Малый бизнес: понятие, значение, место в экономике 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малый бизнес: понятие, значение, место в экономике



 

Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Он тяготеет к интеграции, поглощая и контролируя более мелких партнеров; интегрируясь в международные структуры, частично теряет свою независимость, подпадая под более сильные транснациональные структуры. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден конкурировать внутри своей группы, а также с крупными отечественными и иностранными компаниями. Это определяет заинтересованность предпринимателя, ведущего средний бизнес, в защите себя на внутреннем рынке путем проведения со стороны государства протекционистской политики и формирования определенных правил рыночных отношений. Следовательно, средний бизнес, в отличие от крупного, более тесно связан с национальными интересами.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инновационная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Приведем законодательное определение малого предпринимательства. Оно дано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209-ФЗ). В ст. 3 ФЗ № 209-ФЗ указано, что субъекты малого предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Статья 4 ФЗ № 209-ФЗ устанавливает категории субъектов малого и среднего предпринимательства. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным, подробно изложенным в ФЗ № 209-ФЗ условиям. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, для малых предприятий это до ста человек включительно; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек. Определены также требования к предельным значениям выручки.

Специалисты отмечают, что лишь малые фирмы готовы использовать любую возможность для бизнеса, остальные фирмы в этом очень разборчивы. Так, средние фирмы берутся за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Ряд авторов отмечает отличие российского малого и среднего бизнеса от зарубежного аналога. Это: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности; стремление к максимальной самостоятельности (обособленности); общий низкий технический уровень и низкая техническая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом; низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений; высокая степень приспосабливаемости к внешним условиям хозяйствования; неразвитость самоорганизации и системы поддержки малого бизнеса; работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка; неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Число предприятий в России (в 2009-2010 гг.), тыс.: малые предприятия - 1602,5, в том числе микропредприятия - 1374,7. Малый бизнес присутствует практически во всех отраслях экономики России (рис. 1, приложение 1).

На рис. 2 (приложение 2) представлены отличительные особенности методов оценки эффективности развития и мониторинга малого предпринимательства. Специалисты отмечают, что наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджеты. Известны две стороны малого бизнеса в обеспечении занятости. Первая сторона - это создание рабочих мест для наемных работников. Вторая сторона - личное участие предпринимателя в процессе труда на малом предприятии (самозанятость).

По данным экспертов, к работе в секторе малого бизнеса дополнительно привлекается на условиях неполного рабочего дня значительное количество работников, которые составляют около 80% от официальной штатной численности. Вместе с тем в малом бизнесе нередко используется труд уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Кроме того, малые фирмы являются своеобразным полигоном для обкатки молодых кадров, подготовки кадров для среднего и крупного бизнеса.

Малое предпринимательство, функционирующее на конкретных территориях, тесно связано с потребностями населения, стремится удовлетворить спрос на товары и услуги региональных рынков. Гибкость малого предпринимательства позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и формировать новый спрос на товары и услуги. Предоставление большого ассортимента услуг не только населению, но и различным предприятиям и организациям повышает комфортность проживания граждан. Получение доходов от предпринимательской деятельности благоприятно сказывается на жизненном уровне населения и способствует формированию среднего класса.

Малое предпринимательство усиливает конкурентную среду, способствуя более эффективному развитию экономики региона. Рассмотрим это на примере Волгоградской области и г. Волгограда.

О развитии малого предпринимательства Волгоградской области свидетельствует увеличение количества работающих на предприятиях этого сектора экономики за прошедший период 2011 г. Волгоградская область занимает первое место в Южном федеральном округе по числу малых и средних предприятий на душу населения. В настоящее время в регионе насчитывается около 15 тысяч предприятий, в которых работают более 106 тысяч человек. Численность занятых в них по сравнению с тем же периодом 2010 г. увеличилась на 5,5%. В основном малые предприятия Волгоградской области осуществляют свою деятельность в сферах торговли, строительства, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. В строительстве, сельском хозяйстве, торговле предприятия малого и среднего бизнеса составляют большинство.

В 2010 г. малый бизнес произвел 20% валового регионального продукта Волгоградской области. В 2010 г. только малыми и средними предприятиями произведено товаров и выполнено услуг на сумму более 100 млрд. рублей. Сектор малого и среднего бизнеса дает в консолидированный бюджет Волгоградской области порядка 16% налоговых поступлений.

Среднемесячная заработная плата одного работающего в малом бизнесе за 1-й квартал текущего года увеличилась на 35,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 8567 рублей. Оборот малых предприятий в фактических ценах вырос на 8,4% и составил 27,8 млрд. рублей.

В настоящее время в нашем регионе малое предпринимательство на селе представлено 419 малыми сельскохозяйственными предприятиями, 11600 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и 204 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. В совокупности ими, включая личные подсобные хозяйства граждан, производится 60% от общего объема получаемой сельскохозяйственной продукции. Из региональной казны осуществляются такие формы государственной поддержки, как субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, компенсация части затрат на приобретение электроэнергии, используемой для орошения сельхозкультур, за реализованную продукцию животноводства. Кроме того, малым субъектам агробизнеса оказывается финансовая помощь на развитие племенного животноводства, отечественного овцеводства, элитного семеноводства и многолетних насаждений, субсидирование части затрат на приобретение средств химизации, на уплату процентов по кредитам, по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. Только в 2010 г. объемы государственной поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам региона составили 180,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 132,1 млн. рублей, из областного бюджета - 48,3 млн. рублей. Наряду с этим, представителям малого и среднего предпринимательства агропромышленного комплекса области оказывается и информационно-консультационная поддержка. Она осуществляется специалистами регионального комитета по сельскому хозяйству и продовольствию и государственным учреждением «Областной Центр научной информации и консалтинга АПК Волгоградской области «Агроинформконсалтинг». Сельские предприниматели получают информацию о принципах ведения сельского хозяйства, бизнес-планирования, рыночных ценах на основные виды сельскохозяйственной продукции, о передовых технологиях и т.д. Все эти меры позволили в 2010 г. малым формам хозяйствования на селе обеспечить выполнение значительных показателей, а именно: производство скота и птицы на убой в живом весе достигло 135 тыс. тонн, производство молока - 417 тыс. тонн, яиц - 296 млн. штук.

Наиболее активно малый бизнес развивается в Городищенском районе, Волгограде, Волжском, Камышине, Михайловке.

На 1 января 2011 г. количество малых предприятий, действующих на территории Волгограда, составило около 9,2 тыс. субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и более 31,2 тыс. индивидуальных предпринимателей. Численность занятых на малых и средних предприятиях - 63,2 тыс. человек, что составляет около 13 % от общей численности занятого в экономике населения Волгограда. В Прогнозе социально-экономического развития Волгограда сказано, что прибыль организаций, расположенных на территории Волгограда, с учетом малого бизнеса, в 2011 г. прогнозируется в объеме 42 005,0 млн. рублей, или 104,8 % к 2010 г., в 2012 г. - 45 005,5 млн. рублей, или 107,1 % к 2011 г.

В Краснооктябрьском районе Волгограда (численность населения 153 тысяч человек) на конец 2010 г. зарегистрировано свыше 5000 предприятий, среди которых лишь 11 крупных. 30 % от численности населения, занятого в экономике Краснооктябрьского района, задействованы в малом бизнесе или являются индивидуальным предпринимателями. Наибольшее количество из них занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Что касается организационно-правовых форм малых предприятий, то их подавляющее число в Краснооктябрьском районе создано в форме обществ с ограниченной ответственностью (68%). 28,9% - индивидуальные предприниматели.

Некоторые статистические данные о малых предприятиях Краснооктябрьского района представлены в наглядном виде на схемах в приложении 3.

Итак, в современном обществе малое предпринимательство рассматривается важным фактором устойчивого экономического и политического развития общества. Безусловно, в условиях современной экономики уровень развития малого бизнеса является наиболее значимым индикатором зрелости и стабильности общества. Как часть экономической системы, малое предпринимательство вносит свой вклад в развитие регионов: увеличивает занятость, следовательно, снижает уровень безработицы; производит товары для населения, то есть наполняет потребительский рынок (в первую очередь региональный); снижает нагрузку на органы местного самоуправления по соблюдению социальных гарантий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.232.74 (0.008 с.)