Тенденции развития надзорного производства в гражданском процессе на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития надзорного производства в гражданском процессе на современном этапе



суд надзор гражданский кодекс

В последние годы политическое руководство нашей страны и юридическая общественность закономерно ставят вопрос о необходимости правовой реформы, включающей в себя также и судебную реформу.

Миннегалиева Л.И. отмечает, что в начале третьего тысячелетия в нашей стране была произведена кодификация процессуального законодательства, а именно введены в действие с 1 сентября 2002 года новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, а с 1 февраля 2003 года - новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Указанный автор подчеркивает, что в результате коренной переработки нормативно-правовых актов законодателем была сохранена проверка в порядке надзора в гражданском судопроизводстве судебных актов, вступивших в законную силу, чем была подчеркнута ее значимость для нашей правовой системы.

Такой подход законодателя, по мнению Миннегалиевой Л.И., в первую очередь, был обусловлен закреплением в Конституции РФ функции судебного надзора за Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Кроме того, существенно был изменен порядок возбуждения надзорного производства, в частности, был установлен конкретный срок для обращения в суд надзорной инстанции, определен круг лиц, которые имеют право инициировать надзорное производство, а также впервые были предусмотрены требования, которым должна отвечать надзорная жалоба (заявление, представление).

Тем не менее, новая модель российского надзорного производства оказалась неэффективной, о чем свидетельствовала тенденция роста количества жалоб российских граждан, обращавшихся за защитой своих прав в Европейский Суд по правам человека.

Решения Европейского суда по правам человека не только становятся своеобразным прецедентом для судов Российской Федерации, но и зачастую становятся «толчком» для реформирования национального законодательства, касающегося реализации конституционного права на судебную защиту.

Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно критиковал систему пересмотра судебных решений, существующую в российской Федерации, а также неоправданно широкие полномочия надзорных инстанций, обосновывая свою позицию тем, что указанное нередко затягивало, либо делало вовсе невозможным исполнение решений суда, которые вступили в законную силу.

С учетом указанной позиции Европейского Суда по правам человека Российская Федерация начала принимать в сфере совершенствования системы пересмотра судебных постановлений конкретные конструктивные меры.

В частности, с указанной целью были внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ о пересмотре в кассационном и надзорном порядке судебных решений, вступивших в законную силу.

О необходимости реформирования проверки судебных актов в порядке надзора говорилось и ранее в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы.

В указанном документе было предусмотрено, что одним из направлений реформирования судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах является подготовка плана действий по принятию и осуществлению мер, которые необходимы для предотвращения нарушений требования правовой определенности процедурой пересмотра в порядке надзора в российском гражданском судопроизводстве.

По мнению Е.М. Переплесниной результатом реорганизации системы пересмотра судебных постановлений станет недопустимость отмены решений суда, вступивших в законную силу, следовательно, они будут подлежать обязательному исполнению.

В настоящее время в Российской Федерации начат новый этап судебной реформы, одним из важнейших моментов которого является объединение двух высших судебных инстанций.

Особо следует отметить недавно принятый в рамках нового этапа реформы судебной системы федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05 февраля 2014 года №3-ФКЗ.

Упомянутый федеральный конституционный закон объединяет два высших суда - Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Указанные судебные органы ранее осуществляли свои полномочия обособленно, в том числе и полномочия по пересмотру в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу.

В соответствии с упомянутым законом Верховный Суд Российской Федерации будет единственным высшим судебным органом, осуществляющим судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам.

Также следует отметить, что к Верховному Суду Российской Федерации в силу указанного закона перейдут полномочия по разрешению экономических споров, ранее входившие в компетенцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Кроме того, существенное значение в правовую регламентацию деятельности Верховного Суда Российской Федерации как суда надзорной инстанции вносится и недавно принятым законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05 февраля 2014 года №2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

В связи с начавшимся новым этапом реформы судебной системы Российской Федерации, в том числе и объединением Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, начали появляться отдельные публикации на данную тему.

Например, Г.Т. Ермошин придерживается мнения, что изменение надзорного производства, объединение двух вышестоящих судебных инстанций является одним из серьезных шагов в развитии правового регулирования российской судебной власти.

Подводя итог анализу тенденций развития надзорного производства на современном этапе, можно утверждать, что новый этап судебной реформы будет способствовать более эффективной деятельности судебной системы, в частности, по пересмотру судебных актов в порядке надзора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.005 с.)