Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика работы над предупреждением и исправлением ошибок при написании сочинений и изложений
Ошибки в изложениях и сочинениях могут касаться как содержания и построения, так и языкового оформления. В содержательном плане замечаются такие нарушения, или ошибки: [5: 206] ) непонимание идеи высказывания; ) неправильное или неполное раскрытие темы; ) фактическое несоответствие материала; ) неконкретность изложения; ) бездоказательность выдвигаемых положений; ) несоответствие плану; ) нарушение последовательности и др. Ошибки со стороны языкового оформления классифицируются как речевые, к которым относятся и стилистические. Стилистические ошибки - это несоблюдение стилистических норм литературного языка, приводящее к немотивированному разрушению единства стиля. Понимание и раскрытие их требует знакомства учащихся с категориями стилистики; знания стилистических свойств слова, свободной и ограниченной сочетаемости; понятия о стилях речи и их особенностях и др. С этими ошибками в устной и письменной речи учащихся нередко соседствуют другие нарушения норм литературного языка, которые также отрицательно влияют на стиль и при анализе школьных сочинений и изложений должны рассматриваться как ошибки со стороны слога или стиля. К числу р е ч е в ы х ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения, которые предусмотрены программой начальных классов, совершенно недостаточны для исправления и нредупрождения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок, а также исследование причин их возникновения может послужить базой для их исправления и предупреждения. Следует различать наряду с речевыми ошибками также н е р е ч е в ы е: композиционные, логические и искажение фактов. Р е ч е в ы е ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические. На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее,
. Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Муркамышей не ловит. Мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается. Причины ошибки - малый объем внимания учащегося; бедность словаря. Младшие школьники сравнительно легко обнаруживают и исправляют повторы, если они, получив соответствующие указания учителя, внимательно перечитывают свои текст. Тем не менее повторение слов и сочетании - очень стойкая ошибка. . Употребление слова в неточном пли несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков. Примеры: Река покрылась модным льдом (у А.С. Пушкина: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета); Ошибки такого типа - следствие невысокого общего речевою развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым детям. . Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов: Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу); Вышел красный молодец на бой со Змеем (народно-поэтическому языку свойственны сочетания добрый молодец и красна девица); Коле выдали благодарность (надо: объявили благодарность, или: выдали премию). Причина ошибок - малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса. . Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже (лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте); Уже весна хозяйничает в лесу. Зацвела черемуха, березы покрылись клейкими листочками. В нашей школе провела интересное мероприятие - прогулку в лес (слово мероприятие, уместное в деловой речи, совсем неуместно в художественном рассказе). Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова. . Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний: Петя шел взади (т.е. сзади); Обратно пошел дождь (т.е. опять) Подобные слова дети употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Хотя причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения - это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова н данном контексте.
К группе м о р ф о л о г о - с т и л и с т и ч е с к и х о ш и б о к относится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре относительно частых типа ошибок этой группы: . В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова и соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, монтажники, штукатурщики (надо: штукатуры); приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная). Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения. . Образование диалектных пли просторечных форы от слов литературного языка: они хочут, он хотит, он пришел без пальта. Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей. . Пропуск морфем, чаше всего суффиксов (и постфикса): трудящие вместо трудящиеся; несколько раз выглядал в окно (нужно: выглядывал). . Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): Крышу кроют железами; съел два супа (надо: две тарелки супу). Причина этих ошибок - в стремлении младших школьников к конкретности. Ошибки в словосочетаниях и предложениях (с и н т а к с и к о - с т и л и с т и ч е с к и е о ш и б к и). Они очень разнообразны; здесь рассматриваются семь наиболее частых типов ошибок. . Нарушение управления, чаще всего - предложного: Добро побеждает над злом (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом); смеялись с него (под влиянием диалекта); Все радовались красотой природы, (радовались чему? красоте); Жители городов и сел выходили навстречу победителей (навстречу к о м у? победителям) и т.п. . Нарушения согласования, чаще всего - сказуемого с подлежащим: Саше очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы; туманная утро. Причины ошибок кроются в самом механизме составления предложения: начав предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Внимательное перечитывание текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки подобного родя. . Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла: Узкая полоска только с берегом связывает острое (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом), Только равнодушным оставался кот Борька (надо: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение (вслух или про себя) целиком, прежде чем записать его. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом. . Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют: Когда Коля прощался с отцом, он (отец или Коля?) не плакал. В первом предложении пишущему или говорящему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить: нужна практика самопроверкп или взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимения, школьники самостоятельно в подобных случаях исправляют, перестраивают текст. Причина второй ошибки та же, что и в примере семья… встретили.
. Местоименное удвоение подлежащего: Ленпя, когда вернулся в отряд, оп был в генеральском кителе с витыми погонами; Петя - он был самый сильный из ребят. Можно указать на две причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает произносить пли записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых, влияние разговорного стиля, где двойное подлежащее употребляется. Во втором случае - ошибка стилистическая. . Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид: Надвигалась темная туча и полил дождь; Незнакомец входит в хижину и поздоровался. В первом случае смещен вид, во втором - смещены вид и время. Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии учащихся. Устраняются они на основе смыслового анализа текста. . Неумение находить границы предложений. Встречается в двух вариантах: а) неоправданное деление сложного предложения на простые: Дворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя; б) неумение делить текст на предложения: Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышли медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков. В устном варианте подобные предложения интонационно не разделяются. Основа исправления ошибок седьмого типа - различные упражнения с предложениями, в том числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения. Как говорилось выше, н е р е ч е в ы е о ш и б к и - это композиционные, логические ошибки, а также искажения фактов. Типичная композиционная ошибка - несоответствие сочинения, рассказа, изложения предварительно составленному плану, т.е. неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений. Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. Возможно, что наблюдения, накопление материала, отбор фактов были проведены учеником бессистемно. Композиционная ошибка - это результат неумения охватить мысленно весь объем рассказа, неумения «владеть материалом», располагать его по своему замыслу, не находиться в плену у материала. Такие сложные умения формируются постепенно.
К числу логических ошибок относится: . Пропуск необходимых слов, а иногда и существенных эпизодов, фактов, признаков описываемого предмета, например: Они схватила зубами за шиворот и давай окунать его (пропущено; одного медвежонка). В изложении «Купание медвежат» но В. Бианки один школьник пропустил всю сцену купания, т.е. всю основную чисть, а когда изложение анализировалось, он удивился, ведь он прекрасно знал содержание рассказа и был уверен, что описал сцену купания. Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника. . Нарушение логической последовательности и обоснованности: На заводе ив хлопка прядут нитки. Хлопок с полей убирают хлопкоуборочные машины. Легко устраняются при совершенствовании черновиков, в процессе анализа написанного. . Употребление в одном ряду понятий разных уровней, разных классов: По утрам мыс дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях. Летом Ванька купался в речке, а днем с дедом ходил за грибами и ягодами. Таковы основные виды ошибок, допускаемые младшими школьниками в устной и письменной связной речи (кроме орфографических и пунктуационных). Система исправления и предупреждения ошибок складывается из следующих элементов: а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся; б) классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15 - 20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений, с целью подготовки учащихся к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определенного типа; в) индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными) ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление; г) система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допускаемыми учениками; д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций; е) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем, указания на то, как данная грамматическая тема может сослужить основой для предупреждения ошибок. ж) специальное обучение школьников самопроверке и самосовершенствованию («редактированию») собственного сочинения и изложения. Все эти шесть направлений в работе доступны учащимся всех начальных классов, особенно III и II классов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.015 с.) |