Законодательное и нормативно-ориентирующее регулирование предпринимательских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательное и нормативно-ориентирующее регулирование предпринимательских отношений



В условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы почти каждая организация представляет собой самостоятельную саморегулирующуюся систему.

В то же время любая организация является частью более общей и весьма сложной организационной системы - государства. В зависимости от проводимой на государственном уровне экономической политики осуществляется законодательное и нормативно-ориентирующее регулирование предпринимательских отношений.

За государством закрепляются такие функции, как:

) установление нормативных требований к содержанию и качеству предпринимательской деятельности (стандарты качества, экологические требования, санитарные нормативы и т. д.);

) определение процедур ведения хозяйственных дел путем выдачи лицензий, принятия документов о порядке осуществления хозяйственной деятельности; осуществление контроля и надзора за соблюдением законности и предпринимательской деятельности; введение запретов и санкций за нарушение норм законодательства.

Отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности в значительной мере регулируются подзаконными актами (нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти), а также нормативными правовыми актами субъектов федерации и органов местного самоуправления, определяющими правила пользования природными ресурсами, объектами производственной инфраструктуры, устанавливающими порядок приватизации государственного имущества субъектов федерации и муниципальной собственности.

Среди источников предпринимательского права особое место занимает Гражданский кодекс Российской Федерации. Правовое положение предпринимателей в значительной мере определяется именно этим нормативно-правовым актом. ГК РФ не только воспринял и привел в согласованную систему правовые нормы, действующие в сфере предпринимательской деятельности, но содержит ряд новаций, относящихся к организационно-правовым формам коммерческих организаций, правовому статусу граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и др. В него вошли основополагающие, фундаментальные нормативные положения, регламентирующие общественные отношения в экономической сфере. Однако ГК РФ не исчерпывает всего многообразия правового регулирования предпринимательской деятельности, отношения, возникающие в этой сфере широки и многогранны, и предпринимательское право включает в себя не только общие гражданско-правовые нормы, регулирующие экономические отношения, но и содержит специальные нормы, действующие только при осуществлении предпринимательской деятельности и не применяемые в иных сферах общественной жизни.[4]

Важными источниками предпринимательского права являются федеральные законы, в которых получили развитие положения Гражданского кодекса РФ.

Отмеченные особенности предпринимательского права, множественность нормативно-правовых актов, принимаемых органами власти различных уровней делают законодательство о предпринимательской деятельности весьма обширным и бессистемным. В этой области правового регулирования в наибольшей мере проявляются присущие правотворчеству негативные тенденции. Вследствие узкого несистемного подхода к принятию новых нормативных правовых актов, в том числе и законов, имеет место распыленность, разобщенность, разбросанность нормативных положений. Правотворческую практику в этой сфере необходимо скорректировать, правовое регулирование экономических отношений должно быть более взвешенным, глубоким и комплексным, его следует совершенствовать не путем увеличения количества принимаемых нормативных правовых актов, а посредством улучшения их качества. Проекты новых нормативно-правовых актов следует разрабатывать, когда в этом действительно имеется необходимость. Это условие должно соблюдаться, в частности, при подготовке проектов федеральных законов. Разработке законопроекта должен предшествовать анализ действующего законодательства; только на основе изучения нормативно-правовых актов, регулирующих экономические отношения, являющиеся предметом законопроекта, может быть сделан вывод о необходимости принятия нового, акта и, следовательно, приступать к разработке законопроекта необходимо лишь после такого анализа, добиваясь при этом комплексного урегулирования.[12]

Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.[3]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.100 (0.007 с.)