Источники вторичного права ЕС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники вторичного права ЕС



Наряду с первичным правом в праве Европейского Союза существует вторичное право, которое называется также производным правом. Под ним понимается «совокупность правовых актов, принимаемых институтами и другими органами Союза в соответствии и в рамках своих правотворческих полномочий»[17,с.101-107].

Само название «вторичные источники права» вовсе не обозначают то, что они не так важны как первичные и имеют меньшее влияние, чем учредительные договоры. Название «вторичные источники права» подразумевает то, что данные источники возникают на основании первичных источников, опирается на них и не может ему ни в чем противоречить.

Несмотря на свое «второстепенное» положение по юридической силе, указанные документы выступают наиболее динамичным компонентом правовой системы Европейского Союза. Именно посредством регламентов, директив и других актов вторичного права надгосударственные институты Союза осуществляют регулирование общественных отношений по вопросам, отнесенным к компетенции этой интеграционной организации.

Самым распространенным и наиболее важным по значению источником вторичного права Европейского Союза выступает нормативный правовой акт, издаваемый его органами на основании учредительных документов в порядке, ими установленным [18,с.51].

Нормативные акты, как и в национальном праве, могут издаваться в разных формах, которые отличаются друг от друга своими юридическими свойствами.

Среди вторичных источников выделяют

· Регламенты;

·   Директивы;

·   Решения;

·   Рекомендации;

·   Заключения.

Рассмотри каждый из актов по очереди.

Итак, Регламенты. Регламент является обязательным и подлежат обязательному исполнению всеми государствами-членами Европейского Союза.

Как и любой нормативно-правовой акт Регламент обладает специфическими свойствами:

· регламент содержит правила поведения общего, а не индивидуального характера, то есть являются источником норм права;

·   регламент имеет обязательную силу на территории всех государств-членов Европейского Союза - это значит, что все страны-участницы должны соблюдать положения регламента и не противоречить ему и не нарушать;

·   регламент является нормативным актом прямого действия - это значит, что он наделяет физических и юридических лиц субъективными правами и обязанностями.

Следует отметить, что принятый регламент не требует для вступления в действие никакой ратификации или выполнения государствами-членами иных действий, осуществляемых при заключении международных договоров[19].

Так же, издавая регламент, Союз прямо и непринужденно регулирует общественные отношения на всем пространстве Европейского Союза, вводит одинаковые правила поведения их участников. Обладая верховенством над национальным правом, регламент вытесняет законы и подзаконные акты государств-членов из регулирования в конкретной сфере общественной жизни.

Отсюда в западной доктрине регламент принято рассматривать в качестве инструмента унификации права, то есть введения полностью одинаковых правил поведения участников общественных отношений в пределах всего Европейского Союза [19].

В европейском Союзе принято большое количество Регламентов и все они обладают прямым действия. Государства должны принимать их как данность. И не имеют права их изменять и дополнять. А в случаях противоречия Регламента с национальным законодательством преимущество имеет Регламент.

Из всего вышесказанного можно подвести итог, что: Регламент - это нормативный правовой акт, который имеет обязательную силу.

Далее рассмотрим директиву.

Директива - один из типов законодательного актов европейского Союза. Посредством директив осуществляется гармонизация (или сближение) национального права, то есть введение общих начал правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни.

Директива обязательная для каждого государства-члена, но сохраняет за собой свободу выбора форм и методов действия, то есть государство может само решить как ему лучше применять директиву[20].

Директива также обладает своими специфическими юридическими свойствами:

· директива, как и регламент, содержит правила общего характера, то есть является нормативным актом.

·   директива, как и регламент, обязательна для исполнения, обладает юридически обязательной силой - государства-члены Европейского Союза обязаны неукоснительно исполнять положения директив.

Как и регламент, она не нуждается в последующей ратификации в государствах-членах и может действовать вопреки воле некоторых из них;

· аналогично регламенту директива, как правило, обязательна на всей территории Союза.

В большинстве случаях директива применяется всеми государствами Европейского Союза, однако имеются такие директивы, которые относятся к некоторым государствам. На практике таких случаев катастрофически мало.

· главный специфический признак директивы, отличающий ее от регламента, состоит в том, что директива адресуется государствам-членам, которые обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с ней. Директива обязывает в определенный срок принять меры по достижению определенных целей, которые указаны в ней.

Далее стоит также отметить, что директивы могут быть рамочными и обычными.

Рамочные директивы иерархически не подчиняются регламенту, а обычные директивы применяются на основе регламента.

Итак, по сравнению с регламентом - «законом», «директива представляет собой нормативный правовой акт, закрепляющий основы законодательства в конкретной сфере общественной жизни[21, с.151]

Далее следует рассмотреть Решения как вторичный источник права Европейского Союза.

Что касается Решения, то оно схоже с регламентом в том, что обязательно во всей своей полноте. Оно не связано с достижением определенной цели, что свойственно директиве, но отличается конкретностью и адресатами норм. Это, как правило, индивидуальный акт, адресованный тому или иному лицу или группе лиц. Чтобы четче провести грань между решением, с одной стороны, и регламентом и директивой - с другой, можно сказать, что во внутригосударственном праве решение было бы источником административного права, а регламент и директива входили бы в круг законов. Конкретность и управленческий характер норм, закрепляемых решением, не исключает того, что они могут быть адресованы также и государству-члену. Так поступает нередко Комиссия, когда обнаруживается необходимость в отмене или изменении акта национального законодательства[22,с.152].

Так решения относятся ко всем странам ЕС или к какой-то определенной фирме и имеет прямое действие[23]. Например, когда европейская Комиссия выносила решения по делу компании Microsoft по злоупотреблению доминирующего положения на рынке - то это было исключительно решение для компании Microsoft.

Особую группу актов Европейского Союза образуют Рекомендации и Заключения. Их объединяет общий признак: отсутствие обязательной силы. Европейская Комиссия выносит рекомендации или заключения по вопросам, связанным с Договором о функционирование Европейского Союза. В рекомендациях институты Европейского союза могут сами выражать свое мнение и предлагать применяемые меры, даже без тех, кто будет иметь юридические последствия. Например, когда Европейская Комиссия приняла рекомендации по структуре оплаты труда в секторе финансовых услуг, то данные рекомендации не имели никакого последствия.

Заключения являются инструментом, который позволяет учреждениям выражать свое мнение не в обязывающей формой.

Различия между рекомендацией и заключением ни в учредительных договорах, ни в последующих актах первичного права, в том числе в Маастрихтском договоре, не предусматриваются. Наблюдатели стремятся, хотя и без особого успеха, обращаться к анализу практики, отмечая особо, что заключение в большинстве случаев формулируется в ответ на заданный вопрос. Специфика усматривается также в том, что рекомендации являются косвенным средством обеспечения изменений в законодательстве, отличаясь от регламентов только отсутствием юридической силы[24].

Таким образом, рекомендации и заключения могут издаваться в различных сферах и по различным вопросам. В свою же очередь заключения отвечают на конкретно предложенный вопрос, а рекомендации могут издаваться по поводу изменения или дополнения к законодательству - они могут быть рассмотрены, но не приняты.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что «вторичные источники» права являются не менее важными по сравнению с «первичными источниками» права.

Однако, они не обладают высшей юридической силой, коей обладаю «первичные источники», потому что большинство данных актов принимается на основе учредительных договор. Следует так же отметить, что «вторичные источники» образуют четкую систему, в которой формальные обозначения соответствуют функциональным различиям.

Однако указанная система актов не является такой четкой, как может показаться.

Определенные трудность возникают из-за того, что «Суд ЕС отметил, что перечень статьи 249 не носит исчерпывающего характера: возможны юридически обязательные акты, которые не относятся ни к одной из перечисленных в Договоре категорий. Акты этой группы, пока не найдено другое название, обычно называются sui generis, акты особого рода»[25]. Наличие такой неопределенности в системе актов вторичного права, по мнению автора данной работы, вносит нестабильность в работу Союза, поэтому в дальнейшем необходимо исключить возможность использования актов sui generis.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.007 с.)