Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии.



 

В окружающей нас действительности существует много разнообразных ситуаций, в которых человеку приходится приспосабливаться в той или иной степени. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессии, вредными привычками противозаконными действиями. Ближайшими по смыслу словами к термину агрессия являются следующие: нападение захват, переход границ, насилие, проявление враждебности.

    Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив роль агрессии в развитии жизни столь велика, что ее попросту трудно переоценить. Энергия агрессии питает смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявлять в экстремальных условиях находчивость.

    Термином агрессия обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. Проблема агрессии является актуальной и в настоящее время. Многоплановое изучение проблемы агрессии в отечественной психологии, по существу, только начинается. У нас в стране психологический аспект агрессии исследуют Э.Ш. Бубнова, Э. Вагенас, Ю.В. Егошкин, О.Н. Истратова, Л.М. Семенюк, А.И. Харченко. И.Бойко, которая выделяет адаптивную агрессию, как стиль поведения, выработанным в конкретной среде и микросоциуме.

 Отечественные исследователи понимают агрессию, как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющий физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психологической напряженности, страха подавленности). При этом агрессивные действия выступают:

- в качестве средства достижения цели;

- как способ психологической разрядки

- как цель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоудовлетворении

Агрессивность также непосредственно связывают с «Я» концентрацией личности. (Еникопов С.Н.)

Агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители. Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющиеся в фантазиях.

    В последние годы в Отечественной литературе выделяется самостоятельная акцентуация характера по «криминогенному» типу, под которой понимается не удовлетворенность поведения и трудности социализации в обществе.

    В литературе представлено несколько классификаций агрессии. Ведущей является квалификация Г. Амона, который выделяет следующие ее виды:

1) Конструктивная агрессия (открытое проявление агрессивных поведений, реализуемое в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному типу и возможности самореализации и коррекции поведения.

2) Деструктивная агрессия (прямое направление агрессивности, связанное с нарушением морально этических норм, квалифицирующих как элементы делинквентного или криминального поведения с недоучтенным требовании реальности и недостаточностью эмоционального самоконтроля. И.Б. Бойко предполагает включать в технологию форм агрессивности адаптивную агрессию, как стиль поведения соответствующий стереотипам выработанные в конкретной среде и микросоциуме, и патологическую агрессию, осуществленную каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.    

           Еще одна классификация, которая представляется нам важной и интересной – классификация Д.Зильмана. Основной критерий ее построения – позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения.

Таким образом он выделил восемь типов агрессивного поведения: наступательная агрессия нанесение повреждений другому объекту, который не применял по отношению к нему насилия.

Защитная агрессия-нанесение повреждений другому объекту в ответ на применение по отношению к нему насилия.

Ответная – нанесение повреждений другому субъекту с целью отмщения за нанесенные ему повреждения.

Спровоцированная агрессия – подвергание атакующего нападению или другим действиям, которое повлекло за собой его ответные агрессивные действия.

Не провоцированная агрессия – агрессивные действия нападающего по отношению к жертве, и вызванные ни какими поступками жертвы, которые могли бы подтолкнуть нападающего на такие действия.

Агрессия, вызванная раздражением - агрессивные действия, первичная функция которых- редуцирование или снятие напряжения.

Побудительная агрессия - агрессивные действия, первичная причина которых- получение внешней стимуляции.

Санкционированная агрессия - агрессивые действия, служащие социальным нормам и не выходящие за социальные рамки.

В зарубежной психологической литературе феномен агрессии постоянно находится в поле зрения многих ученых и практиков (А. Бандура, А. Басс, Ф. Алан, Р.Бэрон, О.Ф. Кернберг, Г. Паренс, Ф. Перлз, С. Фешбах, З. Фрейд, Э. Фромм и другие).

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, не одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

Можно выделить основные взгляды на содержание понятия агрессия. Под агрессией понимают сильную активность, стремление к самоутверждению.

Так, Л.Бендер, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку силу противостоять внешним взаимодействиям.

    Агрессией называют стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами. Она понимается как акт присвоения насильственного овладения материальным или идеальным    объектом, (в том числе и властью над другими людьми). В рамках этого представления о человеке судят как об агрессивном, если он имеет стремление к лидерству, к власти.

    Под агрессией понимают акт враждебности, атаки, разрушения. Это действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например Х. Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.

    А. Басс определяет агрессию как реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы.

    А. Бандура. Агрессия – это не всегда целенаправленная реакция одного индивида, наносящая другому индивиду физический или моральный ущерб. Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление людей к условиям жизни в обществе.

Агрессивные индивиды часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это в свою очередь, ведет к усилению агрессивности.

    Агрессия рассматривается как любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Бэкон Р., Ричардсон Р.       

Э. Фромм выделяет два вида агрессии: доброкачественная и злокачественная. Доброкачественная, связанная с поддержанием жизни и злокачественная не связанная с сохранением жизни.

В концепции А.Басса выделены следующие виды агрессии:

- вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

- физическая агрессия – неадекватное проявление физических способностей человека во вред другому человеку, выражающихся в виде нападения, физических расправ, драк, насильственных действий, сопряженных с жесткостью, прямой, демонстрацией физической силы.

- прямая агрессия – действия, непосредственно направленные против жертвы.

- косвенная агрессия – враждебные действия, окольным путем направленные на другое лицо – сплетни, злобные шутки.

- негативизм – аппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства, нарастающая от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

    Классификация С. Фешбаха построена с учетом мотивации поведения и включает: инструментальную агрессию, являющуюся средством достижения какой либо цели; враждебную агрессию, выражающуюся в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; реактивную агрессию, возникающую, как реакция субъекта на фрустрацию, и сопровождающуюся эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти.

Х. Хекхаузен подразделяет инструментальную агрессию на индивидуальную и социально – мотивированную, своекорыстную и бескорыстную, антисоциальную и просоциальную. Реактивная агрессия подразделяется на аффективную, импульсивную и экспрессивную агрессию.

    Ю. М. Антонян выделяет три вида агрессии: конструктивную агрессию (готовность индивида противостоять вредным для него воздействиям, творческая активность личности), деструктитвную агрессию (деформированную активность индивида, имеющую разрушительный характер) и дефицитарную агрессию (формирование астонических и депрессивных состояний, обсессивно – компульсивных расстройств аутогрессивных феноменов).

    Существуют различные подходы к определению агрессии. Психоаналитический подход. З.Фрейд. Взгляды З. Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта смерти но также и неизбежное, поскольку, если энергия тонатоса не будет обращена во вне это в скорее приведет к разрушению индивида.

    Этологический подход. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей также, как и у других живых существ. Он предлагал, что инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют две его составляющие.

- борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве

- агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство могут только наиболее сильные и энергичные.

    Социобиологический подход. Согласно этому подходу агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами – недостатком пищи или брачных партнеров. Таким образом социобиологи утверждают, что агрессивность – это средство при помощи которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь обеспечивает успех в естественном отборе.

    Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теории этого направления пользуется теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами.

Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут направлены не на истинного фрустратора, а на другие объекты по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно.

    Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям этого направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение.

    В соответствии с теорией социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания:

- на то, каким путем агрессивная модель поведения усвоена.

- на факторы, провоцирующие ее проявления

- на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Теории социального научения утверждают что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

Л. Берковиц и Д. Зильман, просматривая агрессивное поведение акцентируют внимание на эмоциональных реакциях, как мотив в и когнитивных (интерпретация ситуации) процессах, и поэтому их концепции отнесены к когнитивным концепциям. А. Бандура, считает агрессивное поведение результатом обучения и подражания. Образец агрессивного поведения, по его мнению, является одновременно как источником готовности к специфическим (агрессивным) действиям, так и стимулятором агрессивного поведения.

Т.Г. Румянцева, Л. М. Семенюк подчеркивают учет различий отдельных видов агрессии, личностных свойств (агрессивности и враждебности), роли негативной модели поведения, как источника и стимулятора агрессивного поведения, неоднозначность результатов применения наказания как способа подавления агрессии. В то же время эти исследователи отмечают слабую теоретическую разработанность вопросов, посвященных проблеме агрессии в русле бихевеористической теории агрессии.

    Таким образом, в нашем исследовании мы опираемся на определения Л.М. Семенюк, агрессия это действие, направленное на нанесение физического, психического вреда, ущерба, уничтожение другого человека.


Выводы по первой главе.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы. Адаптация – это способность живого отвечать на воздействие внешней среды таким образом, чтобы оставаться самим собой, не утрачивая своей индивидуальности. Выделяют различные виды адаптации: физиологическую и социально-психологическую. Физиологическая адаптация – это способность живого организма поддерживать гомеостатический баланс, который может возникнуть при резком изменении условий среды. Социально-психологическая адаптация – это способность индивида соответствовать нормам и правилам поведения в обществе.

    Наиболее общая классификация разновидностей социально-психологической адаптации личности включает: нормальная адаптация, девиантная или конформистская и паталогическая адаптация.

    Неспособность личности к потребностям и притязаниям, которые к ней предъявляет среда, ведет к дезадаптации личности. Адаптированность в вузе определяет индивидуальные особенности и уровень развития познавательных процессов студентов.

    Проблемой агрессии в отечественной психологии занимались Э.Ш. Бубнова, Е.В. Змановская, Л.М. Семенюк, А.И. Харчеко. В зарубежной психологии феномен агрессии изучали: А. Бандура, З. Фрейд, А Басс и другие. Наиболее общим определением агрессии для исследователей отечественной и зарубежной психологии является следующее: агрессия – это разрушительное поведение, характеризующееся вспыльчивостью, раздражительностью, приносящее вред другим людям. В разных концепциях выделены различные причины агрессивного поведения. С точки зрения этологического подхода, причинами агрессивного поведения являются врожденные инстинкты борьбы за выживание, которые присутствуют у людей и у других живых существ. Согласно социобиологическому подходу причинами агрессивного поведения являются конкурентность с целью повышения успешности репродукции. Теории побуждения предполагают, что источником агрессивного поведения является позыв, или побуждение.

В. Змановская утверждает, что агрессия способствует адаптации, то есть она способствует проявлению смелости, способствует проявлению уверенности в своих действиях. 

    К числу факторов, неблагоприятно действующих на приспособление личности к новым условиям жизнедеятельности можно отнести слабый тип нервной системы, тревожность, низкий вербальный интеллект, расхождение ожиданий с процессом профессионализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 2989; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.028 с.)