Управление товарными запасами лекарственных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление товарными запасами лекарственных средств



Под запасом понимается любой ресурс, который используется для того, чтобы удовлетворить текущую или перспективную потребность. Вопрос планирования потребности и управления товарными запасами связаны самым тесным образом.

Функции управления запасами:

. Главная - это накопление товара и его распределение. В нашем случае под товаром понимаются ЛС.

. Достаточности запасов для своевременного удовлетворения спроса.

В данном случае важен так называемый «уровень обслуживания», под которым понимается процент от общего объема имеющихся запасов, который удовлетворен из имеющихся материальных запасов без дополнительного заказа [8].

При этом необходимо понимать, что накопление достаточного количества ЛС для удовлетворения спроса позволит, с одной стороны, своевременно обеспечить пациента, избежать простоев, вызванных нехваткой запасов ЛС, а с другой - поставщику (дистрибьютору) избежать потерь, вызванных нехваткой товара ЛС.

. Функция управления затратами с помощью использования дисконта.

Для исполнения вышеназванных функций необходимо - вести четкий учет текущего уровня товарных запасов. Хорошая политика запасов ничего не стоит, если служба управления запасами не знает, какими запасами она владеет. Даже, если организация предпринимает существенные усилия по созданию автоматизированных систем точных записей движения запасов, эти записи должны подтверждаться инвентаризацией. Такие инвентаризации называют циклами расчета [12].

Особенно это важно, когда товар (в нашем случае - это ЛС) рассредоточен в пространстве (склады, аптеки, аптечные пункты). Поэтому необходимо определение величины гарантированного запаса для обеспечения снабжения на случай непредвиденных обстоятельств и определение интервала заказа.

Анализ товарных запасов

Другой серьезной составляющей процесса управления запасами является анализ товарного запаса. Один из наиболее известных методов его проведения - ABC-анализ. Идея ABC-анализа строится на основе принципа Парето, который формируется следующим образом:

«За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», то есть принцип указывает на то, что есть критическое меньшинство и тривиальное большинство. В настоящее время принцип широко известен, как «правило 20 на 80» - это когда 20% наименований дают 80% товарооборота, при этом идея состоит в том, чтобы сконцентрировать ресурсы на критическом меньшинстве [14].анализ - классификация запасов, измеряемых в единицах.анализ подразделяет запасы на три классификационные группы на основе их годовой стоимости (см. Рис. 2):

Класс A - приходится на высокий годовой объем. Эти единицы могут представить только 20% общего объема единиц запаса, но они представляют 70-80% от общей стоимости запасов.

Класс B - это запас единиц, на которые приходится средняя величина годового объема. Эти наименования могут представлять до 30% от общего числа наименований и 15-20% общего объема в суммовом выражении.

Остальные запасы с низким объемом затрат по сумме на год образуют класс С. Они представляют 5% от годового объема затрат [5].

Определяя годовой объем в денежном эквиваленте для ABC-анализа, мы измеряем годовой спрос каждой единицы наименований запаса и умножаем его на цену единицы.

За ABC-анализом следует анализ XYZ. ABC-анализ базируется на классификации товарооборота и товарных запасов, измеряемых в единицах реализации или запаса, а их классификация по структуре потребления (XYZ-анализ). ABC-анализ - это один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и факторов [6].

Основная идея XYZ-анализа - это группирование объектов по однородности анализируемых параметров, другими словами - по коэффициенту вариации.

В качестве объектов анализа можно выбрать товар, товарную группу, поставщика и т.п. Затем необходимо определить параметр, по которому будет проводиться анализ. Как правило, анализ проводится по реализации (продажам товара или по реальной отгрузке со склада). При проведении анализа очень важно правильно определить периодичность данных, которые анализируются [18].

Можно проводить анализ по ежедневной отгрузке товара со склада, но в случае, если большая часть товара отгружается не каждый день, а поставки осуществляются один раз в квартал, результат может быть недостаточно показательным. Практика показывает, что периодичность данных должна превышать периодичность поставок, принятую для большей части товара.

Таким образом, основная идея XYZ-анализа - группировка объектов по степени однородности исследуемого показателя, то есть по коэффициенту вариации [15,18].

Формула для расчета коэффициента вариации:

 

 (1),

 

где:

V - среднее квадратное отклонение,- значение i-периода,- среднее значение за n периодов,- число периодов.

Группирование товара по величине коэффициентов вариации:

в группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%;

в группу Y - товары с коэффициентом вариации от 10 до 25%;

в группу Z - товары с коэффициентом вариации 25%.

Представленные границы групп является рекомендуемыми. На практике часто встречаются ситуации, когда все товары попадают в одну группу Z [5].анализ позволяет сделать первый эффективный шаг в оптимизации товарного запаса.

Таким образом, использование сочетания XYZ-анализа потребления ЛС в учреждениях здравоохранения и ABC - анализа ассортимента позволяет уйти от чисто количественных показателей и подойти к формированию товарного запаса ЛС в ЛПУ с точки зрения его функционального назначения в целях обеспечения качественной фармакотерапии.

Преимуществами совмещенного анализа являются:

повышение эффективности системы управления товарными ресурсами;

повышение доли высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;

выявление ключевых товаров (ЛС) и причины, влияющие на количество товаров, хранящихся на складе;

перераспределение усилий персонала в зависимости от квалификации и опыта и др. [6].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.008 с.)