Состояние рынка швейных изделий в республике Беларусь на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние рынка швейных изделий в республике Беларусь на современном этапе



Легкая промышленность является одной из важнейших отраслей по производству потребительских товаров в промышленном комплексе Республики Беларусь, поэтому разработка направлений ее развития имеет большое значение для повышения эффективности работы не только этой отрасли, но и народного хозяйства в целом.

В составе легкой промышленности Беларуси самой крупной по объему выпускаемой продукции является текстильная промышленность, объединяющая производство всех видов тканей, трикотажных, войлочных и других изделий на основе волокнистого сырья.

Вторая по значению в этой сфере подотрасль - швейная промышленность (свыше 250 предприятий и производств). Крупнейшими предприятиями являются швейные фабрики: ОАО «Коминтерн» в Гомеле, «Знамя индустриализации» в Витебске, СП ЗАО «Милавица» и ОАО «Прогресс» в Минске, ЗАО «Веснянка» в Могилеве и др. Их основная специализация - пошив мужских и женских костюмов, пальто, детской одежды, белья, головных уборов, меховых изделий. Часть продукции швейных предприятий республики направляется на экспорт не только в страны СНГ, но и в Великобританию, Данию, Польшу, США, Нидерланды, Чехию. На территории страны успешно работают такие совместные предприятия швейной промышленности, как «Джерси» в Бресте, «Гартен» и Барановичах и др.

Основные направления ассортиментной политики в производстве швейных изделий: расширение ассортимента женской и мужской одежды за счет создания эксклюзивных моделей различных видов ассортимента класса „Люкс”, крупноразмерной женской одежды, организация производства одежды для беременных, обеспечение выпуска одежды для отдыха из натуральных тканей; развитие ассортимента детской одежды (нарядной одежды для девочек, комплектная одежда для новорожденных из хлопчатобумажных трикотажных полотен, а также трикотажных полотен в сочетании с текстильными материалами в подарочной упаковке и др.). Будет организовано производство одежды из кожи и натурального меха. Проводимая работа по расширению ассортимента выпускаемой продукции позволит расширить взаимодействие с торговыми организациями всех форм собственности, увеличить объемы продаж отечественных товаров легкой промышленности на внутреннем рынке. Необходимо отметить, что продажи товаров легкой промышленности занимают достаточно значимый удельный вес в реализации непродовольственных товаров на внутреннем рынке республики.

Реализация отечественных товаров легкой промышленности на внутреннем рынке осуществляется через торговые организации республики, в том числе подчиненные Министерству торговли Республики Беларусь, Республиканскому союзу потребительских обществ, в объектах фирменной торговли отечественных производителей, иными субъектами хозяйствования, в том числе субъектами малого предпринимательства.

За период 2006-2010 г.г. обеспечен рост объемов поставок продукции по всем основным товарным позициям.

В период 2011-2015гг. ожидается дальнейшее планомерное увеличение объемов поставки отечественных товаров легкой промышленности на внутренний рынок республики, прогнозируемый темп роста объема поставок к 2015 г. ожидается в пределах до 150 процентов к уровню 2010 г.

Организации отрасли уделяют большое внимание организации производства импортозамещающих потребительских товаров. При разработке импортозамещающих потребительских товаров предприятия отрасли руководствуются информацией Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства иностранных дел Республики Беларусь о товарах, недостающих на рынке республики (в т.ч. потребительских импортозамещающих товаров).

Планируется по отношению к 2010 году в 2015 году обеспечить рост объемов производства и поставки импортозамещающих потребительских товаров на уровне 130 - 145 процентов, в 2020 году - до 200 процентов.

Насыщение потребительского рынка республики отечественными товарами легкой промышленности будет обеспечиваться за счет расширения сотрудничества отечественных производителей товаров легкой промышленности с оптовыми и розничными торговыми организациями республики всех форм собственности, и развития фирменной торговли отечественных производителей товаров легкой промышленности.

Взаимодействие с оптовыми организациями республики, а также обеспечение эффективного товароснабжения потребителей на территории республики, позволит отечественным производителям товаров легкой промышленности расширить возможности по реализации продукции. Развитие розничной фирменной торговой сети будет обеспечиваться, как за счет открытия как монобрендовых магазинов, так и магазинов представляющих ассортимент нескольких производителей товаров определенной номенклатуры либо сопутствующих товаров, открытие фирменных секций на торговых площадях магазинов иных собственников, применения франчайзинговой модели развития торговой сети. При этом, основная доля в развитии фирменной торговой сети по реализации товаров легкой промышленности принадлежит организациям концерна „Беллегпром”. В настоящее время на территории республики функционируют более 350 фирменных и ведомственных магазинов предприятий, входящих в состав концерна „Беллегпром”. Также, рядом предприятий отрасли созданы отдельные торговые организации, осуществляющие реализацию производимой продукции на внутреннем рынке республики (СП ЗАО „Милавица” и др.). С учетом развития фирменной торговой сети таких производителей, за период 2006-2010 гг. обеспечен рост в 1,5 раза количества объектов фирменной торговли.

Несмотря на то, что рядом организаций сеть фирменной торговли на внутреннем рынке республики уже организована, в период 2011-2015гг. ожидается дальнейший рост (ориентировочно в 1,2 раза) числа объектов фирменной и ведомственной торговли отечественных производителей товаров легкой промышленности, в том числе входящих в состав организаций концерна „Беллегпром”.

Развитие сети фирменной торговли на территории республики дает возможность производителям добиваться значительного увеличения объемов реализации производимой продукции на внутреннем рынке. Так, за 2006-2010 гг. темп роста объемов поставки в фирменную торговую сеть организаций концерна „Беллегпром” швейных изделий составил 311,9%.

Розничный товарооборот фирменной торговли входящих в состав концерна „Беллегпром” организаций в период 2006-2010 гг. составил:

2006г. - 148 млрд. руб. или 113,8 процентов к уровню предыдущего года;

2007г. - 176,8 млрд.руб. или 112,0 процентов к уровню предыдущего года;

2008г. - 243,6 млрд.руб. или 122,9 процентов к уровню предыдущего года;

2009г. - 288,7 млрд.руб. или 106,5 процентов к уровню предыдущего года;

2010г. - 385,0 млрд.руб. или 122,9 процентов к уровню предыдущего года.

Наряду с магазинными формами торговли товарами легкой промышленности, предполагается дальнейшее развитие и других форм. Достаточно широкое распространение при реализации товаров легкой промышленности получит дистанционная торговля, в том числе через Интернет-магазины, а также с предоставлением возможности заключения договора розничной купли-продажи иными способами (телемагазины, по каталогам, почте и др.).

В целях увеличения продаж будет расширяться применение, в том числе совместно с торговыми организациями республики, таких мер стимулирования потребительского спроса, как проведения ярмарок, выставок-продаж, расширенных продаж, сезонных и праздничных распродаж, дисконтных продаж, школьных базаров, и иных форм. В период с 2005г. по 2009г. наблюдается рост экспорта основных товарных позиций продукции белорусской легкой промышленности. Удельный вес экспорта предприятий концерна „Беллегпром” в общем объеме экспорта продукции швейных изделий за 2009 г. составил 66,3 процента. В 2010г. экспорт предприятий концерна „Беллегпром” вырос по сравнению с фактически достигнутым объемом экспорта в 2005г. на 116,6 млн. долларов США или на 23,1 процента. Среднегодовой прирост экспорта составил 23,3 млн. долларов США. При этом основными экспортными партнерами предприятий концерна являются страны СНГ, на долю которых приходится более 85 процентов всех экспортных поставок. В страны Европы поставляется около 13 процентов продукции. На страны Азии и Америки приходится немногим более 2 процента в общем объеме экспорта концерна „Беллегпром”. Экспортные поставки предприятий концерна „Беллегпром” за 2008 - 2010 гг. отражены на рис. 1.

В условиях усиливающейся конкуренции со стороны стран Юго- Восточной Азии белорусские предприятия легкой промышленности пытаются сохранить существующие рынки сбыта и выйти на новые. Негативное влияние на уровень продаж в странах Латинской Америки, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки оказывает высокая составляющая стоимости транспортировки грузов в цене изделий, а также конкуренция со стороны местных производителей аналогичной продукции, где уровень оплаты труда в несколько раз ниже, чем в Республике Беларусь. Развитие экспорта товаров легкой промышленности проблематично из-за климатических, этнических и культурных особенностей регионов. Налаживанию двустороннего сотрудничества препятствует также нестабильная экономическая ситуация во многих указанных странах, отсутствие гарантий в отношении выполнения обязательств по контрактам.

Удержать традиционные рынки сбыта можно только путем снижения издержек производства и, как следствие, себестоимости продукции при высоком уровне качества за счет технического перевооружения предприятий и применения новых технологий. При рассмотрении перспектив развития легкой промышленности Республики Беларусь особое внимание привлекает рынок Европейского Союза. С 2010 года Комиссией Европейского Союза введены автономные квоты на импорт белорусского текстиля в ЕС по номенклатуре и в объеме 2009 года. Наличие квот на белорусскую продукцию не является ограничительной мерой при осуществлении поставок в страны ЕС, но вместе с тем не способствует формированию позитивного имиджа белорусских производителей товаров легкой промышленности. Также, на экспорт в страны ЕС оказывает негативное влияние отмена Обобщенной системы преференций для Республики Беларусь, которая повлекла увеличение ввозных таможенных пошлин на 1,6 - 3,5% на одежду. Особенностью белорусского экспорта продукции в страны ЕС является тот факт, что готовая швейная продукция собственного производства отгружается на рынки в незначительных объемах по сравнению с экспортом давальческих изделий. В перспективе планируется снижение поставок давальческих товаров и наращивание экспорта продукции собственного производства.

Подводя итоги по разделу мы пришли к выводу, что основная доля в развитии фирменной торговой сети по реализации товаров легкой промышленности принадлежит организациям концерна „Беллегпром”. В настоящее время на территории республики функционируют более 350 фирменных и ведомственных магазинов предприятий, входящих в состав концерна „Беллегпром”. За 2006-2010 гг. темп роста объемов поставки в фирменную торговую сеть организаций концерна „Беллегпром” швейных изделий составил 311,9%.

Удельный вес экспорта предприятий концерна „Беллегпром” в общем объеме экспорта продукции швейных изделий за 2009 г. составил 66,3 %. В 2010г. экспорт предприятий концерна „Беллегпром” вырос по сравнению с фактически достигнутым объемом экспорта в 2005г. на 116,6 млн. долларов США или на 23,1 %. Среднегодовой прирост экспорта составил 23,3 млн. долларов США.

При этом основными экспортными партнерами предприятий концерна являются страны СНГ.

 

Рис. 1 Экспортные поставки предприятий концерна „Беллегпром”

 

Таблица 1.1 Розничный товарооборот фирменной торговли входящих в состав концерна «Беллегпром» организаций в период 2006-2010 гг.

  2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Товарооборот (млрд. руб.) 148 176,8 243,6 288,7 385
% к уровню предыдущего года 113,8 % 112,0 % 122,9 % 106,5 % 122,9 %

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.198 (0.016 с.)