Особенности совершенствования политики доходов в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности совершенствования политики доходов в Республике Беларусь



 

Для выделения особенностей совершенствования политики доходов необходимо обозначить особенности экономической ситуации в Беларуси.

Для начала необходимо отметить, что по данным ООН в 2010 году Республика Беларусь заняла 61-е место из 169 стран в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала [1]. Для сравнения, это на 7 пунктов выше, чем в предыдущем году.

Республика Беларусь - страна с переходной экономикой, с достаточно высокой долей государственного сектора в экономике. Но, для формирования заработной платы по законам рынка необходимо "запустить" рыночную систему, а для этого продолжать реформирование государственного устройства от административно-планового типа экономики. Здесь можно выделить несколько подпунктов:

сокращение льготных категорий населения;

усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов;

создание частных пенсионных фондов;

дифференциация пенсий по выслуге лет, по размерам внесенных средств;

чёткое налоговое законодательство, но без чрезмерного использования прогрессивных налоговых ставок;

борьба с "теневой экономикой", путём отмены лицензий, демонополизации рынка;

искоренение коррупции во властных структурах.

Что же касается механизма дифференциации и формирования доходов, то можно сделать вывод о том, что определенная степень дифференциации доходов и заработков необходима экономике. Она играет роль экономического стимулятора, так как формирует материальную заинтересованность человека в повышении эффективности труда, в поиске более эффективных вариантов приложения своих возможностей. Это объясняется тем, что существует непосредственная зависимость между мерой труда, мерой его оплаты и, соответственно, мерой потребления.

В этом плане задача состоит в том, чтобы минимизировать резкие скачки дифференциации, попытаться ее минимизировать, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными.

К предложенным выше факторам снижения напряжённости в дифференциации населения можно добавить еще один - рост реальных денежных доходов населения. На выполнение показателя роста реальных денежных доходов населения оказала влияние не только политика по формированию доходов, но и ценовая политика государства. При реализации данного шага необходимо учитывать, что на современном этапе экономического развития Республики Беларусь повышающее давление регулируемых цен и тарифов на потребительские цены составляет почти пятую часть наблюдаемого уровня инфляции. Это значит, что обеспечение роста покупательской способности населения за счет инфляции могло быть значительно меньшим, если бы отсутствовало повышающее давление со стороны органов государственного управления по пересмотру регулируемых цен и тарифов опережающими темпами.

В прогнозируемом периоде основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение бедности.

Для достижения цели необходимо:

обеспечить рост денежных доходов населения и их реального содержания как условия повышения платежеспособного спроса населения;

значительно повысить размер заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности населения;

повысить роль государственных минимальных социальных гарантий, поэтапно приблизив их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию отдельных групп населения по уровню доходов на основе совершенствования налогообложения доходов граждан;

обеспечить повышение защищенности социально уязвимых слоев населения, проведение пенсионной реформы.

Политика в области оплаты труда будет формироваться с учетом того, что заработная плата должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства. Для этого необходимо обеспечить повышение доли заработной платы в валовом внутреннем продукте и денежных доходах населения. Основными задачами реформирования оплаты труда в предстоящем пятилетии станут:

усиление стимулирующей роли заработной платы в увеличении производства продукции, работ (услуг) и повышении его эффективности;

значительное повышение удельного веса оплаты по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате;

регулирование цены рабочей силы на основе поэтапного приближения размера тарифной ставки первого разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету;

обеспечение дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификации;

повышение роли социального партнерства при регулировании оплаты труда в реальном секторе экономики;

реализация принципа равной оплаты равносложного труда в сопоставимых условиях, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда работников предприятий и организаций различных форм собственности.

Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы государством предусматривается осуществлять путем выработки обоснованной политики в определении минимальной заработной платы, размера тарифной ставки первого разряда; упорядочения системы надтарифных выплат и совершенствования параметров Единой тарифной сетки; разработки более эффективного порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях.

В реальном секторе экономики политика государства, связанная с трудовыми отношениями, будет реализовываться через расширение сферы действия и повышение эффективности социального партнерства, совершенствование системы налогов и платежей с целью повышения стимулирующей роли заработной платы в результатах труда и тем самым восстановления функции у заработной платы расширенного воспроизводства рабочей силы, что позволит поднять престиж труда.

Как последний пункт данного параграфа, следует выделить проблему формирования дохода из внешнего сектора. В настоящее время большие объёмы денежных средств в виде зарплаты ввозится из-за границы. Их стараются не регистрировать (и, надо сказать, в большинстве случаев достаточно успешно), так как они облагаются достаточно большим налогом. Регулирование законодательства и снижение налоговой ставки поможет учитывать и получать налоги с этого вида доходов. Кроме того, исчезнет, связанный с "отмыванием" этих средств сектор "теневой экономики".


Заключение

 

При написании данной работы изучалось такое социально-экономическое явление, как доходы, их виды и факторы дифференциации, в частности в Республики Беларусь. Для этого были решены задачи, поставленные во введении:

Во-первых, было изучено такой понятие, как "доходы населения", их содержание, виды и состав, а так же проблемы неравенства в распределении доходов.

Во-вторых, была проанализирована ситуация, сложившаяся в Республике Беларусь в области распределения доходов, предложены возможные пути совершенствования и улучшения нынешней ситуации.

После рассмотрения комплекса проблем связанных с распределением доходов в обществе необходимо сделать непростой вывод. Наиболее значительный удельный вес имеют денежные доходы, которые могут быть номинальными реальными и располагаемыми. Самым главным показателем денежных доходов является заработная плата. Она составляет наибольшую часть в структуре денежных доходов населения. Однако нельзя было не заметить проблему дифференциации в распределении доходов, в частности и заработной платы. Ситуация за последние время в этой области изменилась только в сторону еще большего расслоения. Однако для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности дифференциация необходима - более того, она является фактором прогресса.

Задача состоит в том, чтобы минимизировать ее резкие скачки, а также уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными.

Таким образом, в результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:

принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как государственных, так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат;

способствование образованию "среднего класса" путем поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения;

сокращение льготных категорий населения;

усиление методов по контролю над рациональным использованием средств из социальных фондов;

создание частных пенсионных фондов;

дифференциация пенсий по выслуге лет, по размерам внесенных средств;

чёткое налоговое законодательство, но без чрезмерного использования прогрессивных налоговых ставок;

борьба с "теневой экономикой", путём отмены лицензий, демонополизации рынка;

искоренение коррупции во властных структурах.

Дабы подвести окончательный итог следует сказать, что тема доходов тесно вплетена в экономическую систему общества. Это широкое поле для исследований, и проводить их возможно только исследуя все сферы макроэкономики. Предложенные способы решения проблем политики доходов достаточно поверхностны, и помогают решить лишь насущные, а не глобальные проблемы. Для решения глобальных проблем необходим коренной пересмотр всей экономической системы и внесения в неё существенных изменений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.012 с.)