Виды основных административных взысканий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды основных административных взысканий



 

Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.

Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

Выделяют следующие виды основных административных взысканий:

) предупреждение - взыскание морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме или оформляется другим способом, предусмотренным законодательством. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания [10, с.24];

) штраф (ст.6.5) представляет собой денежное административное взыскание, выражаемое в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Слово "штраф" происходит от немецкого "strafe", что означает денежное взыскание, меру имущественного воздействия на лиц (граждан, юридических лиц), виновных в нарушении определенных правовых норм. В свою очередь, некоторые авторы определяют штраф в строгом соответствии с КоАП как денежное взыскание за правонарушение в случаях и пределах, установленных законодательством.

Таким образом, под штрафом понимается только та мера, которая выражается не в любом имущественном воздействии, а в денежном взыскании.

Согласно статье 6.10 КоАП конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП.

Конфискация вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, производится независимо от того, находятся ли они в личной собственности лица, совершившего административное таможенное правонарушение. В случае если лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, не установлено, вещи, являющиеся непосредственным объектом такого правонарушения, подлежат обращению в собственность государства по решению суда. В таком случае мы уже имеем дело не с конфискацией, а с обращением в доход государства бесхозяйного имущества. Можно, конечно, представить себе ситуацию, что собственник вдруг объявится, однако в силу доказанности совершения таможенного правонарушения и с учетом требований ст.6.10 КоАП он все равно будет лишен права собственности на имущество [8, с.226].

Штраф и конфискация имеют много общих черт. Однако сущность штрафа как меры административного взыскания значительно шире и не сводится только к ущемлению имущественных интересов виновного. Чтобы полностью ее раскрыть, необходимо, прежде всего, определить общие признаки, которые характерны для штрафной санкции как меры юридической ответственности вообще, как карательной административной санкции в частности. Этой мере, применяемой в связи с нарушениями в различных сферах жизни, тоже могут быть присущи определенные характерные черты.

Штраф как мера юридической ответственности или правовая карательная санкция, с точки зрения М.Я. Саввина, характеризуется: государственным принуждением; ущемлением имущественных интересов тех, к кому он применяется; единовременным взысканием.

В свою очередь, Н.С. Малеин выделяет следующие три признака штрафа как меры юридической ответственности: государственное принуждение, осуждение правонарушения и его субъекта, наличие неблагоприятных последствий для правонарушителя.

Как правовая санкция штраф применяется только в случаях виновного нарушения правовых обязанностей перед обществом и государством.

Названные свойства являются общими для штрафа, налагаемого за нарушение запретов, содержащихся в нормах различных отраслей права - уголовного, гражданского, административного.

По действующему законодательству штраф устанавливается и применяется большим кругом органов государственной власти и должностных лиц. Он может быть наложен в случае совершения административного правонарушения, в некоторых случаях - за совершение преступления, но в строго определенных процессуальных формах и размерах.

Штраф, налагаемый в административном порядке, является самостоятельной мерой административного взыскания. При этом лицу, совершившему административное правонарушение, дается отрицательная морально-политическая оценка со стороны государства и общества, что отражается в протоколе о правонарушении и в постановлении о наложении штрафа. Отсрочка либо уплата административного штрафа в рассрочку, как правило, не допускается. Штраф не может быть заменен исправительными работами.

Административному штрафу, применяемому за некоторые виды правонарушения, например за нарушение общественного порядка, присуща своя специфика. Во-первых, за все виды правонарушений, совершаемых в рассматриваемой сфере, в подавляющем большинстве случаев решение о наложении штрафа принимается единолично должностным лицом органов внутренних дел. Во-вторых, такое решение выносится, как правило, в короткие сроки и подлежит немедленному исполнению.

Однако не всегда административный штраф для правонарушителя является сигналом для исправления. В российских СМИ была опубликована статья "Штрафы работают на имидж Microsoft". Компания Microsoft продавала операционную систему Windows XP, включавшую в себя проигрыватель аудио - и видеофайлов, что не оставляло шансов другим разработчикам программного обеспечения получить свою долю рынка. В связи с этим на компанию был наложен штраф в 280 млн. евро. Кроме того, Еврокомиссия пригрозила компании Microsoft новыми штрафными санкциями, если Microsoft не пойдет на полное выполнение требований Еврокомиссии.

В достижении воспитательной цели административного штрафа определяющим является формирование правовой ориентации личности, на которую влияет не только полнота информации об административно-правовой норме, направленность воздействующих факторов (процедура применения и процедура уплаты штрафа, также общественное осуждение и т.п.), но и сущность нормы.

Как известно, в законе или норме права отражаются главным образом общественные цели, не всегда соответствующие целям отдельной личности. Поэтому назначение административно-правовых норм и предусмотренных ими санкций состоит в том, чтобы каждый гражданин, и особенно правонарушитель, приобрел новые качественные суждения о ценностях права и поступал в соответствии с ними.

Штраф, воздействуя на сознание правонарушителя, способствует предупреждению новых проступков со стороны оштрафованного и других лиц. В правовой литературе такая направленность штрафа называется частным и общим предупреждением [2, с. 205].

Частнопредупредительная цель административного штрафа достигается посредством его наложения и наступления неблагоприятных последствий для нарушителя (уплата штрафа, государственное и общественное осуждение, административная наказанность). Однако при наличии стойкой антиобщественной установки лицо не всегда удерживается от повторного правонарушения, т.е. оказалось недостаточно карательных свойств административных мер воздействия. Но и при отсутствии стойкой антиобщественной установки после применения административного штрафа нарушитель может безразлично относиться к выбору варианта поведения, и тогда вероятность противоправного поведения также не исключается.

Размер штрафа определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

Штраф предусмотрен за подавляющее большинство административных правонарушений. Он оказывает воздействие на, правонарушителя, прежде всего, путем ущемления его имущественных интересов. Показателем тяжести штрафа является его размер.

Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины.

Минимальный размер штрафа, Налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - менее десяти базовых величин.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

В целях усиления ответственности за отдельные виды административных правонарушений штраф может быть повышен. Так, штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин [27, с.305].

Лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, и возместившее ущерб либо иным образом загладившее нанесенный преступлением вред, может быть освобождено от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, если будет признано, что его исправление возможно без применения наказания или иных мер уголовной ответственности (ч.1 ст.86 Уголовного кодекса) [25]. К лицам, освобождаемым в связи с этим от уголовной ответственности, размер штрафа устанавливается от десяти до пятидесяти базовых величин.

В статьях Особенной части КоАП содержатся преимущественно относительно определенные санкции с указанием максимального или максимального и минимального размера штрафа. Например, в ст.10.6 "Присвоение найденного имущества" установлен максимальный размер штрафа (до пяти базовых величин), в ст.9.2 "Клевета" - минимальный и максимальный размер штрафа (от десяти до тридцати базовых величин). Это дает возможность учесть все обстоятельства, характеризующие совершение правонарушения, и личность правонарушителя,

Вместе с тем законодатель предусмотрел, что штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в, размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части КоАП, но не ниже пяти десятых базовой величины, если физическое лицо вы полнило следующие условия:

признало себя виновным в совершении административного: правонарушения;

выразило согласие на уплату штрафа;

выразило согласие на возмещение причиненного им вреда.

Это положение не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий, как: административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискация; депортация; взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также если: повторное совершение, административного правонарушения влечет уголовную ответственность; административное правонарушение совершено повторно.

Это положение не применяется к индивидуальному предпринимателю, если:

совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

совершенное административное правонарушение может повлечь административную ответственность юридического лица.

Штраф не может налагаться на несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лег, за исключением случаев, когда они имеют свой заработок, стипендию и (или) иной собственный доход.

Штраф является основным видом административного взыскания. К нему может быть присоединено дополнительное административное взыскание, если оно предусмотрено в санкции статьи Особенной части КоАП. Например, в санкции ч.1 ст.11.2 "Нарушение установленного порядка осуществления валютных операций и контроля за их проведением" предусмотрен штраф (основное взыскание) в размере от пятидесяти до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения (дополнительное взыскание).

О наложении штрафа уполномоченным государственным органом (должностным лицом) выносится постановление.

) Исправительные работы (ст.6.6) - один из основных видов административного взыскания: устанавливаются на срок от одного до двух месяцев; отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст.86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Согласно указанной статье лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, и возместившее ущерб либо иным образом загладившее нанесенный преступлением вред, может быть освобождено от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, если будет признано, что его исправление возможно без применения наказания или иных мер уголовной ответственности, в связи с чем к лицам, освобождаемым от уголовной ответственности, может быть применено административное взыскание в виде исправительных работ на срок от одного до двух месяцев с удержанием 20 % из заработка.

Право налагать административное взыскание в виде исправительных работ, предоставлено только суду. Исправительные работы отбываются по месту постоянной работы лица, совершившего такое правонарушение. 20 % из заработка удерживается в доход государства. В сумму заработка входит заработная плата как по основному месту работы, так и по совместительству, а также любые выплаты, полученные по договорам, в виде гонораров и т.д.

В период отбывания исправительных работ очередной отпуск не предоставляется и время их отбывания не засчитывается в общий трудовой стаж, в стаж, дающий право на получение ежегодного отпуска, надбавок за выслугу лет и других льгот. Исправительные работы не могут быть назначены: беременным женщинам; инвалидам I и II группы; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет; несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до. шестнадцати лет; лицам, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям,

В отличие от исправительных работ, назначаемых в качестве уголовного наказания, их применение в качестве административного взыскания не создает судимости.

) Административный арест (ст.6.7) - один из основных видов административного взыскания; состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий. Срок административного ареста устанавливается до пятнадцати суток. Минимальный срок административного ареста не определен.

Право налагать административное взыскание в виде административного ареста предоставлено только суду.

Административный арест не может применяться к: беременным женщинам; инвалидам I и II группы; женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы; лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста; несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, лицам, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.026 с.)