Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения идентичности и мотивации достижения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения идентичности и мотивации достижения



Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

  Теоретико-методологические основы изучения идентичности

Психоаналитическая парадигма исследования идентичности

Исследование идентичности в рамках символического интеракционизма

Исследование идентичности в когнитивно ориентированной психологии

Исследование идентичности в отечественной психологии

Временные аспекты Я-концепции и идентичности. Проспективная идентичность

Психологические подходы к изучению мотивации достижения

Проблема мотивации в психологии

1.2.2 Понятия мотивации достижения успехов и избегания неудач

Поведенческие особенности людей, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач

. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСПЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

Организация и проведение исследования

Описание психодиагностического инструментария

Представление результатов, их анализ и интерпретация

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

Сегодня характерная для культуры постмодернизма идея незавершенности, «открытости» личности ведет к выделению потенциальности как отличительной черты человеческого вообще, ставя задачу изучения не только актуального, но и возможного бытия.

В контексте разработки проблематики «возможного» начаты исследования проспективной идентичности. Проблема идентичности является одной из наиболее обсуждаемых в науках о человеке.

Сама идея включения в анализ «Я» - концепции и идентичности временных составляющих не нова. Однако исследования последнего десятилетия не только продолжили и развили ее, но и сделали одной из центральных во всей проблематике, связанной с «Я».

Понятие проспективной идентичности вводится в научный аппарат для исследования проблематики выстраивания человеком себя во времени как некой до конца не осуществленной возможности в условиях многообразной и постоянно меняющейся социокультурной действительности. Проспективная идентичность понимается как один из возможных образов «Я-в-будущем» в социальном окружении. При этом значимыми становятся требования, предъявляемые человеком к самому себе и его представления о самом себе и своем социальном окружении. В этой области решения задач, связанных с разнообразными социальными контекстами и одновременно всерьез затрагивающих сферу Я, сходится множество мотивационных механизмов, как когнитивных, так и динамических, как рациональных, так и иррациональных. При этом важными и определяющими становятся такие виды человеческой мотивации как мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Объектом исследования является проспективная идентичность.

Предметом исследования выступают особенности проспективной идентичности у студентов с различным уровнем мотивации достижения

Цель исследования: выявить особенности проспективной идентичности у студентов с различным уровнем мотивации достижения.

В соответствии с целью работы, нами были выделены следующие задачи:

1)  проанализировать подходы к пониманию идентичности в зарубежной и отечественной психологии;

2) проанализировать теоретические подходы к проблеме мотивации, выявить особенности мотивации достижения и мотивации избегания неудач;

)   составить план эмпирического исследования;

)   провести эмпирическое исследование особенностей мотивации у студентов;

)   провести эмпирическое исследование особенностей проспективной идентичности;

Нами была выдвинута гипотеза: существуют неслучайные различия в их особенностях проспективной идентичности между студентами с различным уровнем мотивации.

Методологическую и теоретическую основу составили научные труды отечественных (Андреева Г.М., Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.) и зарубежных (Ватерман А, Дж. Марсиа, Дж. Мид, Х. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Э. Эриксон, М. Синнирелла) авторов в области изучения идентичности, а также работы, посвященные проблемам мотивации (Асеев В.Г., Магомед-Эминов М.Ш., Мюррей Г., Хекхаузен Х и др.).


Выводы по первой главе

Подводя итог вышесказанному, можно видеть, что своего рода общей линией в развитии исследовательских подходов к анализу временных аспектов идентичности был все больший переход от представлений об их структурно-функциональной определенности к идеям их динамической изменчивости и неопределенности. В итоге «Я-во-времени» оказалось связано, с одной стороны, с рефлексией своей нереализованности/потенциальной осуществимости («возможное Я»), а с другой - с множественной идентичностью [8].

Если согласиться с тем, что в современном мире человек обладает реальной социальной мобильностью и множеством альтернатив в выборе модели мира и себя, то получается, что «Я» из структуры превращается в процесс и приобретает текучесть и подвижность, обусловленные разнообразием впечатлении о постоянно меняющемся социальном мире, и в итоге образы себя и мира становятся вероятностными. Тогда проспективная идентичность, постоянно меняющаяся, являет собой результат постоянной режиссуры своего будущего, производимый человеком в своем сознании [8], [26]. Таким образом, концепт «проспективная идентичность» вводится в научный аппарат для исследования проблематики выстраивания человеком себя во времени как некой до конца не осуществленной возможности в условиях многообразной и постоянно меняющейся социокультурной действительности. Проспективная идентичность понимается как один из возможных образов «Я-в-будущем» в социальном окружении.


2. Психологические подходы к изучению мотивации достижения

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСПЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

Характеристика выборки

В соответствии с поставленной целью и гипотезой экспериментальную выборку в данном исследовании составили 68 испытуемых в возрасте 17 - 23 лет, средний возраст составил - 20,3 лет. При проведении исследования параметр пола не учитывался, в связи с этим в нем участвовали респонденты как мужского, так и женского пола, а именно, 45 девушек и 23 юноши, являющихся студентами дневного отделения 1-5 курсов различных факультетов Уральского Государственного педагогического университета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе был проведен теоретический анализ проблемы проспективной идентичности и эмпирическое исследование особенностей проспективной идентичности у студентов с различным уровнем мотивации достижения.

В первой части нашей работы мы наиболее подробно рассмотрели взгляды на проблему идентичности в различных направлениях в отечественной и зарубежной психологии.

Во-первых, мы рассмотрели теоретико-методологические основы изучения идентичности: определение понятия, структуры и ее формирования. Проанализировав данные подходы, мы пришли к выводу, что идентичность определяют как динамическую структуру, развивающуюся на протяжении всей жизни человека, связанное с решением жизненно значимых проблем с принятием решений по поводу себя и своей жизни; возможно выделение различных типов идентичности; идентичность является социальной по происхождению, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения им выработанного в процессе социального взаимодействия языка; личностная идентичность является вторичной по отношению к социальной;

Во-вторых, рассмотрели понятие «проспективной идентичности», это понятие вводится в научный аппарат для исследования проблематики выстраивания человеком себя во времени как некой до конца не осуществленной возможности в условиях меняющейся социокультурной действительности. Проспективная идентичность понимается как один из возможных образов «Я-в-будущем» в социальном окружении.

Также нами были проанализированы психологические подходы к изучению мотивации достижения в различных направлениях в отечественной и зарубежной психологии. Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи. От доминирования у человека мотивации достижения успеха или мотивации избегания неудач во многом зависит жизнь человека, его положение в обществе.

В следующей части нашей работы было проведено эмпирическое исследование выявления различий особенностей проспективной идентичности у студентов с различным уровнем мотивации достижения.

На заключительном этапе работы были представлены описание организации и проведения исследования, описание основных методов и методик, а так же представлены полученные результаты, их анализ, на основании которых сделаны следующие выводы: группы студентов с различным уровнем мотивации достижения имеют неслучайные различия по таким переменным как зависимость, общительность превышает критическое; представлениями человека о себе в профессиональной, семейной и личной сферах в будущем; особенности проспективной идентичности.

По результатам нашего исследования можно сделать выводы о том, что у студентов с высоким - слишком высоким уровнем мотивации достижения и низким - средним уровнем мотивации избегания характерна более развитая система представлений о себе, своем социальном окружении в будущем, которые рассматриваются в рамках различных сфер развития Я.

У студентов с низким - средним уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания можно отметить ограниченность представлений о сферах развития Я, преобладают представления о себе в будущем в семейной сфере.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Абульханова, К.А.Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова, Т. Н.Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Агеев, В.С. Теория социальной идентичности и её эмпирические верификации [Текст] / В.С. Агеев, А.К. Толмасова // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я Райгородского. - Самара.: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2000. - С.624-638.

.   Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.

.   Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н.В Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 131 - 143

.   Аринушкина, Н.С. Об определении и типах идентичности [Текст] / Н.С. Аринушкина // Мир психологии. - 2004. - №4. -С. 48-53.

.   Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. - М.: «Мысль», 1976. - 158с.

.   Баклушинский, С.А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» [Текст] / С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская // Идентичность: хрестоматия / сост. Л.Б. Шнейдер. - Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С.116 - 135.

.   Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности [Текст] / Т.С. Баранова // // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я Райгородского. - Самара.: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2000. - С.602 - 612.

.   Белинская, Е.П. Временные аспекты «Я»- концепции и идентичности [Текст] / Е.П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - №3 - С. 140 - 147.

.   Белинская, Е.П., Представления подростков о своем социальном будущем [Текст] / Е.П. Белинская, И.В. Куликова // Мир психологии.- 2000. № 4 - С.135 - 147

.   Белинская, Е.П. Социальная психология личности [Текст]: учебное пособие / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301с.

.   Богомолова, Н.Н Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. [Текст] / Н.Н. Богомолова, Т.Г. Стефаненко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 97с.

.   Бодалев, А.А. О характеристиках идентификаций и идентичности на ступени взрослости [Текст] / А.А. Бодалев // Мир психологии. - 2004. - №2. -С. 46 - 52.

.   Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - СПб.: Питер, 2001. - 528с.: ил.

15.  Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием [Текст] / И.А Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: Издательство МГУ, 1991. - 144с.

16. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации [Текст] / В.К. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006. - 458с.

17.  Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. - 336с.

18. Дмитриева, Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности [Текст]: автореф. дис… д-ра психол. наук/ Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: [б.и.], 1999. - 39с.

.   Дорфман, Л.Я. Полимодальное Я и мотивация достижения у удмуртских и русских студенток [Текст] / Л.Я Дорфман, М.В. Рябикова. - Пермь, 2007.

20. Жичкина, А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста [Текст] / А.Е. Жичкина. - М., 2008. - Режим доступа: // www.flogiston.ru

21.  Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2000. - 512с.

.      Каганов, Ю.Л. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений [Текст] / Ю.Л. Каганов // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я Райгородского. - Самара.: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2000. - С.613-623.

.      Коновалова, О.В. Гендерные различия в проявлении мотивации достижения и избегания неудач у старшеклассников [Текст] / О.В. Коновалова // Практическая психология '2007: ежегодник. Том Х: матер. региональной науч.-практ. конф. 30 марта 2007г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - С. 87 - 93.

.      Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2001. - 992с.: ил.

25. Кун, М. Эмпирическое исследование установок личности на себя [Текст] / М. Кун, Т. Макпартлэнд // Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской., 1984. -256с.

.   Минюрова, С.А. Особенности проспективной идентичности в ситуации жизненного самоопределения выпускников вуза [Текст] / С.А. Минюрова, Л.Л. Плеханова // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. С.А. Минюрова. - Екатеринбург, 2005. - С. 42-58.

.   Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392с.

.   Нугаева, О.Г. Становление самосознания у детей и подростков [Текст]: учеб. -метод. пособие / О.Г. Нугаева - Екатеринбург.: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. - 103с.

.   Нуркова, В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности [Текст] / В.В. Нуркова //Мир психологии. - 2004. - №4. -С. 77 - 86.

.   Павленко, В.И. представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии психологии [Текст] / В.И. Павленко // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 135 - 142.

.   Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ - М», 2006. - 672с.

.   Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре [Текст]: учебное пособие / Т.В.Румянцева. - СПб.: Речь, 2006. - 176с.

.   Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 350с., ил.

34.  Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. - 240с.

.      Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860с.

.      Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер - СПб: Питер, 2000. - 607 с.

37. Цельмина, М.В. Психологические условия развития идентичности личности [Текст]: дис...канд. психол. наук/ М.В. Цельмина. - Новосибирск: [б.и.], 2003. - 24с.

38. Шендрик, И.Г. Кризис идентичности и образование в период взрослости [Текст] / И.Г Шендрик // Мир психологии. - 2004. - №4. -С. 98 - 106.

39. Шпаковская, И.А. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека(женский аспект проблемы) [Текст] / И.А. Шпаковская. - М., 2007. - Режим доступа: <http://www.komanda.ru/shpakovskaja/007e.html>

40.  Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон; пер. с англ; общ. ред. А.В.Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 344с.

41. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации человека [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1969. - 317с.

42. Marcus H.R. Culture and the Self: implications for cognition, emotion and motivation / H.R. Marcus, Sh. Kitayama // Psychological Review. - 1991. - V 98 (2). - P. 224 - 253.

.   Markus, H., Nurius, P. Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept. In Yardley, K., Honess, T. (Eds). Self and Identity: Psychosocial Perspectives. Wiley, 1987. - Режим доступа: psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/markus.htm


Приложение 1

 

Таблица 1

Состояния (статусы) идентичности по Дж. Марсиа

Единицы идентичности После кризиса Кризис До кризиса
Сформировались Достигнутая идентичность _ Преждевременная идентичность
Не сформировались Диффузная идентичность Мораторий Диффузная идентичность

 


Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

Таблица 1

Суммы рангов по рассматриваемым шкалам для групп студентов с различным уровнем мотивации достижения

Название шкалы Зависимость Общительность Принятие борьбы Личная сфера Семейная сфера Профессиональная сфера Идентичность
Группа 1  413,0000 445,0000 473,5000 529,0000 277,5000 300,0000 475,0000
Группа 2 866,5000 575,0000 581,5000 421,0000 838,0000 572,5000 587,5000
Группа 3 241,5000 314,5000 255,5000 490,0000 216,0000 462,5000 243,5000
Группа 4 309,0000 495,5000 519,5000 390,0000 498,5000 531,0000 524,0000

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

  Теоретико-методологические основы изучения идентичности

Психоаналитическая парадигма исследования идентичности

Исследование идентичности в рамках символического интеракционизма

Исследование идентичности в когнитивно ориентированной психологии

Исследование идентичности в отечественной психологии

Временные аспекты Я-концепции и идентичности. Проспективная идентичность

Психологические подходы к изучению мотивации достижения

Проблема мотивации в психологии

1.2.2 Понятия мотивации достижения успехов и избегания неудач

Поведенческие особенности людей, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач

. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСПЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

Организация и проведение исследования

Описание психодиагностического инструментария

Представление результатов, их анализ и интерпретация

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение

Сегодня характерная для культуры постмодернизма идея незавершенности, «открытости» личности ведет к выделению потенциальности как отличительной черты человеческого вообще, ставя задачу изучения не только актуального, но и возможного бытия.

В контексте разработки проблематики «возможного» начаты исследования проспективной идентичности. Проблема идентичности является одной из наиболее обсуждаемых в науках о человеке.

Сама идея включения в анализ «Я» - концепции и идентичности временных составляющих не нова. Однако исследования последнего десятилетия не только продолжили и развили ее, но и сделали одной из центральных во всей проблематике, связанной с «Я».

Понятие проспективной идентичности вводится в научный аппарат для исследования проблематики выстраивания человеком себя во времени как некой до конца не осуществленной возможности в условиях многообразной и постоянно меняющейся социокультурной действительности. Проспективная идентичность понимается как один из возможных образов «Я-в-будущем» в социальном окружении. При этом значимыми становятся требования, предъявляемые человеком к самому себе и его представления о самом себе и своем социальном окружении. В этой области решения задач, связанных с разнообразными социальными контекстами и одновременно всерьез затрагивающих сферу Я, сходится множество мотивационных механизмов, как когнитивных, так и динамических, как рациональных, так и иррациональных. При этом важными и определяющими становятся такие виды человеческой мотивации как мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Объектом исследования является проспективная идентичность.

Предметом исследования выступают особенности проспективной идентичности у студентов с различным уровнем мотивации достижения

Цель исследования: выявить особенности проспективной идентичности у студентов с различным уровнем мотивации достижения.

В соответствии с целью работы, нами были выделены следующие задачи:

1)  проанализировать подходы к пониманию идентичности в зарубежной и отечественной психологии;

2) проанализировать теоретические подходы к проблеме мотивации, выявить особенности мотивации достижения и мотивации избегания неудач;

)   составить план эмпирического исследования;

)   провести эмпирическое исследование особенностей мотивации у студентов;

)   провести эмпирическое исследование особенностей проспективной идентичности;

Нами была выдвинута гипотеза: существуют неслучайные различия в их особенностях проспективной идентичности между студентами с различным уровнем мотивации.

Методологическую и теоретическую основу составили научные труды отечественных (Андреева Г.М., Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.) и зарубежных (Ватерман А, Дж. Марсиа, Дж. Мид, Х. Тэджфел, Дж. Тэрнер, Э. Эриксон, М. Синнирелла) авторов в области изучения идентичности, а также работы, посвященные проблемам мотивации (Асеев В.Г., Магомед-Эминов М.Ш., Мюррей Г., Хекхаузен Х и др.).


Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.054 с.)