Единство физического и волевого воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство физического и волевого воспитания



Известное определение воли как "деятельной стороны разума и морального чувства, управляющей движениями" (И.М. Сеченов) указывает на ее неразрывную связь с интеллектуальными и нравственными началами поведения, а вместе с тем подчеркивает, что воля сама есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе физического воспитания, состоят в том, чтобы обеспечить:

) формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности;

) разностороннее развитие волевых качеств, необходимых в данной деятельности (целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, самообладания, настойчивости, стойкости), формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, на и в многообразных ситуация:; жизненной практики.

Существенно вместе с тем, что во внешнем своем выражении воля не может проявиться помимо мышечных движений (хотя к ним, понятно, не сводится конечный результат проявления воли). Этим обусловлено единство физического и волевого воспитания. Фактически многое из того, что понимается под "физическим воспитанием" представляет собой и воспитание воли. В процессе обучения движениям, воспитания физических способностей и особенно в процессе спортивного совершенствования обязательно приводятся в действие, выявляются и развиваются волевые свойства личности. Без этого не мыслится реализация ни одной сколько-нибудь серьезной задачи на пути физического совершенствования. [5]

Специфическим фактором воспитания волевых качеств является преодоление трудностей, связанных с мобилизацией воли. То, что воля воспитывается через преодоление трудностей, в борьбе с ними, давно уже стало аксиомой. Однако она справедлива лишь при определенных условиях: если трудности преодолеваются систематически, а не от случая к случаю; если они не остаются неизменными, а возрастают; если мера возрастания трудностей не исключает возможности преодоления их. Того же требуют и закономерности физического воспитания, которые отражены в принципа систематичности, непрерывности и постепенного увеличения нагрузок. Это означает, что логика процесса физического воспитания и логика воспитания воли в данном отношении совпадают. Однако по ходу реализации задам физического воспитания создается отнюдь не все, что необходимо для воспитания воли, - требуются еще и дополнительные, специально направленные воздействия. Надо, поэтому целесообразно сочетать две основные методические линии воспитания воли в процессе физического воспитания, одна из которых имеет своей основой регулярную мобилизацию на безусловное выполнение заданий и установок, непосредственно вытекающих из логики планомерных занятий по физическому воспитанию, другая - системное использование специальных, мобилизирующих волю заданий и установок, преодоление возникающих в связи с этим дополнительных трудностей.

Первая линия обусловлена тем, что регулярное выполнение на протяжении значительного отрезка жизненного пути серьезного, четко организованного дела вырабатывает стойкую установку на обязательное отношение к нему, формирует привычку доводить его до конца, не останавливаясь перед возникающими трудностями, в результате чего со временем складываются соответствующие постоянные черты характера. Эта линия воспитания воли обеспечивается в процессе физического воспитания всей системой организации круглогодичных многолетних занятий, строго регламентированным режимом их, постепенным и неуклонным возрастанием физических нагрузок и других требований, связанных с реализацией задач физического воспитания. [6]

Общими условиями эффективности воспитания воли на такой основе являются: ясная мотивация, деловой стиль организации занятий, четко налаженный распорядок работы, личный пример воспитателя в обязательном отношении к делу, сформированная объединенными силами физкультурного коллектива традиция безусловно выполнять поставленные задачи.

Вторая лини я, как уже говорилось, предполагает введение по ходу физического воспитания системы дополнительных заданий и установок с целью избирательно стимулировать развитие волевых Качеств. Это бывает необходимо, например, когда достигается Устойчивая адаптация к относительно стандартным комплексам Упражнений и связанным с ними нагрузкам или когда разученные упражнения становятся настолько привычными, что не требуют значительных волевых усилий. Приемы введения и реализации специальных волемобилизуюших заданий, установок в практике физического воспитания достаточно разнообразны. Наиболее распространенные из них условно можно объединить в следующие группы.

. Введение заданий и установок по превышению привычных параметров усилий (скорости и темпа движений, интенсивности и длительности напряжений и т.д.) на фоне затрудняющих функциональных сдвигов, которые возникают в процессе упражнений, в том числе:

·   внезапное введение заданий, требующих преодоления утомления (например, преодолеть дополнительный отрезок дистанции в конце группового кросса с установкой на опережение; добиться победы в дополнительно вводимое время игры);

·   проведение прикидок и отдельных контрольных упражнений в условиях неполного восстановления.

2. Введение соревновательных начал с установкой на обязательное достижение заданного результата, несмотря на завышение требования к условиям его демонстрации (например, проведение контрольного состязания с зачетом результата только в том случае, если он показан сразу же в первой попытке, или игрового состязания, победитель в котором определяется при условии выигрыша двух игр подряд).

. Стимулирование волевых проявлений путем усложнения внешних условий действий, в том числе:

·   путем изменения пространственных условий, усложняющего двигательную задачу и (или) повышающего степень риска при выполнении упражнений (метания из уменьшенного крута, прыжки в высоту при суженных стойках, упражнения в равновесии на суженной и повышенной опоре, прыжки в воду с увеличенной высоты и т.д.)

·   путем переноса занятий в необычные условия естественной среды или применения непривычного инвентаря, оборудования (проведение занятий на сложно-пересеченной местности, в неблагоприятную погоду, с преодолением естественных предметных препятствий, с использованием подручных отягощений и т.д.).

Применяя все эти приемы, необходимо вдумчиво нормировать дополнительные трудности, связанные с реализацией вводимых заданий и установок, заблаговременно и тщательно готовить к их выполнению, соблюдать общие принципы и правила методики воспитания. Направляя формирование волевых черт характера у своих воспитанников, педагог должен вместе с тем постоянно переводить, образно говоря, процесс воспитания на рельсы самовоспитания. Ибо действительная эффективность воспитания воли в конечном счете определяется тем. насколько этот процесс перерастает в сознательную самоактивность личности, направленную на выработку своих волевых качеств.

Линии самовоспитания

Как и воспитание, самовоспитание-процесс многогранней. Он включает в себя самоопределение и самопобуждение, самообразование и самопознание, самоубеждение и самоприучение, саморегуляцию, самопреодоление и самоконтроль. [8]

Самовоспитание в физическом воспитании по-настоящему начинается тогда, когда сформирована осмысленная потребно физического совершенствования, которая воплощается в самостоятельных действиях, направленных на достижение соответствующих результатов. Пробуждение и последовательное развитие такой потребности - одна из важных задач специалиста физического воспитания, которую необходимо решать с первых же этапов приобщения воспитанников к физкультурной деятельности на основе формирования у них содержательных мотивов занятий, сообщения знаний, необходимых для самостоятельного использования средств физического воспитания, развития активности, инициативности, самостоятельности.

Конечно, формы и степень такого участия зависят в первую очередь от возрастных особенностей воспитанников и уровня их подготовленности. Но в любом случае было бы большой педагогической ошибкой относиться к ним лишь как к послушным исполнителям заданий. Воспитатель непременно должен формировать у них осознанную внутреннюю установку к действию, внешнее побуждение переводить в самопобуждение, мобилизацию - в самомобилизацию.

К основным путям и формам самовоспитания, включенным в процесс физического воспитания или непосредственно связанным с ним, относятся следующие.

Самообразование и самопознание, специфическим содержанием которых является самостоятельное пополнение знаний о закономерностях строения, функционирования и развития организма, принципах, средствах и методах физического воспитания, условиях их применения, а также познание своих собственных двигательных возможностей, способов их использования и увеличения в интересах самосовершенствования и т.д. Исходная база для этого создается общим образованием, как одной из сторон обязательного курса физического воспитания, и воспитанием познавательных способностей. Необходимые предпосылки самопознания и вместе с тем неотделимые моменты его - приобретение навыков самонаблюдения, самоанализа и самооценки.

Самоприучение к обязательной реализации задач, вытекающих из программы физического воспитания, заданному режиму физкультурной деятельности и связанному с ней общему режиму жизни. Для самовоспитания имеет значение не столько эффект привыкания внешне установленным формам поведения, сколько постоянное преодоление инерции покоя по внутреннему побуждению, разумные Самоограничения, вытекающие из принципов организации здорового образа жизни, бескомпромиссная борьба с привычками, противоречащими такому образу жизни.

Самомобилизация и саморегуляция в специфических ситуациях физкультурной, спортивной деятельности.

Методы и приемы самомобилизации на достижение труднодоступной цели включают многие способы самопобуждения, опирающиеся как на сформированные убеждения, мотивы, установки, так и на чувство долга, собственного достоинства, здорового честолюбия и самолюбия, а также такие способы активизации, как самопрогнозирование исхода предстоящих действий, самоприказы по ходу их выполнения (с использованием внутренней речи в форме команд, подлежащих безусловному выполнению) и т.д. Еще разнообразнее приемы саморегуляции двигательной деятельности и состояний, возникающих в связи с ней. Это приемы предварительной настройки и самокоррекции двигательных действий, идеомоторные упражнения, психорегулирующая тренировка и многие другие.

Самоконтроль за поведением, за результатами физкультурной (спортивной) деятельности и своим общим состоянием. Систематический самоконтроль, будучи одним из необходимых условий эффективности физического воспитания, является в то же время неотделимой частью самовоспитания. Он складывается из самонаблюдений, самоанализа и самооценок с принятием обязывающих решений и самостоятельным наблюдением за их выполнением. Несмотря на видимую простоту, одним из действеннейших инструментов самоконтроля служит регулярное ведение дневника с фиксацией и анализом дел и поступков, содержания занятий и их результатов, своих чувств и самооценок. Существенно, что самоконтроль в физическом воспитании во многом объективизируется: содержание занятий, степень преодолеваемых трудностей и мера достижений могут быть выражены в конкретных количественных показателях (параметрах объема и интенсивности нагрузок, результатах контрольных упражнений, тестовых измерений, соревнований и т. д); то же относится к ряду легко регистрируемых показателей динамики своего физического состояния (возможность оперативной самостоятельной - регистрации ЧСС, веса тела, некоторых антропометрических параметров и т.д.). Понятно, что это способствует эффективности самоконтроля и тем самым увеличивает возможности его использования в целях воспитания.

Нелишне повторить, что самовоспитание в любых его разделах было бы неверно рассматривать как полностью автономный процесс. Направляющая роль в нем, как и вообще в воспитании, принадлежит педагогу, хотя формы педагогического руководства самовоспитанием имеют, разумеется, свою специфику. Они, естественно, меняются в зависимости от стадии воспитательного процесса, по мере становления и созревания личности. Меняется и степень участия педагога. Однако это не значит, что, последовательно усиливая функции самовоспитания, т.е. все более вовлекая в дело воспитания самих воспитываемых, предоставляя им расширенные возможности для проявления инициативы и самостоятельности в решении воспитательных задач, педагог полностью передает им свои функции. Ведь самовоспитание только относительно самостоятельная часть воспитания, соответствие которой главным линиям системы воспитания, заданным обществом, призван обеспечивать прежде всего педагог. Он не должен никогда забывать, что фактически "человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается". [4]


Заключение

 

Написав курсовую работу, мы сделали вывод, что физическая культура, как внутренне присущая часть культуры нашего общества в условиях современного развития общества, активно выполняет такую общекультурную функцию, как физическое воспитаниеграждан различного возраста. В процессе формирования и становления физической культуры личности в процессе физического воспитания, оно непосредственно взаимодействует и с другими видами воспитания.

Нравственное воспитание в области физической культуры направлено на формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за свое поведение, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и др. Вместе с тем, задачей нравственного воспитания является воспитание волевых качеств личности. Целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, смелость и решительность, дисциплинированность, способность преодолевать трудности и другие черты характера успешно вырабатываются в процессе занятий физической культурой и спортом.

Интеллектуальное воспитание и развитие в области физической культуры характеризуется двумя особенностями. Во-первых, занятия физическими упражнениями при правильной методике и подборе в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся способствуют активизации интеллектуальной деятельности. Во-вторых, деятельность, связанная с использованием физических упражнений, требует определенных знаний, как общего (общетеоретического), так и конкретного (методического) характера. Кроме того, такой вид деятельности, как спортивная, зачастую требует конструкторских, технических и некоторых других умений и навыков, связанных с умственной деятельностью.

Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Это, прежде всего воспитание умения воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, в развитии силы, ловкости, гибкости, в проявлениях высоких образцов воли, характера, упорства, мужества и смелости.

Умение понимать прекрасное - только одна сторона эстетического воспитания. Другая и более важная - желание и умение создавать это прекрасное. И не только в тех формах, о которых говорилось выше, но и в разработке и создании эстетически безупречного инвентаря и оборудования, спортивной обуви и одежды, в красочных сценариях спортивных праздников и соревнований.

Кроме того, физическая культура предоставляет богатейший материал для творчества во всех видах искусства, которое является главной формой отражения прекрасного в природе и обществе: в живописи, скульптуре, музыке, графике, архитектуре, литературе. В этом состоит неразрывная естественная связь физической культуры с культурой нашего общества.

Весьма специфичными являются условия и возможности трудового воспитания в области физической культуры. Дело в том, что сам процесс занятий физическими упражнениями требует настойчивости, организованности, упорства, умения преодолевать трудности, собственное нежелание и т.п. Совершенно очевидно, что все это очень сходно с трудовыми действиями. Кроме того, в процессе занятий физическими упражнениями часто приходится убирать помещение, передвигать снаряды, изготовлять и ремонтировать инвентарь и оборудование и многое другое, что также является трудовыми действиями. Все эти навыки и умения успешно переносятся на настоящую трудовую деятельность. Для занятий физическими упражнениями (особенно в играх, единоборствах, соревнованиях) характерны высокий эмоциональный фон, жажда самой спортивной деятельности, соревнования и победы. Это требует порой предельного напряжения сил и способностей занимающихся, которые стойко переносят сильные болевые ощущения и психические нагрузки. Настойчивость, терпение, упорство часто переносятся на трудовую деятельность.

Воспитание подлинного трудолюбия у занимающихся весьма важная и ответственная задача специалистов физической культуры.

Таким образом, мы видим, что взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания является основной формой развития и становления физически культурной, нравственной личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.02 с.)