Изучение особенностей репрезентации образа Родины у военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение особенностей репрезентации образа Родины у военнослужащих



 

В процессе проведения опроса военнослужащих были получены следующие данные по шести репрезентантам-критериям, исследованным в опросе:

 

Гистограмма 1: Среднестатистические значения репрезентации образа Родины у действующих военнослужащих (в баллах).

 

Обобщенный показатель-свертка по всем шести критериям Еинт = 311,11

 


 

Гистограмма 2: Среднестатистические значения репрезентации образа Родины у уволенных военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям (в баллах).

 

Обобщенный показатель-свертка по всем шести критериям Еинт = 324,57

Для определения значимости различий в выраженности шести критериев-репрезентантов образа Родины между действующими и уволенными военнослужащими минобороны использован U критерий Манна-Уитни.

Коэффициент корреляции равен Ккоррел=0,96.

При анализе не выявлено существенных различий в выраженности критериев-репрезентантов: эмпирические значения U критерия равно 13, критическое же значении при низкой значимости (p=0,05) равно 7. Тем самым мы можем заключить, что нет существенной разницы в выраженности среди исследуемых компонентов у военнослужащих. Это можно объяснить тем, что в целом ценностные идеалы и представление у военнослужащих о Родине сходно. Серьезных (революционных) изменений в переоценке ценностей в отношении такой категории как Родина организационно штатные мероприятия не повлекли. Организационно-штатные мероприятия не являются тем событием, в жизни военнослужащих, которое в значительной степени подрывает "личностный фундамент" в отношении к Родине. Что подтверждает предположения о том, что образы, связанные с обозначением Родины, слабо динамичны и изменяются эволюционным путем при отсутствии сильных деструктивных факторов.

Так же этот вывод подтверждается при оценки ответов военнослужащих через обобщенный показатель-свертки по всем шести критериям-репрезентантам Еинт. У действующих военнослужащих Еинт=311,11. У уволенных военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям Еинт =324,57, что практически в абсолютном значении совпадает.

Интересные аспекты проявляются при отдельном анализе каждой из шести предложенных в опроснике категорий (критериев-репрезентантов) характеризующих Родину. В обоих группах опрашиваемых военнослужащих максимальную оценку получили критерии-репрезентанты связанные с семьёй и детьми (1 место), мать, родители (2 место) и место где я родился (3 место). В абсолютном значении "моя семья" и "мои родители" для военнослужащих очень прочные образы обозначающие Родину. Как видно из гистограмм значения этих критериев сходны для обоих групп сходны.

"Место, где я родился" больше идеализируется у действующих военнослужащих, чем у уволенных. Скорее всего, это связано с трудовой деятельностью, которую ведут военнослужащие. Служба в армии предполагает элемент "кочевой жизни". Командировки, разъезды, служил в одном месте, призвали в другое - все это можно охарактеризовать как "место службы не выбирается". Данную деятельность в меньшей степени ведут уволенные из армии военнослужащие. Они могут выбрать, где им жить, куда поехать отдыхать. Право на свободное перемещение и проживание у них выше, они в любой момент могут вернуться к месту своего рождения. Соответственно, такая ценность как место рождения у уволенных военнослужащих находится в более обесцененном состоянии, чем у действующих.

Самый большой интерес в проведенном исследовании вызвал критерий репрезентант обозначающий государство. При сравнении абсолютного значения этого критерия у действующих военнослужащих и уволенных в запас по организационно-штатным мероприятиям выяснилось, что государство как элемент Родины у уволенных военнослужащих практически в 2 раза ниже чем у действующих военнослужащих (К1 критерий =41,6 и К1 критерий =25,4 соответственно). Объяснить это можно лишь тем, что у многих военнослужащих сам процесс организационно-штатных мероприятий вызвал разочарование в государстве как объекте Родины, поскольку само сокращение всегда проводятся от имени государства.

Такие компоненты Родины как образ жизни и люди моего окружения наименее выражены у военнослужащих. Они имеют сходные значения для обоих групп. Можно предположить, что низкие значения, полученные у военнослужащих по данным критериям-репрезентантам объясняются низкой ценностью данных идеалов в современной жизни россиян и военнослужащих в частности. Понятие Родины сводится в современном социуме России к семье, к родителям. Эти идеалы в нашей стране воспевались всегда, как отражение самого слова "род".

 

Рекомендации

 

На основании проведенного нами исследования были разработаны теоретические рекомендации.

Необходимы дополнительные исследования образа Родины у военнослужащих при их делении на возрастные группы дабы определить значимость возрастного фактора на выраженность компонентов Родины. Необходимо в дальнейшем расширять и совершенствовать методическую базу для исследования Образа Родины. Значимость этих исследований связана в первую очередь с разработкой программ по развитию образа Родины и формированию чувства патриотизма как у военнослужащих в частности, так и у всех россиян в целом.

Огромная значимость на формирование образа Родины имеет институт семьи. В связи с этим требуется системный подход к исследованиям образа Родины у детей.

В целом процесс сокращения военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям имеет деструктивное свойство. При этом деструктивность отражается, прежде всего, на образах связанных с государством, его институтами власти. В целях уменьшения влияния отрицательного воздействия самой процедуры организационно-штатных мероприятий необходимо большое внимание уделять подкреплению значимости прошлого опыта военнослужащего - важности для государства его вложенного труда, службы. Это могут быть ценные подарки, благодарственные грамоты, награды, поощрения и т.д. Важно осуществлять государственную поддержку при трудоустройстве уволенных военнослужащих на "гражданке", поскольку они не имеют значительного опыта построения межличностных отношений за пределами своей закрытой социальной группы - армии. Необходимо проводить регулярные военные сборы.

Разработана модель оценки уровня выраженности репрезентантов образа Родины.

В ходе проведения эмпирического исследования было выявлено отсутствие существенных различий в выраженности, каких либо компонентов образа Родины из представленных шести как у действующих военнослужащих, так и у военнослужащих, уволенных в запас по организационно-штатным мероприятиям.

Значение обобщенного (интегрального) компонента репрезентации образа Родины у действующих военнослужащих Минобороны практически не отличается по числовому значению от такого же значения для, военнослужащих, уволенных в запас по организационно-штатным мероприятиям, что подтверждает первую гипотезу

У военнослужащих критерии образа Родины, имеющие четкую родовую ориентацию (отец, мать, жена, дети, семья) более выражены, чем все остальные критерии репрезентации образа Родины. Тем самым вторая гипотеза подтверждена.

Критерии, определяющие образ Родины у военнослужащего как государство, у действующих и уволенных военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям имеют значительные отличия друг от друга по величине. Третья гипотеза подтверждена.

Разработан ряд практических рекомендаций по способам развития Образа Родины у военнослужащих.

 


 

Заключение

 

В данном исследовании был проведен теоретический анализ в ходе, которого были изучены и систематизированы различные взгляды на отношения к категории образ, образа мира в целом и категории образа Родины в частности.

Определено условия формирования в онтогенезе образа Родины и порядок появления различных его структур.

Проанализирован методический подход, существующий в отечественных исследованиях по проработке тематики образ Родины.

Выбраны и обоснованы пути научно-методического исследования в данной работе.

Разработана модель для определения выраженности критериев-репрезентантов образа Родины.

В ходе проведения эмпирического исследования нами было выявлено отсутствие существенных различий в выраженности критериев-репрезентантов образа Родины у двух групп военнослужащих за исключением критерия отражающего образ Родины как государство. Образ Родины, представляемый в сознании как государство, более выражен у действующих военнослужащих. У уволенных военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям он менее выражен, что свидетельствует о влиянии процесса сокращения на аспект отражающий государство как ценность личностных установок.

Образ Родины в большинстве своем представляет собой структуру постоянного содержания, учитывая сходства результатов опроса у двух групп военнослужащих по интегральному показателю. При этом выявлена корреляционная связь между выраженностью компонентов образа Родины при анализе данных опроса двух групп военнослужащих, что говорит об устойчивости категории образ Родины.

Высокие значения в проводимом опросе по критериям-репрезентантам - "семья", "мать" (родители, опекуны) говорят о высокой значимости данных социальных категорий как ценностно личностных ориентиров для военнослужащих.

Разработаны практические рекомендации, направленные на формирование Образа Родины и развития чувства патриотизма у военнослужащих. Так же определены ключевые моменты дальнейших исследований.

Тем самым гипотезы доказаны, цель достигнута, поставленные задачи решены.

образ родина военнослужащий патриотизм


Список литературы

 

1. Азаренко С. А. Образ // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004. С. 466-468.

2. Аксенова Ю.А. Коллективное бессознательное в эксперименте// Архетип. 1996.-№1.-С. 57-59

3. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 272 с.

4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 486 с.

.   Андреева Г. М. Психология социального познания. Учебное пособие. - М.: Аспект пресс, 2004 - 288 с.

.   Андреева Г.М. Образ мира в структуре социального познания // Мир психологии. 2003. - №4. - с. 31-40

.   Андреева Г.М.Социальная психология. 4-е изд. - М.: Аспект Пресс,2002, 288 с.

.   Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики/ под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1991. - 350 с.

9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, 1996. -768 с.

10. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000 - 320с.

11. Березина Т. Н. Психические образы высших порядков в структуре образной формы // Психология и психотехника. 2012. № 1. С. 13-24.

12. Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

13. Василюк Е.Ф. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

14. Василюк, Ф.Е. Структура образа / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 16 - 19

15. Веккер Л. М., Ломов Б. Ф. О чувственном образе как изображении // Вопросы философии. 1961. № 4. С. 47-59.

16. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987

17. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с.

.   Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 142 с.

.   Владимиров С. С. Социально-психологическое обеспечение имижда торговой марки // Автореф. дисс. канд. психол. наук, М.: 2002 - 21с.

.   Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч. в 6-ти т./ Под ред. Лурия А.Р., Ярошевского М.Г. Т.2. - М.: Педагогика, 1982. - С. 6 - 360.

.   Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996. -С. 26- 34

.   Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание соч. в 6-ти т., т. 3. М.: Педагогика, 1983.-368 с.

23. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М: Книжный дом "Университет": Высшая школа, 2002. - 400 с.

.   Гальперин П. Я. Психология как объективная наука Под ред. А. И. Подольского. / Вступ. ст. А. И. Подольского - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 480 с.

.   Горбушина О. П. Имидж страны у российской молодежи: структура и факторы формирования. Дисс. на соис. уч. ст канд.пс.н. Москва 2006.

.   Даль В.И. Толковый словарь, изд., АСТ, 2010. - 816 с.

.   Документ. "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Указ Президента РФ от 12 мая 2009г. №537.

.   Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В. Политическая реклама. - М.: Центр политического консультирования "Пикколо М", 1999 - 401 с.

.   Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. Отв. редактор доктор психол. наук, профессор Ю. М. Забродин. - Москва.: Наука, 1986. 170 с.

30. Зинченко В. П. Образ и деятельность. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999. - 608 с.

31. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: "Питер", 2000. - 464 с.

32. Ильин Е. П. Мотивы и мотивация. - СПб: "Питер", 2003. - 512 с.

33. Келлер В. Гештальтпсихология. - М.: АСТ, 1998/

.   Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. - СПб: "Речь", 2004.

.   Левин К. "Динамическая психология: избранные труды. - М.: Смысл, 2001 - 572 с.

36. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В. И. Полн. собр. соч.: в 55-ти т. М.: Издательство политической литературы, 1968. Т. 18. 526 с.

37. Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). М.: Смысл, 2001 - 392с.

38. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - С. 251-261.

.   Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун - та. Сер. 14. Психология. 1979, N 2, с. 3 - 13.

40. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал, 1997, №6. - с. 13-27

.   Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.

.   Лук А. Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982- 176 с.

.   Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Собрание сочинений в 8 т. -М.: Педагогика, 1980. - т. 4-365 с.

.   Малинкин А. Н. Патриотизм и социальные общности. // Социологический журнал. 1999. №3/4 - с. 70-72

.   Малинкин А. Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания // Социологический журнал. 1999. №1/2 - с. 107-110

46. Менчинская Н. А. Проблемы учения и развития// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. 288 с.

47. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2004

48. Нажметдинов М.В. "Роль СМИ в решении проблемы этнической толерантности". // Сборник статей всероссийской научно-практической конференции: "Молодежь и социальная модернизация России: инновационная миссия и творческая активность" М.: Издательство РГСУ, 2011, 254-257 с.

.   Насиновская Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиций деятельностного подхода // Психология в ВУЗе. 2003. - № 1 - 2. - С. 216 - 226

.   Немов Р.С. Психологический словарь. - изд. "Владос", 2007г..

.   Панкрухин А. П. Маркетинг Территорий. - М.: РАГС, 2002. - 327 с.

52. Петренко В. Ф Основы психосемантики. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.

53. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988 - С. 35-36

54. Петрова Е. А. Имиджелогия: современное и состояние и перспективы развития. - М.: РИЦ "Альфа", 2003.

.   Петухов В.В. Проблема осмысленного действия (по решению творческих задач)// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева/ Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан,

.   Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659 с.

.   Пиаже Ж. Психология интеллекта// Избранные психологические труды. -М., 1994.-С. 55-233

58. Платон. Кратил // Платон. Сочинения: в 3-х т. М., 1968. Т. 1. 623 с.

59. Попов А. И. Развитие образа Родины у школьников. Дисс. на соис. уч. ст канд.пс.н. Волгоград 2005

60. Потебня А. А. Мысль и язык. - М.: Лабиринт, 1999 - 368 с.

.   Прохоров А. М. Большая Советская Энциклопедия в 30 томах 1970-1977 3е издание.

.   Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: "Питер", 2000. 624 с

63. Ребер А. Оксфордский толковый словарь по психологии. / Под ред.. - 2002.

64. Резников Л. О. Гносеологические вопросы семиотики. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1964. 304 с.

65. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: "Питер", 2003. 512 с.

66. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. В 2 томах. Т.2 М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

.   Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. -264 с.

.   Смирнов. Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. 2003. - N 4. - С. 18-31

.   Смирнов.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 231 с.

.   Смирнов С. Д. Понятие "образ мира" и его значение для психологии познавательных процессов//. А. Н. Леонтьев и современная психология/Сб. статей памяти А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 149 - 155.

71. Смирнов С. Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. - М.: Издательство Московского Университета, 1985

72. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. 1981. №2. С.15-29.

73. Солсо P.JI. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. - С. 28-36

.   Сорокина А.А., Касамара В.А. Политическое сознание подростков: благополучные школьники VS дети улиц // Политические исследования, 2009. № 6. C 68-83

75. Сорокина А.А., Касамара В.А. Политическое сознание российских тинейджеров. // Сборник докладов по итогам X Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в. - Москва: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2010., С. 333-343

.   Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Воениздат, 1980.

.   Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - с. 146 - 198

.   Тарасов С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников// Вопр. психол. 1998. - №4. - С. 14-22

79. Тюхтин В. С. Кибернетическая теория опознания и теория отражения // Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и естествознание. София, 1973. С. 310-328.

80. Узнадзе Д. Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

81. Фромм Э. Бегство от свободы - М.: АСТ, 2008

.   Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.- 144 с.

83. Штофф Б. А. О роли моделей в познании. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1963. 127 с.

84. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

85. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М.: Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1961.-214 с.

.   Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж Изд-во НПО "МОДЭК", 1998. - 304 с.

.   Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984.- 144 с.


Приложение

 

Данный опрос проводится анонимно. От респондента требуется лишь указать пол и отношение к службе: уволенный офицер или действующий.

Ваш пол: _________________.

Отношение к службе: _________________________________.

(уволенный офицер или действующий)

1. Оцените, пожалуйста, ваше отношение к 36 утверждениям. В каждой строчке отмечайте лишь один ответ из 4 данных:

 

Таблица 1

№п/п Вопрос-утверждение

Ваше отношение

    Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен
1 При любых обстоятельствах государство позаботится обо мне.        
2 В душе человека место его рождения имеет особый привилегированный статус.        
3 Дети обязаны своим родителям (опекунам).        
4 Самое дорогое в жизни это семья, жена, дети.        
5 Даже в человеке, который мне неприятен, есть, что то хорошее.        
6 Там где мне хорошо, там и моя Родина.        
7 Можно счастливо жить и в другой стране.        
8 Я спокойно готов переехать в другое место, если там мой уровень жизни значительно повышается.        
9 "Почитай отца своего и мать".        
10 Государство крепнет на основе создания крепких семей его сограждан.        
11 "Возлюби ближнего своего как себя самого".        
12 Если не устраивают законы - смени страну.        
13 Нужно жертвовать своим спокойствием (благополучием) ради интересов отечества.        
14 Те, кто уехал далеко от места своего рождения - неправы.        
15 Без родителей (опекунов) человек своей жизни ничего не достигнет.        
16 Человек не может быть счастлив, если у него нет семьи.        
17 Человек не может быть счастлив, если у него нет друзей.        
18 Люди всегда скучают по привычному образу жизни.        
19 Государственные интересы превыше всего.        
20 Я с гордостью говорю о месте своего рождения.        
21 Павлик Морозов был не прав.        
22 Сначала заботятся о семье, а потом обо всем остальном.        
23 Если случится беда, мне обязательно помогут друзья.        
24 Менять жизнь нужно тогда, когда назрела в этом потребность.        
25 Люди, которые навсегда покинули отечество - предатели.        
26 Мое отношение к человеку может измениться, если я узнаю, что он мой земляк.        
27 Для человека в этой жизни нет никого и ничего ближе, чем отец и мать.        
28 Однополый брак - очередной гвоздь в крышку гроба государства.        
29 Главное в жизни это люди.        
30 Самая главная свобода, это свобода выбирать, как тебе жить.        
31 Не правы те, кто едет рожать детей в другую страну.        
32 Я хотел бы старость встретить в том месте, где я родился.        
33 Тарас Бульба был прав.        
34 Старость встречается со своей семьёй.        
35 Не имей 1.000.000 рублей, а имей 10 друзей.        
36 Человек счастлив там и с теми, где хорошие люди и удобно жить.        

 

. Оцените цифрами от 1 до 6 насколько приведенные категории соответствуют вашему представлению о Родине.

Например: на 1 месте для меня Родина это - место где я родился, в колонке "место, где я родился" ставим цифру 1.На 2 месте для меня Родина это - государство, в колонке "Государство" ставим цифру 2. И так для каждой из 6 колонок

 

Таблица 2

Родина это…à Государство. Место, где я родился. Мать (родители, опекуны). Моя семья - жена (муж), дети. (если их нет, то моё отношение если бы они были) Люди моего окружения (товарищи, друзья). Образ жизни.
Оцените цифрами от 1 до 6 насколько данные категории соответствуют вашему представлению о Родине. 1 - самое важное …….. 6 - наименее важное            

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.093 с.)