Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание методик, результаты и их обсуждение
Целью нашей дипломной работы является исследование особенностей протекания кризиса юности в студенческом возрасте. Объект: кризис юношеского возраста. Предмет: критическая фаза кризиса в студенческом возрасте. Задачи исследования: · анализ концепций возрастных кризисов и построение на их основе теоретической модели протекания кризиса юности; · проведение интервью с выпускниками психолого-педагогического и биологического факультетов, анализ учебных планов специальностей для сравнения образовательных условий; · диагностика отношения к учебе, отношения к будущей профессии, смысложизненных ориентаций у студентов старших и младших курсов. Была сформулирована следующая гипотеза: Критическая фаза кризиса юности характеризуется переживаниями по поводу неготовности к профессиональной деятельности, неуверенностью в себе, снижением интереса к учебной деятельности. Выделились следующие частные гипотезы: 1. Кризис более остро протекает в тех ситуациях, когда будущая профессия является исторически не сложившейся (т.е. содержание деятельности профессионала, ожидания относительно его еще не определились). . Положительное отношение к будущей профессии, уверенность в себе связаны с тем, что в рамках учебного процесса создаются условия для освоения основных профессиональных умений и навыков. В исследовании приняло участие 80 студентов КГУ (40 человек с ППФ 1-2 курсы - 20 человек и 4-5 курсы - 20 человек, 40 человек с биологического факультета 1-2 курсы - 20 человек и 4-5 курсы - 20 человек). На первом этапе исследования было проведено интервью с выпускниками психолого-педагогического и биологического факультетов и анализ учебных планов этих факультетов. Мы получили следующие данные: выпускники психологи утверждают, что на момент окончания вуза образ будущей профессии был не ясен, не представлен. «Работать психологом нас не учили, учили книжки читать и думать». Используется психологическая диагностика и знания о конфликтах и конфликтной компетентности. Опыта работы на выходе не было. (30% практики). Выпускники биологи точно знали, на момент окончания вуза, в чем состоит содержание профессиональной деятельности. Говорили о том, что у них было достаточно практики, и в университете занимались именно тем, чем занимаются люди их специальности. Выпускники биологи с уверенностью сказали, что они выходят из университета уже с опытом работы.(70% практики).
Анализ учебных планов показал, что общее количество часов практики на биологическом и психолого-педагогическом факультетах практически одинаково, на биологическом - 30 недель, на ППФ - 25 недель. Тем не менее, на биологическом факультете существуют такие занятия, как большой практикум. Он проходит каждую неделю и составляет 384 часа. На этом большом практикуме студенты занимаются самостоятельной работой и получают, по словам преподавателей, реальные практические знания, умения и навыки На втором этапе исследования были проведены две методики: «незаконченные предложения» и тест «Смысложизненных ориентаций». Описание методики «незаконченные предложения». Респонденту предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из нескольких слов, с тем, чтобы он их завершил по своему усмотрению. Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать респондента на ответы по исследуемой проблеме. По оценке зарубежных специалистов, валидность и надежность этой методики достаточно высоки (Р. Ватсон, 1978).[3] Целью проведения этой методики является выявление симптоматики кризиса на разных этапах его протекания (через отношение студентов к учебному процессу, своему будущему, переживания по поводу готовности к профессиональной деятельности). Исходя из цели исследования и его теоретических оснований, мы составили список незаконченных предложений. (приложение №2) После пилотажного проведения, с помощью экспертов нами были выделены следующие категории для контент-анализа: · Отношение к учебе: 1. Эмоциональное отношение к обучению (положительное отношение к процессу обучения / отрицательное отношение к процессу обучения). К этой группе были отнесены следующие высказывания: Сейчас, в моем обучении мне больше всего нравится … занятия по психологии личности (гр. П - 21); - Сейчас, в моем обучении мне больше всего нравится … свободный график, интересные предметы, возможность научной работы (гр.ПС-44) - Сейчас, в моем обучении мне больше всего нравится … получать знания, посещать практикумы по аналитической химии и зоологии, общение с одногруппниками. (Б-11).
Сейчас, в моем обучении мне больше всего нравится … предметы, которые мы проходим. (Б-43). 2. Актуальность (значимость) учебного процесса (волнения по поводу экзаменов, сессии, курсовых, посещения занятий, дополнительные занятия по определенному предмету). К этой группе были отнесены следующие высказывания: - Сейчас меня больше всего раздражает … задолжности по некоторым предметам (П-11) Главное в моем обучении сейчас … сдать все долги (гр.ПС-44) В настоящее время главной проблемой является … сдать хорошо экзамены (без троек). (Б-11) - Главное в моем обучении сейчас … сдать экзамены и курсовую работу. (Б-43) · Пробы (профессиональные): 1.наличие проб (попытки работы по специальности). К этой группе были отнесены следующие высказывания: - Для понимания будущей профессии больше всего мне помогло общение с … детьми из детского дома в летнем лагере (гр.ПС-44) Сейчас, в моем обучении мне больше всего нравится…практические занятия, на которых происходит общение с природой и познание животных. (Б-11) - Для понимания будущей профессии больше всего мне помогло общение с…практикой (Б-46) 2. Нехватка проб (практических умений, знаний, навыков в профессио нальной деятельности). К этой группе были отнесены следующие высказывания: Помимо обязательных учебных занятий я…хочу побольше практики (Б-44) -Во время обучения в ВУЗе, мне больше всего не хватало…предметов по специальности и применение знаний на практике (гр.ПС-44) -Во время обучения в ВУЗе, мне больше всего не хватало…практических знаний (Б-43) Во время обучения в ВУЗе, мне больше всего не хватало…практики (П-51) · Обращенность в будущее: 1. представленность профессии (представление о профессии, знание о ней). а) принятие профессии К этой группе были отнесены следующие высказывания: Когда я представляю себя в этой профессии…мне хочется внести свой вклад в это дело (Б-44) Когда я представляю себя в этой профессии…думаю о том, сколькому мне еще надо научиться (ПС-44) Когда я представляю себя в этой профессии…я думаю о том, что эта трудная и интересная работа (ПС-44) - Когда я представляю себя в этой профессии…я горжусь тем, чего достигла (Б-43) б) непринятие профессии К этой группе были отнесены следующие высказывания: Когда я представляю себя в этой профессии…мои прогнозы на будущее становятся пессимистичными (ПС-44) Когда я представляю себя в этой профессии…то представляю тяготы и маленькую зарплату (ПС-44) После первых попыток работы по специальности я понял(а)…что в России ни я, ни мои одногруппники, скорее всего, по профессии не устроятся (Б-43) Когда я представляю себя в этой профессии…ничего хорошего не вижу (Б-43) 2. временная перспектива будущего (обращенность в будущее). К этой группе были отнесены следующие высказывания: Сейчас меня больше всего тревожит…кем я буду работать после окончания вуза? (ПС-24) Главное в моем обучении сейчас…стать хорошим специалистом (Б-44) Сейчас меня больше всего тревожит…мое будущее место работы (ПС-44) · Внеучебная деятельность (общение, участие в различных мероприятиях).
-Помимо обязательных учебных занятий я…занимаюсь общественной деятельностью (П-51) - Помимо обязательных учебных занятий я…занимаюсь делами студклуба (Б-43) Помимо обязательных учебных занятий я…хожу в кино, занимаюсь спортом, общаюсь с друзьями и т.д. (ПС-24) Самым главным в университете для меня…является общение (Б-12) Описание теста «СЖО» Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.[16] На основе факторного анализа адаптированной Д.А. Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова), был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь). Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым, согласно данным исследований, осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен - локус контроля жизнь (управляемость жизни), а второй отражает веру в собственную способность осуществить такой Инструкция: “Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0,если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)”. Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале в соответствии с бланком-ключом к тесту. Интерпретация субшкал: . Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. . Процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.
. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько прожитая ее часть была продуктивна и осмысленна. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни. . Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - человек не верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни. . Локус контроля-жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно загадывать что-либо на будущее. Общий показатель осмысленности жизни считается суммированием баллов по всем 5 субшкалам.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.016 с.) |