Перспективы агропромышленного комплекса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы агропромышленного комплекса



Последние годы были для России переломными. Россия, после 18 лет переговоров, наконец, вступила в ВТО. Развитие РФ уже идет по другому руслу.

В ходе этой продолжительной подготовки, Россия уже связала себя обязательствами. В частности, существенно снизила таможенные тарифы. Средневзвешенный импортный тариф у нас уже почти на уровне развитых стран - 10% (у них он составляет в среднем 5%). У стран же, схожих с нами по уровню развития (Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Китая, Турции, Таиланда) - 20- 30%. Нового резкого скачка на рынке не ожидается: лишь к 2020 г. импортный тариф должен быть снижен до 7,8%.

До 2020 г. у новичка России новые условия. «Для нас завершение переговоров это не финиш, а старт, - заявляет министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. - Наша работа будет направлена как на укрепление уже существующих правил торговли, так и на выработку ее новых принципов».

Что касается отношения к сельскому хозяйству, то ожидается, что в первые три года подешевеют импортная техника и продукты. Самый длинный переходный период (8 лет) - для мяса птицы - государство будет сдерживать обвал цен на продукты специально.

«Если почувствуем, что захлебываемся в импорте, вмешаемся, у нас есть это право и специальные защитные механизмы», - обещает Максим Медведков, глава российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО, директор департамента торговых переговоров минэкономразвития и торговли РФ.

Присоединение России к ВТО, с точки зрения расширения экспортных возможностей для отечественного зерна и обеспечения равного доступа отечественных сельхозпроизводителей на международные продовольственные рынки, становится неплохим мотивиратором. Но, однако, принятые РФ обязательства по снижению вывозных пошлин на ряд сельскохозяйственных культур, среди которых подсолнечник, соя, рапс, служат хорошим подспорьем в наращивании объемов их производства.

В целом, вступление России во Всемирную торговую организацию должно сохранить стимулы для развития отечественного сельскохозяйственного производства. Но это в значительной степени зависит от того, насколько умело и правильно мы распределим средства, выделяемые на различные программы поддержки АПК.

Следует выделить основные последствия для АПК России от присоединения к ВТО: расширение экспортных возможностей для отечественного зерна; снижение вывозных пошлин на ряд с/х культур; возможное снижение производства в животноводстве и птицеводстве; новые механизмы господдержки. Вот как выглядит сейчас поддержка сельского хозяйства в рамках ВТО на период до 2010 г. - таблица 2.

 

Таблица 2 - Поддержка в рамках ВТО, млрд.USD

 

годы

  2013 2014 2015 2016 2017 2018
Обязательства по «желтой корзине» 9 8,1 7,2 6,3 5,4 4,4

 

Из таблицы 2 следует, что поддержка, вернее ее сумма определяется от того, когда определяются обязательства.

При фактически заложенных параметрах производство зерна к 2020 г. должно вырасти до 115 млн. тонн, а экспорт составит 30 млн. тонн. Естественно то, что вступление в ВТО ставит в непростое положение потребителей российского зерна - отечественных животноводов и птицеводов в особенности. Тем более что снижение государственной поддержки растениеводства может повлечь за собой уменьшение производства зерна.

С присоединением России к ВТО меняются и механизмы господдержки отрасли АПК. Новая программа предусматривает новый вид господдержки для зернопроизводителей - субсидии на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей - механизм, позволяющий в рамках «зеленой корзины» оказывать поддержку отрасли в неограниченных требованиями ВТО размерах.

Но при заложенных в программу параметрах финансирования из федерального бюджета, а это 15,2 млрд. руб. в 2013 г., субсидия составит около 230 руб/га, а с учетом региональной составляющей - около 300 руб/га при обязательном условии страхования посевов, что однозначно повлечет для сельхозтоваропроизводителей дополнительные расходы. Важно, чтобы при новых направлениях не произошло в целом сокращения объемов государственной поддержки растениеводства.

В настоящее время отсутствуют объективные предпосылки для введения запрета на экспорт зерна. Основными крупными странами-потребителями российского зерна по-прежнему являются Египет (отгружено 1,4 млн. тонн пшеницы), Турция (1,4 млн. тонн пшеницы), Иран (0,6 млн. тонн пшеницы), Саудовская Аравия (0,5 млн. тонн ячменя). Всего на 10 октября 2012 г. объем экспорта отечественного зерна составил 8,1 млн. тонн.

Что касается темпов экспорта зерна, произошло некоторое снижения. В октябре, по нашим прогнозам, объем экспорта составил менее 3 млн. тонн. Основной причиной этого явились высокие цены на российское зерно на внутреннем рынке и переориентация экспортных поставок на внутрироссийские. Баланс ресурсов использования зерна на 2012/2013 гг. - таблица 3.

 


Таблица 3 - Баланс ресурсов и использования зерна на 2012/13 гг., млн. тонн

  Урожай
Запасы на начало года 16,8
Производство 70,3
Импорт 3
Всего ресурсы 90,1
Внутреннее потребление 68,5
Экспорт 12
Всего использование 80,5
Запасы на конец года 9,6

Непростая ситуация сложилась на мировом рынке зерна из-за снижения его производства в некоторых странах-производителей. Все это неминуемо привело к росту мировых цен, которые в течение года будут сохранять динамику повышения. Несомненно, рост цен на зерно следует ожидать и на внутреннем рынке. Однако это не должно сказаться на существенном повышении цен на хлеб, мясо и другие продукты питания.

Анализ причин снижения урожая показывает, что зачастую это не только и не столько влияние погодных катаклизмов, сколько различных экономических факторов. За последние 4 года резко вырос уровень закредитованности подавляющего большинства зернопроизводителей страны. Острая нехватка оборотных средств вынуждает хозяйства реализовать продукцию по ценам ниже себестоимости. Так, свидетельством растущей закредитованности сельхозпредприятий является то обстоятельство, что к середине 2012 г. в бюджетах многих регионов был исчерпан годовой лимит средств, предназначенных для субсидирования ставок по банковским кредитам для производителей. Полностью освоен объём средств, предназначенных для этой цели в федеральном бюджете.

В июле 2012 г. Правительством России была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. - своего рода устав, по которому будет работать АПК в течение ближайших 8 лет.

Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости производства для АПК, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В качестве значимых тенденций в прогнозном периоде будут такие как:

- увеличение инвестиций на повышение плодородия и развития мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

-   преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

    ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения;

    экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении уровней её основных индикаторов, а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам и федеральным целевым программам, включенным в Государственную программу.

В части основных показателей Государственной программы прогнозируются:

- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. - 142,8% (к 2009 г. - 126,7%), в том числе продукции растениеводства - 165,6% (к 2009 г. - 126,2%), продукции животноводства - 124,5% (к 2009 г. - 125,7%);

-   индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2020 г. к 2009 г. - 1,6 раза;

    индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2010 г. - 2,3 раза;

    уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020г. - до 25%;

    достижение соотношения уровней заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны к 2020 г. до 95%;

    индекс производительности труда в хозяйствах в 2020 г. к 2010 г. - 1,7 раза.

Кроме того, по материалам Программы, в растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.

Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 4,3-5,0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.

Также, возрастут ресурсы для экспорта сельскохпродукции и продовольствия. Кроме зерна и продуктов его переработки, на внешний рынок страна может выйти с такими продуктами как сахар, растительное масло, сухое молоко, мясо птицы и свиней.

Для достижения этих целей в Государственной программе предусматривается решение следующих задач: стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака; осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и опасных животных; поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка; повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; поддержка малых форм хозяйствования; обеспечение функций управления в сфере реализации программы, совершенствование системы информационного обеспечения АПК; обеспечение реализации мероприятий государственной программы; повышение уровня рентабельности для обеспечения устойчивого развития; стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития АПК; создание условий для сохранения плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель; развитие мелиорации земель; диверсификация сельской экономики, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.

В результате реализации программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству основных показателей Доктрины продовольственной безопасности российской Федерации. В результате удельный вес отечественной продукции в общих ресурсах составит: зерна - 99,8%, сахара - 91,2%, растительного масла - 82,8%, картофеля - 99,7%, мяса и мясопродуктов - 88,9%, молока и молокопродуктов - 85,3%.

Производство скота и птицы (в живом весе) к 2020 г. возрастет по сравнению с 2010 г. до 14,1 млн т, или на 34,3%, молока - до 36 млн т, или на 13,2%. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения состава.

Производительность труда повысится по отношению к ее уровню в 2010 г. в 1,7 раза, что будет способствовать росту среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве до 45 тыс. руб., или до 95% среднего ее уровня по экономике страны.

Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 8,8%, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 25%.

Все это позволит существенно повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

Итак, резюмируя, следует обобщить полученные в ходе исследования результаты.

Анализ перспектив развития АПК показал, что ухудшение его связано как с влиянием погодных катаклизмов, так и различных экономических факторов. За последние несколько лет вырос уровень закредитованности подавляющего большинства зернопроизводителей.

В 2012 г. банки снизили кредитование посевной примерно на 35%, что привело к снижению качества агротехнических мероприятий - сокращению объемов внесения удобрений, снижению доли использования районированных семян высоких репродукций. И это на фоне негативных природных явлений, тем более засухи, привело к снижению урожайности и росту цен на зерно во многих регионах страны.

Разработка новой Государственной программы на период до 2020 г. позволит обеспечить продовольственную независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации; повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК; обеспечить финансовую устойчивость товаропроизводителей; повысить эффективность использования земельных ресурсов; повысить устойчивость развития территорий.


Заключение

 

Итак, рассмотрение темы основ государственного регулирования АПК в России, является достаточно интересной и актуальной сегодня. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

АПК - крупнейший российский межотраслевой комплекс, объединяющий в себе десять отраслей экономики, направленный на получение и переработку сельскохозяйственного сырья. Агропромышленный комплекс затрагивает интересы практически всего населения РФ, являясь самым крупным из базовых комплексов в экономике страны.

Однако, низкая доля сельхозмашиностроения в ВВП России - уже показатель того, что отрасль располагает большим потенциалом роста. Именно сельхозмашиностроение может придать агропромышленному комплексу России импульс развития и для этого есть следующие предпосылки. Главным преимуществом российской сельхозтехники остается низкая стоимость владения. С ростом технологичности, развитием модельного ряда в некоторых сегментах цена приближается к уровню зарубежных конкурентов

Производство продукции растениеводства в последний отчетный год сократилось на 15%, в то же время выпуск продукции животноводства увеличился на 4,3%. Снижение показателя вызвано в первую очередь тяжелыми климатическими условиями во время всего аграрного сезона 2012 года в большинстве российских регионов.

Замедление темпов в 2012 г. связано, во-первых, с высокими темпами прироста производства отдельных видов сельхозпродукции при сложившихся благоприятных погодных условиях в 2011 г., а во-вторых, с возможным сокращением посевных площадей подсолнечника и сахарной свеклы.

Однако, пищевая промышленность сохраняет лидирующее положение, занимая долю в 11,5% и, наравне с металлургическим производством и топливной промышленностью, являясь лидером по производству продовольственных продуктов.

Значение сельского хозяйства для экономики России в том, что оно играет особую роль в финансовой системе государства - этот товар имеет наибольшую оборачиваемость, что обеспечивает стабильный финансовый поток. И, кроме того, АПК является крупным потребителем промышленной продукции, т.е. различных средств производства, поэтому от уровня его развития зависит экономика предприятий. Кроме того, расширение масштабов производства на предприятиях АПК увеличивает общую инфраструктуру, привлекая общий капитал и развивая общую инфраструктуру.

Государственное регулирование в АПК представляет собой процесс прямого или косвенного воздействия государства на распределение ресурсов и формирование производственных пропорций в целях стабилизации и обеспечения его устойчивого развития. Государство здесь вступает как глава в общественных отношениях, а также субъект рыночных отношений.

Принципы государственного регулирования находят проявление в конкретных методах, направлениях и инструментах достижения поставленных целей. Финансово-кредитное регулирование АПК сейчас является одним из главных звеньев государственного экономического регулирования АПК. Его назначение - распределение и использование финансовых и кредитных ресурсов национальной экономики.

Государственная поддержка АПК предполагает поддержку и эффективное использование средств государственной помощи. Государству нужно создавать новые условия для становления, а также устойчивого поддержания паритета цен на сельскохозяйственные товары и промышленные средства производства для села, на средства для фондообразующих отраслей АПК, продукцию этих отраслей, на продукцию растениеводства и животноводства. Кроме того, в государственных гарантиях нуждается реализация основных видов продовольственных товаров, поступающих в ценах ниже установленных, финансирование устойчивого воспроизводства и плодородия почв.

Общий анализ перспектив развития АПК показал, что ухудшение его связано как с влиянием погодных катаклизмов, так и различных экономических факторов. За последние несколько лет вырос уровень закредитованности зернопроизводителей. В 2012 г. банки снизили кредитование посевной примерно на 35%, что привело к снижению качества агротехнических мероприятий - сокращению объемов внесения удобрений, снижению доли использования районированных семян высоких репродукций. И это на фоне негативных природных явлений, тем более засухи, привело к снижению урожайности и росту цен на зерно во многих регионах страны.

Итак, в ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:

1. Рассмотрен агропромышленный комплекс как крупнейший межотраслевой комплекс России;

2. Проанализировано регулирование АПК в России;

.   Рассмотрены перспективы агропромышленного комплекса

Итак, следует отметить, что АПК Российской Федерации являет собой важное звено экономики, которое требует постоянной поддержки и регулирования со стороны государства.


Список использованной литературы

 

1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве».

.   Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 1-1-ФХ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

.   Распоряжение Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 2071-р об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

5. Адуков Р. Х. Сборник материалов Международной научно-практической конференции “Аграрные доктрины 20-го столетия: уроки на будущее”. [Электронный ресурс] URL: http://www.adukov.ru/.

.   Басовский Л.Е. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Басовский Е.Л., Басовская Е.Н.; - М.: ИНФРА-М. - 2006. - 366 с.

.   Добрынин В.А. Экономика сельского хозяйства: учеб. для вузов / В.А. Добрынин. - М.: Колос. - 2006.- 325 с.

.   Грубый В.А. Экономика, организация и управление сельскохозяйственным производством: учебное пособие / В.А. Грубый. - М.: РУДН. - 2006. - 260 с.

.   Зайцева Ю.А. Осуществление приоритетных направлений инновационного развития в агропромышленном комплексе. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2012 [Электронный ресурс]. URL: ttp://ekonomika.snauka.ru.

10. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства: курс лекций / Н.Я. Коваленко. - М.: Тандем. - 2007. - 512 с.

.   Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Кошевая И.П. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М. - 2007. - 288 с.

.   Леонтьев В.В.. Межотраслевая экономика. - М.: Экономика. - 2007. - 312 с.

.   Минаков И.А. Экономика сельскохозяйственного предприятия: / Минаков И.А. - М.: Инфра-М. - 2007. - 300 с.

.   Николайкин Н.И. Экология: учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова; - Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Дрофа. - 2006. - 624 с.

.   Петренко И. А. Экономика сельского хозяйства: учебное пособие / Петренко И.А., Чуженков П.И. - Алма-Ата: Койнар. - 2007. - 420 с.

.   Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: учебник / Н.А. Попов; под ред. Н. А. Попова, - М.: Дело и Сервис. - 2006. - 368 с.

.   Родионова И.А. Экономическая география. - М.: Экзамен. - 2003. - 672 с.

.   Родионов Г.В. Технология производства и переработки животноводческой продукции: Учеб. пособие / Табакова Л.П., Табаков Г.П. - М.: КолосС. - 2006. - 512 с.

.   Офицальный сайт Министерства сельского хозяйства [Электронный ресурс] URL: <http://mcx.ru/>.

.   «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» // Интернет-Портал Правительства РФ. [Электронный ресурс] URL: http://government.ru.

.   Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года. Ю.Ф. Лачуга и др.; - М.: ФГНУ Росинформагротех. - 2009. - 300 с.

.   Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 559-Р).

.   Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.Л. Хотунцев. - М.: Академия. - 2007. - 480 с.

.   Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицина, И.Н. Чуев; - Изд.4-е перераб. и доп. - М.: Дашков и К°. - 2006.- 352 с.

.   Шакиров, Ф. К. Организация сельскохозяйственного производства: учебник /Ф.К. Шакирова; под ред. Ф.К. Шакирова. - М.: Колос. - 2006. - 389 c.

.   Шакиров, Ф.К. Организация сельскохозяйственного производства. - М.: ИКЦ «ДИС», - 2006. - 528 с.

.   Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений \\ под ред. С.Б. Бернгольц. - М: Финансы и статистика. - 2006. - 234 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

 

Таблица А.1 - Сравнение основных показателей российской и импортной техники

  Показатель Российская техника Импортная техника
Тракторы Мощность двигателя, л.с. 30-420 80-670
  Количество моделей, шт около 30 681 (Европейский рынок)
  Экологический стандарт двигателя Евро 2-3 Евро 3-4
  Агрегатируемость любая прицепная техника производства России и СНГ зарубежная техника, не все виды российской
  Стоимость владения, оценка 60-70% 100%
Комбайны Мощность двигателя, л.с. <500 <820
  Количество моделей, шт 23 147
  Классы по производительности 3,4,5,6,7 3,4,5,6,7
  МСУ классические, роторные, классические с роторным сепаратором классические, роторные, классические с роторным сепаратором, гибридные
  Емкость бункера, куб.м <10,5 <12
  Ширина жатки, м <9 <12, бывают 18
  Убираемые культуры пшеница, рапс, соя, кукуруза, подсолнечник, рис, хлопок, лен, картофель, свекла пшеница, рапс, соя, кукуруза, подсолнечник, рис, хлопок, лен, свекла, картофель, виноград, орехи, морковь, лук, чеснок, овощи
  Ширина кукурузных адаптеров, рядков <9 <24
  Стоимость владения 65-70% 100%
Почвооб работка Ширина захвата, м <12 <15
  Рабочая скорость, км/ч <16 <18
  Качество обработки 100% 100%
Сеялки точного высева Ширина захвата, рядков (м) <16 (11) <48(36)
  Емкость бункера, куб.м <3 <8
  Рабочая скорость, км/ч <12 <15
Посевные комплексы Ширина захвата, м <16 <18
  Емкость бункера, куб.м <9 <15
  Рабочая скорость, км/ч <15 <18

Надежность работы

40-70% (наработка на отказ ниже) 100%

Комплектующие

многие комплектующие не производятся; не производятся современные трансмиссии (Powershift, CVT) и мосты для мощных тракторов и комбайнов; практически не производится электроника и системы GPS для самоходной и прицепной с.х. техники; не производится вся необходимая гамма шин за пределами России производятся практически все необходимые комплектующие, включая системы GPS и электроники

География продаж

ориентация на рынок России и СНГ ориентация на мировой рынок

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.073 с.)