Особенности развития подростков 15-16 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития подростков 15-16 лет



Оглавление

Введение

Глава I. Научно-теоретические исследования по технической подготовке волейболистов

    Высказывания ученых на проблему исследования

    Особенности развития детей 15-16 лет

    Основные положения спортивной подготовки юных волейболистов

Глава II. Организация и методы исследования

2.1 Организация и методы исследования, описание выборки

2.2 Результаты исследования в формирующем педагогическом эксперименте

Заключение

Список литературы

 


Введение

Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием; небольшая площадка, мяч да сетка на двух стойках. Немного времени уходит и на то, чтобы усвоить суть и правила игры. Отсюда, однако, часто делаются неправильные выводы о том, что волейбол - простая и доступная всем игра и, чтобы научиться играть в волейбол, нужны всего лишь сетка, мяч и площадка. Главной приманкой волейбола является возможность начать играть без всякой подготовки. Это неправильное мнение.

Нельзя смешивать внешний характер игры, её сущность и правила с процессом овладения навыками игры. Овладение техникой и тактикой в совершенстве - процесс сложный и трудоёмкий, он требует больших совместных усилий тренера и обучающегося.

Актуальность данной темы в том, что, только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся можно достичь высоких спортивных результатов в волейболе. Систематическая подготовка волейболиста под руководством тренера или учителя физической культуры срок технической подготовки игрока, значительно сокращается, и успех его значительно выше.

В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включён как самостоятельный раздел в программу по физической культуре средних общеобразовательных школ.

Массовое развитие спорта среди учащихся является одним из важных условий повышения спортивного мастерства взрослых спортсменов.

Цель: выявитьособенности обучения нижней передачи мяча у подростков 15-16 лет с использованием специального комплекса упражнений.

Объект: обучение нижней передачи мяча в волейболе подростков 15-16 лет.

Предмет: комплекс специальных упражнений.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.

2. Выявить особенности методов при обучении нижней передачи мяча в волейболе подростков 15-16 лет.

3. Экспериментальным путем проверить эффективность использования комплекса упражнений при обучении нижней передачи мяча подростков 15-16 лет.

Гипотеза: если на занятиях по волейболу с подростками 15-16 лет применять специальные комплексные физические упражнения, то можно добиться повышения обучаемости нижней передачи.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы при обучении волейболу школьников среднего и старшего возраста на уроках физической культуры и тренировочных занятиях.

База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Абакана.

I. 
Научно-теоретические исследования по технической подготовке волейболистов

    Высказывания ученых по проблеме исследования

 

Волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол, широко представлен в программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте. Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих команд и отдельных игроков представляет собой захватывающее зрелище, а также делает волейбол средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне. [24; 56]

Отличительные особенности волейбола, обусловлены спецификой присущих им игровых и соревновательных действий.

Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий - приемов игры (техники).[5; 32]

При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита - нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.

В волейболе, как в командной спортивной игре выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. [15; 45]

Сложный характер соревновательной игровой деятельности, например, в волейболе создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности навыков и т.д. В волейболе, например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш очка).

В командных играх соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов, и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником.(10)

Для волейбола особенностью является ступенчатый характер достижения спортивного результата. В играх это своеобразная первая ступень - «технико-физическая», нужна еще организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных.

Необходимо установление объективных (количественно выраженных) показателей, на основании которых можно было бы успешно планировать процесс спортивной подготовки и осуществлять контроль за ним.

В число объективных показателей в спортивных играх входят элементный набор приемов игры (аспект техники); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект тактики); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический и режим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль и др.[16; 74] Очень важно все это выразить в количественных величинах. Наличие таких сведений служит основой для определения содержания подготовки спортсменов и управления этим процессом, разработки модельных характеристик, программ, планов, нормативов и т.д.

Волейбол широко представлен в физическом воспитании в учреждениях общего и профессионального образования: в учебной работе; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе. [27; 135] В системе дополнительного образования спортивные игры представлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.

 

Методы исследований

Было предложено четыре теста:

.Вторая передача на точность - выполняется из зоны 2 зону 4, стоя возле сетки лицом к нападающему.

.Вторая передача на точность - выполняется из зоны 3 в зону 2, стоя возле сетки спиной к нападающему.

.Подача - выполняется на точность к боковым линиям волейбольной площадки любым избранным способом.

.Прямой нападающий удар - выполняется из зон 4, 3, 2. Все тесты проводились из 10 попыток. Обработка полученных данных проводилась путем вычисления средних арифметических различий между экспериментальной и контрольной группами по критерию t-Стьюдента. В тренировочных занятиях экспериментальной группы применялись упражнения по совершенствованию техники игры в нападении. В контрольной же группе давались обычные физические упражнения. Результаты тестирования обрабатывались математически и анализировались. Полученные данные заносились в таблицы. Наше исследование проводилось в три этапа:

1 этап - констатирующий

этап - формирующий

этап - контрольный.

 

Заключение

 

Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что обучение игре в волейбол школьников среднего звена, является необходимой частью популяризации волейбола и спорта вообще. Используя специфические средства и методы обучения приему и передаче мяча при игре в волейбол, можно быстрее достичь спортивного результата, так как они облегчают процесс освоения технических и тактических приёмов игры. Но педагог, тренер, проводя учебно-тренировочное занятие должен учитывать возрастные особенности школьников, уровень их физической подготовки, так как перегрузки могут привезти к формированию отрицательного отношения к игре волейбол.

Для детей данного возраста волейбол рассматривается, как одна из возможностей проявить себя, принять участие в различных соревнованиях. Обучение игре в волейбол способствует формированию и развитию личностных качеств человека, которые помогают ориентироваться и принимать решения в трудных жизненных ситуациях.

В обучении юных волейболистов большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что дети при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения. Успех юных волейболистов в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма.

Так же, одной из особенностей в занятиях волейболом с детьми, является разнообразность условий при обучении. Нужно чаще менять обстановку в занятиях, особенно при совершенствовании одних и тех же технических приёмов, так как дети быстро устают от однообразной работы.

Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами.

 


Библиографический список

 

1.  Барбара Л.В., Фергюсон Б.Ж.; [Волейбол]. - М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2004.

2. Белинович В.В.; Обучение в физическом воспитании. [Физкультура и спорт], 2000.

.   Васильев Г.В.; Значение общей физической подготовки для спортсмена. [Физкультура и спорт], 2004.

.   Володин В.А.; Энциклопедия для детей. Т20 Спорт. - М.: Аванта+, 2001.

.   Голомазов В.А.; Волейбол. Учебное пособие для студентов Средних специальных учебных заведений. [Физкультура и спорт],1998.

.   Доленко Ф.Л.; Берегите суставы- 2-е изд.- М.: [Физкультура и спорт], 1990.

.   Железняк Ю.Д. Кунянский В.А. Чачин А.В.; Волейбол. Методическое пособие по обучению игре.- М.: Терра - Спорт, Олимпия Пресс, 2005.

.   Железняк Ю.Д. Портнов Ю.М., Савин В.П.; Спортивные игры.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

.   Ивойлова А.В.; Волейбол для всех.- М.: [Физкультура и спорт], 2005.

.   Ивойлов А.В.; Тактическая подготовка волейболистов. [Физкультура и спорт], 2001.

.   Ковалёв В.Д., Голомазов В.А., Кераминас С.А.; Спортивные игры- М.: Просвещение,2001.

.   Макгаун К.; Наука обучения волейболу. «Чемпейн», Иллинойс: Хьюман Кайнетикс,2006.

.   Молов В.И.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: спорт. - М.:ООО «Издательство Астрель».2000.

.   Невилли У.А.; Подай верхом. Маунтин Вью, Калифорния: Мэйфилд Пабнилин, 1994.

.   Осколкова В.А., М.С. Сунгуров; Волейбол. Учебное пособие для начинающих. [Физкультура и спорт], 2005.

.   Осколкова В.А., М.С. Сунгуров; Техника и тактика игры в волейбол. [Физкультура и спорт],2005.

.   Подготовка юных волейболистов Учебное пособие для тренеров ДЮСШ. Под общей редакцией Ю.Д.Железняка. [Физкультура и спорт]. М., 2006.

.   Прокошев А.В.; Волейбол.- М.: [Физкультура и спорт], 2004.

.   Сапин Н.Р., Брыксина З.Г.; Анатомия и физиология детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия»,2000.

.   Сосновский И.Ю.; Энциклопедический словарь юного спортсмена.- М.: Педагогика,2003.

.   Фарфель В.С.; Развитие движений у детей школьного возраста. М., Изд. АПН, 1999.

.   Фурманов А.Г, Болдырев Д.М.; Волейбол-М.: [Физкультура и спорт], 2001.

.   Фурманов А.Г.; Играй в мини-волейбол.- М.: Советский спорт, 1999.

.   Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.; Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

.   Чайковский А.М.; Большой энциклопедический словарь. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1999.

.   Чехова О.С.; Уроки волейбола. - М.: [Физкультура и спорт], 2005.

.   Юрин Г.; От А до Я по стране спорта. - [ Физкультура и спорт],2000.

.   Яковлев Н.Н., Коробков А.В., Янанис С.В.; Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки. [Физкультура и спорт],2000

Оглавление

Введение

Глава I. Научно-теоретические исследования по технической подготовке волейболистов

    Высказывания ученых на проблему исследования

    Особенности развития детей 15-16 лет

    Основные положения спортивной подготовки юных волейболистов

Глава II. Организация и методы исследования

2.1 Организация и методы исследования, описание выборки

2.2 Результаты исследования в формирующем педагогическом эксперименте

Заключение

Список литературы

 


Введение

Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием; небольшая площадка, мяч да сетка на двух стойках. Немного времени уходит и на то, чтобы усвоить суть и правила игры. Отсюда, однако, часто делаются неправильные выводы о том, что волейбол - простая и доступная всем игра и, чтобы научиться играть в волейбол, нужны всего лишь сетка, мяч и площадка. Главной приманкой волейбола является возможность начать играть без всякой подготовки. Это неправильное мнение.

Нельзя смешивать внешний характер игры, её сущность и правила с процессом овладения навыками игры. Овладение техникой и тактикой в совершенстве - процесс сложный и трудоёмкий, он требует больших совместных усилий тренера и обучающегося.

Актуальность данной темы в том, что, только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся можно достичь высоких спортивных результатов в волейболе. Систематическая подготовка волейболиста под руководством тренера или учителя физической культуры срок технической подготовки игрока, значительно сокращается, и успех его значительно выше.

В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включён как самостоятельный раздел в программу по физической культуре средних общеобразовательных школ.

Массовое развитие спорта среди учащихся является одним из важных условий повышения спортивного мастерства взрослых спортсменов.

Цель: выявитьособенности обучения нижней передачи мяча у подростков 15-16 лет с использованием специального комплекса упражнений.

Объект: обучение нижней передачи мяча в волейболе подростков 15-16 лет.

Предмет: комплекс специальных упражнений.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.

2. Выявить особенности методов при обучении нижней передачи мяча в волейболе подростков 15-16 лет.

3. Экспериментальным путем проверить эффективность использования комплекса упражнений при обучении нижней передачи мяча подростков 15-16 лет.

Гипотеза: если на занятиях по волейболу с подростками 15-16 лет применять специальные комплексные физические упражнения, то можно добиться повышения обучаемости нижней передачи.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы при обучении волейболу школьников среднего и старшего возраста на уроках физической культуры и тренировочных занятиях.

База исследования: средняя общеобразовательная школа №5 г. Абакана.

I. 
Научно-теоретические исследования по технической подготовке волейболистов

    Высказывания ученых по проблеме исследования

 

Волейбол, можно рассматривать как высшую форму спортивных игр, включенных в мировую систему спортивных соревнований. Волейбол, широко представлен в программе Олимпийский игр, а также в профессиональном спорте. Большое количество соревновательных технико-тактических действий, их сочетаний и многообразных проявлений в процессе соревновательной деятельности соперничающих команд и отдельных игроков представляет собой захватывающее зрелище, а также делает волейбол средством физического воспитания людей в широком возрастном диапазоне. [24; 56]

Отличительные особенности волейбола, обусловлены спецификой присущих им игровых и соревновательных действий.

Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий - приемов игры (техники).[5; 32]

При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита - нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.

В волейболе, как в командной спортивной игре выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. [15; 45]

Сложный характер соревновательной игровой деятельности, например, в волейболе создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности навыков и т.д. В волейболе, например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш очка).

В командных играх соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов, и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником.(10)

Для волейбола особенностью является ступенчатый характер достижения спортивного результата. В играх это своеобразная первая ступень - «технико-физическая», нужна еще организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных.

Необходимо установление объективных (количественно выраженных) показателей, на основании которых можно было бы успешно планировать процесс спортивной подготовки и осуществлять контроль за ним.

В число объективных показателей в спортивных играх входят элементный набор приемов игры (аспект техники); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект тактики); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический и режим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль и др.[16; 74] Очень важно все это выразить в количественных величинах. Наличие таких сведений служит основой для определения содержания подготовки спортсменов и управления этим процессом, разработки модельных характеристик, программ, планов, нормативов и т.д.

Волейбол широко представлен в физическом воспитании в учреждениях общего и профессионального образования: в учебной работе; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе. [27; 135] В системе дополнительного образования спортивные игры представлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.

 

Особенности развития подростков 15-16 лет

 

Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами. Систематические занятия спортом благотворно влияют на укрепление здоровья детей, их физическое и духовное развитие.

Для того чтобы стать волейболистом, необходимо овладеть соответствующими двигательными навыками.

К 13-15 годам двигательное развитие детей достигает высокого уровня. Профессор В.С. Фарфель пишет: «Трудно назвать какое-нибудь движение (если оно, конечно, не требует исключительной силы или выносливости), которому нельзя было бы обучить мальчика или девочку 12-13-14 лет. Здесь должна закладываться основа техники движений, которая в более старшем возрасте будет совершенствоваться, шлифоваться, обрастать новыми качествами, характеризующими мастерство».[24; 38]

В период от 11 до 14 лет наблюдается особенно большой рост показателей быстроты движений. В этом возрасте должны закладываться основы будущих высоких достижений в волейболе, где решающее значение имеет быстрота, тонкая координация и не требуется выносливости в монотонных действиях.

Рост интеллекта у детей школьного возраста позволяет им сознательно усваивать учебный материал, а не идти по пути механического подражания.

В возрасте 13-16 лет ярче проявляются черты индивидуальных особенностей детей, типы нервной системы, что заметно влияет на быстроту и прочность формирования двигательных навыков, на уровень и устойчивость общей работоспособности. Это вызывает необходимость с самых начальных этапов обучения детей движениям широко использовать индивидуальный подход к ним.

Таким образом, с самого начала спортивной подготовки юных волейболистов разносторонняя физическая подготовка должна развёртываться вокруг двигательных навыков. Благоприятное воздействие оказывает разносторонняя тренировка, построенная с учётом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Задача применяемых упражнений заключается в образовании формы взаимосвязи качеств двигательной деятельности, которая необходима для успешного осуществления данного вида спортивного упражнения.[16; 53]

В обучении юных волейболистов большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что дети при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения.

Следовательно, в процессе обучения технике и совершенствования надо помнить, что двигательные навыки должны быть гибкими, легко приспосабливающимися к изменяющимся условиям игры. Волейболист должен обладать способностью к изменению движений, к включению новых двигательных актов, позволяющих правильно решать возникающие перед ним задачи.

Уровень развития детей зависит от степени развития костно-мышечной системы, гармоничного развития органов и систем организма и их функциональных возможностей.

Правильно организованные систематические занятия спортом благоприятно сказываются на развитии костно-суставного аппарата подростков и юношей.[26; 61]

В 12-15 лет кисть руки приобретает прочность и устойчивость, значительно увеличивается диаметр мышечных волокон. В волейболе все действия с мячом производятся кистями рук, поэтому необходимо учитывать данные возрастного развития кистей рук для правильной организации занятий по волейболу с детьми.

Таким образом, если в течение школьного возраста у детей в достаточной степени развиваются физические качества и повышаются функциональные возможности их организма, то это в известной степени создаёт благоприятные возможности для проведения занятий по волейболу с детьми среднего школьного возраста.[12; 37]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.068 с.)