Глава 1. Особенности тревожности в подростковом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Особенности тревожности в подростковом возрасте



Содержание

Введение

Глава 1. Особенности тревожности в подростковом возрасте

1.1 Понятие тревожности. Виды тревоги

1.2 Подростковый возраст и тревожность

Глава 2. Особенности коррекции тревожности

2.1 Определение психотерапии

2.2 Методы психологической коррекции

2.3 Диагностика возрастного развития

2.4 Особенности профилактики и психокоррекции тревожности

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и психозов, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Современная наука демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

По мнению А.М. Прихожан сравнительно большее количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста.

Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель "преневротического состояния", ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

Объект: Тревожность в подростковом возрасте

Предмет: Коррекция и профилактика тревожности подростков

Цель: Выявить особенности коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте

Задачи:

Определить понятие тревожности

Выявить особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

Выявить особенности коррекции и профилактики тревожности


Глава 2. Особенности коррекции тревожности

 

Определение психотерапии

 

Слово психотерапия происходит от двух слов греческого происхождения: psyche - душа, therapia - лечение, служение. Не существует единого определения психотерапии. Современная терапия, как и многие другие гуманитарные науки, распадается на множество школ, которые придерживаются различных взглядов на цели и задачи психотерапевтической помощи людям, ее конкретное содержание, на критерии психического здоровья.

Психотерапия - комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь организм, с целью устранения болезненных симптомов и изменение отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Айви А.Е. определяет психотерапию, как процесс исправления, задача которого сформировать более эффективное мировоззрение.

Завьялов В.Ю. определяет психотерапию как вид коммуникации между людьми, при котором создаются условия для решения проблем, роста и развития.

Смежной, а зачастую и трудно отделимой от психотерапии областью, является психологическое консультирование.

Консультирование - совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. (Гронский А.В., Ласовская Т.Ю., 2003)


Заключение

 

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

При повышении уровня тревожности, что особенно часто происходит в подростковый период, человек теряет возможность к актуализации собственной личность, так как повышенная тревожность мешает ему двигаться вперед.

Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других.

Понятием "тревожность" большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Существуют различные подходы к определению типов, видов и разновидностей тревожности. Выделяют уровни тревожности, которые определяют как адаптивные способности индивида, так и его реакции на те или иные события и явления жизни. По мнению многих исследователей, определенный, индивидуальный и необходимый уровень тревожности способствует личностному росту индивида, его лучшей адаптации, в то время как низкий или высокий уровень тревожности оказывают блокирующее или дезорганизующее влияние на развитие личности. Общий подход в коррекции эмоционального состояния носит комплексный характер. Это, прежде всего медицинская реабилитация, педагогическая и психологическая, которая направлена на адаптацию подростков в обычных жизненных условиях и снижения тревожности.

 


Список используемой литературы

 

1. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий // Школьный психолог. - 2004. - №8.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинении. В 61 Т 2 М Педагогика, 1982.

.   Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1997.

.   Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. - 1990.

.   Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966.

.   Кочубей Б.И. Детские тревоги: что, откуда, почему? // семья и школа, 1988.

.   Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. - 1990. - № 6.

.   Кочубей Б.И., Новикова Е.В. - Эмоциональная устойчивость школьника. // - Москва: Знание, 1988. - №3.

.   Гронский А.В., Ласовская Т.Ю., Психотерапия и психологическое консультирование. // Учебно-методическое пособие. 2003.

10. Левин К. Кризисы детского возраста. // ПСИХОЛОГИЯ (электронный ресурс) // (http://lutim. narod.ru/dip. htm#Кризис подросткового возраста. <http://lutim.narod.ru/dip.htm>), 2012

.   Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии. - 1963г.

.   Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста // Психолог. - 2003.

.   Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2.

.   Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн.2. Психология образования. - М., 1994.

.   Психология современного подростка. / Под ред.Д.И. Фельдштейна. - М., 1987.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика // Школьный психолог. - 2002.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт // Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. (Серия "Библиотека педагога-практика").

.   Психологический словарь // под ред. Давыдова В.В. - М., 1983г.

.   Реан А.А. Психология детства // Спб.: "Прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. (Серия "Мэтры психологии").

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (Учебное пособие в двух книгах). Книга 1. - М.: ВЛАДОС. 1999.

.   Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги. - Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983.

.   Степанов С. Беспокойство - его причины и следствия // Школьный психолог. - 2004. - №8.

.   Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М., 1975.

.   Талызина Н.Н. О современных тинэйджерах, их психологии и культуре, их проблемах и ценностях. По страницам книги Филипа Райса "Психология подросткового и юношеского возраста" // МЕТОДОЪЕДИНЕНИЕ (электронный ресурс) // http://vmo. rgub.ru/researh/lit_review/rice. php <http://vmo.rgub.ru/researh/lit_review/rice.php>, 2012

.   Фильдштейн Д. Психология современного подростка. - М., 1991.

.   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1. М.,"Педагогика", 1986.

.   Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997.

.   Хорни К. Тревожность. // Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2

.   Шмаков В.М. О психоаналитической теории личности З. Фрейда и периодизации психического развития. // ЮТО ОППЛ, АНО "Институт здоровья" (электронный ресурс) // <http://www.oppl-ural.ru/node/172>, 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности тревожности в подростковом возрасте

1.1 Понятие тревожности. Виды тревоги

1.2 Подростковый возраст и тревожность

Глава 2. Особенности коррекции тревожности

2.1 Определение психотерапии

2.2 Методы психологической коррекции

2.3 Диагностика возрастного развития

2.4 Особенности профилактики и психокоррекции тревожности

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и психозов, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Современная наука демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.

По мнению А.М. Прихожан сравнительно большее количество работ посвящено детям 5-8 лет (что во многом связано с проблемой готовности к школе), исследований тревожности у старших детей и у подростков явно недостаточно. Тревожность чаще всего изучается преимущественно в рамках одного какого-либо возраста.

Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель "преневротического состояния", ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

Объект: Тревожность в подростковом возрасте

Предмет: Коррекция и профилактика тревожности подростков

Цель: Выявить особенности коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте

Задачи:

Определить понятие тревожности

Выявить особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

Выявить особенности коррекции и профилактики тревожности


Глава 1. Особенности тревожности в подростковом возрасте

 

В нашей стране тревожность стала активно изучаться в 60-70 г. г. XX века. Однако количество исследований было явно недостаточным для того, что иметь об этом явлении четкое и ясное представление. В последние годы, в связи с ростом переводных работ, интерес к тревожности со стороны отечественных исследователей стал более ощутимым. Появилось немало научных работ (монографий, диссертационных исследований, статей в специализированных изданиях), которые освещают те или иные стороны проблем, связанных с тревожностью. В современной психологии найдется не много явлений, подвергшихся такому тщательному и всестороннему изучению как тревожность. Вместе с тем, в этой области остается много неисследованных вопросов. До сих пор, в частности, остается открытым вопрос об определении понятия тревожности, в связи с широким диапазоном интересов исследователей, занимающихся изучением данного явления.

Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений и отношений с обществом, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность. В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.89 (0.032 с.)