Органы государственной власти как элемент механизма государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы государственной власти как элемент механизма государства



Содержание

 

Введение

. Органы государственной власти как элемент механизма государства

Понятие механизма (аппарата) государства

Понятие, классификация и характерные черты органов государственной власти

. Виды органов государственной власти в Российской Федерации

Органы законодательной власти

Органы исполнительной власти

Судебная власть в Российской Федерации

Принцип федерализма в системе органов государственной власти

Заключение

Глоссарий

Список сокращений

Приложения

 


Введение

 

Произошедшее в конце XX в. кардинальное изменение всего общественно-политического уклада страны объективно обусловило и глобальную перестройку всей системы органов государственной власти России.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила переход от командно-административной к демократической модели государственного управления, основанной на принципе разделения властей.

Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный аппарат.

Но для того чтобы какой-либо государственный орган или несколько таковых не имели возможности сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально делится на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Несмотря на то, что принцип разделения властей известен мировому сообществу с давних времен, его практическая реализация в российской практике объективно сопряжена со многими сложностями и является, скорее, доктринальной целью, нежели чем состоявшейся реальностью.

Современный государственный аппарат, в том числе и структура органов государственной власти, в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. Данное обстоятельство подтверждается внесением изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636. Во время подобного рода изменений очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Во-вторых, как отмечалось в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, основным препятствием на пути поступательного развития страны является неэффективность государственного аппарата в целом и органов государственной власти в частности, несоответствие качества его полномочий качеству власти. Необходимость осуществления структурной реформы государственного аппарата является важнейшим направлением государственного строительства в РФ.

Цель исследования - исследование органов государственной власти и анализ существующей системы органов государственной власти Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Дать определение механизма (аппарата) государства.

. Рассмотреть понятие и характерные черты органов государственной власти Российской Федерации.

. Определить особенности функционирования органов государственной власти в России.

. Рассмотреть федеральные органы государственной власти и органы субъектов федерации в их взаимодействии.

. Проанализировать эффективность деятельности органов государственной власти в современной России.

При написании работы была изучена и проанализирована нормативно-правовая база, такая как Конституция Российской Федерации, Указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре Федеральных органов исполнительной власти», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 23.04.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др., научная литература таких авторов, как Байтин М.И., Венедиктов А., Катков Д.Б., Кутафин О.Е., Лазарев В.В., Окуньков Л.А. и других.


Заключение

 

Государство, как организация публичной власти, осуществляет ее, выполняя свои многообразные функции управления общественными процессами, с помощью образуемых в установленном порядке государственных органов. Они являются вспомогательными институтами государственной власти, проводниками ее решений, теми ее структурами, которые практически реализуют властные полномочия в соответствии с определенной им компетенцией.

Государственный орган - это учрежденное в структуре государства в установленном порядке организационно-правовое образование, имеющее собственную компетенцию и наделенное властными полномочиями по осуществлению определенного вида государственной деятельности, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностями, формами и методами.

Наиболее существенный признак государственных органов - наличие государственно-властных полномочий. Для реализации государственных функций государственные органы наделяются государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера. Их деятельность облекается в правовые формы, а принимаемые ими акты имеют иерархию по юридической силе и значению.

Разносторонность и многосложность деятельности государственного механизма по осуществлению задач и функций государства обусловливает множество его органов.

Существует несколько классификаций государственных органов по видам на основе различных научно обоснованных критериев. На основе различных критериев принято выделять первичные и вторичные органы государственной власти; на основе принципа разделения властей органы государственной власти делятся на законодательные, исполнительные и судебные; по действию в пространстве органы государственной власти могут быть федеральными и региональными; по действию во времени - постоянные и временные.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

В ходе исследования могут быть выявлены следующие проблемы и предложены пути их решения.

Одним из важнейших препятствий для формирования правового пространства в России является отсутствие единого понимания юридических и правовых терминов, понятий и формулировок, используемых в нормативных актах всех уровней, а также в Конституции России.

Решением данной проблемы должна стать внятность и формальная определенность норм, используемых в нормативных документах, особенно международного характера.

Для развития Российского государства исключительно важно определение понятий и характеристик понятий, используемых в Конституции Российской Федерации. Только развитие понимания положений Конституции может помочь сохранению исторически сложившегося государственного единства, установлению гражданского мира и согласия - стержневым идеям российской Конституции

Одной из первоочередных мер конституционного строительства в Российской Федерации являются разработка и принятие указанного в статье 77 Конституции Российской Федерации одного или нескольких федеральных законов об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации. В будущем нельзя исключать вопрос о внесении необходимых дополнений в Конституцию Российской Федерации, с тем чтобы точнее определить единые основные требования по организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.


Глоссарий

 

№ п/п Понятие Определение
1 Государственная власть возможность и способность специализированных органов государства осуществлять руководство, управление жизнедеятельностью общества, быть арбитром в нем, обладать верховенством, суверенитетом и от имени общества применять принуждение
2 Государственный аппарат часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти
3 Государственный орган структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности
4 Конституция РФ принимаемый либо народом непосредственно, либо высшим представительным органом власти общеобязательный нормативный акт, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитанный на постоянное, многократное применение, опирающийся в своем действии на авторитет и силу Российского государства
5 Механизм (аппарат) государства система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции
6 Орган государства часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки
7 Органы законодательной власти Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов
8 Органы исполнительной власти Правительство Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства
9 Органы судебной власти Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ
10 Принцип разделения властей самостоятельное функционирование каждой ветви власти в целях исключения произвола в их деятельности

 


Приложения

 

Приложение А

 

Классификация органов государственной власти

 


Приложение Б

 

Органы государственной власти Российской Федерации

 

              

 

Содержание

 

Введение

. Органы государственной власти как элемент механизма государства

Понятие механизма (аппарата) государства

Понятие, классификация и характерные черты органов государственной власти

. Виды органов государственной власти в Российской Федерации

Органы законодательной власти

Органы исполнительной власти

Судебная власть в Российской Федерации

Принцип федерализма в системе органов государственной власти

Заключение

Глоссарий

Список сокращений

Приложения

 


Введение

 

Произошедшее в конце XX в. кардинальное изменение всего общественно-политического уклада страны объективно обусловило и глобальную перестройку всей системы органов государственной власти России.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации закрепила переход от командно-административной к демократической модели государственного управления, основанной на принципе разделения властей.

Вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, составляющим государственный аппарат.

Но для того чтобы какой-либо государственный орган или несколько таковых не имели возможности сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально делится на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Несмотря на то, что принцип разделения властей известен мировому сообществу с давних времен, его практическая реализация в российской практике объективно сопряжена со многими сложностями и является, скорее, доктринальной целью, нежели чем состоявшейся реальностью.

Современный государственный аппарат, в том числе и структура органов государственной власти, в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. Данное обстоятельство подтверждается внесением изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636. Во время подобного рода изменений очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Во-вторых, как отмечалось в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, основным препятствием на пути поступательного развития страны является неэффективность государственного аппарата в целом и органов государственной власти в частности, несоответствие качества его полномочий качеству власти. Необходимость осуществления структурной реформы государственного аппарата является важнейшим направлением государственного строительства в РФ.

Цель исследования - исследование органов государственной власти и анализ существующей системы органов государственной власти Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Дать определение механизма (аппарата) государства.

. Рассмотреть понятие и характерные черты органов государственной власти Российской Федерации.

. Определить особенности функционирования органов государственной власти в России.

. Рассмотреть федеральные органы государственной власти и органы субъектов федерации в их взаимодействии.

. Проанализировать эффективность деятельности органов государственной власти в современной России.

При написании работы была изучена и проанализирована нормативно-правовая база, такая как Конституция Российской Федерации, Указ Президента РФ от 21.05.2012 г. № 636 «О структуре Федеральных органов исполнительной власти», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 23.04.2012) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и др., научная литература таких авторов, как Байтин М.И., Венедиктов А., Катков Д.Б., Кутафин О.Е., Лазарев В.В., Окуньков Л.А. и других.


Органы государственной власти как элемент механизма государства

Понятие механизма (аппарата) государства

 

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.

Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком.

В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему.

В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях.

Конституция РФ, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. впервые в конституционной практике России закрепила принцип осуществления государственной власти на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В ст. 11 Конституции РФ содержатся три пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:

. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь.

Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает в себя:

государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция и т.п.);

государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);

государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.);

б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);

в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);

г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.063 с.)