Теоретические аспекты управления многоквартирными домами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты управления многоквартирными домами



Введение

 

Управление многоквартирными домами должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления:

управление непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

управление ТСЖ либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление управляющей организацией.

Вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в соответствии с Жилищным кодексом РФ основным органом управления дома является общее собрание собственников помещений.

Это обусловлено наличием в многоквартирном доме общего имущества, находящегося в долевой собственности собственников помещений (как жилых, так и нежилых). В связи с тем, что общее имущество дома является неделимым, управление им должно осуществляться совместно.

Актуальность темы исследования:

С началом действия Жилищного кодекса Российской Федерации, в жилищном праве были созданы правовые институты управления многоквартирными домами, появились новые правовые принципы регулирования отношений, возникающих между собственниками помещений в многоквартирном доме по поводу управления и содержания общего имущества многоквартирного дома. Законодателем преследовалась цель создать правовой механизм, который способен был регулировать правоотношения собственников помещений многоквартирного дома.

Целью данной курсовой работы является выявление проблем управления многоквартирными домами, а также формулирование предложений по их преодолению.

Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:

.   Дать понятие и выявить цели управления многоквартирными домами

.   Рассмотреть создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами

.   Проанализировать выбор способа управления многоквартирным домом

.   Изучить способы управления многоквартирными домами

Объектом исследования - являются общественные отношения урегулированные нормами жилищного права в сфере характеристики способов управления многоквартирными домами.

Предметом - являются виды способов управления многоквартирными домами и проблемы, возникающие при реализации способов управления многоквартирными домами.

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы: эмпирические методы (наблюдение и изучение законодательных и нормативных материалов), теоретические методы (теоретический анализ учебной литературы (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений)).

Данная курсовая работа состоит из трез глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты управления многоквартирным домом, понятие и цели управления многоквартирными домами, создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами и выбор способа управлении собственниками помещений.

Вторая глава курсовой работы посвящена исследованию способов управления многоквартирными домами и проблемам, возникающим при осуществлении их в РФ.

В третьей главе рассматривается договор управления многоквартирным домом.

При написании работы была исследована нормативно-правовая база, общая и специальная литература, материалы периодической печати и материалы глобальной сети Интернет.

 


 

Способы управления многоквартирными домами. Проблемы управления

 

Заключение изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом

Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем 1 год и не более чем 5 лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирными домами по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

Изменение или расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законадательством.

Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано ТСЖ, осуществляется с учетом требований Жилищного кодекса к организации и деятельности жилищных кооперативов и ТСЖ.

Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течении первого квартала текущего года предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом за предыдущий год.

Особенностью договора управления многоквартирным домом является наделение заказчика правом на односторонний отказ от исполнения договора. Пункт 8.1 статьи 162 жилищного кодекса РФ предусматривает право собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора, в случае если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

Таким образом, односторонний отказ от договора управления многоквартирным домом по данному основанию допускается при соблюдении трех условий:

во-первых, договор управления многоквартирным домом заключен по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления;

во-вторых, истек первый или последующий календарный год с момента заключения договора;

в-третьих, до истечения срока действия договора собственниками проведено собрание, на котором выбран или изменен способ управления многоквартирным домом.


Заключение

 

Проведенные исследования в рамках данной работы позволили сформулировать ряд основных выводов.

Ранее во всех регионах существовало положение, при котором большую часть рынка услуг по управлению муниципальным жилищным фондом занимались муниципальные унитарные предприятия. Субъектами малого предпринимательства производилось всего 6% объема услуг в ЖКХ.

В настоящий момент завершается процесс реформирования управления жилищным фондом. Государство предоставляет собственникам жилья право по выбору способа управления и тем самым принять участие в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. И чем быстрее собственники жилья осознают это, тем с большей выгодой для себя они смогут воспользоваться предоставленными им правами. Ведь, в конечном счете, самоуправление в жилищной сфере является одним из наиболее эффективных способов защиты прав собственников жилья, контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования по обслуживанию и ремонту жилья.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья; управление управляющей организацией. В первом случае собственники не имеют статуса юридического лица, а следовательно, ограничены в хозяйственной деятельности, без которой управление многоквартирным домом затруднительно, а в последнем - лишены возможности контроля за деятельностью управляющей организации и влияния на неё. Наиболее рациональной формой управления является создание товарищества собственников жилья.

С введением в действие Жилищного кодекса РФ делается акцент на товарищество собственников жилья, как одну из эффективных форм управления многоквартирным домом. Ему предоставляется широкий круг полномочий: управление многоквартирным домом, заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.

Несмотря на все проблемы, существующие в организации управления ТСЖ, собственники выбирают самоуправление, как один из способов управления многоквартирным домом. Поскольку общее собрание членов товарищества самостоятельно устанавливает периодичность проведения текущего и капитального ремонта, а также размер денежных средств, предназначенных на эти нужды. Тогда как управляющая организация берет фиксированный тариф, который не может быть изменен собственниками помещений в многоквартирном доме.

Не следует останавливать реформирование жилищного законодательства, на данном этапе ограничившись только размунипалицизированием управления жилым фондом. Нужно его дальнейшее совершенствование, которое будет охватывать более широкий круг вопросов, и способствовать внедрению самоуправления жильём.

Дополнить Жилищный кодекс рядом правил, обеспечивающих реализацию прав членов ТСЖ на участие в общих собраниях и пресекающих возможные злоупотребления в этой сфере. В частности, необходимо установить исключительный характер компетенции общего собрания; сроки проведения годового общего собрания и вопросы, разрешаемые на нем в обязательном порядке; порядок созыва и проведения общих собраний, в том числе правила участия членов товарищества в формировании повестки дня, порядок участия членов товарищества в общих собраниях, правила документирования созыва, проведения и результатов общего собрания; порядок и условия проведения внеочередных общих собраний и собраний в форме заочного голосования; срок обжалования решений общего собрания в судебном порядке. Также необходимо установить требования к содержанию устава ТСЖ и порядок получения членами товарищества информации о его деятельности.

Дополнить ЖК РФ правилами регулирующими отношения между кооперативом, управляющим многоквартирным домом, и собственниками, не являющимися его членами.

На мой взгляд, на выбор способа управления многоквартирным домом оказывает влияние ряд субъективных факторов: технические особенности и состояние объекта, менталитет собственников, уровень развития рыночных отношений в местной жилищной сфере. В различных городах и регионах предпочтения отдаются разным формам управления МКД, на что также во многом влияет этажность и плотность застройки.

 


 

Список источников

 

1). «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ

(ред. от 28.12.2013) «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, №1, ст. 14,

) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ) «Собрание законодательства РФ», 03.03.2014, №9, ст. 851

) Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (ред. от 27 сентября 2003 г. №170 г. Москва) «Российская газета», №214, 23.10.2003

4) Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47
«Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (С изменениями и дополнениями от: 8 апреля 2013 г.) «Собрание законодательства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. №6 ст. 702»
5) Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 №75 (ред. от 10.09.2013) «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» «Российская газета», №37, 22.02.2006.

) Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (С изменениями и дополнениями от: 6 мая 2011 г., 3 апреля, 14 мая 2013 г.) «Собрание законодательства РФ», 21.08.2006, №34, ст. 3680,

) Цицин К. Перспективы развития ЖКХ/ К. Цицин. - Проблемы теории и практики управления. - 2009.

) Тихомиров М.Ю. Управление многоквартирным домом: практическое пособие М.: «Изд. Тихомирова М.Ю.», 2011.

) Кубанкина Е.И. Жилищное право: Учебное пособие/ Е.И. Кубанкина, В.В. Павленко. - 3-е издание.-М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и к», 2011.

) Крашенинников П.В. Жилищное право. 8-е изд., М.: Статут, 2012. 396 с.

Введение

 

Управление многоквартирными домами должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления:

управление непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

управление ТСЖ либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление управляющей организацией.

Вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в соответствии с Жилищным кодексом РФ основным органом управления дома является общее собрание собственников помещений.

Это обусловлено наличием в многоквартирном доме общего имущества, находящегося в долевой собственности собственников помещений (как жилых, так и нежилых). В связи с тем, что общее имущество дома является неделимым, управление им должно осуществляться совместно.

Актуальность темы исследования:

С началом действия Жилищного кодекса Российской Федерации, в жилищном праве были созданы правовые институты управления многоквартирными домами, появились новые правовые принципы регулирования отношений, возникающих между собственниками помещений в многоквартирном доме по поводу управления и содержания общего имущества многоквартирного дома. Законодателем преследовалась цель создать правовой механизм, который способен был регулировать правоотношения собственников помещений многоквартирного дома.

Целью данной курсовой работы является выявление проблем управления многоквартирными домами, а также формулирование предложений по их преодолению.

Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:

.   Дать понятие и выявить цели управления многоквартирными домами

.   Рассмотреть создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами

.   Проанализировать выбор способа управления многоквартирным домом

.   Изучить способы управления многоквартирными домами

Объектом исследования - являются общественные отношения урегулированные нормами жилищного права в сфере характеристики способов управления многоквартирными домами.

Предметом - являются виды способов управления многоквартирными домами и проблемы, возникающие при реализации способов управления многоквартирными домами.

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы: эмпирические методы (наблюдение и изучение законодательных и нормативных материалов), теоретические методы (теоретический анализ учебной литературы (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений)).

Данная курсовая работа состоит из трез глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты управления многоквартирным домом, понятие и цели управления многоквартирными домами, создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами и выбор способа управлении собственниками помещений.

Вторая глава курсовой работы посвящена исследованию способов управления многоквартирными домами и проблемам, возникающим при осуществлении их в РФ.

В третьей главе рассматривается договор управления многоквартирным домом.

При написании работы была исследована нормативно-правовая база, общая и специальная литература, материалы периодической печати и материалы глобальной сети Интернет.

 


 

Теоретические аспекты управления многоквартирными домами

Понятие и цели управления многоквартирными домами

многоквартирный управление самоуправление местный

Многоквартирный дом - это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

В материальном плане многоквартирный дом находит свое выражение в виде непосредственно здания. В составе здания выделяют следующие элементы:

Конструктивные элементы здания - части здания, представляющие собой строительные конструкции (ограждающие несущие и ненесущие конструкции, фундамент, крыша, перекрытия, стены и пр.).

Помещения жилые и нежилые. Жилые помещения - это, по сути, определенные объемы между строительными конструкциями, предназначенные для постоянного проживания граждан (квартиры).

Так, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относится жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Нежилыми помещениями являются помещения в многоквартирном доме (объемы между строительными конструкциями), предназначенные для осуществления разрешенных видов деятельности (офисы, магазины, аптеки, поликлиники и другие помещения).

Помещения, не являющиеся частями жилых и нежилых помещений, все остальные помещения (объемы между строительными конструкциями), не относящиеся к квартирам и нежилым помещениям. К таким помещениям относятся, например, коридоры, чердаки, подвалы, лифтовые шахты.

Инженерные сети и оборудование здания - коммуникации и оборудование, расположенные в доме и предназначенные для предоставления жилищно-коммунальных услуг. Условно говоря, это трубы, бойлерные установки, мусоропровод, лифтовое оборудование и т.п.

Следует отметить, что жилые и нежилые помещения в дальнейшем не будут рассматриваться как объект управления в рамках многоквартирного дома по следующим причинам:

) в отношении управления такими помещениями решение принимает их собственник;

) в отношении всех остальных элементов решения по вопросам управления принимаются на общем собрании собственников помещений.

Следовательно, под объектом управления в рамках многоквартирного дома мы будем понимать: управление помещениями, не являющиеся частями жилых и нежилых помещений и управление инженерными сетями и оборудованием здания.

Признаки управления многоквартирным домом:

Деятельность. Управление - это всегда процесс, растянутый во времени. Временные рамки управления конкретным многоквартирным домом зависят от жизненного цикла дома - с момента его постройки и до момента сноса.

Объект. Вектор любого управления направлен на какой-либо объект.

По объекту управления выделяют формы управления многоквартирным домом: управление жилищным фондом - это деятельность по управлению всеми помещениями (квартирами, комнатами), находящимися в собственности одного лица;

управление общим имуществом в доме - осуществляется собственниками помещений в доме, либо лицом, привлеченным собственниками.

Субъект. Субъект управления - лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемый объект в целях обеспечения его функционирования и движения к заданной цели.

Субъект управления:

осуществляет управленческую и организационную работу;

принимает решения;

обеспечивает достижение поставленных целей.

При управлении многоквартирным домом, субъектом управления являются собственники помещений в многоквартирном доме (первичный субъект), или лица, привлеченные ими для управления домом (опосредованный субъект). В некоторых случаях субъектом управления многоквартирным домом могут быть органы местного самоуправления (в случае, если собственники сами не выбирают способ управления домом, за них управляющую компанию выбирают органы местного самоуправления.

Целенаправленность. Любая деятельность по управлению имеет определенные цели и задачи. Так, управление многоквартирным домом осуществляется в целях обеспечения:

благоприятных и безопасных условий проживания граждан;

надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме;

решения вопросов пользования общим имуществом;

предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласованность и единство. Управление многоквартирным домом, жилые и нежилые помещения в котором принадлежат различным собственникам, может осуществляться только на основе единых условий, согласованных ими. Собственники могут вырабатывать эти условия сами или делегировать свои права по их формированию управомоченному ими лицу, которое и будет представлять интересы всех собственников при выборе и заключении договоров с управляющими компаниями.

Таким образом, управление многоквартирным жилым домом - это согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме, или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.058 с.)