Практика организация лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов Г. Челябинска оао «ростелеком» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика организация лицензирования телекоммуникационных услуг на материалах центра продаж и обслуживания клиентов Г. Челябинска оао «ростелеком»



 

ОАО «Ростелеком» - одна из крупнейших телекоммуникационных компаний страны. Компания оказывает услуги на базе собственной высокотехнологичной магистральной сети общей протяженностью около 160 тысяч километров, которая позволяет предоставлять голосовые услуги, а также услуги передачи данных и IP-приложений физическим лицам, корпоративным клиентам, российским и международным операторам.

В настоящее время основной частью бизнеса Компании является предоставление услуг междугородной и международной (МГ/МН) связи конечным пользователям во всех субъектах Российской Федерации. Компания выступает безусловным лидером в данном сегменте с долей порядка 50%, а на рынке услуг фиксированной МГ/МН связи для населения удерживает долю порядка 80%.

«Ростелеком» является крупнейшим поставщиком телекоммуникационных услуг для российских органов государственной власти всех уровней, крупнейших отечественных и зарубежных предприятий, в частности, российских теле- и радиокомпаний.

Компания занимает ведущие позиции на рынке транзита трафика и аренды каналов для российских и зарубежных операторов.

Проводя диверсификацию бизнеса для укрепления своих рыночных позиций, «Ростелеком» расширяет географию своей деятельности и развивает новые сервисы. В их числе - доступ в Интернет, создание виртуальных частных сетей (VPN), услуги Дата-центров, услуги интеллектуальной сети связи (ИСС), услуги видеоконференцcвязи и др.

За три года активного присутствия на российском рынке передачи данных Компания стала лидером стремительно растущего сегмента передачи магистрального Интернет-трафика.

«Ростелеком» имеет прямые международные выходы на сети более чем 150 операторов связи в 70 странах, участвует в 25 международных кабельных системах и взаимодействует с 600 международными и национальными операторами фиксированной и мобильной связи.

«Ростелеком» представляет интересы Российской Федерации в Международном союзе электросвязи, в Совете операторов электросвязи Регионального содружества в области связи, а также в ряде других международных организаций, в том числе в Тихоокеанском телекоммуникационном совете и Международном комитете по защите кабелей.

В настоящее время ОАО «Ростелеком» оказывает услуги на основании лицензии по следующим видам деятельности:

Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации

Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации

Осуществление предоставления услуг в области шифрования информации

Осуществление распространения шифровальных (криптографических) средств

Осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств

Осуществление мероприятий и оказание услуг по технической защите конфиденциальной информации

Предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи

Предоставление в аренду каналов связи

Услуги внутризоновой телефонной связи

Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа

Услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа

Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов

Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов

Услуги связи для целей кабельного вещания

Телематические услуги связи

Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации

Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации

Услуги связи для целей эфирного вещания

Услуги телеграфной связи

Рассмотрим усредненную процедуру получения лицензии ОАО «Ростелеком». Для получения данных лицензий ОАО «Ростелеком» подает в лицензирующий орган заявление, в котором указываются:

) наименование (фирменное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица, наименование банка с указанием счета (для юридического лица);

) наименование услуги связи;

) территория, на которой будут оказываться услуга связи и создаваться сеть связи;

) категория сети связи;

) срок, в течение которого ОАО «Ростелеком» намерено осуществлять деятельность в области оказания услуг связи.

К заявлению прилагаются:

) копии содержащихся в регистрационном деле ОАО «Ростелеком» учредительных документов, заверенные государственными органами, осуществляющими ведение единого государственного реестра юридических лиц, копия подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц документа, заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная (для юридических лиц);

) нотариально заверенная копия свидетельства о постановке ОАО «Ростелеком» на учет в налоговом органе;

) схема построения сети связи и описание услуги связи;

) документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

В связи с тем, что выдачей и оформлением лицензий на разные виды деятельности занимаются разные отделы компания вынуждена подготавливать и предоставлять стопки одинаковых документов, которые и так уже есть в лицензирующем органе.

В случае, если в процессе оказания услуг связи предполагается использование радиочастотного спектра, в том числе для целей телевизионного вещания и радиовещания; осуществление кабельного телевизионного вещания и проводного радиовещания; передача голосовой информации, в том числе по сети передачи данных; предоставление каналов связи, выходящих за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации; осуществление деятельности в области почтовой связи, соискатель лицензии наряду с документами должен представить описание сети связи, средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи, а также план и экономическое обоснование развития сети связи. Требования к содержанию такого описания, а также к содержанию такого плана и такого экономического обоснования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Для операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, к которым и относятся ОАО «Ростелеком» Правительством РФ принят другой документ - Правила регулирования цен на услуги присоединения и по пропуску трафика.

Правила определяют порядок государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования.

Государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые оператором связи, осуществляется на основе следующих принципов:

а) обеспечение недискриминационных условий при присоединении сетей связи и их взаимодействии;

б) обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;

в) обеспечение баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами связи;

г) создание экономических стимулов, обеспечивающих повышение эффективности деятельности операторов связи;

д) повышение инвестиционной привлекательности отрасли связи.

Государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика осуществляет Федеральное агентство связи путем установления предельных максимальных и (или) минимальных цен (далее - предельные цены) на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

При установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика применяется методика расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и учитываются данные, полученные оператором связи в ходе ведения раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, полученных (понесенных) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для установления первоначальных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика ОАО «Ростелеком» подготавливает обращение об установлении цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика (рабочий документ, 1 шт.)

Письменное обращение об установлении цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика оформляется по приведенной форме.

В качестве основания для направления обращения указываются:

при первоначальном установлении предельных цен - уведомление о включении ООО «Ростелеком» в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (с указанием даты и номера уведомления, даты его получения);

при изменении ранее установленных предельных цен - изменение показателей сети связи.

К обращению прилагаются обосновывающие документы.

Решение об установлении цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика должно приниматься в срок не позднее 40 дней с даты регистрации обращения. До настоящего времени данные сроки в отношении компании ОаО «Ростелеком» соблюдались. Копия приказа об установлении цен должна быть направлена ОАО «Ростелеком» не позднее чем через 5 дней после утверждения предельных цен, однако исходя из практики она либо присылается с опозданием, либо выдаются по требованию компании.

ОАО «Ростелеком» формирует экономические условия присоединения в соответствии с установленными Федеральным агентством связи предельными ценами на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика не позднее 10 дней с даты получения соответствующего уведомления от Федерального агентства связи.

В случае непредставления оператором связи предложений об установлении предельных цен на услуги по присоединению и услуги по пропуску трафика в указанный в пункте 5 Положения срок Федеральное агентство связи по истечении 90 дней с даты включения такого оператора связи в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, вправе принять решение об установлении соответствующих предельных цен для указанного оператора связи. При этом максимальные и минимальные цены, устанавливаемые Федеральным агентством связи, не должны соответственно превышать максимальные и быть ниже минимальных цен на соответствующие услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, установленные для других операторов связи, имеющих аналогичные (сходные) условия деятельности. При вводе в действие новых средств связи, внедрении новых технологических решений в своей сети электросвязи, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи, что существенно влияет на экономические условия присоединения сетей электросвязи, оператор связи вправе обратиться с предложением об установлении новых предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

Оператор связи в соответствии с установленными Федеральным агентством связи предельными ценами на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика имеет право:

дифференцировать цены на услуги присоединения в зависимости от количества предоставленных точек присоединения, а цены на услуги по пропуску трафика - по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, объему пропущенного трафика, а также по иным основаниям;

устанавливать объем услуг по пропуску трафика (но не более 1000 минут в месяц на одну точку присоединения, обеспечивающую возможность установления одновременно одного соединения), подлежащий гарантированной оплате потребителем услуг по пропуску трафика, если объем оказанных услуг в расчетном периоде меньше установленной величины. Оплата установленного объема услуг по пропуску трафика для сети местной телефонной связи осуществляется по цене, установленной в отношении услуги местного завершения вызова на смежном узле связи.

В связи с этим в условиях конкуренции доля акционерного общества «Ростелеком» в этом сегменте рынка услуг постоянно снижается. Наличие перекрестного субсидирования приводит к установлению высоких розничных тарифов на услуги междугородной и международной связи. Новые операторы связи работают в том же самом сегменте рынка, что и акционерное общество «Ростелеком», но не несут нагрузку по дотированию услуг местной телефонной связи, в результате чего имеют возможность эффективно конкурировать с акционерным обществом «Ростелеком» в области ценовой политики, сохраняя при этом сверхвысокие прибыли от оказания услуг междугородной и международной связи.

Таким образом, для того, чтобы приступить к практическому оказанию услуг связи оператору необходимо как минимум выполнить следующие действия: получить лицензию, а для этого приобрести или арендовать необходимое оборудование и обеспечить его сертификацию. Но, предварительно оператор должен иметь соответствующие радиочастотные назначения. В противном случае все затраты на приобретение оборудования, в случае отказа по каким-либо причинам от выделения необходимого спектра частот, могут оказаться бессмысленными.

Анализ Положений, регламентирующих перечисленные процедуры, свидетельствует, что получение всех перечисленных согласований и санкционирований деятельности оператора со стороны государственных органов представляет собой длительный и сложный процесс.

Согласно действующим положениям на получение радиочастотного назначения требуется не менее 140, на сертификацию оборудования 60-75, и на получение лицензии до 60-и дней. То есть в общей сложности 9 месяцев.

Согласно практике регионального оператора сотовой связи установленные Положениями сроки никогда не выдерживаются, и реально процесс согласований занимает не менее года.

Даже если принять сокращенные по сравнению с действующим порядком нормативные сроки рассмотрения заявок, установленные федеральным законом «О связи» 2003 года, общая продолжительность процедур согласований составляет не менее полугода, в том числе на получение радиочастотных назначений - 120, на сертифицирование оборудования - 30, получение лицензии - 30 дней.

Однако, названным сроком не исчерпываются временные затраты оператора связи.

Перед составлением радиочастотной заявки оператор должен провести технические и маркетинговые исследования, затем предварительные переговоры с поставщиком оборудования, затем разработать проект организации сети связи с указанием точек расположения технических средств и их мощности. Вся эта работа может оказаться выполненной впустую в случае отказа органов радиочастотной службы в выделении необходимого диапазона частот.

После получения радиочастотных назначений оператору связи необходимо вновь провести переговоры с поставщиком, обеспечить закупку опытного образца и пройти процедуру его сертификации.

И только после получения сертификата можно обращаться за получением лицензии.

Определенные проблемы возникают в результате различных сроков действия радиочастотных назначений, лицензий и сертификатов.

В соответствии с новым законом «О связи» разрешение на использование диапазона радиочастот выдается на 10 лет, лицензия - на срок от 3 до 25 лет и сертификат, как правило, на 3 года. Законодательством, условия определения срока действия лицензии не оговорены. Решение Данного вопроса отнесено на усмотрение лицензирующего органа. В результате оператору связи приходится довольно часто обращаться в Минсвязи России за продлением либо радиочастотного назначения, либо лицензии, либо сертификата.

Следует отметить, что все перечисленные обращения направляются в различные структурные подразделения одного и того же министерства.

Данное обстоятельство создает реальные предпосылки для упрощения и значительного уменьшения сроков процедур лицензирования и сертификации на основе применения широко используемого за рубежом принципа «одного окна».

В этом случае оператор разрабатывает проект организации сотовой связи и направляет его на согласование в один уполномоченный государственный орган. Все промежуточные разрешения и согласования производятся уже указанным органом без участия оператора. Оператору связи остается только получить лицензию, которая одновременно является и подтверждением соответствия используемого оборудования установленным техническим условиям, и радиочастотным назначением.

Представляется, что в данном случае использование принципа «одного окна» не только целесообразно, но и реально возможно.

 


Заключение

 

По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Рынок телекоммуникационных услуг является одним из наиболее динамичных рынков России. Он играет не только важную экономическую роль, способствуя росту экономического потенциала и налоговой базы, продвижению в страну наиболее современных технологий, но и важное социальное значение, обеспечивая широким слоям населения доступ к глобальной информационной сети без ограничения подвижности абонента.

По темпам развития телекоммуникационных услуг Россия приближается к развитым странам мира, но пока отстает по его уровню.

Позитивную роль в развитии телекоммуникационных услуг играют государственные концепции и программы его развития, которые отслеживают общемировые тенденции и, на этой основе, намечают основные направления государственной политики применительно к российским условиям.

Объективная необходимость детального государственного регулирования рыка телекоммуникационных услуг обусловлена тем, что он технологически связан с использованием радиочастотного спектра страны, а, следовательно, и с обеспечением ее жизненно важных интересов.

Законодательством установлены основные способы и формы государственного регулирования оказания услуг телекоммуникационных услуг:

- законодательное регулирование;

-  лицензирование вида деятельности;

-  выдача разрешений на использование полос радиочастот;

-  сертификация оборудования связи;

-  определение порядка взаимодействия сетей различных операторов.

Законодательство, регулирующее оказание телекоммуникационных услуг, является крайне обширным. Оператору связи приходится действовать в рамках гражданского, антимонопольного, специализированного санитарного, лицензионного законодательства, законодательства о сертификации продукции, о защите прав потребителей и т. д.

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность операторов телекоммуникационных услуг является федеральный закон «О связи».

Лицензирование услуг связи в настоящее время является средством осуществления контроля за соблюдением технических требований, предъявляемых к операторам связи, в том числе при выходе на рынок новых операторов.

Действующий порядок лицензирования не способствует формированию структуры региональных рынков, зачастую приводит к распылению инвестиций и снижению экономической эффективности деятельности операторов связи. Жесткая конкуренция в сегменте междугородной и международной связи, а также местной связи в корпоративном секторе сочетается со слабой конкуренцией в сегменте местной телефонной связи для населения.

Основными направлениями совершенствования механизма лицензирования должно стать создание системы нормативных правовых актов, направленных, в том числе на определение оптимального числа выдаваемых лицензий в пределах одной территории, а также установление конкурсного порядка выдачи лицензий.

Установленные до последнего времени нормативные сроки получения соответствующих санкций и лицензий были весьма значительными. Установленный порядок получения назначений, лицензий и сертификатов является довольно запутанным, предусматривает необходимость последовательных и неоднократных обращений в соответствующие органы, несмотря на их вхождение в состав одного Министерства. Единство ведомственной подчиненности создает хорошие предпосылки для реализации принципа «одного окна», который предусматривает однократное обращение оператора в министерство и последующее прохождение документов в структурных подразделениях уже без участия заявителя. В тоже время этот порядок российским законодательством не предусматривается.

Согласно правительственному варианту проекта закона «О телекоммуникациях» № 6161, лицензированию подлежат следующие виды деятельности в сфере предоставления телекоммуникационных услуг:

услуги голосовой телефонии;

услуги передачи данных;

услуги поисковой радиосвязи;

предоставление в пользование на договорных основах сетей телекоммуникаций или их частей;

- использование радиочастотного ресурса по предоставлению телекоммуникационных услуг.

Согласно этому документу, деятельность в сфере телекоммуникаций может осуществляться на основании общих разрешений, индивидуальных лицензий и без лицензий. На основании общего разрешения осуществляются такие виды деятельности в сфере телекоммуникаций, как предоставление телекоммуникационных услуг по фиксированной телефонной связи (городской, междугородней, международной, интернет-телефонии), мобильной (подвижной) связи, поисковой радиосвязи, теле- и радиовещание.

Все другие виды деятельности в сфере телекоммуникаций (услуги доступа к Интернету, передача данных, электронная почта, доступ к базам данных, предоставление в пользование на договорных началах сетей телекоммуникаций или их частей и пр.) могут осуществляться без разрешений и лицензий с соблюдением требований относительно подключения к публичным сетям, а также соблюдением других нормативных актов.

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что предлагаемые в проекте закона «О телекоммуникациях» № 6161 изменения процедуры и порядка лицензирования телекоммуникационных услуг являются в настоящее время особо актуальными и требуется скорейшее принятие данного закона.

Для некоторых видов деятельности, в частности, связанных с предоставлением услуг в Интернете, целесообразно установить порядок лицензирования, «близкий к уведомительному». Исключение составят предоставление телекоммуникационных услуг с использованием радиочастотного спектра, кабельного телевещания и некоторые другие, для которых порядок лицензирования останется прежним.

Также для разрешения выявленных проблем представляется целесообразным:

привести в соответствие главу 6 закона «О связи» с требованиями глав 49, 51, 52 Гражданского Кодекса в отношении правил пользования лицензией;

изменить процедуру сертификации и сократить сроки ее проведения до одного месяца.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.047 с.)