Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика автомобильных бензиновСтр 1 из 3Следующая ⇒
Содержание
Введение Характеристика исходного сырья Характеристика готовой продукции Характеристика автомобильных бензинов Характеристика дизельных топлив Требования, предъявляемые к нефтяным пекам Характеристика бензола Обоснование варианта переработки нефти Поточная схема нефтеперерабатывающего завода Расчет материальных балансов технологических установок НПЗ Расчет материального баланса установки ЭЛОУ - АВТ Расчет материального баланса установки Феба-комби-крекинг Расчет материального баланса установки гидроочистки вакуумного газойля Расчет материального баланса установки каталитического крекинга RCC Материальный баланс установки термополиконденсационного процесса «Юрека» Расчет материального баланса установки гидродепарафинизации дизельного топлива 5.7 Расчет материального баланса установки гидроочистки легких газойлей 29 Расчет материального баланса установки каталитического риформинга с целью получения базового компонента бензина Премиум Евро-95 5.9 Расчет материального баланса установки каталитического риформинга с экстракцией бензола Расчет материального баланса газофракционирования предельных углеводородов 5.11 Расчет материального баланса установки изомеризации 5.12 Расчет материального баланса газофракционирования непредельных углеводородов 5.13 Расчет материального баланса установки алкилирования 5.14 Расчет материального баланса установки компаундирования бензина 5.15 Расчет материального баланса установки производства серы Сводный товарный баланс нефтеперерабатывающего завода Заключение Приложение А (Библиография)
РЕФЕРАТ Расчетно - пояснительная записка курсовой работы содержит 41 стра-ниц, 2 рисунка,27 таблиц, НЕФТЬ, ПОТОЧНАЯ СХЕМА, НЕФТЕПРОДУКТЫ, НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД, МАТЕРИАЛЬНЫЙ БАЛАНС Объект курсовой работы: нефтеперерабатывающий завод Цель курсовой работы: дать обоснование варианта переработки нефти, разработать поточную схему и рассчитать товарный баланс нефтеперерабатывающего завода. В курсовой работе подробно изучены характеристики нефти, определены потенциальные содержания нефтепродуктов. На основе этих данных выбран и обоснован вариант переработки нефти. Определен набор технологических процессов, который обеспечит получение нефтепродуктов заданного ассортимента, рассчитаны материальные балансы технологических установок и товарный баланс нефтеперерабатывающего завода.
Введение переработка нефть технология завод Выбор направления переработки нефти и ассортимента получаемых нефтепродуктов определяется физико-химическими свойствами нефти, уровнем технологии нефтеперерабатывающего завода и настоящей потребности хозяйств в товарных нефтепродуктах. Различают четыре основных варианта переработки нефти: ) топливный с глубокой переработкой нефти; ) топливный с неглубокой переработкой нефти; ) топливно-масляный; ) топливно-нефтехимический. По топливному варианту нефть перерабатывается в основном на моторные и котельные топлива. Топливный вариант переработки отличается наименьшим числом участвующих технологических установок и низкими капиталовложениями. Различают глубокую и неглубокую топливную переработку. При неглубокой переработке нефти отбор светлых нефтепродуктов составляет не более 40 - 45%, а выработка котельного топлива достигает 50 - 55% на исходную нефть. При глубокой переработке нефти стремятся получить максимально возможный выход высококачественных и автомобильных бензинов, зимних и летних дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей. Выход котельного топлива в этом варианте сводится кминимуму. Таким образом, предусматривается такой набор процессов вторичной переработки, при котором из тяжелых нефтяных фракций и остатка- гудрона получают высококачественные легкие моторные топлива. Сюда относятся каталитические процессы - каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидрокрекинг и гидроочистка, а также термические процессы, например коксование. Переработка заводских газов в этом случае направлена на увеличение выхода высококачественных бензинов. Более перспективным является вариант глубокой переработки нефти, при котором выход светлых нефтепродуктов составляет 65% на нефть, а котельное топливо (мазут) вырабатывается только для обеспечения собственных нужд НПЗ.
По топливно-масляному варианту переработки нефти наряду с топливами получают смазочные масла. Для производства смазочных масел обычно подбирают нефти с высоким потенциальным содержанием масляных фракций. Попутно с получением масел производят парафины и церезин, а из асфальтов и экстрактов, являющихся также продуктами установок очистки масел, получают битумную продукцию и нефтяной кокс. Топливно-нефтехимический вариант переработки нефти предусматривает не только получение широкого ассортимента топлив, но и развитие нефтехимического производства. Нефтехимические производства используют в качестве сырья: прямогонный бензин, ароматические углеводороды, жидкие и твердые парафины. При переработке этого сырья получается целая гамма нефтехимической продукции: этилен и полиэтилен, дивинил и изопрен, бутиловые спирты и ксилолы, фенол и ацетон, стирол и полимерные смолы. 1 Характеристика сырья Сырьем проектируемого НПЗ является Сосновская нефть. Она является высокосернистой, средней, высокопарафинистой. Состав и физико - химические свойства нефти приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Характеристика сосновской нефти
Шифр Сосновской нефти: 3.2.3.3.4. Кривые разгонки данной нефти представлены на рисунке 1.1. ИТК и характеристика полученных фракций представлены в таблице 1.2.
Рисунок 1.1 - Разгонка (ИТК) Сосновской нефти и характеристика полученных фракций
Таблица 1.2 - Разгонка (ИТК) сосновской нефти в аппарате АРН-2 и характеристика полученных фракций
Характеристики остатков сосновской нефти приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Характеристика остатков сосновской нефти
Состав газов, растворенных в нефти, и низкокипящих углеводородов представлен в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Состав газов, растворенных в нефти, и низкокипящих углеводородов
Пригодность нефти для производства битумов (ГОСТ 11954-66) определяется по формулам:
А+С-2,5*П≥8 - наиболее пригодна; (1.1) ≤А+С-2,5*П≤8 - пригодна; (1.2) А+С-2,5*П≤0 - непригодна; (1.3)
где А- содержание асфальтенов, % масс; С- содержание смол, % масс; П- содержание твердых парафинов, % масс; Поскольку А+С - 2,5*П = -1,50, то сосновская нефть непригодна для производства битумов. Характеристика продукции
Готовой продукцией завода являются: автомобильный бензин Премиум Евро-95, летнее и зимнее дизельное топливо, нефтяной пек, сера элементарная, сжиженные газы, бензол, сольвент, водородсодержащий газ и т. д. Требования, предъявляемые к нефтяным пекам
Требования, предъявляемые к нефтяным пекам приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Требования к нефтяным пекам
Характеристика бензола Характеристика бензола, получаемого на проектируемом НПЗ представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Требования к бензолу
3 Обоснование варианта переработки нефти
Современные и перспективные НПЗ должны: обладать оптимальной мощностью, достаточной для обеспечения потребности экономического района в товарных нефтепродуктах; обеспечивать требуемое государственными стандартами качество выпускаемых нефтепродуктов; осуществлять комплексную и глубокую переработку выпускаемых нефтепродуктов; быть высокоэффективным, конкурентоспособным, технически и экологически безопасным предприятием. Наиболее рациональным вариантом переработки Сосновской нефти является топливный с глубокой переработкой нефти. Газы, растворенные в нефти, после атмосферно - вакуумной трубчатки поступают на газофракционирующую установку предельных углеводородов. Туда же поступает головка стабилизации с установок каталитического риформинга. Фракция НК - 62 идет на установку изомеризации. На установку также приходит пентан с установки ГФУ предельных углеводородов. Фракция 62 - 85 поступает на установку каталитического риформинга с экстракцией ароматических углеводородов для получения бензола и рафината - компонента бензина. Основная прямогонная бензиновая фракция 85-180 идет на каталитический риформинг топливного направления CCR для получения базового компонента бензина Премиум Евро-95. Особенностью процесса платформинга CCR с непрерывной регенерацией катализатора является движение катализатора из реактора в реактор за счёт силы тяжести и подъём катализатора без применения клапанов. Для процесса характерны постоянный выход продуктов и высокий коэффициент использования календарного времени. Октановое число получаемого катализата 100. На каталитический риформинг также направляются бензин-отгоны с установок гидроочистки, гидрокрекинга и гидродепарафинизации фракции 180-350.
Таблица 3.1 - Характеристика сырья риформинга
На АВТ отбирается дизельная фракция 180 - 350, которая поступает на установку гидродепарафинизации (гидроизомеризации) дизельного топлива. В данном процессе происходит изомеризация нормальных парафиновых углеводородов непосредственно во фракции. Катализаторы: алюмокобальт- молибденовый, алюмоплатиновый, вольфрамникелевый и др. Процесс гидроизомеризации позволяет получить высококачественное зимнее дизельное топливо из средних дистиллятных фракций сернистых нефтей с температурой застывания минус 350С в одну ступень и минус 450С по двухступенчатому варианту. Нестабильный бензин (побочный продукт) имеет октановое число 76 по моторному методу (до 92 ИМ). К числу достоинств этого метода относится и его гибкость, которая позволяет осуществить процесс в летнее время в режиме гидроочистки, а в зимнее - в режиме гидроизомеризации по двухступенчатому варианту.
Для обеспечения высокого качества целевого продукта, используется двухступенчатый вариант, включающий предварительную глубокую гидроочистку сырья.
Таблица 3.2 - Характеристика дизельной фракции
Фракция 350 - 500 направляется на установку каталитического крекинга. Этот процесс является одним из ведущих процессов современной нефтепереработки. Целевое назначение каталитического крекинга - это производство с максимально высоким выходом высокооктановых компонентов бензинов изомерного строения и ценных сжиженных газов - сырья для последующих производств высокооктановых компонентов бензинов. Во фракции 350 - 470 содержится 2,96% S. Содержание металлов в сырье не должно превышать 9,0 мг/кг. При содержании S более 0,5% образуются сернистые продукты: в газах содержится много Н2S; в бензинах повышенное содержание серы, при сжигании кокса образуется много SО2 и SО3. Поэтому необходимо проводить предварительную гидроочистку вакуумного газойля. Остаток, выкипающий свыше 470˚С составляет 35,25 % масс. на нефть. Основная задача углубления переработки заключается в квалифицированной переработке этого остатка.
Таблица 3.3 - Характеристика сырья деструктивных процессов
В разработанной поточной схеме гудрон делится на 3 потока и направляется на установки гидрокрекинга VCC и процесса «Юрека» - производства пека. Половина гудрона, образовавшегося на ЭЛОУ-АВТ, идет на установку гидрокрекинга Феба-комби-крекинг (VCC). Выбран данный процесс в связи с тем, что в нем нет необходимости проводить предварительное облагораживание сырья, т.к. используется одноразовый катализатор-добавка в количестве 2% на сырье. В качестве добавки используется железистый шлам. Технология VCC является до сих пор единственной, позволяющей осуществлять глубокую конверсию остаточного сырья (95-98%). Эта установка хорошо комбинируется с первичной перегонкой и каталитическим крекингом. Давление 12-30 МПа, температура 440-500°С. У Сосновской нефти характеристика (А+С-2,5*П) равна -1,50. Это значит, что гудрон является неблагоприятным сырьем для получения битумов. Головка стабилизации установок каталитического крекинга, производства пека поступает на ГФУ непредельных углеводородов. Затем бутан-бутиленовая фракции поступают на установку алкилирования. Назначение данной установки - производство высокооктанового изокомпонента бензинов. Целевой продукт процесса - алкилат, состоящий практически нацело из изопарафинов, имеет высокое октановое число. Преимуществом данной установки алкилирования «Алкилен» является то, что процесс протекает в подвижном слое катализатора на твердом носителе. Использование твердого катализатора позволяет снизить эксплуатационные затраты на получение алкилата. Исключаются проблемы, связанные с использованием серной кислоты: необходимость утилизации отработанных кислот, необходимость выделения и последующей нейтрализации алкилата и т.д. Лёгкие газойли каталитического крекинга, производства пека и гидрокрекинга содержат большое количество непредельных и для их включения в состав дизельных топлив необходимо подвергнуть их гидроочистке. Выбор процессов переработки остаточного сырья объясняется тем, что данная схема, объединяющая КК+ГК, обладает большей технологической гибкостью в отношении регулирования необходимого соотношения дизельного топлива к бензину и выпуска зимних или арктических сортов малосернистых дизельных и реактивных топлив. Заключение
При переработке Сосновской нефти по топливному варианту с глубокой переработкой в качестве целевых продуктов могут быть получены: автомобильный бензин марки Премиум Евро-95; летнее дизельное топливо; зимнее дизельное топливо; пек; бензол. В схему включены наиболее современные установки каталитического крекинга, каталитического риформинга, установка алкилирования на твердом катализаторе, позволяющие повысить качество товарного бензина при оптимизации затрат на его производство. Побочными продуктами производства будут являться: элементарная сера, используемая в производстве серной кислоты, красителей, спичек, в качестве вулканизирующего агента в резиновой промышленности, при производстве битумов и т.д.; сольвент - растворитель на основе ароматических углеводородов; сжиженные газы, используемые в качестве автомобильного или бытового топлива, в качестве сырья для нефтехимии и т.д. Библиография 1. Нефти СССР. Справочник в 4 - х томах. - М.: Химия, 1971 г. . С.А.Ахметов Технология глубокой переработки нефти и газа; Уфа: Гилем,2002 - 672 с. . Разработка поточной схемы и расчёт товарного баланса нефтеперерабатывающего завода: Метод. указания / Казанский государственный технологический университет; сост. В.Г. Козин. Казань, 1993 г. - 52 с. . Рудин М.Г., Сомов В.Е., Фомин А.С. Карманный справочник нефтепереработчика - М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2004 г. - 336с. . В.Г. Козин, Н.Л. Солодова, Н.Ю. Башкирцева. Современные технологии производства компонентов моторных топлив - Казань.: ТаРИХ, 2003 г. - 264с. . Смидович Е.В. Технология переработки нефти и газа. Часть вторая. - М: Химия, 1968 г. - 375 с. Содержание
Введение Характеристика исходного сырья Характеристика готовой продукции Характеристика автомобильных бензинов Характеристика дизельных топлив Требования, предъявляемые к нефтяным пекам Характеристика бензола Обоснование варианта переработки нефти Поточная схема нефтеперерабатывающего завода Расчет материальных балансов технологических установок НПЗ Расчет материального баланса установки ЭЛОУ - АВТ Расчет материального баланса установки Феба-комби-крекинг Расчет материального баланса установки гидроочистки вакуумного газойля Расчет материального баланса установки каталитического крекинга RCC Материальный баланс установки термополиконденсационного процесса «Юрека» Расчет материального баланса установки гидродепарафинизации дизельного топлива 5.7 Расчет материального баланса установки гидроочистки легких газойлей 29 Расчет материального баланса установки каталитического риформинга с целью получения базового компонента бензина Премиум Евро-95 5.9 Расчет материального баланса установки каталитического риформинга с экстракцией бензола Расчет материального баланса газофракционирования предельных углеводородов 5.11 Расчет материального баланса установки изомеризации 5.12 Расчет материального баланса газофракционирования непредельных углеводородов 5.13 Расчет материального баланса установки алкилирования 5.14 Расчет материального баланса установки компаундирования бензина 5.15 Расчет материального баланса установки производства серы Сводный товарный баланс нефтеперерабатывающего завода Заключение Приложение А (Библиография)
РЕФЕРАТ Расчетно - пояснительная записка курсовой работы содержит 41 стра-ниц, 2 рисунка,27 таблиц, НЕФТЬ, ПОТОЧНАЯ СХЕМА, НЕФТЕПРОДУКТЫ, НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД, МАТЕРИАЛЬНЫЙ БАЛАНС Объект курсовой работы: нефтеперерабатывающий завод Цель курсовой работы: дать обоснование варианта переработки нефти, разработать поточную схему и рассчитать товарный баланс нефтеперерабатывающего завода. В курсовой работе подробно изучены характеристики нефти, определены потенциальные содержания нефтепродуктов. На основе этих данных выбран и обоснован вариант переработки нефти. Определен набор технологических процессов, который обеспечит получение нефтепродуктов заданного ассортимента, рассчитаны материальные балансы технологических установок и товарный баланс нефтеперерабатывающего завода. Введение переработка нефть технология завод Выбор направления переработки нефти и ассортимента получаемых нефтепродуктов определяется физико-химическими свойствами нефти, уровнем технологии нефтеперерабатывающего завода и настоящей потребности хозяйств в товарных нефтепродуктах. Различают четыре основных варианта переработки нефти: ) топливный с глубокой переработкой нефти; ) топливный с неглубокой переработкой нефти; ) топливно-масляный; ) топливно-нефтехимический. По топливному варианту нефть перерабатывается в основном на моторные и котельные топлива. Топливный вариант переработки отличается наименьшим числом участвующих технологических установок и низкими капиталовложениями. Различают глубокую и неглубокую топливную переработку. При неглубокой переработке нефти отбор светлых нефтепродуктов составляет не более 40 - 45%, а выработка котельного топлива достигает 50 - 55% на исходную нефть. При глубокой переработке нефти стремятся получить максимально возможный выход высококачественных и автомобильных бензинов, зимних и летних дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей. Выход котельного топлива в этом варианте сводится кминимуму. Таким образом, предусматривается такой набор процессов вторичной переработки, при котором из тяжелых нефтяных фракций и остатка- гудрона получают высококачественные легкие моторные топлива. Сюда относятся каталитические процессы - каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидрокрекинг и гидроочистка, а также термические процессы, например коксование. Переработка заводских газов в этом случае направлена на увеличение выхода высококачественных бензинов. Более перспективным является вариант глубокой переработки нефти, при котором выход светлых нефтепродуктов составляет 65% на нефть, а котельное топливо (мазут) вырабатывается только для обеспечения собственных нужд НПЗ. По топливно-масляному варианту переработки нефти наряду с топливами получают смазочные масла. Для производства смазочных масел обычно подбирают нефти с высоким потенциальным содержанием масляных фракций. Попутно с получением масел производят парафины и церезин, а из асфальтов и экстрактов, являющихся также продуктами установок очистки масел, получают битумную продукцию и нефтяной кокс. Топливно-нефтехимический вариант переработки нефти предусматривает не только получение широкого ассортимента топлив, но и развитие нефтехимического производства. Нефтехимические производства используют в качестве сырья: прямогонный бензин, ароматические углеводороды, жидкие и твердые парафины. При переработке этого сырья получается целая гамма нефтехимической продукции: этилен и полиэтилен, дивинил и изопрен, бутиловые спирты и ксилолы, фенол и ацетон, стирол и полимерные смолы. 1 Характеристика сырья Сырьем проектируемого НПЗ является Сосновская нефть. Она является высокосернистой, средней, высокопарафинистой. Состав и физико - химические свойства нефти приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Характеристика сосновской нефти
Шифр Сосновской нефти: 3.2.3.3.4. Кривые разгонки данной нефти представлены на рисунке 1.1. ИТК и характеристика полученных фракций представлены в таблице 1.2.
Рисунок 1.1 - Разгонка (ИТК) Сосновской нефти и характеристика полученных фракций
Таблица 1.2 - Разгонка (ИТК) сосновской нефти в аппарате АРН-2 и характеристика полученных фракций
Характеристики остатков сосновской нефти приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Характеристика остатков сосновской нефти
Состав газов, растворенных в нефти, и низкокипящих углеводородов представлен в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Состав газов, растворенных в нефти, и низкокипящих углеводородов
Пригодность нефти для производства битумов (ГОСТ 11954-66) определяется по формулам:
А+С-2,5*П≥8 - наиболее пригодна; (1.1) ≤А+С-2,5*П≤8 - пригодна; (1.2) А+С-2,5*П≤0 - непригодна; (1.3)
где А- содержание асфальтенов, % масс; С- содержание смол, % масс; П- содержание твердых парафинов, % масс; Поскольку А+С - 2,5*П = -1,50, то сосновская нефть непригодна для производства битумов. Характеристика продукции
Готовой продукцией завода являются: автомобильный бензин Премиум Евро-95, летнее и зимнее дизельное топливо, нефтяной пек, сера элементарная, сжиженные газы, бензол, сольвент, водородсодержащий газ и т. д. Характеристика автомобильных бензинов
Автомобильные бензины Регуляр Евро-92 и Премиум Евро-95 по ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99). Требования к бензинам представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Требования к автомобильным бензинам
|