Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения и правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения и правильным произношением звуков в младшем дошкольном возрасте



 

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук - смыслоразделитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) - легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразущий) - гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) - полость рта и носа;

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т.е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия по периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок - его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию - усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность[2].

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта, или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящего из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос[1].

Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет небо, передняя часть которого - твердое небо, задняя часть - мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

Самыми активными подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют звук речи.

Язык состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движения. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и отдельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а передняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть спущены, а задняя - высоко подниматься вверх (при звуке к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя части спинки вместе с боковыми краями - спускаться (при звуке л). Благодаря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразные артикуляции, дающие всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба), а также работой гортани[11].

При образовании гласных (а, э, о, и, у, ы) выходящая струя воздуха не встречает в ротовой полости преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.).

При образовании носовых звуков (м, м', н, н') мягкое небо опущено, воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое небо поднято, маленький язычок прижат к задней стенки глотки, воздух попадает только в ротовую полость.

При образовании гласных, сонорных (звучных) согласных (j, м, м', н, н', л, л', р, р') и звонких согласных (в, в', з, з', ж, б, б', д, д', г, г') голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

Согласные звуки делятся на две группы; по способу образования и по месту образования.

Способ образования отражает характер преграды, т.е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т.п.

Щелевые (фрикативные) - органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха:

ф, ф', в, в' - нижняя губа образует щель с верхними губами.

с, с', з, з' - передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами - мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку неба;

ш, ж, щ - поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым небом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым небом);

х, х' - задняя часть спинки языка образует щель с мягким небом;

j - средняя часть спинки языка образует щель с твердым небом.

Смычно-взрывные - органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей.

п, п', б, б' - смычку образуют губы;

т, т', д, д' - передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

к, к', г, г' - задняя часть спинки языка образует смычку с мягким небом или задним краем твердого неба.

Смычно-щелевые (аффрикаты) - органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрываются, а переходит в щель, т.е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, прием переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно:

ц - передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;

ч - кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает при нижнем положении кончика языка) [19].

Смычно-проходные - органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте:

м, м' - смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

н, н' - передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

л, л' - кончик языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет по боками языка, между языком и щекой.

Дрожащие (вибранты):

р, р' - кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей струи воздуха.

Губно-губные: п, п', б, б', м, м' - преграда образуется нижней и верхней губой.

Губно-зубные: ф, ф', в, в' - преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

Переднеязычные: т, д, н, л, л', р, р', м, ж, ч, щ, т', д', н', с, с', з, з', ц - преграда образуется передней частью спинки языка.

Среднеязычные: j (йот) - преграда образуется задней частью спинки языка.

При классификации согласных звуков по артикулярным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию - подъем средней части языка к небу. Если к основной артикуляции звука наблюдается подъем средней части языка к небу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, лил': пыл - пыль, лук - люк и т.д. Но есть и непарные звуки: только твердые: ш, ж, ц, только мягкие - ч, щ, j.

Различие согласных по твердости и мягкости требует особенно внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозначаются одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания мягких согласных букв в, я, е, ё, ю, и).

Гласные звуки (и, э, а, ы, о, у) делятся по трем артикуляционным характеристикам на следующие группы:

по участию передней части языка;

по участию средней части языка; 3) по участию задней части языка.

При участии передней части спинки языка образуются звуки и, э - гласные переднего ряда, средней части спинки языка - а, ы - гласные среднего ряда, средней части спинки языка - о, у - гласные заднего ряда.

Степень подъема передней, средней и задней части спинки языка определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего подъема (и, ы, у).

В зависимости от степени выдвижения губ вперед различают гласные неогубленные - а, ы (губы в нейтральном положении), э, и - (губы растянуты, как при улыбке) и огубленные - о, у (губы округляются и выдвигаются вперед).

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимо для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения[14].

Тональные звуки - образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) - их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м1, н, н', л, л', р, р', j.

Шумные - их качество определяется характером шума - акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительные: в, в', з, з', ж;

звонкие шумные мгновенные: б, б', д, д', г, г';

глухие шумные длительные: ф, ф', с, с', ш, х, х;

глухие шумные мгновенные: п, п', т, т', к, к'.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

свистящие с, с, з, з, ц;

шипящие ш, щ, ч, ж; твердые п, в, ш, ж, ц, и др;

мягкие if, в', ч, щ и др.

Анализ классификаций звука русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонетической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различат и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка, вырабатывать хорошую дикцию, т.е. подвижность и диффереицированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; развивать речевое дыхание, т.е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, плавность и слитность.

Основополагающей в данной теме является работа А.Н. Гвоздева «Усвоение ребенком звуковой стороны» русского языка». Изучая закономерности усвоения ребенком фонетики родного языка, А.Н. Гвоздев установил основные особенности этого процесса.

Первоначальный запас звуков, характер замещения отсутствующих звуков, порядок усвоения новых звуков, период усвоения и смену субститов.

А.Н. Гвоздев приходит к выводу: общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том соотношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок впервые учится различать разнообразные фонетические элементы. Но до их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки. Они вырабатываются позже, и тогда звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную роль ребенка[4].

В этом отношении развитие моторной сферы сказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны речи.

Н.X. Швачкин исследовал особенности развития фонематического восприятия речи, в частности, рассматривал вопрос о роли артикуляции и слуха в фонетическом развитии ребенка. В методическом пособии Е.И. Радиной в содружестве с логопедом В.И. Рождественской «Воспитание правильной речи» раскрыты основные принципы воспитания правильного отношения у дошкольников и предложен практический материал для упражнения детей[13].

Таким образом, мы рассмотрели анатомо-физеологические и психологические предпосылки овладения и правильным произношением звуков в дошкольном возрасте и выявили: общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том соотношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок впервые учится различать разнообразные фонетические элементы. Но до их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки. Они вырабатываются позже, и тогда звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную роль ребенка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.022 с.)