Свободные экономические зоны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свободные экономические зоны



 

Свободные экономические зоны (СЭЗ) - ограниченные территории, на которых предоставляются исключительные льготы для ведения хозяйства. В конце 80-х годов в мире действовало около 600 подобных зон, торговый оборот которых составляет почти 8% всей мировой торговли.

Целью СЭЗ является создание наиболее благоприятных условий для активизации хозяйства страны и ВЭД.

СЭЗ - часть территории одного государства, на которой ввезенные товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории.

Для всех СЭЗ характерны: беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.

Наибольшее распространение СЭЗ получили в развивающихся странах. Общая занятость в них достигает 2 миллионов человек. К середине 90-х вдов этот показатель превысил 3 млн. человек.

СЭЗ действуют в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Китае, Венгрии, Болгарии, Югославии и США.

Первоначально СЭЗ считалась особая территория крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта, выделенная из таможенной территории страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.

В течение длительного времени СЭЗ была присуща преимущественно коммерческая деятельность. В свободных экономических зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были надавлены на обеспечение доброкачественного хранения или же на улучшение общего вида или внешнего оформления, что позволяло повысить качество. И только в начале 60-х годов была разрешена обработка товаров в СЭЗ. Обычно при этом осуществлялись операции, так или иначе увеличивающие прибавочную стоимость товара. Таким образом из собирающих центров и пунктов распределения СЭЗ все чаще становились места обработки и трансформации товаров.

В настоящее время создание СЭЗ предполагает достижение таких целей:

·   обеспечение более полной занятости рабочей силы как в самой СЭЗ, к и за ее пределами;

·   привлечение инвестиций, особенно в свободно конвертируемой валюте;

·   организация в СЭЗ таких производств, продукция вторых шла бы на экспорт, не ущемляя при этом уже существующие мерные предприятия, действующие на внутреннем рынке.

В практике СЭЗ в настоящее время применяется широкая гамма льгот и стимулов для иностранных вкладчиков капитала. Обычно кроме отмены воженных пошлин предусматриваются следующие льготы: отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в СЭЗ, а также полная или частичная отмена налогов на прибыль на определенный срок и в зависимости от ряда условий.

Среди «классических» СЭЗ, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие:

·   СЭЗ, порты, транзитные зоны, в которых отменяются таможенные пошлины и осуществляется экспортно-импортный контроль над ввозимыми и вывозимыми товарами (для перевалки, переработки и хранения);

·   экспортные промышленные зоны, базирующиеся на применении 1 йотных торгового и таможенного режимов финансирования и налогообложения (создаются для производства экспортной продукции);

·   банковские и страховые зоны с применением льготных режимов осуществления банковских операций;

·   технологические зоны (технополисы, технологические парки), базирующиеся на применении различных льгот в области разработки и применения новой технологии, ноу-хау;

·   свободные, «открытые» зоны (город, район).

В странах с рыночной экономикой функционируют три типа СЭЗ: производственные (4), свободные порты и зоны свободной торговли (1), зоны экспортной промышленности (2).

Подавляющее большинство в существующих ныне СЭЗ составляют предприятия легкой промышленности, нуждающиеся в относительно скромных капиталовложениях. Они производят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортивный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продовольствие, напитки.

В разработанной российской концепции создания СЭЗ они призваны «работать», прежде всего, на внутренний рынок, способствуя насыщению его передовой технологией и высококачественными товарами. При этом в целесообразных пределах должна сохраняться экспортная ориентация. Зоны свободного предпринимательства для страны должны быть центрами освоения и распространения зарубежного управленческого опыта, полигонами проверки новых форм хозяйствования.

Основной задачей администрации таких зон должна быть задача обеспечения в рамках принятого законодательства благоприятных условий для инвесторов и для деятельности всех предприятий. Для этого администрация СЭЗ осуществляет следующие функции: контроль за соблюдением правил, установленных для СЭЗ; регистрацию предприятий, организаций и фирм; взимание платежей с иностранных и национальных вкладчиков капитала; оказание необходимых услуг, включая маркетинговые.

Создание СЭЗ на территории нашей страны позволяет решать следующие задачи:

·   улучшать отраслевую структуру производства и ускорять социально-экономическое развитие территории, где расположены СЭЗ;

·   включать экономику СЭЗ в хозяйственную структуру соответствующих регионов;

·   активно внедрять в производство отечественные и зарубежные научно-технические разработки и изобретения, с последующим их использованием в экономике России и на внешних рынках;

·   развивать экспортную базу России.

При этом СЭЗ могут быть комплексными, внешнеторговыми и функциональными. Перечисленные варианты СЭЗ могут выполнять и различные экономические и внешнеэкономические функции. Наибольший интерес представляют комплексные экономические зоны, поскольку они будут функционировать на основе механизма, наиболее приближенного к условиям мирового рынка, и создавать продукцию, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.


Заключение

 

В основе совместного предпринимательства лежит объединение усилий, финансовых средств, материальных ресурсов и участие в прибыли, в риске.

Совместное предпринимательство осуществляется в следующих формах:

.   консорциум;

.   акционерное общество;

.   международные экономические организации;

.   свободные экономические зоны;

.   совместные (российско-иностранные) предприятия.

Под прямыми связями понимается непосредственное сотрудничество предприятий, организаций и объединений России с аналогичными партнерами из других стран в производственной, научно-технической и других областях деятельности. Отличительной чертой сотрудничества на основе прямых связей является самостоятельность предприятий в принятии экономических решений и их осуществлении.

Формы совместного предпринимательства с иностранным партнерством:

.   смешанные общества;

.   совместные предприятия;

.   свободные экономические зоны.

Смешанные общества (СО) - созданные за границей фирмы с участием средств российских организаций и капитала иностранных партнеров. Это фирмы в основном торгового и торгово-производственного профиля.

Совместные предприятия (СП) - хозяйственно самостоятельные организации, предпринимательская деятельность которых осуществляется на базе общей собственности партнеров из разных стран.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) - ограниченные территории, на которых предоставляются исключительные льготы для ведения хозяйства.

Безусловно, все выше перечисленные формы присутствуют в экономически развитых странах, и являются неотъемлемой частью в развитии экономики страны. За последнее время достаточно много открылось и развивается индивидуальное предпринимательство, сотрудничая не только с нашей страной, но и так же со странами ближнего зарубежья. Что позволяет экономике нашего государства держаться на одинаковом уровне с другими экономически развитыми странами мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.009 с.)