Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков



Курсовая работа

Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков

 

 

Выполнила студентка

3 курса, 31 группы

Долгинина Л.Д.

 

Научный руководитель

к.пс.н., доцент Шевченко О.Ю.

 

Самара 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самосознания подростков

§1 Понятие и сущность самосознания личности

§2 Психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте

Глава 2. Психолого-педагогические средства, стимулирующие развитие самосознания подростков

§1 Сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования

§2 Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков

Заключение

Список литературы


Введение

 

Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века. Проблема ответа на вопрос «Кто Я»? – одна из важнейших проблем в психологии. Напряженная социальная, экологическая и демографическая обстановка в современном обществе способствуют частому возникновению различных нарушений в поведении растущих детей. Культурное пространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”. Эти факторы вызывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы духовного воспитания и нравственного самосознания подростка.

Изучение особенностей личности подростков актуально для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении. Для того чтобы понять механизмы формирования поведения подростков, необходимо исследовать специфику формирования их самосознания. Под самосознанием в психологии понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности подростков всегда находят свое отражение в становлении самосознания.

Самосознание выступает как структура, определяющая личность и ее развитие. Вот почему так важно и актуально на сегодняшний день понять, какие же факторы способствуют развитию самосознания современных подростков, и создать такие условия, чтобы подростки приобщались к нравственным ценностям общества.

Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Этой проблеме посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э.Эриксона, Ч.Кули, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

Изучению проблем подросткового возраста также посвящены многие исследования таких известных психологов, как Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.М.Фридмана, В.А.Аверина, Х.Ремшмидта, Ф.Райса, В.Г.Казанской и ряда других. Таким образом, изучению проблем подросткового возраста и формированию самосознания подростков посвящены многие психологические исследования, однако ряд вопросов остаются нераскрытыми. К их числу относится проблема социально-психологических аспектов развития самосознания подростков.

Объект исследования - развитие самосознания подростков.

Предмет исследования – факторы, влияющие на развитие самосознания подростков.

Развитие самосознания подростков будет эффективно, если:

- рассмотрены понятия и сущность самосознания личности;

- обозначены психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте;

- определены сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования;

- выявить особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков.

Цель исследования - раскрыть социально-психологические аспекты развития самосознания подростков.

Задачи:

1. Рассмотреть понятия и сущность самосознания личности.

2. Обозначить психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте;

3. Определить сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования;

4. Выявить особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков.

Методы исследования:

1. Анализ литературы, посвященной исследованию подросткового возраста.

2. Анализ понятийно-терминологической базы.

3. Моделирование.

4. Анализ передового и массового психологического опыта.

Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы.

 


Заключение

 

В ходе исследования проблемы социально-психологических аспектов развития самосознания подростков, мы пришли к выводу, что один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения. Лишь у подростка вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение, поскольку приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед ним вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезнее задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию у подростка и юноши самосознания.

В ходе исследования была реализована цель работы – раскрыты социально-психологические аспекты, влияющие на развитие самосознания подростков. Это развитие проходит ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом.

Также были выполнены задачи работы, а именно:

- рассмотрены теоретические основы развития личности и самосознания;

- обозначена общая психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста;

- определена сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования;

- выявлены особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков;

Но решение данной проблемы не исчерпывается моим исследованием, т.к. феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений. Несмотря на огромные усилия, затраченные психологией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием.

 


Список литературы

 

1. Аверин В.А. Психология личности. – Спб., 1999

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990

3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учеб.пособие. – М., 2000

4. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика. – М., 2005

5. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. – М., 1977.

6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 2001

7. Годфруа. Ж. Что такое психология. – М.,1992.

8. Дубровина И. В. Психология. – М., 2001.

9. Казанская В.Г. Подросток, трудности взросления. – Спб., 2008

10. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1989

11. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – М., 2005

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.,2008.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982.

14. Лихачев Б.Т. Курс лекций. – М.., 1998

15. Раншбург И., Поппер П., Секреты личности. – М., 1983.

16. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. 2001. – №6.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Гл. ХХ. - СПб., 1998.

18. Самосознание проблемных подростков / Под. ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2007

19. Спиркин А.Г. Философия. Учеб. пособие. – М.,2007.

20. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

21. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М., 2004.

22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – М., 1998.

 

Курсовая работа

Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков

 

 

Выполнила студентка

3 курса, 31 группы

Долгинина Л.Д.

 

Научный руководитель

к.пс.н., доцент Шевченко О.Ю.

 

Самара 2010


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самосознания подростков

§1 Понятие и сущность самосознания личности

§2 Психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте

Глава 2. Психолого-педагогические средства, стимулирующие развитие самосознания подростков

§1 Сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования

§2 Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков

Заключение

Список литературы


Введение

 

Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века. Проблема ответа на вопрос «Кто Я»? – одна из важнейших проблем в психологии. Напряженная социальная, экологическая и демографическая обстановка в современном обществе способствуют частому возникновению различных нарушений в поведении растущих детей. Культурное пространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”. Эти факторы вызывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы духовного воспитания и нравственного самосознания подростка.

Изучение особенностей личности подростков актуально для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении. Для того чтобы понять механизмы формирования поведения подростков, необходимо исследовать специфику формирования их самосознания. Под самосознанием в психологии понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности подростков всегда находят свое отражение в становлении самосознания.

Самосознание выступает как структура, определяющая личность и ее развитие. Вот почему так важно и актуально на сегодняшний день понять, какие же факторы способствуют развитию самосознания современных подростков, и создать такие условия, чтобы подростки приобщались к нравственным ценностям общества.

Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Этой проблеме посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э.Эриксона, Ч.Кули, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

Изучению проблем подросткового возраста также посвящены многие исследования таких известных психологов, как Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.М.Фридмана, В.А.Аверина, Х.Ремшмидта, Ф.Райса, В.Г.Казанской и ряда других. Таким образом, изучению проблем подросткового возраста и формированию самосознания подростков посвящены многие психологические исследования, однако ряд вопросов остаются нераскрытыми. К их числу относится проблема социально-психологических аспектов развития самосознания подростков.

Объект исследования - развитие самосознания подростков.

Предмет исследования – факторы, влияющие на развитие самосознания подростков.

Развитие самосознания подростков будет эффективно, если:

- рассмотрены понятия и сущность самосознания личности;

- обозначены психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте;

- определены сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования;

- выявить особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков.

Цель исследования - раскрыть социально-психологические аспекты развития самосознания подростков.

Задачи:

1. Рассмотреть понятия и сущность самосознания личности.

2. Обозначить психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте;

3. Определить сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования;

4. Выявить особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков.

Методы исследования:

1. Анализ литературы, посвященной исследованию подросткового возраста.

2. Анализ понятийно-терминологической базы.

3. Моделирование.

4. Анализ передового и массового психологического опыта.

Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.036 с.)