Выполнили: Маркин А.,Твердовская Н., 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнили: Маркин А.,Твердовская Н.,



Доклад

На тему:

Выполнили: Маркин А.,Твердовская Н.,

Бако Э.,Калюжина И.

                             Новосибирск

Г.

 

Оглавление

Политическое лидерство...................................................................................................................... 3

1.Введение............................................................................................................................................................. 3

2.Политический лидер и его функции....................................................................................................... 4

3.Кто и как может стать лидером............................................................................................................... 5

«Теория черт лидера»...................................................................................................................................... 5

Ситуационная концепция лидерства.......................................................................................................... 6

Теория «свиты, делающей короля».............................................................................................................. 7

Психоаналитическое объяснение лидерства............................................................................................ 7

4.Типология лидеров......................................................................................................................................... 8

Формальные и неформальные лидеры......................................................................................................... 8

Традиционные, рациональные и харизматические лидеры................................................................... 8

Авторитарные, либеральные и демократические лидеры................................................................. 10

Имидж и призвание лидеров........................................................................................................................ 10

Психологическое поведение лидеров......................................................................................................... 11

5.Политический популизм........................................................................................................................... 13

Личность – субъект политики........................................................................................................ 15

Введение.............................................................................................................................................................. 15

Факторы влияния политической деятельности на личность...................................................... 16

Мотивация участия в политическом процессе................................................................................. 16

Предпосылки для участия личности в политическом процессе............................................... 17

Формирование политических взглядов личности............................................................................ 18

Политико-правовые факторы..................................................................................................................... 19

Права и свободы личности.......................................................................................................................... 19

Политическая культура....................................................................................................................... 20

Сущность характеристики политической культуры....................................................................... 20

Политическая символика............................................................................................................................ 27

Религиозный аспект политической культуры.................................................................................... 30

Типологизация политической культуры.............................................................................................. 32

Список используемой литературы:.......................................................................................... 41

Словарь:................................................................................................................................................................ 42

 

 

Политическое лидерство

Введение.

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

Известно, что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего, кроме действующих людей со своим стремлением реализовать свои интересы. И когда часть из них взглянут на мир по особенному и начнут задумываться о совпадении и различии своих интересов с интересами других современников, то появляются первые предпосылки для формирования партий. Но эти индивидуальные прорывы сквозь обыденность оставались бы частным проявлением, если бы не появлялись люди, взваливающие на себя бремя объединения тысяч и тысяч своих современников, чье место в обществе совпадает, а интересы схожи. В этом, пожалуй, и заложены истоки лидерства.

Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм0 , многопартийность, а так же внутрипартийная и внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие условий, необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.

Для того чтобы правильно составить портрет лидера, необходимого Российскому обществу на данном этапе развития, мы подробно рассмотрим развитие лидерства на примере разных стран.

Типология лидеров.

Социологи, психологи, политологи выделяют множество лидерских типов по самым различным признакам.

Имидж и призвание лидеров.

Следующим критерием в классификации политических лидеров может служить их внешний образ (имидж) и призвание.  Здесь важно социальное предназначение лидера, т. е. характерные для него роль и ситуация, в которой он проявляет себя и привлекает людей в наибольшей степени.

 Так, первый из четырех предлагаемых и, как всегда, условно-собирательных образов – лидер-знаменосец – эффективно действует как идейный вдохновитель и вождь широких масс. Лидер-знаменосец самостоятелен и критичен в оценках действительности, он знает, как «исправить ситуацию». На своем знамени он точно обозначил цель, способную увлечь массы, и пути ее достижения. Примерами лидера-знаменосца могут быть Мохандас Ганди11, Владимир Ленин, Адольф Гитлер.

Второй – лидер-служитель – напротив, ориентирован, прежде всего, на обеспечение интересов выдвинувшей его группы сторонников. Последние же, в свою очередь, поддерживают в народе образ служения всей данной группы интересам общества. Именно так было в «послехрущевско-догорбачевский» (1964—1985) застойный период истории СССР: руководящая верхушка компартии выдвигала послушных и «удобных» для себя больших и малых лидеров-ставленников, которые были верными проводниками в стране «ленинского курса» КПСС. Лидер-служитель стремится, прежде всего, исправно служить своим конституантам и приверженцам, не забывая в то же время идти «навстречу пожеланиям трудящихся» (избирателям). Лидерами этого типа были Леонид Брежнев, Константин Черненко12.

Лидер-торговец – фигура современная, рациональная, «рыночная». Он окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества. Лидер-торговец умеет ярко преподнести и выгодно продать свои идеи и планы, привлекая все больше сторонников тем, что знает их потребности и хочет вместе с ними добиться их удовлетворения. Именно такой линии поведения следовал Рональд Рейган13.

Лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в чрезвычайных ситуациях (политические кризисы, социальные и международные конфликты, экономические потрясения и т. п.), а также в оперативном решении самых неотложных проблем. Лидер-пожарный «специалист» по кризисным ситуациям. Он эффективно действует «по обстановке», как на пожаре, направляя струю воды туда, где появляются новые языки пламени. Он находит решения самых насущных проблем. Именно так действует сейчас Владимир Путин.

Политические лидеры

 

  По способу утверждения лидерства в группах и организациях     »формальные »неформальные  
   
По способу легитимации власти лидера в обществе »традиционные »рационально-легальные »харизматические
   
По стилю руководства и управления   »авторитарные »либеральные »демократические
   
По имиджу и ролевому назначению лидера »лидер-знаменосец »лидер-служитель »лидер-торговец »лидер-пожарный
   
По стилю психологического поведения лидера »параноидальный »демонстративный »компульсивный »депрессивный »шизоидный

 

См. Аргументы и факты. – 1993. – № 50. – С. 6.

 

Названия стилей поведения даны здесь в основном в медицинских терминах, которые, однако, употреблены в переносном смысле и являются условными. Разумеется, приведенные в этой таблице примеры и типологические черты не носят абсолютного характера, могут взаимопереплетаться и быть иными. Скажем, более позднего Ленина отличал уже не шизоидный, а скорее параноидальный и отчасти демонстративный стиль поведения. А догматичность и бескомпромиссность «отличника» вполне могут быть присущи как «хозяину», так и «соратнику».

Политический популизм.

В погоне за высоким рейтингом15 и популярностью, т. е. широкой известностью, признанием и народной любовью, многие политики в той или иной степени «грешат» популизмом. Популизм16 – это своеобразное саморекламное заигрывание с людьми с целью завоевания их симпатий. Можно выделить пять главных ч е р т, наиболее характерных для лидера популистского толка.

Лидер-популист

1) спекулирует на недостатках и проблемах общества

2) подчеркивает свою непричастность к их возникновению

3) беспощадно бичует своих соперников

4) говорит что делать, но не говорит как

5) раздает заведомо невыполнимые обещания

Прежде всего, популист стремится показать, что он знает и озабочен «страданиями людей» и что он немедленно улучшит их жизнь, как только получит власть. Умея, как правило, складно и красиво говорить, популист подхватывает у людей самые животрепещущие проблемы, «вскрывает» всем известные и всегда существующие в обществе противоречия и недостатки и во всех бедах обвиняет своих соперников. Потоки «правильных» слов льются из него как из рога изобилия. Но если вслушаться, то в основном это пустая риторика17. Расчет здесь на невысокую политическую культуру определенной части населения. Используя это, популист предлагает простые решения сложных вопросов и выдвигает привлекательные, но часто неосуществимые, лицемерные или уже доказавшие свою несостоятельность лозунги. При этом он охотно говорит, что нужно делать, но всячески избегает сказать как добиться желаемого.

В отличие от популиста, вдумчивый, серьезный и некрикливый политик не обманывает людей сказкой о возможности существования некоего беспроблемного общества и идеальной политики, а спокойно и по-деловому ищет конкретные и реальные пути решения назревших проблем. Однако как отличить последнего от сладкоголосого пустослова, особенно на стадии выборов, когда еще нет реальных дел? Здесь важно внимательно разобраться в предвыборных программах кандидатов.

Предвыборная программа оценивается по таким критериям, как цель, на достижение которой она направлена, средства достижения этой цели, аргументы в пользу данной программы и язык, которым она изложена.

«Сильная», конкурентоспособная программа имеет четко сформулированную цель, которая объединяет в себе наиболее важные интересы различных групп населения. Реальная осуществимость заявленной цели определяется средствами ее достижения, т. е. четким ответом, как практически добиться намеченного. Аргументация программы предполагает содержание в ней веских для избирателя доводов в ее защиту и, значит, значит, ясный ответ на вопрос: какие конкретные блага (экономические, социальные, демократические и духовные) приобретут избиратели при выполнении программы. Наконец, язык программы: важно, чтобы его отличали грамотность и выразительность, доступность и точность. Вдумчивая оценка предвыборных программ по этим критериям должна помочь избирателям отличить дельного политика от велеречивого демагога и болтуна.

При этом, однако, важно, чтобы именно проницательная и «раскусившая» демагога часть публики приняла участие в выборах. Чаще бывает, что активнее голосуют эмоционально приподнятые и «очарованные» популистом люди, а думающие избиратели, в знак своеобразного протеста (все равно, дескать, изберут болтунов!) на выборы не приходят. Получается замкнутый круг: у власти несерьезные политики, потому что разочарованные в правителях серьезные избиратели не голосовали.

Недаром есть предложения о повышении «порога явки» (процента проголосовавших избирателей, позволяющего считать выборы состоявшимися) при избрании депутатов российской Госдумы с нынешних 25% до 45-50%. А некоторые ученые даже предлагают ввести обязательность участия в выборах, как это установлено в ряде стран. К примеру, в Австралии участие граждан в выборах является их конституционной обязанностью, за нарушение которой на виновных накладывается штраф (в частности, в октябре 1998 г. сумма такого штрафа составляла 50 австралийских долларов). В Республике Кипр меры против абсентеизма еще суровее (хотя разве так уж трудно проголосовать?). Там неявка на президентские выборы в феврале 1998 г. «стоила» 400 американских долларов штрафа или полгода тюремного заключения. Представляется справедливым такой порядок, чтобы каждый член общества нес ответственность за исполнение своего гражданского долга избирателя. Иначе парламент никогда не будет властью большинства народа.

Введение.

 В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете, ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение. Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие. Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества. В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

Политико-правовые факторы.

 Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участия членов общества на всех стадиях политического процесса. Политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

Права и свободы личности.

 Принадлежащие личности права и свободы можно разделить на три группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование, охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потребности, создать достойные для человека условия для существования. Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной власти, право объединяться в общественно-политические организации, право на проведение митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государственными и общественными делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированию человека, как общественно- политического деятеля, создать предпосылки для его политического участия, развития общественно-политической активности.

 Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и др.). Осуществление их способствует созданию условий для свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человеческая жизнь невозможна.


Политическая культура

Несмотря на очевидную важность политической культуры для понимания мира политического, в нашей обществоведческой литературе она еще не получила должного освещения. В настоящее время существует самый широкий спектр суждений и воззрений в интерпретации понятия "политическая культура". Нередко ее отождествля­ют с образовательным и культурным уровнем человека, его способ­ностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические убеждения и т. д. Ее часто путают с политической системой и политическим поведением. В настоящее время различают несколько десятков определений по­литической культуры. Это объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы, невозможность ее сведения к како­му-либо четко обрисованному, раз и навсегда установившемуся фе­номену. Что же такое политическая культура?

Политическая символика

Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроиз­водства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государ­ственные символы и идеалы. Они выступают своеобразными свя­зующими элементами политической культуры. Символ представ­ляет собой концентрированное зримое выражение основной идеи явления или понятия, основанное на его структурном сходстве с этими последними. Одной из форм символа является эмблема. Вы­дающийся российский философ А. Ф. Лосев относил к эмблемам к государственную символику. Частным видом эмблемы являются герб, флаг и другие атрибуты, воплощающие прежде всего идею нацио­нально-государственного единства и величия. Для того, чтобы по­стичь заложенную в символе идею, требуется активная работа ума воспринимающего субъекта. Символ одновременно является специ­фическим средством общения между людьми, может помогать им узнать их принадлежность к конкретной социальной общности, ус­воить пронизывающую эту общность центральную идею и т. д.

Символы можно изображать условно-графически (христиан­ский крест, серп и молот, нацистская свастика и т. д,), человечески­ми или иными фигурами (Марианна во Франции, Джон Булл в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии и т. д.). Такие символы, как, например, флаг страны или сигнальный свет, имеют значение не сами по себе, а лишь в качестве средств выражения того, что имеет связь с обществом или действиями лю­дей. Комплексные системы типа речи, письма или математических знаков — это тоже символы, поскольку и звуки и знаки обладают значимостью только для тех, кто умеет их "читать", расшифровы­вать их смысл.

На поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политиче­ских партий и деятелей, сколько господствующая а обществе сис­тема символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Сами по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральной идеей, господствующей в обще­ственном сознании, не могут правильно объяснить подлинные ме­ханизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социально-политических группировок. За­частую разного рода символы создаются искусственно, на основе неполной, предвзятой трактовки тех или иных социальных и обще­ственно-политических процессов и явлений. И тем не менее общий язык символики свидетельствует о единстве политической культу­ры данного общества.

Как отмечал О. Шпенглер, единство всякой культуры зиждет­ся на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почита­ет собственные национально-государственные символы. Они стро­ятся на длительной традиции, в которой важное место занимают разного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атрибуты государственно-политической самоидентификации. Часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов национального сообщества, а другая часть соз­дается и целенаправленно внедряется элитами. Со времени воз­никновения национального государства политические лидеры соз­давали и использовали национальные символы для обоснования проводимого ими политического курса. Министр иностранных дел Франции Ламартин говорил в 1848 году: "Если вы отнимете у меня трехцветный флаг... то отнимете у меня половину мощи Франции, как здесь в стране, так и за границей". То же самое можно сказать Применительно к большинству государств современного мира.

Одно из центральных мест среди символов занимают нацио­нальные гимны, которые представляют собой официальные пат­риотические символы, или, как пишет К. Серулоу, "музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны". Гимны, подобно Дру­гим национальным символам, становятся чем-то вроде "визитной карточки" нации. Они — современные тотемы, знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей "идентичности".

Каждая страна имеет свой государственный или националь­ный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и место в мировом сообществе. Показательно, что главы государств (прези­денты, монархи), вступая на должность, произносят клятву верно­сти при обязательном присутствии государственного флага. Какое бы то ни было оскорбление флага в большинстве стран рассматри­вается как уголовно наказуемое преступление. Флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих стра­нах превратился в эмоциональное воплощение нации. Не случайно, когда граждане одной страны хотят выразить свое недовольство и протест действиями другого государства, они прибегают к публич­ному сожжению флага этого государства. Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага, Он водружается на зданиях резиденции главы государства и пра­вительства. В дни официальных праздников государственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Государственные флаги являются неизменным атрибутом при двусторонних или многосто­ронних переговорах между различными странами. Флаги перед зданием ООН символизируют страны, входящие в эту междуна­родную организацию.

Наряду с флагом та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев, отождествляется с ее гербом. Часто в качестве центрального элемента гербов выступают изображения растений и деревьев (например, у Ливана — кедр, Канады — кле­новый лист и т. д.), животные (лев у Великобритании), птицы (орел у России, США, Германии и т. д.). В последних двух случаях напра­шивается аналогия с положением дел в мире животных и птиц: подобно тому как среди зверей царствует лев, а среди птиц — орел, в мире людей на вершине стоит король, император, царь.

Двуглавый Орел — один из древнейших символов власти, вер­ховенства и мудрости. Орлы в таком качестве встречаются уже в Древнем Египте. В VII веке до н.э. двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях. Халдеи, датирующихся VI веком до н.э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV веке черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) им­перии. Центральное место занимает изображение орла и в государ­ственном гербе России.

Национально-государственные символы и идеалы более или менее тесно связаны между собой, они взаимодополняют и поддерживают друг друга. Идеал не существует сам по себе, а выражает­ся с помощью какого-либо документа, произведения искусства, из­речения и т. д.

Доклад

На тему:

Выполнили: Маркин А.,Твердовская Н.,

Бако Э.,Калюжина И.

                             Новосибирск

Г.

 

Оглавление

Политическое лидерство...................................................................................................................... 3

1.Введение............................................................................................................................................................. 3

2.Политический лидер и его функции....................................................................................................... 4

3.Кто и как может стать лидером............................................................................................................... 5

«Теория черт лидера»...................................................................................................................................... 5

Ситуационная концепция лидерства.......................................................................................................... 6

Теория «свиты, делающей короля».............................................................................................................. 7

Психоаналитическое объяснение лидерства............................................................................................ 7

4.Типология лидеров......................................................................................................................................... 8

Формальные и неформальные лидеры......................................................................................................... 8

Традиционные, рациональные и харизматические лидеры................................................................... 8

Авторитарные, либеральные и демократические лидеры................................................................. 10

Имидж и призвание лидеров........................................................................................................................ 10

Психологическое поведение лидеров......................................................................................................... 11

5.Политический популизм........................................................................................................................... 13

Личность – субъект политики........................................................................................................ 15

Введение.............................................................................................................................................................. 15

Факторы влияния политической деятельности на личность...................................................... 16

Мотивация участия в политическом процессе................................................................................. 16

Предпосылки для участия личности в политическом процессе............................................... 17

Формирование политических взглядов личности............................................................................ 18

Политико-правовые факторы..................................................................................................................... 19

Права и свободы личности.......................................................................................................................... 19

Политическая культура....................................................................................................................... 20

Сущность характеристики политической культуры....................................................................... 20

Политическая символика............................................................................................................................ 27

Религиозный аспект политической культуры.................................................................................... 30

Типологизация политической культуры.............................................................................................. 32

Список используемой литературы:.......................................................................................... 41

Словарь:................................................................................................................................................................ 42

 

 

Политическое лидерство

Введение.

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

Известно, что в истории ведущую роль играют не отдельные личности, а народные массы. В жизни общества и, следовательно, в истории нет ничего, кроме действующих людей со своим стремлением реализовать свои интересы. И когда часть из них взглянут на мир по особенному и начнут задумываться о совпадении и различии своих интересов с интересами других современников, то появляются первые предпосылки для формирования партий. Но эти индивидуальные прорывы сквозь обыденность оставались бы частным проявлением, если бы не появлялись люди, взваливающие на себя бремя объединения тысяч и тысяч своих современников, чье место в обществе совпадает, а интересы схожи. В этом, пожалуй, и заложены истоки лидерства.

Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм0 , многопартийность, а так же внутрипартийная и внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие условий, необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.

Для того чтобы правильно составить портрет лидера, необходимого Российскому обществу на данном этапе развития, мы подробно рассмотрим развитие лидерства на примере разных стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.087 с.)