рисунка. В него входят сам мотив и расстояние до другого мотива. Повторение раппорта образует раппортную сетку.

Резерв - краткое название для резервирующей массы в холодном батике.

Родственные цвета - цвета, расположенные в одной четверти цветового круга.

Родственно-контрастные цвета - цвета, расположенные в половине круга.

Роспись по-сырому - роспись производится по влажной ткани или бумаге, что придает работе акварельность, мягкость цветовых переходов, дает возможность смешивать цвета непосредственно на ткани.

Ситец - хлопчатобумажная ткань, пришедшая из Индии. Сыграла большую роль в области украшения тканей в Европе.

Солевая техника - один из способов создания дополнительного эффекта в свободной росписи ткани.

Сухая кисть - один из приемов работы щетинной кистью, на которую набирается меньшее количество краски или восковой смеси (в батике), что позволяет каждой ворсинке провести свою собственную линию, отдельно от других.

Тампон - изготовленный из ваты или поролона инструмент для росписи больших плоскостей фона.

Трубочки - стеклянные трубочки с загнутым концом и резервуаром в нижней трети - инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика.

Туаль - сильно блестящий натуральный шелк, чаще используемый для росписи шарфов.

Узулковый батик - бандан, способ окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих узор.

Флаконы для резерва - пластмассовые флаконы с тонкой насадкой.

Флейтц - широкая плоская щетинная кисть. Используется как в художественных, так и в малярных работах.

Чантинг - прибор для нанесения на ткань раскаленной восковой массы. Используется в росписи в технике горячего батика. Представляет собой металлический резервуарчик с носиком. Вытекая через носик, воск оставляет на ткани линию, создающую орнамент. Если у чантинга два носика, один над другим, то он оставляет две параллельные линии, если носики расположены по четырем углам, прибором можно наносить четыре точки одновременно.

Шитый батик - условное название разновидности узелкового батика. Ткань собирается на нитку, как при наметывании, по линии узора и сильно стягивается. Краситель не проникает в образовавшиеся мелкие складки, и после крашения получается узор.

Эскиз - предварительный рисунок композиции, в котором выверены и согласованы все детали. В окончательном виде используется для увеличения в натуральную величину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.1 с.)