Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические аспекты развития самосознания подростковСтр 1 из 5Следующая ⇒
Курсовая работа Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков
Выполнила студентка 3 курса, 31 группы Долгинина Л.Д.
Научный руководитель к.пс.н., доцент Шевченко О.Ю.
Самара 2010 Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самосознания подростков §1 Понятие и сущность самосознания личности §2 Психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте Глава 2. Психолого-педагогические средства, стимулирующие развитие самосознания подростков §1 Сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования §2 Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков Заключение Список литературы Введение
Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века. Проблема ответа на вопрос «Кто Я»? – одна из важнейших проблем в психологии. Напряженная социальная, экологическая и демографическая обстановка в современном обществе способствуют частому возникновению различных нарушений в поведении растущих детей. Культурное пространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”. Эти факторы вызывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы духовного воспитания и нравственного самосознания подростка. Изучение особенностей личности подростков актуально для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении. Для того чтобы понять механизмы формирования поведения подростков, необходимо исследовать специфику формирования их самосознания. Под самосознанием в психологии понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности подростков всегда находят свое отражение в становлении самосознания. Самосознание выступает как структура, определяющая личность и ее развитие. Вот почему так важно и актуально на сегодняшний день понять, какие же факторы способствуют развитию самосознания современных подростков, и создать такие условия, чтобы подростки приобщались к нравственным ценностям общества.
Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Этой проблеме посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э.Эриксона, Ч.Кули, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых. Изучению проблем подросткового возраста также посвящены многие исследования таких известных психологов, как Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.М.Фридмана, В.А.Аверина, Х.Ремшмидта, Ф.Райса, В.Г.Казанской и ряда других. Таким образом, изучению проблем подросткового возраста и формированию самосознания подростков посвящены многие психологические исследования, однако ряд вопросов остаются нераскрытыми. К их числу относится проблема социально-психологических аспектов развития самосознания подростков. Объект исследования - развитие самосознания подростков. Предмет исследования – факторы, влияющие на развитие самосознания подростков. Развитие самосознания подростков будет эффективно, если: - рассмотрены понятия и сущность самосознания личности; - обозначены психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте; - определены сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования; - выявить особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков. Цель исследования - раскрыть социально-психологические аспекты развития самосознания подростков.
Задачи: 1. Рассмотреть понятия и сущность самосознания личности. 2. Обозначить психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте; 3. Определить сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования; 4. Выявить особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков. Методы исследования: 1. Анализ литературы, посвященной исследованию подросткового возраста. 2. Анализ понятийно-терминологической базы. 3. Моделирование. 4. Анализ передового и массового психологического опыта. Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы.
Заключение
В ходе исследования проблемы социально-психологических аспектов развития самосознания подростков, мы пришли к выводу, что один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения. Лишь у подростка вырабатывается критическое мышление, формируется мировоззрение, поскольку приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед ним вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезнее задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию у подростка и юноши самосознания. В ходе исследования была реализована цель работы – раскрыты социально-психологические аспекты, влияющие на развитие самосознания подростков. Это развитие проходит ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. Также были выполнены задачи работы, а именно: - рассмотрены теоретические основы развития личности и самосознания; - обозначена общая психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста; - определена сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования; - выявлены особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков; Но решение данной проблемы не исчерпывается моим исследованием, т.к. феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений. Несмотря на огромные усилия, затраченные психологией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология личности. – Спб., 1999 2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990 3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учеб.пособие. – М., 2000 4. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика. – М., 2005 5. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. – М., 1977. 6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 2001 7. Годфруа. Ж. Что такое психология. – М.,1992. 8. Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. 9. Казанская В.Г. Подросток, трудности взросления. – Спб., 2008 10. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1989 11. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – М., 2005 12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учеб. пособие. – М.,2008. 13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982. 14. Лихачев Б.Т. Курс лекций. – М.., 1998 15. Раншбург И., Поппер П., Секреты личности. – М., 1983. 16. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. 2001. – №6. 17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Гл. ХХ. - СПб., 1998. 18. Самосознание проблемных подростков / Под. ред. Н.Л.Белопольской. – М., 2007 19. Спиркин А.Г. Философия. Учеб. пособие. – М.,2007. 20. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. 21. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М., 2004. 22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – М., 1998.
Курсовая работа Социально-психологические аспекты развития самосознания подростков
Выполнила студентка 3 курса, 31 группы Долгинина Л.Д.
Научный руководитель к.пс.н., доцент Шевченко О.Ю.
Самара 2010 Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самосознания подростков §1 Понятие и сущность самосознания личности §2 Психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте Глава 2. Психолого-педагогические средства, стимулирующие развитие самосознания подростков §1 Сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования §2 Особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков Заключение Список литературы Введение
Представления современного подростка об окружающем мире, осознание себя и своего положения в социальном окружении формируются в сложных условиях общества XXI века. Проблема ответа на вопрос «Кто Я»? – одна из важнейших проблем в психологии. Напряженная социальная, экологическая и демографическая обстановка в современном обществе способствуют частому возникновению различных нарушений в поведении растущих детей. Культурное пространство часто характеризуют в современном мире термином “бездуховность”. Эти факторы вызывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы духовного воспитания и нравственного самосознания подростка.
Изучение особенностей личности подростков актуально для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении. Для того чтобы понять механизмы формирования поведения подростков, необходимо исследовать специфику формирования их самосознания. Под самосознанием в психологии понимают совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Возрастные и индивидуальные особенности подростков всегда находят свое отражение в становлении самосознания. Самосознание выступает как структура, определяющая личность и ее развитие. Вот почему так важно и актуально на сегодняшний день понять, какие же факторы способствуют развитию самосознания современных подростков, и создать такие условия, чтобы подростки приобщались к нравственным ценностям общества. Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Этой проблеме посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Э.Эриксона, Ч.Кули, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых. Изучению проблем подросткового возраста также посвящены многие исследования таких известных психологов, как Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Л.М.Фридмана, В.А.Аверина, Х.Ремшмидта, Ф.Райса, В.Г.Казанской и ряда других. Таким образом, изучению проблем подросткового возраста и формированию самосознания подростков посвящены многие психологические исследования, однако ряд вопросов остаются нераскрытыми. К их числу относится проблема социально-психологических аспектов развития самосознания подростков. Объект исследования - развитие самосознания подростков. Предмет исследования – факторы, влияющие на развитие самосознания подростков. Развитие самосознания подростков будет эффективно, если: - рассмотрены понятия и сущность самосознания личности;
- обозначены психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте; - определены сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования; - выявить особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков. Цель исследования - раскрыть социально-психологические аспекты развития самосознания подростков. Задачи: 1. Рассмотреть понятия и сущность самосознания личности. 2. Обозначить психолого-педагогические особенности развития самосознания в подростковом возрасте; 3. Определить сущность самосознания, уровни его развития и условия формирования; 4. Выявить особенности развития нравственного самосознания и нравственного воспитания подростков. Методы исследования: 1. Анализ литературы, посвященной исследованию подросткового возраста. 2. Анализ понятийно-терминологической базы. 3. Моделирование. 4. Анализ передового и массового психологического опыта. Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-31; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.036 с.) |