Теоретические аспекты исследования рефлексивности в управленческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты исследования рефлексивности в управленческой деятельности



Введение

 

В современных кризисных условиях стремительно возрастает потребность общества в таких управленческих кадрах, которые были бы способны осознавать, что происходящие сегодня процессы в экономической, социально-политической и духовной жизни страны предъявляют к профессионализму личности руководителя достаточно высокие требования. Это подтверждают и данные проведённых социологических исследований, которые показали важность таких качеств как компетентность, выражающаяся в овладении несколькими смежными профессиями, использовании новых форм и методов работы, умении генерировать оригинальные идеи, принимать управленческие решения, которые бы предвосхищали возможное развитие событий: самостоятельность в решении поставленных задач, в оценке управленческих решений: инициативность и, кроме того, способность к адекватной самооценке собственной профессиональной деятельности, потребность повышать свой уровень профессионализма, исходя из требований текущего момента. В этой связи особенно актуальными становятся проблемы непрерывного образования руководящих работников и развития рефлексивной компетентности их мышления.

Вопросы повышения профессионализма руководителей занимают заметное место в акмеологии, психологии развития и педагогической психологии (О.С.Анисимов, В.Г.Асеев, А.А.Бодалёв, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Е.А.Климов, Р.Л.Кричевский, Н.В Кузьмина, А.К.Маркова, И.Н.Семёнов, С.И.Съедин, Е.А.Яблокова и другие). Так, в акмеологии были разработаны проблемы продуктивности и эффективности управленческой деятельности посредством развития рефлексивности мышления (Анисимов О.С., 1990-1995; И.В.Байер, 1996; Емельянов А.Л., 1996; Ковалёва Н.Б., 1994; Полищук О.А., 1994-1996; Семёнов И.Н., 1991-1997; Ситников А.П., 1994; Степанов С.Ю., 1993-1997 и многие другие). Кроме того, в традициях рефлексивной акмеологии и психологии проводились исследования в зависимости от профессиональной направленности личности (Костюков Н.Н., 1996; Кузнецов С.В., 1995; Лаптев Л.Г, 1995; Маслов С.Н., 1993; Л.И. и М.А. Найдёновы, 1991; Самоукина Н.В., 1996 и другие). Вместе с тем, при изучении вышеперечисленных вопросов, проблема учёта профессиональных различий и других психолого-акмеологических факторов в развитии рефлексивной компетентности руководителей в системе их последипломного дополнительного профессионального образования не исследовалась.

Тема исследования роли рефлективности в управленческой деятельности у менеджеров актуальна тем, что характер взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива.

Цель исследования - определение по психодиагностической методике индивидуальной меры рефлексивности и обоснование возможности ее диагностики как средства исследования социально-психологических закономерностей регуляции управленческой деятельности в кафе «Еуwа Glade».

Данная цель обусловила постановку следующих основных задач:

) дать социально-психологическую характеристику рефлексии;

) провести исследование по типам рефлексиии у сотрудников кафе «Еуwа Glade»

З) проанализировать полученные данные;

) письменно оформить результаты исследования.

Предметом исследования являются рефлексивные процессы в деятельности менеджера.

Объектом исследования является сотрудники кафе «Еуwа Glade».

Гипотеза - динамика рефлексивности в процессе развития уровня управленческого профессионализма имеет тенденцию роста, т.е. рефлексивность зависит от уровня профессиональности развития управленческих способностей.

Теоретическая значимость - рассмотрены вопросы важности рефлексии в управленческой деятельности.

Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы во всех отраслях, так как управленцы есть везде.

Для процедуры исследования были взяты методики на определение особенностей активизации рефлексии (общей степени рефлексивности, рефлексивности в предметной и социально-психологической сфере и склонности к активизации определенного вида рефлексии и управленческих способностей.

 


Описание места исследования

 

Кафе «Еуwа Glade» существует не так давно, всего с 6 мая 2011 в ТРЦ «Комсомол». Кафе «Еуwа Glade» уникальное по своей красоте и энергетике.

Место, не имеющее аналогов в стране и мире, место для души. Кафе идеально подходит для проведения детских мероприятий и праздников, дружеских вечеринок, мини-банкетов и корпоративов. Удивляет низкими ценами, вкусной едой, красивой коктейльной картой, добрым и приветливым персоналом, да и просто атмосферой уюта и тепла.

С 23 мая кафе радует всех гостей долгожданным появлением бизнес-обедов с 12:00 до 16:00. Был запущен проект «Нежный ролл».

Клиентам предлагается русская и европейская кухни, одним из лучших сортов кофе в мире, большой линейкой вкусных чаев и коктейлей, удивительным по красоте интерьером, основой которого стал известный фильм Джеймса Камерона «Аватар».

Кафе работает с 10:00 до последнего гостя по адресу дублёр Сибирского тракта 2, ТРЦ («Комсомол», З этаж.)

 

Описание респондентов

 

Мною было опрошено 3 человека, которые работают в кафе «Еуwа Glade».

Коллектив гендерно неоднородный.

В кафе «Еуwа Glade» небольшой коллектив. Из всего состава на постоянной основе находятся 3 человека. Весь остальной персонал: официанты, повара, бармены и мойщицы посуды в кафе работают по найму, состав меняется.

Этих троих людей я тестировал: управляющего, старшего официанта и шеф-повара.

Управляющий Ольга, 23 года, имеет высшее образование, УРГУ (ныне УРФУ), не замужем. Ольга является юридическим лицом предприятия.

Старший официант, Дмитрий, 26 лет имеет среднее профессиональное образование (ПУ №23), холост.

Шеф-повар, Владимир, 38 лет, имеет среднее профессиональное образование (ПУ «Кулинар»).

Я выбрал этих людей т.к. они являются управленцами, их деятельность включает общение с большим количеством людей, к ним прислушиваются и выполняют их поручения.

Как показывает практика, в прикладном аспекте исследования рефлексивности имеет значение при организации и оптимизации совместной деятельности любого, особенно субъект-субьектного типа. В частности это касается оптимизации управленческой деятельности, обучения в этой сфере и профессионального отбора, аттестации и т.д.

 

Методики исследования

 

В исследовании были использованы следующие методики.

. Методика на определение особенностей активизации рефлексии (общей степени рефлексивности, рефлексивности в предметной и социально-психологической сфере и склонности к активизации определенного вида рефлексии)

Ключи к авторскому опроснику определения особенностей активизации рефлексии

. Шкала лжи.

Вопросы 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 31, 35 (ответы (Б) - ложь)

. Степень общей рефлексивности.

Вопросы: 1, 2, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 22, 24, 26, 27, 30, 32, 33

За ответы: (А) - 2 балла, (Б) - 1 балл, (В) - 0 баллов

. Степень рефлексивности в предметной области.

, 6, 24, 32 (контрольная функция)

(А) - 2 балла, (Б) - 1 балл, (В) - 0 баллов;

Вопросы: 3 - (Б) - 2 балла; (А) - 0 баллов;

- (А) - 2 балла; (Б) - 0 баллов;

а. Частота активизации рефлексии в предметной области.

Вопросы 2, 6, 24, 32, 3, 8 (обработка как в пункте 3)

, 19, 26 (конструктивная функция)

(А) - 2 балла; (Б) - 1 балл, (В) - 0 баллов;

Для определения склонности к определенному виду рефлексии по этой шкале находится отношение общего числа набранных баллов по всем вопросам к общему числу вопросов в шкале;

. Степень рефлексивности в социально-психологической сфере. Контрольная функция.

Вопросы: 10, 11, 12, 14, 15, 22

За ответы: (А) - 2 балла

(Б) - 1 балл

(В) - 0 баллов

Вопросы 3,30 (А) - 2 балла, (Б) - 0 баллов:

Вопросы 8,28 (Б) - 2 балла, (А) - 0 баллов;

а. Частота активизации социально-психологической рефлексии.

Вопросы 10, 11, 12, 14, 15, 22 (обработка как в пункте 4)

Конструктивная функция:

За ответы (А) - 2 балла

(Б) - 1 балл

(В) - 0 баллов

Вопрос 28 (А) - 2 балла.

Для определения склонности к определенному виду рефлексии по этой шкале находят отношение общего числа набранных баллов по всем вопросам к общему числу вопросов;

Сопоставляются отношения, полученные при подсчете баллов по третьей и четвертой шкалам. Если большим оказывается отношение по третьей шкале - испытуемый склонен к предметному виду рефлексии; если по четвертой - испытуемый склонен к социально-психологической рефлексии.

. Методика Карпова А.В. Диагностика рефлексии А.В. Карпов предлагает методику определения индивидуальной меры выраженности рефлексивности, так как в образ, картину мира входит не изображение, а изображенное, в свою очередь изображенность, отраженность открывает только рефлексия. Испытуемому необходимо было дать ответы на несколько утверждений опросника.

. Методика «Индекс стремления» Т.Кассера в адаптации О.И. Моткова, Т.А. Огневой

Цель методики: изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО) личности, а также их индивидуальной и групповой структуры (соотношения друг с другом), конфликтности и атрибуции (приписывания) причин их осуществления, которые в соответствии с теорией самодетерминации Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна, разделены на внешние и внутренние ценности.

. Тест на оценку управленческих способностей.

Инструкция: «Ниже приведен ряд высказываний с указанием следующих вариантов ответов: «согласен», «не согласен», «не имею определенного ответа». Подчерните свой вариант ответа».

Количественный показатель, оценивающий уровень развития управленческих способностей, - это коэффициент развития управленческих способностей (КРУС).

Заключение

 

Все рассмотренные процессы находят комплексное проявление в процессе рефлексии - наиболее общем и важном коммуникативном процессе. Эта форма синтеза коммуникативных процессов характеризуется уникальной особенностью: она обладает наивысшей степенью сложности, интегративности среди всех известных психических процессов. Рефлексия - продукт интеграции трех основных классов процессов психики: когнитивных, регулятивных, коммуникативных. Результатом ее является возникновение у человека феномена сознания. Это - результативная сторона рефлексии и одновременно ее условие.

Наиболее важен этот процесс именно для управленческой деятельности, так как ее основной предмет - социальные объекты, тоже наделенны свойством рефлексивности, осознаваемости своего поведения.

В психологии рефлексия определяется как особый психический процесс, как свойство личности и как психическое состояние. Как специфическая человеческая способность рефлексия дает возможность восприятия как внешнего, так и внутреннего мира. Способность к самоотражению своей психики является основой свойства и феномена сознания. Это - процесс «мышления о мышлении», погруженность в свои мысли и чувства. В предельных случаях такое состояние трансформируется в медитацию. Выделяют две формы рефлексии: рефлексию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого человека.

В структуру рефлексии включены четыре ее основных аспекта:

. Кооперативный аспект связан с координацией профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, кооперацией их действий. Данный аспект предполагает опору на прогнозирование и предвосхищение ответных действий, поставив себя в позицию других.

. Коммуникативный аспект. Рефлексия - необходимый компонент общения и межличностного восприятия. Человек пытается размышлять за другое лицо; хочет понять, что думают другие люди, как воспринимают его партнеры по общению.

. Личностный аспект. Рефлексия интегрирует в целостную систему такие подструктуры, как «Я» - физическое тело, «Я» - биологический организм, «Я» - социальное существо, «Я» - субъект своего поведения.

. Интеллектуальный аспект - рефлексия как умение человека выделять, анализировать и соотносить свои действия с предметной ситуацией, регулировать интеллектуальную деятельность.

Рефлексия собственной деятельности рассматривается в трех основных формах: ситуативной, ретроспективной и перспективной - это зависит от функций, которые она выполняет во времени.

Объектом может выступать также рефлексия и сознание других людей. Основой любого вида рефлексии является механизм децентрации, когда имеет место мысленный выход за пределы непосредственного процесса жизни, чтобы занять позицию вне ее для суждения о ней.

Рефлексивные процессы играют ведущую роль в реализации основных управленческих функций. Эффективность их определяет точность произвольного контроля за ними, а это требует подключения именно рефлексивных процессов. В структуре практически-социального интеллекта рефлексия тоже занимает ключевое место. Как показали психологические исследования, именно свойство рефлексивности имеет наибольшее количество связей с основными параметрами интеллектуальной деятельности.

Наиболее эффективная деятельность характерна для руководителей, имеющих средний индекс рефлексивности.

Для процедуры исследования были взяты методики на определение рефлексии и управленческой комптентности.

Можно сделать следующие выводы:

. Методики являются констатирующим признаком личности, и формируется вместе с ней. Рефлексия позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни;

. Рефлексия существенно отличается от сознания, так как сознание есть знание о другом, а рефлексия - знание себя.

Нет единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.

Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. По мере проведения исследования цели, поставленные передо мной, я достиг, задачи выполнил.

Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней, выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям.

Я прикоснулся только к некоторым азам сложной и трудной науки познания себя и понял, что работа над собой - это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни.

«Не верь в успех, если он представляется (тебе) совершенным, когда, преуспев, ты видишь, что многое ещё предстоит сделать, радуйся и продолжай путь свой, ибо многотруден и долог путь к подлинному совершенству». Шри Аурубиндо

 


Приложение

 

Методика на определение особенностей активизации рефлексии (общей степени рефлексивности, рефлексивности в предметной и социально-психологической сфере и склонности к активизации определенного вида рефлексии) (модификация 1)

. Бывает ли, что Вы наблюдаете за своим поведением как бы со стороны, как за поведением третьего лица?

. Когда Вы осваиваете новое действие, часто ли вы останавливаетесь, чтобы проверить - правильно ли вы все делаете? (например, когда выполняете задание по новой методике или печете новый пирог?)

. Если вам случается наблюдать за собой, то что вам больше нравится фиксировать:

а) скорее свои ощущения, переживания, оттенки чувств, настроения;

б) скорее конкретные действия, принципы действий, успехи, неудачи, результаты;

Выберите один из пунктов или, если вам не нравится формулировка, придумайте свою.

. Часто ли Вы наблюдаете за собой со стороны?

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Часто ли вы опаздываете?

а) иногда

б) никогда

. Когда Вы выполняете знакомое вам дело, часто ли вы перепроверяете свои действия, сверяясь с известным Вам образцом?

. Часто ли Вам случается подмечать оттенки своего настроения, чувств, ощущений?

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Если бы вам в конце «бурного» дня предложили бы его описать, то Вы бы скорее обратили свое внимание (остановились бы в своем описании) на:

а) конкретных событиях

б) конкретных ощущениях, переживаниях

. Вам в своей жизни приходилось когда-нибудь лгать?

а) иногда

б) никогда

. Часто ли вы наблюдаете как бы «со стороны» за теми людьми, с которыми в данный момент общаетесь?

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Бывает ли, что Вы пытаетесь предсказывать реакции разных людей, о которых у вас имеется какое-то представление (но при этом Вы совсем не обязательно знакомы с ними лично) на различные события:

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Случалось ли с Вами, что вы сопоставляли фразы, произносимые вашим собеседником, с ваши общим представлением о нем (чтобы лучше его понять), когда ваш разговор имел обычный характер:

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Ссорились ли Вы когда-нибудь с родителями?

а) иногда

б) никогда

. Случалось ли Вам делать попытки угадывать реакции знакомых Вам людей на Ваши действия, поступки, слова, на Ваше поведение в целом?

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Бывает ли, что Вы сопоставляете фразы, произносимые Вашим собеседником с Вашим общим представлением о нем, чтобы лучше его понять, когда сам разговор для Вас чрезвычайно значим (близок к выяснению отношению)?

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Если собеседник не понимает объяснение проблемы с Вашей точки зрения, легко ли Вы меняете стиль и конструкцию изложения, стараясь говорить с ним как бы на его языке, если разговор идет о профессиональных вопросах?

а) легко

б) это занимает много времени

в) это почти невозможно

. Ездили ли Вы когда-нибудь в общественном транспорте без билета?

а) иногда

б) никогда

. Склонны ли Вы каким-то образом пытаться связывать события конкретного дня с различными событиями, происшествиями из Вашей прошлого опыта?

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. По прочтении технического (специального) текста смогли бы Вы легко перейти к изложению его своими словами, внося в пересказ собственные смыслы, штрихи, замечания:

а) легко

б) это займет некоторое время

в) это очень сложно

. Если собеседник не понимает «ваш язык», ваше изложение вопроса, можете ли Вы легко и быстро изменить стиль и конструкцию изложения, стараясь говорить «его языком», когда Вы обсуждаете жизненные, общечеловеческие проблемы:

а) легко

б) это займет некоторое время

в) это очень сложно

. Бывало ли, что вы прогуливали занятия (в школе, в институте)?

а) иногда

в) никогда

. Случалось ли Вам искать связи, аналогии, точки соприкосновения между словами собеседника и вашим представлением о нем, чтобы лучше его понять или подтвердить свои взгляды, выводы относительно данного человека?

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. При прочтении гуманитарного текста (научного, художественного, литературного), смогли бы Вы легко и быстро перейти к изложению его своими словами, внося собственные пояснения:

а) легко

б) это займет некоторое время

в) это очень сложно

. При получении новой информации (например, в чисто профессиональном плане - специальные знания) часто ли вы увязываете ее с уже имеющейся системой профессиональных знаний, со сложившимся профессиональным мировоззрением?

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Переходили ли вы когда-нибудь дорогу на красный свет:

а) иногда

б) никогда

. Если Вы попадаете впросак на экзамене (вдруг в середине ответа Вы понимаете, что преподаватель имел ввиду нечто совершенно другое), склонны ли вы впоследствии переработать весь материал:

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Если люди вас удивляют (как приятно, так и неприятно), то есть совершают нечто невписывающееся в ваше представление о них, стараетесь ли вы перестраивать свое представление, связывая моменты из прошлого опыта с вновь появившимся:

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Если на предыдущий вопрос Вы ответили близко к «да», то обычно вы:

а) перестраиваете свое прежнее целиком, доверяя больше новой информации

б) стараетесь сгладить произведенное впечатление, продолжая придерживаться прежних взглядов;

. Вы никогда не шумели в классе, даже когда не было учителя?

а) иногда

б) никогда

. Случались ли с Вами такие случаи, что вы в своей жизни встречались с людьми, которые своим поведением (внешне, манерами, стилем общения) напоминали бы вам ваших прежних знакомых, казались в каком-то смысле их «двойниками»?

а) иногда

б) никогда

. Вы всегда все делает так, как Вам говорят?

а) не всегда

б) всегда

. В том случае, когда Вам предоставляют новые профессиональные знания, стараетесь ли Вы пересечь их с уже имеющимися, находя между ними общие черты, особенности, связи, взаимовлияния?

а) часто

б) иногда

в) никогда

. Когда вы смотрите кино, склонны ли вы забегая вперед, домысливать фразы, которые могут быть произнесены персонажами, их действия, развитие отношений:

а) часто

б) иногда

в) почти никогда

. Вы считаете себя: (Вам легче даются)

а) скорее «технарем»

б) скорее «гуманитаром»

. Вы никогда и ни в чем не делали ошибок:

а) иногда

б) никогда

. Вам интереснее заниматься:

а) техническими науками

б) гуманитарными

. Если под успешностью в профессиональной подготовке считать скорее прочные знания, а не оценки (как показатель), то Вы себя скорее считаете:

а) успешным

б) неуспешным

. Если под успешностью в общении считать умение отстоять свою точку зрения и сохранение дружеских отношений с окружающими, то вы себя считаете скорее успешным:

а) в первом

б) во втором

. Довольны ли Вы на данном этапе тем профессиональным выборов, который Вы сделали?

а) да

б) нет

. Нравится ли вам сам процесс обучения?

1.

Введение

 

В современных кризисных условиях стремительно возрастает потребность общества в таких управленческих кадрах, которые были бы способны осознавать, что происходящие сегодня процессы в экономической, социально-политической и духовной жизни страны предъявляют к профессионализму личности руководителя достаточно высокие требования. Это подтверждают и данные проведённых социологических исследований, которые показали важность таких качеств как компетентность, выражающаяся в овладении несколькими смежными профессиями, использовании новых форм и методов работы, умении генерировать оригинальные идеи, принимать управленческие решения, которые бы предвосхищали возможное развитие событий: самостоятельность в решении поставленных задач, в оценке управленческих решений: инициативность и, кроме того, способность к адекватной самооценке собственной профессиональной деятельности, потребность повышать свой уровень профессионализма, исходя из требований текущего момента. В этой связи особенно актуальными становятся проблемы непрерывного образования руководящих работников и развития рефлексивной компетентности их мышления.

Вопросы повышения профессионализма руководителей занимают заметное место в акмеологии, психологии развития и педагогической психологии (О.С.Анисимов, В.Г.Асеев, А.А.Бодалёв, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Е.А.Климов, Р.Л.Кричевский, Н.В Кузьмина, А.К.Маркова, И.Н.Семёнов, С.И.Съедин, Е.А.Яблокова и другие). Так, в акмеологии были разработаны проблемы продуктивности и эффективности управленческой деятельности посредством развития рефлексивности мышления (Анисимов О.С., 1990-1995; И.В.Байер, 1996; Емельянов А.Л., 1996; Ковалёва Н.Б., 1994; Полищук О.А., 1994-1996; Семёнов И.Н., 1991-1997; Ситников А.П., 1994; Степанов С.Ю., 1993-1997 и многие другие). Кроме того, в традициях рефлексивной акмеологии и психологии проводились исследования в зависимости от профессиональной направленности личности (Костюков Н.Н., 1996; Кузнецов С.В., 1995; Лаптев Л.Г, 1995; Маслов С.Н., 1993; Л.И. и М.А. Найдёновы, 1991; Самоукина Н.В., 1996 и другие). Вместе с тем, при изучении вышеперечисленных вопросов, проблема учёта профессиональных различий и других психолого-акмеологических факторов в развитии рефлексивной компетентности руководителей в системе их последипломного дополнительного профессионального образования не исследовалась.

Тема исследования роли рефлективности в управленческой деятельности у менеджеров актуальна тем, что характер взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива.

Цель исследования - определение по психодиагностической методике индивидуальной меры рефлексивности и обоснование возможности ее диагностики как средства исследования социально-психологических закономерностей регуляции управленческой деятельности в кафе «Еуwа Glade».

Данная цель обусловила постановку следующих основных задач:

) дать социально-психологическую характеристику рефлексии;

) провести исследование по типам рефлексиии у сотрудников кафе «Еуwа Glade»

З) проанализировать полученные данные;

) письменно оформить результаты исследования.

Предметом исследования являются рефлексивные процессы в деятельности менеджера.

Объектом исследования является сотрудники кафе «Еуwа Glade».

Гипотеза - динамика рефлексивности в процессе развития уровня управленческого профессионализма имеет тенденцию роста, т.е. рефлексивность зависит от уровня профессиональности развития управленческих способностей.

Теоретическая значимость - рассмотрены вопросы важности рефлексии в управленческой деятельности.

Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы во всех отраслях, так как управленцы есть везде.

Для процедуры исследования были взяты методики на определение особенностей активизации рефлексии (общей степени рефлексивности, рефлексивности в предметной и социально-психологической сфере и склонности к активизации определенного вида рефлексии и управленческих способностей.

 


Теоретические аспекты исследования рефлексивности в управленческой деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.171 с.)