Глава 1. Особенности воображения в дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Особенности воображения в дошкольном возрасте



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Особенности воображения в дошкольном возрасте

1.1 Определение и сущность воображения

1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов

1.3 Особенности воображения у детей дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Актуальность. В современный период развития общества существует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности.

Проблемой исследования является развитие воображения как основы творческой деятельности дошкольников.

Целью работы является изучение возможностей воображения дошкольников.

Объектом исследования является развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности развития творческого воображения у дошкольников.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;

. Провести диагностику воображения детей дошкольного возраста;

. Определить возможные пути развития воображения у детей дошкольного возраста;

. Разработать рекомендации по развитию воображения у детей.

Гипотеза исследования. Целенаправленное развитие воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности будет способствовать повышению уровня развития воображения, а также остальных психических процессов (в частности, мышления, внимания).

Методы исследования. В данной работе использовались общетеоретические (методы анализа, синтеза, аналогии, сравнения) и практические методы (наблюдение, эксперимент).

База исследования. Исследования проводятся на базе МОУ ДО"Центр развития ребенка - д/с №345", общеразвивающего вида. Продолжительность исследования 2 месяца. Количество испытуемых 30 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использовать в своей деятельности как педагоги дошкольных учреждений, так и родители.


Выводы по первой главе

Таким образом, многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

Существуют различные механизмы воображения, основные из которых были рассмотрены выше.


Констатирующий эксперимент

 

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО "Центр развития ребенка - д/с №345", общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развития творческого воображения, логического мышления и памяти у детей дошкольного возраста. Для этого была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры".

Тест креативности.

Цель: определить, насколько высок уровень развития творческого воображения у детей исследуемой группы.

Оборудование: бланк N1 (см. Приложение 1)

Ход занятия:

Детям было предложено следующее задание.

Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Обработка результатов (см. Приложение 1): Все работы детей можно поделить на 4 подгруппы:

подгруппа - оригинальные изображения во всех 3х случаях.

подгруппа - оригинальные изображения в 2х случаях.

подгруппа - оригинальные изображения в одном случае.

подгруппа - нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по каждой группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Вывод:

Полученные результаты показали, что в экспериментальной группе присутствуют работы в основном 3, 4 подгруппы. Оригинальных изображений выполнено мало (2 рисунка). В контрольной группе детей также мало оригинальных изображений (3 рисунка).

Наиболее часто встречаются в созданных детьми обеих групп изображениях образы:

Круг - солнце, шарик;

Квадрат - телевизор, портфель, дом;

Треугольник - елка, дом, человек.

Методика "Домик" используется для определения развития произвольности внимания у детей шестилетнего возраста (см. Приложение 2).

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла.

Тест: "Лишний предмет" направлен на оценку образно-логического мышления (см. Приложение 3).

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления.

Итак, рассмотрев организацию и методы исследования перейдем к анализу результатов экспериментального исследования.

Формирующий эксперимент

 

Далее с детьми экспериментальной группы проводили формирующий эксперимент, целью которого было развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. Для этого использовались следующие методики:

)   упражнение "Три краски"

2) модифицированный тест Роршаха

)   упражнение "Волшебники" (Н.А. Сакович "Практика сказкотерапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста")

Упражнение "Три краски".

Цель: развитие фантазии, образного мышления, художественное восприятия и воображения у детей.

Оборудование: краски и бумага.

Ход занятия:

Ребенку предлагали взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. Потом ответить на вопросы:

На что похож рисунок?

Какое название вы дали бы своей картине?

Обработка результатов отражена в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты проведения методики "Три краски"

И.Ф. ребенка Названия картин Количество названий
1. Юля К. Лес, жаркий день 2
2. Илюша Л. Полка, пляж 2
3. Кристина М. Бумага цветная 1
4. Дима С. Торт, разные конфеты 2
5. Сережа Л. Водопад, летний день 2
6. Ира П. Разноцветные ленты 1
7 Влад Г. Лес, жаркий день, пляж 3
8. Оля С. Канавы, пасмурный день 2
9. Слава К. Луна, ночь, ракета в небе 3
10. Илюша Ф. Самолет в небе 1
11. Данил М. Парк, листопад, осень 3
12. Алена С. Поле цветов 1
13. Дима П. Трактор в поле 1
14. Вадик К. Лес, занавес, овраг, закат 4
15. Саша З. Разноцветные мелки 1
Всего:   29

 

человек - 4 названия 7%

человека - по 3 названия 20%

человек - по 2 названия 33%

человек - по 1 названию 40%

Модифицированный тест Роршаха.

Цель: развить у детей творческое воображение; научить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

Ход занятия:

Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.

Обработка результатов представлена в Таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты проведения модифицированного теста Роршаха

Ф. и. ребенка Название картины Количество названий
1. Юля К. Фонтан, башня 2
2. Илюша Л. Букет, дерево, мороженное 3
3. Кристина М. Цветок, жук 2
4. Дима С. Барышня 1
5. Сережа Л. Бабочка, салют 2
6. Ира П. Птица, рыба 2
7 Влад Г. Божья коровка, жук 3
8. Оля С. Заяц, медведь 2
9. Слава К. Филин, лягушка 2
10. Илюша Ф. Куст 1
11. Данил М. Факел 1
12. Алена С. Ракета, голубь 2
13. Дима П. Паук 1
14. Вадик К. Павлин 1
15. Саша З. Перо, цыпленок, корабль, самолет 4
Всего   28

 

человек - 4 названия.

человека - по 3 названия.

человек - по 2 названия.

человек - 1 название.

В результате анализа ответов детей были определены уровни развития воображения (Таблица 3).

 

Таблица 3. Уровни развития воображения у детей экспериментальной группы

Высокий Средний Низкий
20% 47% 33%

Упражнение "Волшебники"

Цель: развитие воображения на базе чувств и эмоций.

Оборудование: краски, бумага, фигурки волшебников.

Ход занятия:

Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого "волшебника".

Обработка результатов представлена в таблице 4.

 

Таблица 4. Определение уровней развития воображения детей согласно упражнению "Волшебники"

Уровни Число человек Соотношение, %
Высокий 4 32
Средний 8 54
Низкий 3 30

 

Дети попытались передать свои чувства переживания добра и зла в образах, у многих получились очень интересные рисунки. В этих образах достаточно просто отличить доброго волшебника от злого.

Таким образом, в результате формирующего эксперимента была сделана попытка развития воображения у дошкольников из экспериментальной группы через фантазию ("Три краски"), образное мышление (тест Роршаха) и эмоции ("Волшебники") посредством изобразительной деятельности.

Выводы по второй главе

 

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что в экспериментальной группе детей отмечается 12 оригинальных изображений, в то время, как в контрольной группе только три оригинальных изображения. Это свидетельствует о том, что после проведения формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе показатели уровней развития воображения детей существенно изменились в сторону повышения. При этом в контрольной группе, с которой не проводилось специальных занятий по развитию воображения дошкольников, существенных изменений уровней развития воображения не произошло.

Для развития непосредственно воображения дошкольников можно дать следующие рекомендации.

В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.

. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом.

. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для его развития на занятиях могут быть: применение художественно-дидактических упражнений; рисование на темы; выразительные средства живописи.

Традиционная система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.

Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

Работа с родителями.

В целом, предложенные меры будут способствовать развитию детского воображения и благоприятно скажутся на развитии личности детей.


Заключение

 

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:

В существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст - сенситивный период для развития этого процесса.

Лучше всего, если будет введена специальная программа занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой.

Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.

В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки - матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным, О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой.

Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

В результате проведенного исследования было выявлено, что комплексный подход к развитию воображения дошкольников посредством изобразительной деятельности способствует повышению уровней воображения в группе испытуемых дошкольников.

В частности, на этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что основная масса детей как контрольной, так и экспериментальной групп демонстрируют низкие уровни развития воображения, практически не предоставляют оригинальных образов.

На этапе формирующего эксперимента с экспериментальной группой дошкольников проводилась целенаправленная работа по развитию воображения, которая осуществлялась посредством изобразительной деятельности.

На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе детей существенно возрос уровень воображения, дошкольники демонстрировали до 12 оригинальных изображений (на констатирующем этапе - только 3 оригинальных изображения).

Это дает возможность говорить о том, целенаправленное развитие воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности способствует повышению уровня воображения у испытуемых.


Список литературы

 

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. / В.А. Аверин. - М.: Наука, 2004. - 206с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева - М.: Просвещение, 2005. - 304с.

.   Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева. - Новосибирск: Логос, 1994. - 212с.

.   Битьянова, М.Р. Социальная психология. / М.Р. Битьянова - М.: Просвещение, 2005. - 204с.

.   Большой психологический словарь. / Под ред. Т.И. Соловьева. - М.: Дрофа, 2006. - 434с.

.   Введение в психологию. / К.Н. Игнатенко. - М.: Академия, 2007. - 493с.

.   Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. / Р.М. Грановская. - М.: Просвещение, 2006. - 302с.

.   Григорьев, С.И. Основы современной социологии. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 204с.

.   Джемс, У. Психология / У. Джеймс. - М.: АСТ, 2007. - 342с.

.   Зимняя, И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя. - М.: Инфо, 2006. - 322с.

.   Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2006. - 344с.

.   Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 2007. - 204с.

.   Немов, Р.С. Психологическое консультирование. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2006. - 304с.

.   Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2007. - 308с.

.   Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. / О.Н. Никифорова. - М.: АСТ, 2006. - 112с.

.   Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Наука, 2006. - 304с.

.   Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии. / Т.И. Пашукова. - М.: АРТ, 2005. - 345с.

.   Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. / К.К. Платонов. - М.: Наука, 2008. - 202с.

.   Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под. ред. Проф.А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 132с.

.   Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПБ.: Питер, 2006. - 306с.

.   Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Фиона, 2004. - 134с.

.   Реан, А.А. Психология и педагогика. / А.А. Реан. - СПб.: Дрофа, 2004. - 202с.

.   Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Глобус, 2008. - 402 с.

.   Селиванов, В.И. Избранные психологические труды / В.И. Селиванов. - Рязань, 2008. - 244с.

.   Солсо, Р.Л. Когнитивная психология. / Р.Л. Солсо. - М.: Тривола, 2007. - 266с.

.   Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Владос, 2005. - 422 с.

.   Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева. - М.: Логос, 2009. - 304 с.

.   Шкуренко, Д.А. Общая и медицинская психология. / Д.А. Шкуренко. - СПб.: Феникс, 2006. - 352 с.

.   Эльконин, В.С. Возрастная психология. / В.С. Эльконин. - М.: Наука, 2006. - 432с.

.   Энциклопедия для детей. / Под ред. О.Н. Зинченко. - М.: Литера, 2005. - 456 с.


Приложения

 

Приложение 1

 

Результаты проведения методики Е. Торренса "Неполные фигуры" в экспериментальной группе

И.Ф. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа
 1. Юля К. Колесо (-) портфель (-) дом (-) 4
 2. Илюша Л. Колобок (-) телевизор (-) елка (-) 4
 3. Кристина М. подсолнух (-) подъемн. Кран. (-) Косынка (-) 3
 4. Дима С. будильник (-) телевизор (-) человек (-) 4
 5. Сережа Л. Шарик (-) машина лег. (+) Колокольчик (-) 2
 6. Ира П. будильник (-) дом (-) конверт (-) 4
 7 Влад Г. Мяч (-) телевизор (-) пилотка (-) 4
 8. Оля С. солнце (-) змей (-) елка (-) 3
 9. Слава К. Шар (-) дом (-) пирамидка (-) 4
10. Илюша Ф. гриб (-) окно (-) дом (-) 4
11. Данил М. ромашка (-) часы (-) человек (+) 3
12. Алена С. человек (+) дом (-) елка (-) 3
13. Дима П. солнце (-) телевизор (-) дом (-) 4
14. Вадик К. Яблоко (-) телевизор на тумб. (-) Елка (-) 3
15. Саша З. Солнце (-) картофель (-) дом (-) 4

 

(+) - оригинальное изображение

Получено 3 оригинальных изображений.

 

Результаты проведения методики Е. Торренса "Неполные фигуры"в контрольной группе

И.Ф. ребенкаКругКвадратТреугольникГруппа        
 1. Оля К. Колесо (-) портфель (-) дом (-) 4
 2. Илюша Д. Колобок (-) телевизор (-) елка (-) 4
 3. Вероника М. подсолнух (-) подъемн. Кран. (-) Косынка (-) 3
 4. Дима Х. будильник (-) телевизор (-) человек (-) 4
 5. Сережа Р. Шарик (-) машина лег. (+) Колокольчик (-) 2
 6. Ира Ш. будильник (-) дом (-) конверт (-) 4
 7 Вова Г. Мяч (-) телевизор (-) пилотка (-) 4
 8. Оля С. солнце (-) змей (-) елка (-) 3
 9. Слава Н. Шар (-) дом (-) пирамидка (-) 4
10. Илья П. гриб (-) окно (-) дом (-) 4
11. Дима З. ромашка (-) часы (-) человек (+) 3
12. Алена З. зверь (-) дом (-) елка (-) 3
13. Денис Т. солнце (-) телевизор (-) дом (-) 4
14. Влад К. Яблоко (-) телевизор на тумб. (-) Елка (-) 3
15. Саша А. Солнце (-) картофель (-) дом (-) 4

 

(+) - оригинальное изображение

Получено 2 оригинальных изображений.

 

Бланк N1 (Для методики Е. Торренса)


Приложение 2

 

Методика "Домик"

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного воображения.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

А) неправильно изображенный элемент (1 балл). Если этот элемент неверно изображен во всей детали рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым, не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно, так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл, если же допущены ошибки в обеих его частях, то испытуемый получает 2 балла (за каждую часть по 1 баллу). неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку (неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе);

Б) замена одного элемента другим (1 балл);

В) отсутствие элемента (1 балл);

Г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);

Д) сильный перекос рисунка (1 балл).

За хорошее выполнение рисунка выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.


Приложение 3

 

Тест: "Лишний предмет" направлен на оценку образно-логического мышления. На рисунках изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,

Психолог показывает ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один является лишним. Ребенка просят определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. После этого следует предложить ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.


Приложение 4

 

Результаты проведения методики Е. Торренса "Неполные фигуры" в экспериментальной группе

И.Ф. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа
 1. Юля К. Утенок (+) Книга (-) Ваза с цвет. (-) 2
 2. Илюша Л. Новог. игрушка (-) Портфель (-) Треугольник (-) 4
 3. Кристина М. Самовар (+) Окно (-) Гиря (+) 2
 4. Дима С. Бабушка (+) Скворечник (-) Гриб (-) 2
 5. Сережа Л. Часы (-) Сумка (-) Зонт (+) 3
 6. Ира П. Петух (-) Кастрюля (-) Колпак (-) 3
 7 Влад Г. Царевна (+) Торт (-) Флажок (-) 3
 8. Оля С. Снеговик (-) Телевизор (-) Стрела (-) 3
 9. Слава К. Аквариум (-) Картина (-) Компас (+) 3
10. Илюша Ф. Чайник (-) Клетка с попуг. (+) Ракета (+) 2
11. Данил М. Ежик (+) Робот (-) Карандаш (=) 2
12. Алена С. Барабан (-) Машина (-) Пчела (+) 2
13. Дима П. Цветок (+) Стол с вазой (+) Конфета (-) 1
14. Вадик К. Телефон (-) Дом (-) Дом (-) 3
15. Саша З. Звезда (-) Салфетка (-) Буратино (-) 2

 

(+) - оригинальное изображение

Получено 12 оригинальных изображений.

 

Результаты проведения методики Е. Торренса "Неполные фигуры"в контрольной группе

И.Ф. ребенка Круг Квадрат Треугольник Группа
 1. Оля К. Колесо (-) портфель (-) дом (-) 4
 2. Илюша Д. Колобок (-) телевизор (-) елка (-) 4
 3. Вероника М. подсолнух (-) подъемн. Кран. (-) Косынка (-) 3
 4. Дима Х. будильник (-) телевизор (-) человек (-) 4
 5. Сережа Р. Шарик (-) машина лег. (+) Колокольчик (-) 2
 6. Ира Ш. будильник (-) дом (-) конверт (-) 4
 7 Вова Г. Мяч (-) телевизор (-) пилотка (-) 4
 8. Оля С. солнце (-) змей (-) елка (-) 3
 9. Слава Н. Шар (-) дом (-) пирамидка (-) 4
10. Илья П. гриб (-) окно (-) дом (-) 4
11. Дима З. ромашка (-) часы (-) человек (+) 3
12. Алена З. зверь (-) дом (-) елка (-) 3
13. Денис Т. солнце (-) телевизор (-) дом (-) 4
14. Влад К. Яблоко (-) телевизор на тумб. (-) Елка (-) 3
15. Саша А. Солнце (-) картофель (-) дом (-) 4

 

(+) - оригинальное изображение

Получено 2 оригинальных изображений.

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Особенности воображения в дошкольном возрасте

1.1 Определение и сущность воображения

1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов

1.3 Особенности воображения у детей дошкольного возраста

Глава 2. Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Актуальность. В современный период развития общества существует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, сниж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.113.193 (0.213 с.)